Содержание и порядок установления режима коммерческой тайны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение сущности и содержания коммерческой тайны, а также порядка ее установления
Задачи курсовой работы:
Проанализировать понятие и правовое регулирование коммерческой тайны;
Выяснить сущность коммерческой тайны;
Определить сведения, относящиеся к коммерческой тайне;
Установить меры по охране конфиденциальности информации;

Содержание работы

Введение3

Понятие и правовое регулирование коммерческой тайны5
Содержание коммерческой тайны8
Сущность содержания коммерческой тайны8
Сведения, относящиеся к коммерческой тайне10
Режим коммерческой тайны13
Меры по охране конфиденциальности информации13
Установление режима коммерческой тайны15

Заключение20

Список использованных источников и литературы22

Файлы: 1 файл

курсовая работа (Автосохраненный).docx

— 78.22 Кб (Скачать файл)

8) об условиях конкурсов или  аукционов по приватизации объектов  государственной или муниципальной  собственности;

9) о размерах и структуре доходов  некоммерческих организаций, о размерах  и составе их имущества, об  их расходах, о численности и  об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного  труда граждан в деятельности  некоммерческой организации;

10) о перечне лиц, имеющих право  действовать без доверенности  от имени юридического лица;

11) обязательность раскрытия, которых  или недопустимость ограничения  доступа, к которым установлена  иными федеральными законами.8

Однако, физические и юридические лица имеют право препятствовать тому, чтобы информация, правомерно находящаяся под их контролем, без их согласия была раскрыта, получена или использована другими лицами способом, противоречащим честной коммерческой практике, при условии что такая информация: a) является секретной в том смысле, что она в целом или в определенной конфигурации и подборе ее компонентов не является общеизвестной и легко доступной лицам в тех кругах, которые обычно имеют дело с подобной информацией; b) ввиду своей секретности имеет коммерческую ценность; c) является предметом надлежащих в данных обстоятельствах мер, направленных на сохранение ее секретности, со стороны лица, правомерно контролирующего эту информацию.9

Информацию о деятельности предприятия можно получить законным или незаконным способом. Законный способ – это получение информация с согласия руководства фирмы, и предназначенная для внешних пользователей. Информация, составляющая коммерческую тайну, считается полученной законным способом, если  она получена от ее обладателя на основании договора или другом законном основании.

Незаконный способ представляет собой получение информации с нарушением действующего законодательства и приводящее к прямым потерям для фирмы, либо к упущенной выгоде. Незаконный способ получения информации, составляющей коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, предусматривает два случая. Если получение информации осуществлялось с умышленным преодолением мер по охране конфиденциальности, предпринятым обладателем. Если лицо знало, что эта информация составляет коммерческую тайну, но все равно получило эту информацию, и на передачу этой информации у него нет законного основания. Помимо этого, также выделяют такой «способ, противоречащий честной коммерческой практике», как расторжение договора, подрыв доверия или содействие подрыву доверия, и включает приобретение закрытой информации третьими лицами, которым было известно или не было известно в результате грубой небрежности.10

Безусловно, наиболее ценной является информация, представляющая коммерческую тайну. Она важна, прежде всего, для конкурентов, а также для криминальных структур.

 

2.2 Сведения, относящиеся к коммерческой тайне.

 

Предприятие проводить разграничение информации открытой и той, которое нуждается в защите. Такое разграничение проводится по следующим критериям: во-первых, это вероятность угрозы экономической безопасности фирмы; во-вторых, это возможность защиты информации; в-третьих, это экономическая целесообразность защиты информации.

Сведения, составляющие коммерческую тайну, могут находиться на любых носителях информации.

Итак,  что же  относится  к  коммерческой  тайне  и  требует защиты  от  утечки  информации?

Деловая информация: финансовые  сведения; данные  о цене (стоимости) продукции  и  услуг,  технологии; деловые планы  и планы производства  новой продукции; списки  клиентов  и продавцов,  контракты, преференции  и планы;  информация  о  маркетинге; соглашения, предложения,  квоты; списки персонала,  организационные  схемы  и  информация  о  сотрудниках (их  характеристики).

Техническая информация: научно-исследовательские проекты; конструкторские  разработки по производству  какой-либо продукции и ее технические параметры; заявки  на патенты; дизайн, эффективность  и  возможности производственных  методов,  оборудования  и  систем; информационный процесс; программное  обеспечение ЭВМ.

 Производственная информация: технология; планы выпуска продукции; объем незавершенного производства и запасов; планы инвестиционной деятельности.

Маркетинговая информация: рыночная стратегия; планы рекламной деятельности; планы обеспечения конкурентных преимуществ по сравнению с продукцией других фирм; методы работы на рынках; планы сбыта продукции; анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Финансовая информация: планирование прибыли, себестоимости;

ценообразование – методы расчета, структура цен, скидки; возможные источники финансирования; финансовые прогнозы.

Иногда, многие работодатели относят информацию об оплате труда также к сведениям, относящиеся к коммерческой тайне, тем самым допуская ошибку при увольнении сотрудников по подп «в»  п. 6 ч.1 ст. 81 ТК РФ. Ведь на основании ст. 135 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.11

Поэтому, размер оплаты труда не может быть отнесен работодателем к информации, составляющей коммерческую тайну, поэтому сотрудники, уволенные за разглашение такой коммерческой информации, могут обратиться с заявлением в суд и оспорить приказ об увольнении.

Так, Первомайский районный суд г. Омска удовлетворил требования истицы Е., работавшей уборщиком служебных помещений в магазине и уволенной за разглашение коммерческой тайны. А именно, за обсуждение с иными лицами условий своего трудового договора (которые, по мнению работодателя, являлись конфиденциальными), в том числе размера заработной платы, а также сообщение сотрудникам магазина о возможных случаях хищения имущества магазина другим работником. Как указал суд, данные сведения не являются и не могут являться коммерческой тайной в силу пп. 5 и 6 ст. 5 Федерального закона № 98-ФЗ.12

Таким образом, при  засекречивании информации следует руководствоваться   экономической выгодой и безопасностью фирмы. Однако, чрезмерное  засекречивание деятельности фирмы может привести к потери прибыли, поэтому лучше всего использовать правило «золотой» середины. Информация ноу-хау, безусловно, должна быть отнесена к разряду коммерческой тайны. Ее  следует  охранять и  от  персонала, ибо  всегда  существует  опасность,  что  тот  или  иной  сотрудник  уволится  и  устроится  на работу  в  конкурирующую фирму. Особое внимание следует уделять охране договоров, заключаемых  предприятием.  Большую их  часть можно отнести  к  коммерческой тайне. Причем  в  определенных случаях  охране подлежит  не  только  текст  договора,  но  и сам факт  его  заключения.13

Поэтому, регулирование отношений, связанных с использованием конфиденциальной информацией должно начинаться с основного документа – устава, в котором дается четкое понятие коммерческой тайны, ее содержание, а также устанавливается ответственность за ее несоблюдение.

 

3. Режим коммерческой  тайны

 

    1. Меры по охране конфиденциальности информации

 

В Федеральном законе «О коммерческой тайне» в ст.10 зафиксированы основные положения обеспечения охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну. Эти положения дают исчерпывающий перечень обязательных мер по охране конфиденциальности информации. Эти меры являются обязательными т.к. режим коммерческой тайны считается установленным, только после принятия этих мер. Однако, в Законе, также предусматривается сокращенный перечень мер по охране конфиденциальности информации, если обладатель информации является индивидуальным предпринимателем, не имеющим работников, с которыми заключены трудовые договоры.

Перечень обязательных мер по охране конфиденциальности информации:

1) определение перечня  информации, составляющей коммерческую  тайну;

2) ограничение доступа  к информации, составляющей коммерческую  тайну, путем установления порядка  обращения с этой информацией  и контроля за соблюдением такого порядка;

3) учет лиц, получивших  доступ к информации, составляющей  коммерческую тайну, и (или) лиц, которым  такая информация была предоставлена  или передана;

4) регулирование отношений  по использованию информации, составляющей  коммерческую тайну, работниками  на основании трудовых договоров  и контрагентами на основании  гражданско-правовых договоров;

5) нанесение на материальные  носители, содержащие информацию, составляющую  коммерческую тайну, или включение  в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа  «Коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).14

В п.5 Закона непосредственно определяется перечень подлежащих указанию сведений об обладателе информации.

Для индивидуальных предпринимателей указывается фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, место жительства. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Для юридических лиц — полное наименование и место нахождения. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму. В некоторых случаях должно быть указание на характер деятельности юридического лица. Место нахождения юридического лица согласно определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.15

Нанесение на документы грифа «Коммерческая тайна» и указание на этих документах обладателя такой информации предусмотрено также в отношении документов, предоставляемых органам государственной власти.

Если же грифы были нанесены до вступления Федерального закона «О коммерческой тайне» на материальные носители и указывающие на содержание в них информации, составляющей коммерческую тайну, то они сохраняют свое действие при условии, если меры по охране конфиденциальности указанной информации будут приведены в соответствие с требованиями данного Закона.

При наличии следующих обстоятельств, меры по охране конфиденциальности информации, тайну могут быть признаны достаточно разумными если:

  1. исключен доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;
  2. обеспечена возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

В данном случае речь идет о пределах принятия мер по охране конфиденциальности информации. Общие  нормы о пределах осуществления гражданских прав закреплены в части первой ГК РФ в ст. 10.

Меры по охране конфиденциальности информации является необходимыми и достаточными для защиты коммерческой тайны, однако сама организация  может предпринять дополнительные меры. При этом данные меры не должны нарушать действующее законодательство, права и свободы других лиц. При этом принятие других мер не имеет значения для определения того, установлен или нет режим коммерческой тайны. Так, например, установка в офисе прослушивающих устройств или просмотр почтовых отправлений без предупреждения отправителя относятся к незаконным мерам.

Как показывает судебная практика, работодателю совсем не обязательно применять дополнительные меры защиты коммерческой тайны. Достаточно выполнять то, что предусмотрено в этих целях законодательством. В то же время некоторые работодатели не используют даже эти способы защиты.

Ф. был уволен по подп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Разглашение коммерческой тайны выразилось в том, что Ф. отправил на внешний электронный адрес сканированные копии документов, связанных с проведением тендера в целях заключения договора на уборку служебных и производственных помещений, прилегающей территории, столярно-плотницкие работы, обслуживание сантехнического оборудования. Документы включали тендерную информацию потенциальных контрагентов и сделанные ими коммерческие предложения. Октябрьский районный суд г. Ижевска, рассматривавший иск Ф. к работодателю, пришел к выводу, что последним в отношении информации, которую разгласил Ф., не были приняты меры по охране конфиденциальности, предусмотренные ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 98-ФЗ. В частности, как оригиналы, так и электронные копии этих документов ни на момент их поступления на рабочий компьютер истца, ни на момент рассылки третьим лицам не содержали грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя информации. В процессе рассмотрения дела в суде ответчик представил единственный документ - протокол окончания приема предложений - со штампом «КТ». Но суд не расценил проставление такого штампа как действие, предусмотренное п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 98-ФЗ, поскольку аббревиатура «КТ» не поддается расшифровке. Кроме того, на документе не был указан обладатель информации.16

Информация о работе Содержание и порядок установления режима коммерческой тайны