Сущность предпринимательства и его основные формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ сущности предпринимательства и его основные формы. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
- рассмотреть сущность предпринимательства;
- исследовать частнопредпринимательскую фирму, партнерство и корпорации как формы предпринимательства;
- проанализировать развитие предпринимательства в современной России.
Объектом анализа курсовой работы является предпринимательство. Предметом исследования выступают формы предпринимательства в современной России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………… 3

1. Сущность предпринимательства: цели и задачи…………………. 4

2. Частнопредпринимательская фирма и партнерство как форма предпринимательства…………………………………………………. 9

3. Корпорации как форма предпринимательства…………………. 12

4. Развитие предпринимательства в современной России…………16

Заключение……………………………………………………………22

Библиографический список…………………………..…………..…24

Файлы: 1 файл

предпр.docx

— 57.38 Кб (Скачать файл)

Несомненными достоинствами частнопредпринимательской фирмы являются:

- простота организации (учреждения, управления и т. д.);

- свобода действий (не связанная с необходимостью согласования в принятии решений и т. д.);

- сильный экономический стимул (получение  всей прибыли одним лицом) [4].

Среди основных недостатков частнопредпринимательской  фирмы следует назвать в первую очередь:

- ограниченность финансовых и материальных ресурсов (связанная как с недостатком средств собственника фирмы, так и с трудностью получения кредитов);

- отсутствие развитой системы внутренней специализации производственных и  управленческих функций;

- существование неограниченной ответственности (когда собственник в случае банкротства рискует не только капиталом, вложенным в дело, но и всей своей личной собственностью) [8].

Партнерство - это фирма, организованная рядом  лиц, совместно владеющих и управляющих предприятием. Основные права здесь принадлежат всем партнерам. Они осуществляют эффективный контроль за деятельностью друг друга (продуктивные партнерства являются основой успеха). Партнерства типичны для различных сфер интеллектуальной деятельности, таких, как искусство, юриспруденция, медицина и т. д. Они, как правило, жизнеспособны при ограниченном числе участников. В ряде случаев возникают партнерства с ограниченной ответственностью. Это означает, что наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность фирмы, имеются партнеры, ответственность которых ограничивается суммой, вложенной в дело (партнеры с ограниченной ответственностью). Партнерства разделяют большинство достоинств частнопредпринимательской фирмы (в частности, их легко организовать и ими несложно управлять). В то же время они обладают рядом преимуществ по сравнению с частнопредпринимательской фирмой. Здесь уже в большей мере можно использовать разделение труда и специализацию в производстве и управлении, легче преодолеть финансовые барьеры для начала и продолжения деятельности.

Как и частнопредпринимательская фирма, партнерства обладают рядом недостатков:

-скудность финансовых средств;

- неограниченная ответственность;

- разделение функций, в результате которого может возникнуть  несогласованность  действий и даже несовместимость интересов;

- угроза потенциального распада  партнерства (в результате возникающих  противоречий или выхода из  дела одного из партнеров) [10].

Иногда по типу партнерства  организованы большие трудовые  коллективы. Так возникли самоуправляющиеся фирмы югославского типа. В этом случае владельцами предприятия являются все - владельцы как интерспецифических, так и общих ресурсов. Все они имеют одинаковые права. Поскольку все стратегические вопросы решаются совместно, нередким является распределение прибыли в пользу настоящего (повышения зарплаты) и в ущерб будущему (инвестициям в производство). «Проедание» средств создает инвестиционный голод и, как следствие, медленные темпы научно-технического прогресса и развития производства.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Корпорации как форма предпринимательства

Корпорация - это специфический тип  деловых предприятий, который  имеет форму существования, отличную от физических лиц (форма юриди-       ческого  лица). Корпорация существует независимо от ее владельцев - акционеров. Если  им не нравится проводимая корпорацией политика, они вправе продать свой пай, но, как правило, не в состоянии ликвидировать компанию как таковую. Поэтому современные корпорации характеризуются известной стабильностью. Они сохраняют свои специфические ресурсы независимо от воли и желания отдельных акционеров.

Наряду с несомненными достоинствами  корпорации обладают и вполне  ощутимыми недостатками. Корпорации  открывают широкий простор для  всевозможных злоупотреблений. Возникает разрыв между функцией собст- венности  и функцией управления. Мелкие и средние держатели обычно не обладают необходимой и достаточной информацией для осуществления действенного контроля. В корпорации происходит размывание прав собственности, поскольку возможности контроля за деятельностью команды ослабляются. Держатели контрольного пакета акций могут осуществлять контроль лишь за высшими управляющими. Возможности оппортунистического поведения расширяются.

Стремясь  к личному обогащению, высшие менеджеры  участвуют в рискованных операциях, а иногда идут и на прямые злоупотребления властью (махинации с ценными бумагами, перелив капитала в дочерние компании, сомнительная производственная деятельность и т. д.). Однако, как правило, такие злоупотребления возможны лишь в определенных пределах. Сдерживающим фактором выступает сам рынок. Если корпорация начинает работать плохо, опасность вмешательства акционеров в повседневные дела компании возрастает, возникает угроза «поглощения» данной фирмы другой и полной смены команды. К тому же падает престиж менеджеров компании на рынке менеджерского труда, что может в перспективе привести к резкому сокращению их доходов. Другим крупным недостатком деятельности современной корпорации является двойное налогообложение. Дело в том, что часть дохода корпорации, которая выплачивается акционерам в виде дивидендов, сначала облагается налогом как прибыль корпорации, а потом как часть дохода держателя акций.

В результате большая часть прибыли  превращается в налоги, уплачиваемые государству. Регулируемая и государственная  фирмы. Деятельность ряда фирм регулируется государством. В этом случае государство вводит ограничения на размеры прибыли, т. е. регулирует остаточный доход. Такая политика государства приводит к тому, что часть прибыли либо превращается в издержки (путем повышения заработной платы, дополнительного премирования), либо дарится потребителям путем снижения цены выпускаемой продукции.

Государство не только регулирует деятельность частных  фирм. Ряд фирм находится в собственности  государства. Государственная собственность означает отсутствие права на свободную продажу имеющихся правомочий. Таким образом, деятельность менеджеров не получает прямой рыночной оценки. Менеджеры государственных предприятий контролируются собственниками (гражданами государства) в меньшей степени, чем менеджеры частных компаний. Ослабление контроля открывает широкие возможности для оппортунистического поведения и различных злоупотреблений [6].

Срок  службы управляющих, как правило, дольше, чем в частном секторе. Они  меньше рискуют, меньше заботятся о прибыли. Государство нередко занижает цены на продукцию своих предприятий, ведь убытки могут быть покрыты за счет налогоплательщиков. Неприбыльные (некоммерческие) организации - широко распространенная форма в условиях современной рыночной экономики. К ним относятся профсоюзы, клубы, церкви, благотворительные фонды и другие организации, которые не стремятся к получению прибыли. Некоторые из них полностью зависят от пожертвований, другие получают доходы от своей деятельности - продажи товаров и услуг. Многие из этих организаций имеют статус корпораций. Однако это специфический вид корпораций. Это корпорации без акционеров. Обычно они управляются советом попечителей, выбранных или сформированных в соответствии с уставом данной организации.

Если  в результате деятельности такой организации появляется прибыль, то она обычно вкладывается в дело. Кооперативы образуются путем объединения части ресурсов своих членов с целью извлечения взаимной выгоды. Членство в кооперативе основывается на личном трудовом или ином участии. Число членов кооператива не может быть меньше пяти. Решения принимаются по принципу «один член - один голос» независимо от величины индивидуального пая. Члены кооператива несут субсидиарную коллективную ответственность по его обязательствам. Кооперативы могут быть потребительскими или сбытовыми. В первом случае покупатели приобретают возможность получать товары по оптовым ценам, во втором - контролировать продажу произведенной ими продукции. Прибыль обычно не является самоцелью деятельности таких организаций, хотя появление ее не исключено.

В России, в соответствии с действующим  законодательством, корпорация действует в целях содействия реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии.

В этой связи управление корпорацией  получило название корпоративного управления (corporate management). Одним из основополагающих принципов корпоративного управления является формирование организационной структуры корпорации.

Как уже было показано, в настоящее  время в поисках более высокой  эффективности функционирования крупные  зарубежные корпорации начинают перестраивать  организационную структуру. Суть перемен  состоит в стремлении использовать преимущества организаций со "сквозным" менеджментом перед менеджментом "вверх и вниз" в вертикально-ориентированной иерархии. Однако, простое перенесение зарубежного опыта в российскую действительность невозможно без адаптации к современным реалиям [14].

В экономическом плане современная  Россия представляет собой пример классического  государства-корпорации. По словам российского  социолога и историка Андрея Фурсова, «как только главным для государства  провозглашается экономическая  конкурентоспособность в глобальном масштабе, о социальной и национальной составляющих государства можно забыть – государство начинает вести себя как корпорация, в которой все определяется экономической эффективностью: “выживает сильнейший” и “ничего личного”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Развитие предпринимательства  в современной России

В современной России сделаны  шаги в сторону демократических  преобразований и формирования рыночных отношений. Можно говорить о том, что миллионы российских граждан  занимаются предпринимательской деятельностью, которая дает ощутимый экономический  и социальный эффект. Однако, если рассматривать потенциальные возможности нашего общества, то доля предпринимательского сектора в укреплении рыночной экономики пока явно недостаточна.  Так, на тысячу россиян приходится в среднем лишь  10 предпринимателей, тогда как в странах – членах Европейского Союза – не менее 30 [13].  

Развитие предпринимательства  в регионах Российской Федерации  сталкивается с многочисленными  проблемами, которые являются в основном типичными:

- отсутствие действенных  финансово-кредитных механизмов  и материально-ресурсного обеспечения  развития малого предпринимательства; 

  • пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом;
  • нехватка ресурсов, прежде всего финансовых;
  • сложность доступа к деловой информации – сведения о продукте, конкуренте и т.п.;
  • неурегулированность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе;
  • отсутствие положительного имиджа отечественного предпринимателя;
  • нестабильность экономической ситуации в стране;
  • недобросовестность крупного бизнеса;
  • доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования;
  • правовая неграмотность самих предпринимателей;
  • отсутствие явного развития производства;
  • недостаточность кадрового потенциала;

-  длительное  оформление документации [8].

Это, прежде всего, – проблемы широкого «теневого» сектора  предпринимательской деятельности, сложность и запутанность регионального  законодательства, высокие административные барьеры, препятствующие возникновению  новых фирм, недостаточность налоговых  поступлений от малых предприятий  в региональный и местный бюджеты.

Предприниматели отмечают также проблему слишком высоких налоговых ставок, сложность и запутанность налоговой  системы, сложность и несовершенство законодательства, регистрирующего  предприятия, регламентирующего их деятельность, например, сертификацию продукции, лицензирование и т.д. Препятствия  на пути предпринимательства получили наименование «административные барьеры».

Развитие предпринимательства  в значительной мере зависит от масштабов  его финансовой поддержки со стороны  государства. Рост числа новых малых  предприятий, увеличение объемов выпуска  продукции, продаж и оказание услуг  действующими малыми предприятиями  и индивидуальными предпринимателями  без образования юридического лица зависят от нескольких условий.

Первое условие связано  с формированием благоприятного предпринимательского климата. Для  этого необходима реализация в регионах и муниципалитетах принятых Государственной  думой законов о дебюрократизации. Следует существенно упростить регистрацию предприятий, сократить число контролирующих органов и проверок, значительно уменьшить количество лицензируемых видов деятельности. Это может резко ослабить коррупционный «пресс», снизить потери средств предпринимателей, вынужденных создавать 20 – 30 процентные «резервы» от объема продукции и доходов для «отступных». В результате у субъектов малого предпринимательства появятся дополнительные финансовые и материальные ресурсы, выведенные из «тени». Величина вклада в ВВП большей части малых предприятий должна возрасти, по экспертным оценкам, на 3 – 5%, их объем инвестиций в основные фонды – примерно 8 – 10 %, улучшится положение с оборотными средствами и т.д.

Второе условие – необходимость  скорейшего и резкого уменьшения налоговой нагрузки, прежде всего  для начинающих предпринимателей.

Третье условие – необходимость  концентрации финансовых средств, поступающих  на поддержку малых предприятий  из федерального и регионального  бюджетов, средств Федерального фонда  поддержки малого предпринимательства  и внебюджетных источников на таких  приоритетных направлениях, как:

- создание системы гарантий (поручительств), что позволит коммерческим  банкам активнее включаться в  процесс кредитования начинающих  и закрепившихся предпринимателей;

Информация о работе Сущность предпринимательства и его основные формы