Сущность предпринимательского риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 17:21, контрольная работа

Описание работы

Как показывает опыт, существует объективная причина появления рисков при осуществлении предпринимательской деятельности, так как заранее нельзя просчитать влияние всех факторов на конечные результаты деятельности фирмы, а в процессе осуществления намеченной деятельности многие факторы могут непредсказуемо изменяться. Поэтому предприниматель может нести потери на всех стадиях жизненного цикла фирмы, на всех этапах воспроизводственного процесса. В учениях классиков экономической теории особо подчеркивается мысль, что предпринимательство — это рисковая деятельность. А. Смит в своем труде «Исследования о природе и причинах богатства народов» писал, что достижение даже обычной нормы прибыли всегда связано с большим или меньшим риском. Известно, что получение прибыли предпринимателю не гарантировано, вознаграждением за затраченные им время, усилия и способности могут оказаться как прибыль, так и убытки.

Файлы: 1 файл

Сущность предпринимательского риска.docx

— 49.33 Кб (Скачать файл)

В настоящее время можно  выделить две формы предпринимательства. В первую очередь это коммерческие организации, основанные на старых хозяйственных  связях. В ситуации неопределенности такие предприниматели стараются  избегать риска, пытаясь приспосабливаться  к изменяющимся условиям хозяйствования. Вторая форма — это вновь созданные  предпринимательские структуры, характеризующиеся  развитыми горизонтальными связями, широкой специализацией. Такие предприниматели  готовы рисковать, в рисковой ситуации они маневрируют ресурсами, способны очень быстро находить новых партнеров.

В принятии предпринимателем решения, связанного с риском, важную роль играет его информированность, опыт, квалификация, деловые качества. Предприниматель предрасположен к  рискованным решениям в том случае, если уверен в профессионализме исполнителей. Также готовность идти на риск в  немалой степени определяется под  воздействием результатов реализации, предыдущих решений, принятых в тех  же условиях.

 Ошибки, допущенные ранее  в аналогичной ситуации, диктуют  выбор более осторожной стратегии.

Риск, которому подвергается предприятие, — это вероятная  угроза разорения или несения  таких финансовых потерь, которые  могут остановить все дело. Поскольку  вероятность неудачи присутствует всегда, встает вопрос о методах  снижения риска. Для ответа на этот вопрос необходимо количественно определить риск, что позволит сравнить величину риска различных вариантов решения  и выбрать из них тот, который  больше всего отвечает выбранной  предприятием стратегии риска.

 

При анализе риска  обычно используются допущения, предложенные известным американским экспертом  Б. Берлимером:

·    потери от риска  независимы друг от друга;

·  потеря по одному направлению  деятельности не обязательно увеличивает  вероятность потери по другому, за исключением  форс-мажорных обстоятельств;

· максимально возможный  ущерб не должен превышать финансовых возможностей участника.

Анализ рисков можно подразделить на два дополняющих друг друга  вида: качественный и количественный.

Качественный анализ позволяет  определить факторы и потенциальные  области риска, выявить возможные  его виды.

Количественный анализ направлен  на то, чтобы количественно выразить риски, провести их анализ и сравнение. При количественном анализе риска  используются различные методы. В  настоящее время наиболее распространенными  являются:

·        статистический метод;

·        анализ целесообразности затрат;

·        метод  экспертных оценок;

·        метод  аналогий

После анализа риска я  считаю целесообразным перейти к  количественной оценке риска. Несомненно, что риск есть вероятностная категория, и в этом смысле наиболее обоснованно  с научных позиций характеризовать  и измерить его как вероятность  возникновения определенного уровня потерь. Строго говоря, при всесторонней оценке риска следовало бы устанавливать  для каждого абсолютного или  относительного значения величины возможных потерь соответствующую вероятность возникновения такой величины.

Однако, этот, строго математический подход абсолютно неприемлем для  решения насущных задач оценки риска  на конкретном предприятии для конкретного  предпринимателя. Но и здесь есть выход. Достаточно точно величину вероятных  потерь можно рассчитать, используя  статистику.

1. Статистический метод заключается в изучении статистики потерь и прибылей, имевших место на данном или аналогичном предприятии, с целью определения вероятности события, установления величины риска. Вероятность означает возможность получения определенного результата. Например, вероятность успешного продвижения новой услуги на рынке и течение года составляет – 3/4, а неуспех - 1/4. Величина, или степень, риска измеряется двумя показателями: средним ожидаемым значением и колеблемостью (изменчивостью) возможного результата.

2. Метод экспертных оценок основан на обобщении мнений специалистов-экспертов о вероятностях риска. Интуитивные характеристики, основанные на знаниях и опыте эксперта, дают в ряде случаев достаточно точные оценки. Экспертные методы позволяют быстро и без больших временных и трудовых затрат получить информацию, необходимую для выработки управленческого решения.

3  Метод аналогий обычно используется при анализе рисков нового проекта. Проект рассматривается как «живой» организм, имеющий определенные стадии развития. Жизненный цикл проекта состоит из этапа разработки, этапа выведения на рынок, этапа роста, этапа зрелости и этапа упадка. Изучая жизненный цикл проекта, можно получить информацию о каждом этапе проекта, выделить причины нежелательных последствий, оценить степень риска. Однако на практике бывает довольно трудно собрать соответствующую информацию.[6]

4. Метод целесообразности затрат позволяет определить критический объем производства или продаж, т.е. нижний предельный размер выпуска продукции, при котором прибыль равна нулю. Производство продукции в объемах меньше критического приносит только убытки. Критический объем производства необходимо оценивать при освоении новой проекции и при сокращении выпуска продукции, вызванного падением спроса, сокращением поставок материалов и комплектующих изделий, заменой продукции на новую, ужесточением экологических требований и другими причинами. Для проведения соответствующих расчетов все затраты на производство и реализацию продукции подразделяют на переменные (материалы, комплектующие изделия, инструменты, заработная плата, расходы на транспорт и т.п.) и постоянные (амортизационные отчисления, управленческие расходы, арендная плата, проценты за кредит и т.п.).

 

2.3. Способы снижения  риска.

Деятельность предприятия, так или иначе, связана с риском. Задачей руководства предприятия  является снижение степени риска. Для  этого используются, различны способы: диверсификация, страхование, лимитирование, резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов, распределение  риска, получение больше информации о предстоящем выборе и результатах.

1. Диверсификация — это распределение капиталовложений между разнообразными видами деятельности, результаты которых непосредственно не связаны. Предприятие, неся убытки по одному виду деятельности, может получить прибыль за счет другой сферы деятельности. Диверсификация позволяет повысить устойчивость предприятия к изменениям в предпринимательской среде. Оптимальным считается одновременное финансирование 10-15   проектов,  что позволяет рассредоточить риск. В резерве для возможных дополнительных выплат  на  более поздних этапах  развития того или иного предприятия фирма держит 10-20% суммы фонда. Для дальнейшего снижения риска практикуется совместное  финансирование проектов  силами нескольких частных фирм "рискового капитала".

2. Страхование — это передача определенных рисков страховой компании. Для снижения степени риска используются имущественное страхование и страхование от несчастных случаев. Имущественное страхование может иметь следующие формы: страхование риска подрядного строительства, страхование оборудования, страхование грузов и др. Страхование от несчастных случаев включает: страхование общей гражданской ответственности и страхование профессиональной ответственности. Широко используется и такой вид страхования, хеджирование — страхование цены товара от риска либо нежелательного для производителя падения, либо невыгодного для потребителя увеличения. По целям и технике проведения операции хеджирование делятся на хеджирование продажей, т.е. заключение производителем или товаровладельцем фьючерсного контракта с целью страхования от снижения цены при продаже в будущем товара, либо уже имеющегося в наличии, либо еще не произведенного, но предусмотренного к обязательной поставке в определенный срок; хеджирование покупкой, т.е. заключение потребителем или продавцом фьючерсного контракта с целью страхования от увеличения цены при покупке в будущем необходимого товара.

3.Лимитирование предполагает установление лимита, т.е. определенных сумм расходов, продажи товаров в кредит, сумм вложения капитала и т.п.

4.Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов предполагает установление соотношения между потенциальными рисками и размерами расходов, необходимых для преодоления последствий этих рисков. Такой способ снижения рисков обычно используют при выполнении различных проектов. В общем случае резерв используется для финансирования дополнительных работ, компенсации непредвиденных изменений материальных и трудовых затрат, накладных расходов и других затрат, возникающих в процессе осуществления проекта. Распределение риска предполагает разделение риска между участниками проекта. Рост размеров и продолжительности инвестирования, внедрение новых технологий, высокая динамичность внешней среды увеличивает риск проекта. Способом разделения риска являются операции факторинга. В практике зарубежных банков развитие факторинговых операций связано главным образом с потребностью отдельных поставщиков в ускоренном получении платежей, которые представляются сомнительными. Как правило, в этих ситуациях имеет место риск неуплаты претензий плательщиком вообще. Банк, выкупивший, такие претензии у поставщика в этом случае может понести убытки. Операции факторинга относятся к операциям повышенного риска. Размер комиссионного вознаграждения зависит как от степени риска (от уровня «сомнительности» выкупаемого долга), так и от длительности договорной отсрочки. В некоторых случаях он доходит до 20% от суммы платежа. Любое управленческое решение принимается в условиях, когда результаты не определены и информация ограниченна. Следовательно, чем полнее информация, тем больше предпосылок сделать лучший прогноз и снизить риск. Стоимость полной информации рассчитывается как разность между ожидаемой стоимостью какого-нибудь мероприятия (проекта приобретения), когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.

 

 

    ЗАО  «Каприз» представляет собой  открытое акционерное общество.

Основные направления: продажа  товаров и оказание услуг.

В процессе деятельности у  предприятия возникают взаимоотношения  с поставщиками, покупателями, различными финансово-кредитными учреждениями.

Основные риски, связанные с этой деятельностью:

1. Риск некачественного  товара

2. Риск неквалифицированного  подбора персонала

3. Риск, связанный с кражей  оборудования 

4. Риск, связанный с выходом  из строя оборудования

5. Отказ заказчика от  оплаты продукции. На практике  это происходит редко. Иногда  возникают ситуации отсрочки  оплаты заказа.

6. Риск, связанный с повышением  курса доллара. 

Виды угроз:

1.Существенное повышение  арендной платы со стороны  администрации (предпринимательский  риск).

2.Ухудшение жизненного  уровня населения, которое отразится  на всех видах предпринимательской  деятельности.

3.Внутренние техногенные  угрозы, к которым можно отнести  пожары и аварии от неправильного  обращения с электроприборами, несоблюдение  их технического режима, возгорание  проводки и т.д. (предпринимательский  риск).

4.Угроза отключения электроэнергии, что особенно актуально для  маленького города в зимнее  время

5.Социальные внутренние  угрозы, к которым относят забастовки, связанные с неправильным распределением  материальных средств от выполненных  заказов.

6.Угроза, связанная с конкуренцией. Такое возможно, если конкурирующее  предприятие откроется в более  удобном для жителей месте  (например, в центре города), будет  иметь персонал с более высокой  квалификацией, лучшее оборудование (или более новое) и более  низкие цены.

 

Следовательно, возможны следующие виды рисков:

Производственный риск связан с выпуском продукции и оказанием  услуг, с осуществлением любых видов  производственной деятельности. Среди  наиболее важных причин его возникновения  можно назвать:

• возможное снижение предполагаемых объемов производства;

• рост материальных и других затрат;

• уплата повышенных отчислений, налогов;

•перспектива неполучения  или несвоевременного получения  денежных средств за отгруженную  на реализацию продукцию;

• отказ покупателя от полученной и оплаченной продукции или риск возврата;

• срыв заключенных соглашений относительно представления займов, инвестиций или кредитов и т.д.

 

Коммерческий риск возникает  в процессе реализации товаров и  услуг, произведенных или закупленных  предпринимателем, по следующим причинам: снижение объема реализации вследствие изменения конъюнктуры или других обязательств, повышение закупочной цены товара, непредвиденное снижение объема закупок, потери товара в процессе обращения, повышение издержек обращения.

Финансовый риск возможен в сфере отношений предприятия  с банками и другими финансовыми  институтами. Он измеряется чаще всего  отношением заемных средств к  собственным. Например, чем выше отношение  заемных средств предприятия  к собственным, тем в большей  степени оно зависит в своей  деятельности от кредиторов, тем больше и финансовый риск, ибо прекращение  кредитования, или ужесточение условий  кредита может повлечь за собой  остановку производства из-за отсутствия сырья, материалов и т.д.

В большинстве предприятий  и фирм имеется специальный менеджер по риску. Обычно он разделяет ответственность  за рискованные решения с другими  менеджерами, заведующими той или  иной сферой деятельности. В частности, вместе с финансовым менеджером он занимается вопросами определения  степени риска и оценкой последствий  всех видов финансовой деятельности, выбором вида страхования, оценкой  риска инвестиций в ценные бумаги и прочее. Многие вопросы менеджер по риску решает вместе с маркетологом, с менеджером, ответственным за кадровую работу, с инженером по технике  безопасности.

Большинство людей предпочитает нерискованные проекты. Отношение  к риску определяется относительной  величиной капитала, участвующего в  проекте, и временем участия. По мнению специалистов, легче оценить возможные  риски в коротком промежутке времени, чем в длительном.

В ходе оценки альтернативных вариантов приходится прогнозировать возможные результаты. Но в каких  условиях следует производить такой  анализ и принимать решение —  определенности, риска или неопределенности?

Решение обычно принимается  в условиях определенности, когда  руководитель точно (т.е. с единичной  вероятностью) знает результат каждого  из альтернативных вариантов решения. Примером могут служить инвестиции, депозитные сертификаты и государственные  облигации, когда точно известно, что на вложенные средства уйдет  получено, допустим, 80% годовых.

 

К решениям, принимаемым  в условиях риска, относятся решения  с известной вероятностью получения  каждого из результатов. Вероятность  определяется как степень возможности  совершения данного события и  изменяется от нуля до единицы. Сумма  вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице.

Решение принимается в  условиях неопределенности, если невозможно оценить вероятность потенциальных  результатов. Так бывает, когда требующие  учета факторы настолько новы и сложны, что достаточной информации о них просто нет или она  баснословно дорога. В итоге вероятность  того или иного результата невозможно предсказать с достаточной степенью достоверности.

Информация о работе Сущность предпринимательского риска