Содержание и порядок установления режима коммерческой тайны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение сущности и содержания коммерческой тайны, а также порядка ее установления
Задачи курсовой работы:
Проанализировать понятие и правовое регулирование коммерческой тайны;
Выяснить сущность коммерческой тайны;
Определить сведения, относящиеся к коммерческой тайне;
Установить меры по охране конфиденциальности информации;

Содержание работы

Введение3

Понятие и правовое регулирование коммерческой тайны5
Содержание коммерческой тайны8
Сущность содержания коммерческой тайны8
Сведения, относящиеся к коммерческой тайне10
Режим коммерческой тайны13
Меры по охране конфиденциальности информации13
Установление режима коммерческой тайны15

Заключение20

Список использованных источников и литературы22

Файлы: 1 файл

курсовая работа (Автосохраненный).docx

— 78.22 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

  «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»


 

Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Северо-Западный институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

 

КАФЕДРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО И ТРУДОВОГО ПРАВА

 

 

 

Курсовая работа на тему:

«Содержание и порядок установления режима коммерческой тайны»

 

 

 

 

Выполнила студентка

4 курса заочной формы обучения 3 группы

Буткина Анастасия Андреевна

 

152072  г. Данилов, ул. Ленина, д. 62-А, кв.

89218256243

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение3

 

  1. Понятие и правовое регулирование коммерческой тайны5
  2. Содержание коммерческой тайны8
    1. Сущность содержания коммерческой тайны8
    2. Сведения, относящиеся к коммерческой тайне10
  3. Режим коммерческой тайны13
    1. Меры по охране конфиденциальности информации13
    2. Установление режима коммерческой тайны15

 

Заключение20

 

Список использованных источников и литературы22

 

Введение

 

Правовой институт коммерческой тайны является необходимым условием развития предпринимательской деятельности. В процессе осуществления предпринимательской деятельности накапливается большое количество разнообразной информации. Особую ценность приобретают научно-техническая документация, результаты работ, компьютерные программы, различные объекты интеллектуальной собственности, которые составляют основу коммерческой тайны.

Для эффективного развития и функционирования организации, а также достижения высокого уровня потенциала и конкурентоспособности, необходимо целесообразное и разумное использование подобной информации, а также введения режима коммерческой тайны, регулирующего правовые отношения по поводу использования и защиты информации в экономическом обороте.

Режим коммерческой тайны образует совокупность правовых, организационных, технических и иных мер по охране ее конфиденциальности, главной целью которого является защита права на добросовестную конкуренцию и использование своих интеллектуальных способностей.

Противоправное завладение информацией, которая составляет коммерческую тайну, наносит сильный материальный ущерб организациям, который, как показывает практика, не возмещается в полном объеме.

 В настоящее время возникает масса проблем, связанных с обеспечением безопасности не только физических и юридических лиц, их имущественной собственности, но и предпринимательской (коммерческой) информации, как вида интеллектуальной собственности. Для защиты предпринимательских информационных потоков от различного рода посягательств используются как правовые, так и специальные меры, а в необходимых случаях комплексное их применение.

С развитием информационного общества и высоких технологий серьезное значение приобретают те самые меры по защите и порядку установления режима коммерческой тайны от неправомерного ее использования и ограничению к ней доступа, чем и вызвана актуальность данного исследования.

Целью курсовой работы является изучение сущности и содержания коммерческой тайны, а также порядка ее установления

Задачи курсовой работы:

    1. Проанализировать понятие и правовое регулирование коммерческой тайны;
    2. Выяснить сущность коммерческой тайны;
    3. Определить сведения, относящиеся к коммерческой тайне;
    4. Установить меры по охране конфиденциальности информации;
    5. Изучить порядок установления режима коммерческой тайны;
    6. Сделать выводы по теме.

Объектом исследования курсовой работы являются гражданско-правовые отношения в области защиты коммерческой информации.

Предметом исследования является порядок установления режима коммерческой тайны.

Методы и приемы исследования, использованные в процессе написания курсовой работы, заключаются в статистическом исследовании, в синтезе и анализе имеющихся теоретических материалов, группировке и обобщении теоретического материала с практическими данными.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

1. Понятие и правовое регулирование коммерческой тайны

 

Согласно Федеральному закону № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», коммерческая тайна представляет собой режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.1

Информация представляет собой сведения о лицах, предметах, фактах, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Вопросы информации проникли во все сферы общества2.

Под информацией, составляющую коммерческую тайну следует понимать сведения любого характера, в том числе о результатах интеллектуальной деятельности, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Для того чтобы получить статус коммерческой тайны правообладателем должен быть введен режим коммерческой тайны. Тем не менее, не все сведения могут быть признаны таковыми. Такая информация должна обладать коммерческой ценностью и не должна находится в свободной доступе.

 

 Обладателем такой информации является лицо, которое на законном основании установило в отношении информации, составляющей коммерческую тайну, режим коммерческой тайны и ограничило доступ  к ней.

В условиях развития конкуренции товаров и услуг, большое значение имеет Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», принятый в соответствии с нормами международного права, и регулирующий отношения связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей и охраной такой информации и предупреждением недобросовестной конкуренции.

Предметом регулирования закона выступают отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам.

Следует отметить, что предмет регулирования данного закона согласуется с положениями Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». А именно, «Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение».3 
 Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. №  231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»  была введена в действие часть четвертая ГК РФ, включающая главу 75 «Право на секрет производства (ноу-хау)». Положениями названной главы регламентированы права на такой результат интеллектуальной деятельности, которому предоставляется правовая охрана, как секрет производства.

Данной главой определяются признаки секрета производства, особенности договора об отчуждении права на секрет производства, лицензионный договор, а также взаимоотношения работника и работодателя в связи с созданием ноу-хау. Цель введения главы 75 ГК РФ, как отмечают сами авторы, более подробное и достаточное определение данной категории объектов интеллектуальной собственности, так как упоминание в Федеральном законе «О коммерческой тайне» носит фрагментарный характер.4

Однако Постановление Пленума ВС России и Пленума ВАС России от 26 марта 2009 г. № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснил, что положения указанной главы данного Кодекса определяют порядок правовой охраны секретов производства (ноу-хау), но при этом предписано учитывать, что режим коммерческой тайны, перечень не подлежащих охране сведений и порядок предоставления составляющей коммерческую тайну информации определяются в соответствии с Федеральным законом «О коммерческой тайне».5

В связи с изменениями, которые произошли в 2014 году и были внесены как Федеральный закон № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», так и в положения главы 75 ГК РФ, секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.6

Тем самым авторы уточнили определение секрета производства, из которого исключена привязка к соблюдению режима коммерческой тайны. Обладатель ноу-хау должен лишь принимать разумные меры для соблюдения конфиденциальности, а режим коммерческой тайны он может выбрать по усмотрению. Таким образом, предметы регулирования данного Закона и главы 75 ГК РФ «Право на секрет производства (ноу-хау)» разделены.

Помимо этого, коммерческая тайна тесно связана с Трудовым кодексом, т.к. он признает разглашение коммерческой тайны грубым нарушением работником своих трудовых обязанностей, которое позволяет работодателю расторгнуть с ним трудовой договор (подп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81). Однако, для квалификации действий или бездействия работника в качестве разглашения коммерческой тайны необходимо доказать, что информация фактически стала известна третьим лицам.

В настоящий момент времени существует некоторый пробел в законодательстве РФ о коммерческой тайне на федеральном уровне, о чем красноречиво говорит отсутствие ст. 2 Федерального закона «О коммерческой тайне».

 

2. Содержание  коммерческой тайны

 

2.1 Сущность содержания  коммерческой тайны

 

Предприятие в своем производстве имеет дело с самой разнообразной информацией. Такую информацию условно можно разделить на открытую и закрытую. С одной стороны, предприятие предоставляет максимум информации о своей деятельности потребителям, контрагентам и др. с целью их привлечения. С другой стороны оно стремится ограничить доступ к наиболее важной информации.

Под содержанием коммерческой тайны понимается информация научно-технологического, производственного, финансово-экономического или иного характера, в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны7.

Согласно ч.1 ст. 4 Федерального закона «О коммерческой тайне» на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, включающее в себя права на определение перечня и состава такой информации, принадлежит обладателю такой информации. Как уже было сказано выше, обладателем такой информации является лицо, владеющее информацией, составляющей коммерческую тайну, которое на законном основании ограничило доступ к этой информации и установило режим коммерческой тайны.  В данном случае речь идет о правах на определение перечня и состава информации, составляющей коммерческую тайну. При этом в Законе в ст. 5 дается исчерпывающий перечень сведений, в отношении которых лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, не может быть установлен режим коммерческой тайны.

К таким сведениям относятся:

1) учредительные документы юридического  лица, документы, подтверждающие факт  внесения записей о юридических  лицах и об индивидуальных  предпринимателях в соответствующие  государственные реестры;

2) документы, дающие право на  осуществление предпринимательской  деятельности;

3) состав имущества государственного  или муниципального унитарного  предприятия, государственного учреждения  и об использовании ими средств  соответствующих бюджетов;

4) о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и  радиационной обстановке, безопасности  пищевых продуктов и других  факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

5) о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об  условиях труда, в том числе  об охране труда, о показателях  производственного травматизма  и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих  мест;

6) о задолженности работодателей  по выплате заработной платы  и по иным социальным выплатам;

7) о нарушениях законодательства  Российской Федерации и фактах  привлечения к ответственности  за совершение этих нарушений;

Информация о работе Содержание и порядок установления режима коммерческой тайны