Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2015 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Актуальность и значимость вопросов банковской практики обусловили ряд факторов:
• коммерческие банки заинтересованы в кредитовании реального сектора экономики, поскольку кредитование - это классическая банковская операция с хорошо изученными рисками,
• задача, имеющая исключительное значение для успешного развития российской экономики, - это построение взаимодействия банков с реальным сектором экономики,

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2 стр.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ "КРЕДИТ"………………………………………………………………….……4 стр.
1.1. Сущность и функции кредита, его необходимость и возможность функционирования в экономике……………………………………………….4 стр.
1.2 Формы и виды кредита…………………………………………….15 стр.
1.3 Кредитование малого бизнеса в зарубежных странах…………...27 стр.
2.АНАЛИЗ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА………………………31 стр.
2.1 Особенности кредитования малого бизнеса……………………...31 стр.
2.2. Процесс кредитования малого бизнеса…………………………..34 стр.
2.3 Анализ кредитования малого бизнеса в Свердловской области..43 стр.
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………………………………………..51 стр.
3.1 Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России…………………………………………………………………..51 стр.
3.2 Проблемы кредитования коммерческими банками малый бизнес…………………………………………………………………………..58 стр.
3.3 Государственная поддержка в области кредитования малого и среднего бизнеса………………………………………………………………70 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..74 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………

Файлы: 1 файл

курсовая1 новая.doc

— 1.49 Мб (Скачать файл)

В Российской Федерации также создан государственный Фонд развития, располагающий значительными финансовыми средствами и предназначенный для стимулирования экономического развития страны, включая финансирование малого и среднего бизнеса.

В Европе пользоваться программами поддержки малого и среднего бизнеса могут компании с годовым  оборотом до 50 миллионов или балансом до 43 миллионов евро.

Как следствие, в 27 странах Евросоюза предприятий микробизнеса (от одного до девяти работающих) большинство – 91%. Всего же в Евросоюзе насчитывается более 23 миллионов малых и средних компаний, предоставляющих 75 миллионов рабочих мест.

Европейским государствам удалось создать систему финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства благодаря системе государственных национальных банков развития. Именно через них восполняется нехватка долгосрочных инвестиционных ресурсов в экономике, что обеспечивает возможность реализации проектов, коммерческое финансирование которых затруднено длительным сроком окупаемости, высокими рисками или значительным размером необходимого стартового капитала.

Германский банк развития ежегодно инвестирует в развитие малого и среднего бизнеса около 100 млрд. долларов, или около 4% национального ВВП. При этом гарантирует все долговые обязательства банков, что позволяет ему привлекать значительные финансовые ресурсы коммерческих банков и делить с ними кредитные риски. В такой ситуации государство и коммерческие банки выступают не как конкуренты, а как союзники.

В Евросоюзе удалось добиться значительных результатов и в борьбе с чиновничьими препонами, затрудняющими открытие новых компаний: появилась программа, призванная сократить процедуры регистрации на четверть.

Особое внимание в Европе уделяется обеспечению финансовой стабильности бизнеса. Так, в Испании в 2004 году был принят новый закон о неплатежеспособности. В отличие от прежнего документа, по большей части определяющего процедуру ликвидации разорившегося предприятия, новый закон подготовлен в принципиально иной логике. Кризис следует рассматривать как один из этапов развития бизнеса, которому необходима помощь. Одна из вводимых новым законом процедур – возможность пятилетней отсрочки по выплатам и списания долгов на 50%. Аналогичный закон был принят во Франции: в случае неизбежности банкротства предприятия задействуется механизм внесудебных переговоров с кредиторами с участием мирового посредника.

Власти развитых стран стремятся предоставить предпринимателям доступ к дешевым ресурсам. В рамках программы Евросоюза «Инициатива и предпринимательство» (Enterprise and Enterepreneurship), завершившейся в 2006 году, малый бизнес получил около 510 млн. евро. А действующая на сегодняшний день программа «Конкурентоспособность и инновации» (Comprtitiveness and Innovation programme) поддержана еще большим бюджетом: 1 млрд. евро до 2013 года. Руководит этими программами Европейский инвестфонд (European Investment Fund (FIF)), выступающий от лица Еврокомиссии и кредитующий малый бизнес через местные банки и фонды. Именно благодаря финансовой поддержке Евросоюза Европейский банк реконструкции и развития развивает свою программу микрокредитования в странах СНГ.

В Швеции с удивительной легкостью не только создаются новые фирмы, но и обширные возможности получения льготных кредитов от государства и частных (коммерческих) банков. Согласно государственной статистике в Швеции на регистрацию новой компании требуется 16 дней. А для того,  чтобы оформить права собственности на подлежащее регистрации имущества, - два дня. В среднем же по странам  ОЭСР на регистрацию новой компании, по данным Всемирного банка, требуется 25 дней. И 34 – на оформление прав собственности.

В Италии, которую трудно назвать образцом успешных административных реформ на фоне других стран Евросоюза, установлен единый максимальный срок в 90 дней для регистрации новой компании. Если он нарушается, автоматически запускается механизм возмещения нанесенного предпринимателю ущерба, включая выплаты и представление льгот для компенсации потерь, вызванных неисполнением или несвоевременным исполнением государством своего долга. Для получения компенсации потерпевшему гражданину или фирме достаточно представить жалобу на неправильные действия или бездействие государственных структур.

В Китае реформирование началось только после 1978 года именно с малого и среднего бизнеса, быстро подняв экономику и создав в стране полнокровный рынок.  На сегодняшний день в Китае действует более 40 миллионов малых и средних компаний (около 99% всех зарегистрированных юридических лиц), дающих работу 70% занятых. На такие бизнесы приходится около половины капитала всех предприятий, а их доля в совокупном объеме продаж близка к 60%. На это китайская нация потратила 20 лет, но теперь в ближайшие 15-20 лет, Китай спокойно будет реформировать крупную промышленность.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.АНАЛИЗ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

2.1 Особенности кредитования малого бизнеса

 

Предпринимательство является главной движущей силой рыночной экономики, а его развитие, использование присущей ему инициативы представляют собой один из ведущих факторов экономического подъема. Особая роль при этом отводится малому бизнесу, который при соответствующей поддержке  государства  обеспечивает  быстрое  насыщение платежеспособного спроса и необходимые структурные сдвиги в экономике, формирование конкурентной среды, создание рабочих мест.

Проблема развития и создания малых предприятий имеет особое значение для нашей экономики. Известно, что во многих развитых странах эти предприятия обеспечивают производство существенной, а в некоторых случаях преобладающей, части валового внутреннего продукта (рис 2).

С точки зрения российского законодательства под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Рисунок 2 - Доля продукции малых и средних предприятий в ВВп страны9, (%)

 

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Роль малого бизнеса в экономике любой развитой страны велика. Значение и роль малого предпринимательства заключается в оптимизации структуры экономики, обеспечении условий для создания среднего класса, повышении уровня занятости населения, увеличении доходной части бюджета за счет расширения налогооблагаемой базы, снижении социальной напряженности и достижении в обществе социальной стабильности. По данным Организации Объединенных Наций малые и средние предприятия предоставляют работу почти 50% трудоспособного населения10.  Объем производства на малых и средних предприятиях достигает, а во многих случаях и превышает половину валового внутреннего продукта страны.

Малые предприятия, образуя разветвленную сеть, функционируют в основном на местных рынках и непосредственно связанны с массовыми потребителями товаров и услуг. Благодаря их небольшим размерам и производственной гибкости они имеют возможность оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Привлекательными для России особенностями малого бизнеса являются: небольшие сроки окупаемости направляемых сюда инвестиций, его способность быстро приспосабливаться к изменяющемуся спросу, оперативное использование результатов научно-технических достижений и открытий, создание новых рабочих мест, формирование среднего класса населения. С другой стороны, эта сфера экономики представляет собой область высокорисковых инвестиций: здесь весьма велика доля разоряющихся и ликвидируемых предприятий, впрочем, так же как значительна доля вновь создаваемых фирм.

Развитие малого бизнеса в основном зависит от социально-экономической ситуации в стране, инвестиционного и налогового климата, правовой базы и ряда других факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Процесс кредитования малого бизнеса

 

В настоящее время наиболее действенным институтом кредитования малого предпринимательства, включая предпринимателей без образования юридического лица, является программа Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР)11. Международная финансовая организация ЕБРР, созданная в целях содействия экономическим преобразованиям в странах Восточной Европы, и организованный ею Фонд поддержки малого бизнеса в России в сотрудничестве с рядом отечественных банков с 1994 года осуществляет в России Программу кредитования малого бизнеса, одной из важных составляющих которой является применение разработанной кредитной технологии для кредитования малого бизнеса. В настоящее время данный проект реализуется в 65 российских городах, в том числе в Свердловской области.

В Екатеринбурге ЕБРР реализует программу совместно со Сбербанком России (с1994г.), и КМБ – БАНКОМ (ЗАО) (Банком кредитования малого бизнеса) (с 1998 г.), Уралтрансбанком (с 2002г.), Банком Уралсиб (с 2003г.) Так, например, в апреле 2006 года в Екатеринбурге и Свердловской области Сбербанк и КМБ-БАНК (ЗАО) выдали по программе ЕБРР 345 кредитов на общую сумму 2 928 324 долларов США. Это говорит о том, что реальный спрос на такие кредиты в Свердловской области существует и есть перспективы для наращивания объемов кредитного портфеля банков, работающих по программе кредитования малого бизнеса.

В основу кредитной технологии легли разработки немецкой фирмы Internationale Projekt Consult GmbH (IPC GmbH), деятельность которой  сосредоточена на поиске путей совершенствования доступа микро и малых предприятий. Кредитная технология фирмы IPC GmbH разработана с учетом специфики стран с переходной экономикой и развивающихся стран. Опыт IPC показывает, что, несмотря на существенные различия стран, соблюдение основных принципов технологии кредитования позволяет делать выдачу микрокредитов прибыльной и сохранять долю невозвращенных кредитов на достаточно низком уровне.

Технология фирмы IPC GmbH основывается на следующих элементах12:

  1. Постоянный финансовый анализ движения денежных средств   

        потенциального заемщика.

  1. Оценка финансового состояния ,социального положения, состояние жилья  

        заемщика.

  1. При вынесении решения о выдаче кредита приоритетным является финансовое состояние заемщика, а не предоставленное им обеспечение.
  2. Кредитный эксперт несет полную ответственность за обеспечение взаимоотношений между кредитной организацией и заемщиком на протяжении всего кредитного цикла.
  3. Все решения о выдаче кредитов принимаются коллегиально на кредитном комитете.

Механизм выдачи кредитов в рамках Фонда поддержки малого бизнеса выглядит так: ЕБРР в лице Фонда предоставляет долгосрочные кредиты российским коммерческим банкам, которые в соответствии с заключаемым кредитным договором обязаны использовать предоставленные им средства для кредитования малых предприятий и предпринимателей. В настоящее время Фонд поддержки малого бизнеса сотрудничает с пятью банками – четырьмя российскими и одним банком только с иностранным капиталом (КМБ-БАНКОМ (ЗАО). С 1994 года Фонд поддержки малого бизнеса в России предоставил более 188700 кредитов на общую сумму 1,61 млрд. долларов США микро - и малым предприятиям. Средний размер кредита составил 11300 долларов США, самый крупный кредит - 155000 долларов США, а самый мелкий - всего лишь 20 долларов США. Программа  предназначена для очень малых предприятий, обладающих, как правило, огромным потенциалом роста. Более 50% всех кредитов  составляют кредиты менее 5000 долларов США, и 75% - кредиты  в пределах 10000 долларов (рис. 3).

Рисунок 3 - Количество кредитов, выданных по программе кредитования малого бизнеса за 2007 год

 

 Таким образом, можно говорить  о том, что кредитная технология предназначена для кредитования малого бизнеса независимо от суммы запрашиваемого кредита в рамках кредитной политики Фонда. И в основном программа Фонда направлена на предоставление небольших кредитов (менее 5000 долларов), что сможет предложить не каждый банк, ссылаясь на высокие издержки при работе с такими заемщиками.

Кредитная технология ЕБРР состоит из ряда этапов: подачи заявки, исследования экономического состояния бизнеса потенциального заемщика, принятия решения и выдачи кредита, мониторинга кредита (рис.4). Для контроля за выданными кредитами  кредитный эксперт формирует кредитное досье, где хранится документация по кредиту и все необходимые сведения о заемщике, залогодателях и поручителях.

Особенности кредитной технологии банка позволяют подходить более демократично к данному процессу и расширить количество субъектов, пользующихся заемными средствами. Задачи программы кредитования: улучшить работу банковских структур по предоставлению малых кредитов на основе соответствующей кредитной технологии, предоставить малым товаропроизводителям и предпринимателям надежный и стабильный источник финансирования для развития бизнеса13.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4 - Кредитный цикл

Несмотря на стандартный перечень этапов, каждый из них имеет свои особенности (табл. 1.)

Целевой группой программы кредитования выступают все субъекты хозяйствования с числом работающих до 20 человек и отдельные частные предприниматели. Кредиты предоставляются для увеличения оборотного капитала или в целях закупки дополнительного оборудования.

Основная проблема микрокредитования  связана с неравномерным распределением информации между потенциальным заемщиком и банком. Последнему неизвестно качество деятельности клиента, а также то, как он намеревается использовать кредит. В связи с указанным, с целью уменьшения риска невозврата, при работе с новыми клиентами изначально банк предоставляет незначительные суммы на короткий срок, так называемые испытательные кредиты, чтобы в случае своевременного возврата предоставить заемщику больший кредит, отвечающий его возможностям. Такой подход имеет ряд преимуществ и для кредитного работника, который может убедиться в порядочности и пунктуальности заемщика, и для ссудозаемщика, который относительно легко возвратит кредит и получит возможность взять его вновь.

Информация о работе Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России