Сущность и особенности организационно-правовых форм хозяйствования юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 15:15, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение организационно-правовых форм хозяйствования юридических лиц; роли бизнес-плана в предпринимательской деятельности; важнейших личных качеств предприниметеля, как субъекта предпринимательской деятельности. Задачами данной контрольной работы является рассмотрение сущности и особенностей различных организационно-правовых форм хозяйствования юридических лиц; изучение назначения и целей бизнес-плана, его структурных особенностей; рассмотрение характерных черт личности предпринимателя, позволяющих ему достигать экономического успеха в условиях жесткой конкурентной борьбы.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 58.65 Кб (Скачать файл)

Преимущества кооператива: прибыль распределяется пропорционально трудовому вкладу, что создает заинтересованность членов кооператива в добросовестном отношении к труду; законодательство не ограничивает число членов кооператива, что предоставляет большие возможности для физических лиц при вступлении в кооператив; равные права всех членов, т. к. каждый из них имеет только один голос.

Основные недостатки кооператива: число членов кооператива должно быть не меньше пяти, что ограничивает возможности по их созданию; каждый член несет ограниченную ответственность по долгам        кооператива [3].

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Унитарное предприятие имеет  ряд особенностей: собственником  имущества остается учредитель, т. е. государство; имущество унитарного предприятия неделимо, т. е. ни при каких условиях не может быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками унитарного предприятия; во главе предприятия стоит единоличный руководитель, который назначается собственником имущества.

Унитарные предприятия подразделяются на две категории: унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения; унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления [1].

Право хозяйственного ведения  – это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных  законом или иными правовыми  актами.  Право оперативного управления – это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленным законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, то есть предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность в управлении [3].

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива. Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами.

Общественными и  религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы. Участники (члены) общественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.

Коммерческие организации  в целях координации их предпринимательской  деятельности, а также представления  и защиты общих имущественных  интересов могут по договору между  собой создавать объединения  в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество. Общественные и иные некоммерческие организации, в том числе учреждения, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных в учредительных документах ассоциации [1].

 

2 БИЗНЕС-ПЛАН И ЕГО РОЛЬ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Планирование является одним из основных базовых элементов механизма хозяйствования. Планирование бизнеса предполагает формирование программы будущего развития предприятия, расчет различных вариантов такого развития дает бизнес-план [5].

Бизнес-план – это документ, содержащий в структурированном виде всю информацию о проекте, необходимую для его осуществления, а также анализ проблем, с которыми может столкнуться фирма, и способы их решения.

Бизнес-планирование представляет собой  объективную оценку собственной  предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время – необходимый инструмент организации деятельности предприятия в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией. Бизнес план – это инструмент контроля и управления. Он позволяет координировать усилия фирмы по достижению поставленных целей. Бизнес-план является основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами и возможными инвесторами [4].

Бизнес-план может разрабатываться  с различными целями:

– привлечение инвесторов;

– получение  кредита;

– проверка идеи на реалистичность;

– придание бизнесу  целенаправленности.

Целью любого бизнес-плана является конкретный результат деятельности, который должен быть получен на данном пространстве в пределах некоторого интервала времени, то есть «здесь и  сейчас».

Назначение бизнес-плана состоит  в том, чтобы:

  1. Изучить перспективы развития будущего рынка сбыта продукции.
  2. Оценить те затраты, которые будут необходимы для изготовления и сбыта нужной этому рынку продукции, чтобы определить потенциальную прибыльность задуманного дела.
  3. Предложить различные мероприятия по минимизации проектных рисков в случае нежелательного развития событий.

Бизнес-план позволяет очертить круг проблем, с которыми сталкивается предприятие при реализации своих  целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде. Поможет определить и обеспечить пути решения этих проблем. Он ориентирован на достижение успеха, главным образом, в финансово-экономической деятельности [6]. 

Задачи, которые решаются в процессе бизнес-планирования:

  • обоснование экономической целесообразности направления развития;
  • расчет ожидаемых финансовых результатов;
  • определение структуры источников финансирования;
  • подбор кадров, способных реализовать план [4].

Полезность бизнес-плана связана  с тем, что он выполняет несколько  основных функций:

1.  При поисках партнеров,  инвесторов и кредиторов с  его помощью бизнесмен стандартизирует процесс ознакомления со своим проектом, упорядочивает контакты.

2.  Наличие бизнес-плана –  обязательное требование со стороны  цивилизованного рынка. Наличие бизнес-плана чисто психологически вызывает ощущение основательности, солидности предпринимательского начинания, его владельца.

3.  Привлечение денег для развития  коммерческого дела (партнерство, инвестирование, кредитование) невозможно без того материала, который содержится в бизнес-плане.

4.  При планировании приходится  рассматривать свое предприятие  с различных позиций, оценивать  всевозможные аспекты его деятельности (например, сбыт, кадры, стимулирование) [6].

В бизнес-плане аргументировано  перечисляются подробности и  особенности функционирования будущего предприятия (объекта) в условиях конкретного (естественно, исследованного) рынка, описывается выбор стратегии и тактики конкуренции, дается достаточно подробная оценка ресурсов, необходимых для разработки и реализации данного проекта.

В структуре бизнес-плана принято  выделять следующие разделы:

  1. Резюме;
  2. Сведения о предприятии (проекте);
  3. Характеристика  продукта;
  4. Анализ рынка;
  5. План маркетинга;
  6. Производственный план;
  7. Организационный план;
  8. Финансовый план;
  9. Оценка эффективности проекта [4].

Раздел 1 «Резюме». Краткое изложение сути бизнес-плана. Объем не должен превышать 2-3 страниц.  Этот раздел, как правило, пишется после того, как составлен весь план. Он представляет собой рекламу проекта и должен быть так написан, чтобы вызвать интерес у потенциального инвестора или партнера. В этом разделе должны быть кратко, четко и убедительно изложены основные положения предлагаемого проекта. В резюме должны быть отражены следующие основные моменты: возможности для бизнеса, привлекательность бизнеса, важность для фирмы и региона, необходимые финансовые ресурсы (собственные или заемные), срок окупаемости проекта, возможный срок возврата заемных средств, условия инвестирования, ожидаемая прибыль и ее распределение [6].

Раздел 2 «Сведения о предприятии (проекте)». Описание предприятия должно выработать у лиц, принимающих инвестиционные решения, четкое представление о предприятии как возможном партнере. Данный раздел должен включать в себя следующие сведения: наименование предприятия, организационно-правовая форма; краткая экономико-географическая и историческая справка; учредители, уставный капитал предприятия; организационная  структура предприятия; специализация предприятия, объем выпускаемой продукции; потребители продукции предприятия; характеристика материальных ресурсов; технологии, поставщики; описание текущего финансового состояния предприятия, анализ баланса.

Раздел 3 «Характеристика продукта или объекта бизнеса». Дается описание потребительских свойств продукции, предлагаемой предприятием, а также результаты сравнительного анализа с аналогами на рынке. Написанию данного раздела предшествует предварительная работа по поиску аналогов.

Раздел 4 «Анализ рынка». Содержит общую характеристику современного состояния и тенденций макроэкономических процессов в сфере данного бизнеса; прогноз динамики спроса на аналогичные товары (услуги), анализ уровня цен, возможностей удовлетворения спроса; прогноз коммерческой деятельности фирм, привлекаемых к организации и развитию данного бизнеса.

Анализ рынка начинается с подготовки подробной оценки существующей емкости  и потенциала рынка. Необходимо произвести сегментацию рынка, оценить свою  нишу на рынке, определить приоритеты, которыми руководствуется потребитель при покупке продукции. Второй этап анализа рынка – прогнозирование развития будущего рыночного объема (рыночная доля предприятия). Указание рыночной доли обеспечивает основу для планирования объема продаж и, следовательно, для производственной программы. Третий этап – анализ показателей деятельности, целей и стратегии конкурентов. Для проведения анализа конкурентов необходимо определить всех предпринимателей, которых можно отнести к кругу реальных или потенциальных конкурентов. Всесторонний анализ деятельности конкурентов, в том числе выявление их слабых и сильных сторон, позволяет фирме уточнить границы своей деятельности на рынке.

Раздел 5 «План маркетинга». Включается описание целей, маркетинговой ситуации, программы осуществления стратегии, (состав, содержание и последовательность мероприятий по ее реализации), отражается влияние на принимаемые решения положительных и отрицательных факторов (инфляционных процессов, возможных рисков), формирования ценовой политики. Определяются также каналы распространения товара, методы стимулирования продаж, реклама, формирование имиджа фирмы и товара.

Раздел 6 «Производственный план». Данный раздел наряду с планом маркетинга является базовым для определения финансовых результатов проекта. Основная цель раздела – описание обеспеченности проекта с производственной и технологической стороны. Производственный план (по объему продукции и смете затрат) формируется на основе плана сбыта продукции и расчета производственных мощностей предприятия, а также прогноза производственных запасов и потерь. Для описания структуры производственного процесса необходимы следующие данные: технологическая схема, перечень необходимого оборудования, характеристика производственных площадей, персонал, материалы и комплектующие, потребность в энергоносителях, прочие затраты, инфляционные характеристики.

Информация о работе Сущность и особенности организационно-правовых форм хозяйствования юридических лиц