Сущность и роль малого предпринимательства в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить сущность, проблемы и закономерности становления малого бизнеса, его влияние на развитие экономики.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и определение субъекта малого бизнеса, его роль в экономике;
- изучить государственную поддержку малого предпринимательства

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 73.87 Кб (Скачать файл)

  В современной западной экономике малый бизнес образует самый крупный сектор хозяйства, где находят себе работу более половины всех занятых. Наиболее типичными формами малого бизнеса стали системы франчайзинга и венчурного (от venture-рисковать) предпринимательства. Франчайзинг - это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы и на разрешение своей деятельности на определенной территории и в определенной сфере [10, ст. 216, 239]. Они имеют льготы в виде скидок на цены, помощи и доставке товаров, в приобретении оборудования, в кредитах и т. д. Мелкие фирмы становятся розничными продавцами продукции крупных компаний. Такие контракты оказываются взаимовыгодными: мелкие фирмы получают опеку, кредиты, торговую зону от крупных корпораций, а последние экономят деньги, не затрачивая их на реализацию собственной продукции, и, кроме того, они получают регулярные платежи от своих подопечных. Венчурная фирма- это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют «прогореть», если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка, потребностям покупателя и низким издержкам. Поэтому венчурные фирмы стремятся быстрее завершить разработку одних и переходить к работе над другими видами продукции. В настоящее время венчурные фирмы начинают создаваться и функционировать и в России. Однако в целом малый бизнес не получил в России широкого распространения [16, ст. 37].

  Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что малый бизнес в РФ является неотъемлемой частью рыночной экономики. Он играет важную роль в развитии страны не только в экономической сфере, но так же и в политической, научно- технической и социальной сфере, где на главном месте человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государственная поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации

  Правительство Российской Федерации  и общественные организации активно  участвуют в реализации мер  по поддержке малого предпринимательства  в России, и рассматривают новые  инициативы и предложения по  улучшению инфраструктуры создания  и функционирования предприятий  малого бизнеса. Развивающийся  сектор малого бизнеса остается одним из важнейших резервов роста национальной экономики, и он подвергается множеству проблем и для его процветания не обходимо применять множество различных мер.

  В начале 2009 г. сохраняется проблема доступности кредитных ресурсов для предприятий малого бизнеса, а потому первоочередное внимание в комплексе мер поддержки было уделено предоставлению им финансовой помощи, среди которых можно отметить следующие [22]:

- Принято решение об увеличении  объема финансовой поддержки  малого бизнеса до 40 млрд. рублей (с ранее заявленных 30 млрд. рублей). Данная мера осуществляется посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц через ОАО «Российский банк развития» (далее РосБР). Источниками финансовой поддержки региональных банков на цели кредитования стали: средства федерального бюджета, выделяемые на поддержку малого бизнеса; средства Внешэкономбанка; займы и кредиты РосБР, привлеченные как на внутреннем, так и внешних рынках. Количество представленных заявок на участие в программе свидетельствует о высокой степени заинтересованности региональных финансовых институтов в получении средств на эти цели. 75 банков подали заявки на участие в программе по кредитованию малого и среднего бизнеса. Совокупный объем заявок составил 12,5 млрд. рублей.

- Принято решение о корректировке  параметров, выдаваемых РосБР кредитов, относительно запланированных: кредиты  должны выдаваться сроком не  менее чем на один год и  под процентную ставку рефинансирования  Центрального банка плюс 3 процентных  пункта, в то время как сами  банки будут получать кредиты  по этой программе под 10,5- 10,7% годовых. Поэтому предстоит провести  дополнительные переговоры с  банками- партнерами с учетом  новых условий кредитования.

- Дополнительно РосБР начал разрабатывать модели финансирования деловых центров, образовательных учреждений и прочих организаций, оказывающих малому бизнесу имущественную и другие виды поддержки. В настоящее время реализуются «пилотные» сделки с несколькими микрофинансовыми и лизинговыми организациями с перспективой их дальнейшего тиражирования, а также разрабатывается схема работы с факторинговыми компаниями и определяются условия их кредитования.

- Принято  решение о внедрении программы  рефинансирования кредитных портфелей банков-партнеров. Суть данного способа кредитования состоит в том, что сформированный банком-партнером портфель кредитов, уже предоставленных субъектам малого бизнеса, может быть использован им для обеспечения нового финансирования в РосБР. При этом обязательным условием такого рефинансирования является направление полученных средств исключительно на дальнейшее кредитование малого бизнеса- РосБР планирует приступить к разработке механизма секьюритизации кредитных портфелей малого бизнеса для поиска новых эффективных форм финансирования. Успешность данного процесса будет зависеть и от стабильности обшей финансовой ситуации в стране, готовности законодательной базы и банковского сообщества к такой инновационной форме работы с субъектами малого бизнеса [22].

- Утверждено  дополнительное финансирование  региональных гарантийных фондов, под поручительство которых малый бизнес сможет получить займы. На пополнение таких фондов уж выделено 3,5 млрд. рублей, принято решение выделить еще 15 млрд. рублей на эти цели. В результате реализации программы кредитования малого бизнеса ставки по кредитам должны стать более приемлемыми для предпринимателей, особенно на фоне тех, которые банки предлагают сейчас (порядка 20-30% годовых). Однако практическая реализация механизма распределения средств на кредитование малого бизнеса протекает крайне медленно, в результате чего по состоянию на начало июля 2010 г. ни одного кредита на эти нужды не выдано. Кроме того, порядок отбора региональных банков-партнеров предъявляет жесткий перечень требований к финансовым института, претендующим на получение государственной поддержки. Вероятнее всего, «небольшие» банки не смогут соответствовать заявленным требованиям, в то время как именно «небольшие» банки в развитых странах составляют основу кредитования малого бизнеса. 

   В части мер налогового стимулирования для субъектов малого и среднего бизнеса можно выделить следующие:

- Внесены Госдумой РФ изменения в ст. 346.12 и 346,13 части второй Налогового кодекса РФ, направленные на повышение доступности применения упрощенной системы налогообложения (УСН) для малого бизнеса. Это реализовано  за счет увеличения предельного размера доходов, ограничивающего право перехода на упрошенную систему налогообложения, до 45 млн. рублей (в настоящее время с учетом индексации она составляет 23.07 млн. рублей), а также увеличения предельного размера доходов налогоплательщика до 60 млн. рублей в части утраты права применения УСН (в настоящее время она равняется с учетом индексации 30,76 млн. рублей). Данная мера позволит, по предварительным оценкам, вдвое увеличить число малых предприятий, а значит, существенно снизить налоговую нагрузку для плательщиков, применяющих в настоящее время общую схему налогообложения. Кроме того, реализация данной меры может способствовать легализации некоторой части «теневых» доходов малых предприятий [4].

- В конце июня во втором и третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно- кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Согласно закону, у предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход (ЕНВД), появилась возможность добровольного применения контрольно-кассовой техники (ККТ) в своей деятельности при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего факт покупки (товарный чек, квитанцию и др.). Данная мера существенно сократит расходы предпринимателей на покупку и дальнейшее ежемесячное обслуживание ККТ [2].

  Следует отметить, что действующая с начала 2009 г. мера по предоставлению субъектам РФ права устанавливать пониженную ставку налога по упрощенной системе налогообложения в диапазоне от 5% до 15% в зависимости от вида деятельности пока не получила широкого распространения. По мнению экспертов общественной организации «Опора 
России», действующая мера затрагивает только 14% предпринимателей. В случае распространения льготы на плательщиков ЕНВД (а это более половины предпринимателей) масштабы эффекта могут заметно увеличиться, однако для государства это обернется существенным выпадением налоговых поступлений [21]. Меры имущественно- инфраструктурной поддержки малого бизнеса, решения по которым были приняты 2009 и 2010 г. были  усовершенствованы и дополнены в части порядка их реализации, а именно:

- Упрошен доступ малых компаний к государственному и муниципальному заказу. В настоящее время открыты три электронные площадки для проведения аукционов по размещению государственных заказов с перспективой увеличения числа электронных площадок до 5-7. Данная мера должна позволить вовлечь малый и средний бизнес в государственный заказ. Кроме того, такая форма организации госзакупок при надлежащем ее исполнении может повысить прозрачность ценообразования и создать все условия для здоровой конкуренции [20];

- Правительством РФ, вслед за принятым 2010 г. решением о снижении платы за технологическое присоединение к электросетям, подписано постановление о совершенствовании  порядка подключения, позволяющее  существенно снизить издержки предпринимателей: отныне при подключении к мощности до 100 киловатт можно будет внести аванс в размере 5% от требуемой суммы, а для выплаты оставшейся суммы предоставляется право беспроцентной рассрочки сроком до 3 лет [8].

  Но  за 2010 г. не произошло существенных улучшений с реализацией инициативы льготной приватизации для добросовестных предпринимателей, арендовавших муниципальное имущество более трех лет, дающей первоочередное право выкупать муниципальные площади. Надлежащие региональные нормативные акты, конкретизирующие положения федерального законодательства, приняты только в 62 субъектах РФ, к тому же в 36 из них выявлено ненадлежащее их исполнение. Региональные перечни имущества сформированы только в 36 субъектах РФ, в которые включены около 25 тыс. объектов общей площадью 6 млн. кв. метров.

  Меры  по снижению административного  давления, утверждены и вступили  в силу ряд мер по снижению  административного давления на  сектор малого предпринимательства. Однако их эффект станет заметен с некоторым временным периодом. Так, к мерам ослабления административного давления на предприятия малого бизнеса можно отнести следующее:

- Принят  новый порядок открытия малого  и среднего бизнеса. Так, с  1- го июля вступает в силу  Федеральный закон № 294 «О защите  прав юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей при осуществлении  государственного и муниципального  контроля (надзора)», в соответствии  с которым предприниматель более  не обязан получать разрешения  на организацию собственного  дела в надзорных инстанциях- достаточно лишь уведомить их  о начале работы предприятия. Однако данное положение касается только ограниченного круга деятельности, а именно: гостиничные и бытовые услуги, текстильное и швейное производство, обработка древесины, коммерческие перевозки, издательская и ряд других видов деятельности. Более того, данный закон регламентирует количество проверок и их продолжительность: максимально допустимое время проведения проверок для микропредприятий не может превышать 15 часов в год, для малых- 502. По нашему мнению, данная мера имеет принципиальное значение среди мер поддержки сектора малого предпринимательства. Предполагается, что будет осуществляться преимущественно документарная проверка, которая не столь обременительна для предпринимателей и не отвлекает их от финансово- хозяйственной деятельности [5].

- В  целях пресечения случаев необоснованного  вмешательства в деятельность  предприятий малого бизнеса со  всех сферах РФ созданы подразделения,  призванные обеспечить надлежащий  надзор в данной сфере. В  Генпрокуратуре РФ создано новое подразделение- отдел по надзору за исполнением законодательства о государственном контроле, в функции которого входит обеспечение гарантий недопущения правонарушений при осуществлении контрольных мероприятий в сфере предпринимательства, в частности, при формировании Сводного плана проведения плановых проверок и согласовании выездных внеплановых проверок [18].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы и перспективы  развития малого предпринимательства  в РФ.

  Сравнительный анализ  состояния малых предприятий  в Российской Федерации показывает, что в конце 2009 г. фиксируется  абсолютное уменьшение объемов  оборота, численности занятых  и инвестиций в основной капитал  у субъектов предпринимательской  деятельности. Принятые и реализуемые  в 2010 г. меры поддержки малого  и среднего предпринимательства  были преимущественно ориентированы  на стимулирования роста числа  субъектов хозяйствования в российской  экономике и повышение доступности  для них финансовых ресурсов. В то же время практически  отсутствовали меры по содействию  модернизации производственных  мощностей действующих малых  и средних предприятий, что  идет вразрез с решением задачи  по формированию современной  инновационной - производственной  структуры российской экономики.

Информация о работе Сущность и роль малого предпринимательства в экономике