Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Актуальность и значимость вопросов банковской практики обусловили ряд факторов:
• коммерческие банки заинтересованы в кредитовании реального сектора экономики, поскольку кредитование - это классическая банковская операция с хорошо изученными рисками,
• задача, имеющая исключительное значение для успешного развития российской экономики, - это построение взаимодействия банков с реальным сектором экономики,

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2 стр.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ "КРЕДИТ"………………………………………………………………….……4 стр.
1.1. Сущность и функции кредита, его необходимость и возможность функционирования в экономике……………………………………………….4 стр.
1.2 Формы и виды кредита…………………………………………….15 стр.
1.3 Кредитование малого бизнеса в зарубежных странах…………...27 стр.
2.АНАЛИЗ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА………………………31 стр.
2.1 Особенности кредитования малого бизнеса……………………...31 стр.
2.2. Процесс кредитования малого бизнеса…………………………..34 стр.
2.3 Анализ кредитования малого бизнеса в Свердловской области..43 стр.
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………………………………………..51 стр.
3.1 Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России…………………………………………………………………..51 стр.
3.2 Проблемы кредитования коммерческими банками малый бизнес…………………………………………………………………………..58 стр.
3.3 Государственная поддержка в области кредитования малого и среднего бизнеса………………………………………………………………70 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..74 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………

Файлы: 1 файл

курсовая1 новая.doc

— 1.49 Мб (Скачать файл)

Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

О сложностях взаимоотношений предпринимателей и региональных властей свидетельствуют также данные экспертного опроса, проведенного Союзом промышленников и предпринимателей. В опросе приняли участие 919 человек, отнесенных к категории «эксперты» и представляющих в основном малый (66%) и средний (20%) бизнес из всех федеральных кругов РФ, Москвы и Санкт-Петербурга. Из них 79,0% считают, что региональная власть своими действиями создает проблемы в бизнесе, так как преследует свои интересы близких к ней предпринимателей. Проводимая административная реформа, по мнению 42% слушателей Академии народного хозяйства при правительстве РФ, вряд ли изменит или даже ухудшит отношения между бизнесом и властью.

Но главной причиной слабого развития малых предприятий является низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Среди наиболее актуальных проблем, от итогов решения которых, во многом, зависит дальнейшее развитие малого бизнеса в нашей стране, являются проблемы в налогообложении. Хотя данные проблемы решаются путем неоднократного пересмотра и внесения изменений в Налоговый кодекс РФ в части налогообложения субъектов малого бизнеса. В частности, 31 декабря 2001 г. Президент РФ подписал Федеральный закон РФ  №198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». Данным законом внесены существенные изменения, касающиеся налогообложения субъектов малого бизнеса, в частности, с 1 января 2002 г. индивидуальные предприниматели и организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, становятся плательщиками единого социального налога (ЕСН). К сожалению, это лишь «малая капля» в облегчении жизненного пути малого предпринимательства.

Существует  и ряд других проблем, которые неблагоприятно влияют на развитие малого предпринимательства, такие, например, как: несовершенство нормативно-правовой базы; трудности при решении финансово-кредитных вопросов; проблемы,  связанные с получением деловой информации и т.д.

Еще одной из не менее важной проблемы является низкая квалификация самих предпринимателей и наемных работников. Некомпетентность управляющих или недостаточная способность персонала принимать решения стала главной причиной разорения малых фирм. Во многих странах с рыночной экономикой разрабатываются специальные программы управленческой поддержки малого бизнеса, создаются центры развития или «инкубаторы» мелкого бизнеса.

Специфическими проблемами в некоторых регионах РФ, в основном Сибири, являются высокая доля транспортной составляющей в расходах (62,4%), трудности сбыта продукции (20,6%), информационный голод (12,4%) и некомпетентность чиновников (3%).

Усилия предпринимателей по преодолению указанных проблем направлены в основном на улучшение технологии, снижении затрат, повышение профессионального уровня работников. Государство же, по мнению предпринимателей,  должно направлять свои усилия на снижение налогов (64%), обеспечение доступности кредитов (62,8%), совершенствование законодательства (51,2%), резкое сокращение числа контролирующих инстанций (47,2%), защиту прав собственника (36,8%), искоренение коррупции и произвола чиновников (31,6%). Но 25% предпринимателей считает, что специфических региональных проблем в развитии бизнеса нет15

Удельные издержки производства и обращения у малых предприятий, как правило, выше, чем у крупных предприятий: им труднее получить кредит, наладить рекламу; требуется затрачивать относительно больше средств на обучение и переподготовку кадров, изучение рынка, получение необходимой информации и т.д., поэтому практически во всех индустриально развитых странах малым предприятиям устанавливаются определенные льготы и оказывается государственная поддержка.

В России по мере развития малого и среднего бизнеса и укрепления рыночных отношений возникли общественные организации малого и среднего предпринимательства, например, Союз предпринимателей России. Существуют также федеральные и местные фонды финансовой помощи, основной задачей которых является стимулирование развития приоритетных производственных видов деятельности малых предприятий. Ежегодно проводятся различные экономические форумы, посвященные проблемам малого предпринимательства как на федеральном, так и на местном уровнях.

В последние годы широко исследуются вопросы о наиболее эффективных и формах и методах государственной поддержки, не подрывающих основ предпринимательства и интересов частного собственника, и одновременно способных оказывать реальную помощь в становлении и развитии малого предпринимательства в России.

 

 

 

3.2 Проблемы кредитования коммерческими банками малый бизнес

 

Одной из наиболее острых проблем становления российского малого предпринимательства и реализации целевых мер его поддержки на федеральном, региональном и местном уровнях является необходимость усиления роли банковских институтов в развитии, реструктуризации и финансировании этой сферы хозяйствования. Важную роль в системе хозяйственных отношений сектора малого предпринимательства играет взаимодействие с коммерческими банками и другими банковскими институтами, выступая существенным фактором его устойчивости в современной модели социального рыночного хозяйства. По своей важности для развития сектора малого предпринимательства коммерческие банки занимают ведущие позиции среди других финансовых институтов. Банки оказывают малому и среднему предпринимательству разнообразные услуги (рис. 2), которые наряду с традиционными – расчетно-кассовые операции, кредитование и хранение сбережений – включают такие операции, как аккредитивные, инкассовые,   торгово-комиссионные,   переводные   и   т.д.)  Коммерческие банки также выполняют доверительные и трастовые услуги процентах опрошенных). Имея, как правило, небольшой уставной капитал и значительные потребности в ресурсах (на расширение производства, на дополнительные оборотные средства и другие), малые предприятия, особенно на стартовом этапе своего развития, очень зависят от внешних источников финансирования. Однако далеко не все финансовые рынки доступны малому бизнесу. Поэтому для малого предпринимательства столь важно тесное взаимодействие с институтами банковско-кредитной системы.



Рисунок  10 - Структура спроса на  банковские услуги со стороны малых предприятий (в процентах опрошенных)16

 

Объем и характер взаимоотношений банков со сферой малого бизнеса во многом отражают общее положение и роль банковского сектора в российской экономике. Как и сфера малого предпринимательства, банковский сектор российской экономики понес потери в результате кризиса лета-осени 1998г., но только в более крупных масштабах.

Активное взаимодействие с субъектами малого предпринимательства так и не стало сколько-нибудь весомым в приоритетах российских банков. У многих относительно крупных банков с более устойчивым финансовым положением и наиболее квалифицированным персоналом кредиты малому и среднему бизнесу составляют лишь незначительную часть активов. Чаще всего малые предприятия кредитуют малые и средние банки, возможности которых невелики, но и они не считают малый и средний бизнес своим приоритетным направлением.

Взаимодействие банков с малым предпринимательством застыло на уровне предпочтения краткосрочного кредитования, причем преимущественно сферы торгово-посреднических операций малых предприятий. Роль банков как источника инвестиционной деятельности малых предприятий, их реструктуризации и рыночной переориентации, в частности, на реальный сектор экономики, незначительна. Так, в Свердловской области из 30 тысяч действующих малых предприятий финансирование сегодня получает  менее 10%. А если учесть, что значительная доля местных малых предприятий – либо оптимизирующие налогообложение крупные компании, либо фирмы крупных предпринимателей уральского рынка, то на долю собственно малого бизнеса остаются незначительные суммы, причем они идут в основном не на новые проекты, а на финансирование уже действующих17.

В свою очередь, для кредитных организаций малый бизнес должен представлять значительный коммерческий интерес. С позиции банков его позитивными особенностями являются относительно короткие сроки окупаемости инвестиционных ссуд, способность быстро реагировать на изменяющуюся рыночную конъюнктуру,   оперативно   внедрять  результаты   научно-технического прогресса, высокая рентабельность в некоторых отраслях по сравнению с крупными и средними предприятиями. Поэтому на зарубежных рынках ссудного капитала малые предприятия выступают привлекательной категорией потенциальной клиентуры.

В России банковский сектор не стремится активно взаимодействовать с малыми предприятиями, поскольку вложения в малые предприятия связаны с большими инвестиционными рисками, то банковский сектор весьма неохотно предоставляет финансирование (среднесрочные и долгосрочные кредиты) малым предприятиям.

Физические лица (рантье) сегодня составляют реальную конкуренцию для кредитных организаций в кредитовании малого бизнеса (табл.  7).                                                                                                  

 

 

 

Таблица 7- Основные категории кредиторов малых предприятий, %18

источники кредитования

 

 

для финансирования капиталовложений

итого

для кредитования оборотных средств

итого

   

пользовались

не пользовались, но намерены

пользовались

не пользовались, но намерены

Сбербанк

6,6

9,9

16,5

5

8,5

13,5

коммерческие банки

7,5

6,1

13,6

8,8

5,8

14,6

крупные предприятия-партнеры

9,9

5,1

15,9

10,2

4,4

14,6

малые фирмы-партнеры

 

10,6

4,6

15,2

10,2

4,5

14,7

физические лица

27

3,8

30,8

24,9

5,1

30

обходятся собственными силами

53

7,5

60,5

53,6

607

60,3


Примечание: составлено самостоятельно на основании данных опроса Научно-исследовательского института ЦБ РФ

Подобное положение вещей в сфере взаимодействия банков и малого предпринимательства связано с наличием ряда проблем.

Основные проблемы, препятствующие развитию тесного сотрудничества кредитных организаций и малого предпринимательства можно разделить на две группы:

    1. проблемы, ведущие к нежеланию банков кредитовать малый бизнес;
    2. проблемы, которые ведут к отказу предпринимателей от кредитования в банках

К первой группе можно отнести следующие проблемы:

      • повышенный риск кредитования сферы малого бизнеса;
      • низкое соотношение затраты-доходность;
      • ограниченность ресурсной базы банков из-за отсутствия долгосрочных привлеченных ресурсов;
      • несовершенство законодательной базы;
      • отсутствие единой информационной системы о заемщиках;
      • сложность оценки финансового положения заемщиков.

Попробуем разобраться в причинах, сдерживающих рост взаимодействия между банковским и производственным секторами.

В качестве основной причины называется повышенный риск кредитования сферы малого бизнеса.

При организации кредитных отношений с малыми предприятиями  как реальным сектором экономики банки не могут не учитывать одну из особенностей этого сектора — финансовую неустойчивость заемщиков. Для малых предприятий банкротство — обычное явление. По данным Всемирного банка, из вновь созданных малых предприятий через год в числе действующих остается 50%, через три года — 7-8%, через пять лет — не более 3%. Эти обстоятельства вынуждают банки выдавать кредиты под высокие проценты, надежные гарантии, обеспеченные соответствующими залогами. Они существенно влияют на сроки кредитования и затрудняют получение ссуд19.

Сегодня коммерческим банкам гораздо выгоднее отказаться от возможных налоговых послаблений со стороны государства и выдать кредит надежному заемщику, под более высокий процент и на более короткий срок. Ведь невозвратные кредиты ставят банк в сложную ситуацию, так как сразу ухудшают нормативные показатели. В этой ситуации у банка появляются затруднения в работе на межбанковском рынке, при открытии корреспондентских счетов с другими банками и т.д. Если объем невозвратов у банка велик, то могут последовать нарекания со стороны Банка России, вплоть до вопроса об отзыве лицензии. При этом порог соответствующих льгот для коммерческих банков при кредитовании малых предприятий (не менее 50% общей суммы выданных кредитов именно малым предприятия) представляется чрезвычайно завышенным и сразу отсекает от этих льгот все крупные банки, делая их индифферентными к проблемам малого бизнеса.

Информация о работе Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России