Служба риск-менеджмента Экспертные оценки дельф Практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 22:54, реферат

Описание работы

Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Риск – это историческая и экономическая категория.
Как историческая категория, риск представляет собой осознанную человеком возможную опасность. Она свидетельствует о том, что риск исторически связан со всем ходом общественного развития.

Файлы: 1 файл

Управление рисками (РГГУ Вар 19 Служба риск-менеджмента Экспертные оценки дельф 2013).doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

Кроме использования в научно-техническом  прогнозировании Дельфийский метод стал применяться во многих других областях исследовательской и административной деятельности (например, в перспективном планировании, обосновании управленческих решений, оценке качества продукции), в естественных, общественных и технических науках (в биологии, медицине, образовании, управлении, политике). Наибольшее распространение Дельфийский метод получил в США. Однако его достаточно часто используют и в Канаде, Швеции, Японии, Дании, Великобритании, Франции, Израиле, Норвегии, Нидерландах.

Дельфийский метод обычно употребляется  на практике в сочетании с другими  методами или как этап более сложных  процедур, например, в программно-целевых методах, морфологическом анализе, в различных методиках прогнозирования.

Основное отличие Дельфийского метода от других экспертных методов  заключается в отказе от совместной работы экспертов и даже контактов  между ними, чтобы уменьшить влияние конформизма. Конформизм сказывается в искажении действительных мнений экспертов под воздействием таких психологических не всегда осознаваемых факторов как внушение или приспособление к мнению большинства других экспертов. Поэтому в Дельфийском методе эксперт высказывает свое суждение не в ходе группового обсуждения, а излагает его в анкете, снабженной, если это предусмотрено и требуется, подробной пояснительной запиской. Вместе с тем для получения дополнительной информации экспертов знакомят с анонимными обобщенными результатами опроса других экспертов:

средним групповым мнением, выраженным медианой оценок;

степенью согласованности мнений, выраженной диапазоном квартилей оценок.

Кроме того, тех экспертов, оценки которых вышли за диапазон квартилей, организаторы опроса просят обосновать свои оценки. Эти обоснования в анонимной форме также доводятся до сведения всех экспертов. С учетом полученной информации, эксперты во втором или последующих турах опроса имеют право изменить свое мнение. Вследствие этого происходит некоторое сближение суждений экспертов, однако его скорость по турам довольно быстро уменьшается. Как правило, проводится не больше четырех туров опроса, поскольку дальнейшие туры не приводят к изменению экспертных суждений. За окончательное групповое суждение принимается медиана оценок.

В сравнении с традиционной формой экспертного метода, характеризуемой открытым обсуждением и опросом в один тур, Дельфийский метод имеет следующие основные преимущества:

большая надежность и точность групповой  экспертной оценки;

меньшее влияние на точность групповой оценки относительно малокомпетентных экспертов;

возможность для организаторов  опроса определять некоторые числовые характеристики эксперта, влияющие на качество его работы (например, степень уверенности в правильности своей оценки, степень конформизма).

К основным недостаткам  Дельфийского метода могут быть отнесены:

относительно большие  затраты средств (по американским данным, при использовании Дельфийского метода для целей прогнозирования  стоимость экспертизы иногда доходила до 100 тысяч долларов);

относительно большие  затраты времени (в 75% случаев –  от 6 до 8 месяцев);

недостаточный учет различий в компетентности экспертов;

невозможность прямого  столкновения мнений, что не стимулирует  генерирования новых идей, возникающих при личных контактах специалистов;

громоздкость пояснительных  записок к анкетам, вызванная  необходимостью исключить различное понимание экспертами поставленных перед ними вопросов.

Для ослабления некоторых  из этих недостатков разработаны  разновидности Дельфийского метода. Например, метод «Дельфы - конференция», при котором эксперты взаимодействуют с организаторами через компьютер (производящий обработку оценок) и современных средств передачи информации, что резко ускоряет обратную связь. В методе SSER («система оценки и обзора события») предусмотрено:

уменьшение (до двух) количества туров;

использование в турах  разных групп экспертов;

менее жесткие требования в повторному рассмотрению экспертами поставленных перед ними вопросов.

Известны и другие разновидности Дельфийского метода: модифицированный Дельфийский метод, метод «Дельфы - ПЕРТ», метод Котлера.

В прогнозировании Дельфийский  метод является наиболее широко применяемым и теоретически обоснованным методом. В ряде других задач, связанных с многокритериальными решениями (типа количественной оценки качества), он не имеет заметных преимуществ перед иными экспертными методами11.

Практическая  часть

Краткая характеристика ООО «Белый Ветер»

Общество с ограниченной ответственностью «Белый Ветер» (далее - Общество), было создано в 2001 году частным лицом, которому принадлежит 100 % уставного капитала общества. Размер и структура уставного капитала с момента создания Общества не изменились.

Правовой основой деятельности Общества является Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», Устав

Юридический адрес: ООО  «Белый Ветер», г. Киров, ул. Захватаева, 23

Местоположение магазина: 610000 г. Киров ул. Преображенская, 13

Выбор организационно-правовой формы определялся тем, что, как показала хозяйственная и правовая практика последнего десятилетия, эта организационно-правовая форма является наиболее гибкой, мобильной, в большей мере учитывает интересы участников (учредителей), позволяет успешно действовать на рынке товаров (работ, услуг) путем объединения денежных, интеллектуальных и трудовых ресурсов их участников (учредителей). Участники (учредители) в таких предприятиях чаще всего своими силами участвуют в деятельности предприятия и являются членами трудового коллектива.

Цель создания данного предприятия:

  • получение прибыли;
  • удовлетворение потребностей населения г. Кирова и Кировской области в высококачественных и недорогих товарах;
  • развитие структуры предприятия.

Основным видом деятельности  ООО «Белый Ветер» является  организация и осуществление розничной торговли.

В данный момент предприятие  реализует более 2000 наименований различной продукции, к ним относятся:

- мобильные радиотелефоны;

- компьютерная техника;

- радиотелефоны;

- аксессуары к мобильным телефонам;

- карты экспресс оплаты и т.д.

Порядок деятельности Общества, порядок формирования его имущества, компетенция органов управления закреплены в его уставе, утвержденном учредителем.

Фирма является юридическим лицом  и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе; расчетный рублевый, валютный и иные счета в банках; круглую печать с полным фирменным наименованием на русском языке, штампы, бланки и иные необходимые атрибуты.

Основными показателями хозяйственной деятельности предприятия  являются объем продажи в денежном выражении, стоимость основных и оборотных средств, затраты предприятия, валовой доход, прибыль и рентабельность. Эти и другие показатели деятельности ООО «Белый Ветер» представлены в таблице 1.

По данным таблицы 1 можно  сделать следующие выводы:

Общий рост выручки от продаж за рассматриваемый период составил 15721 тыс. руб. или 66,5%. Выручка от продаж в 2010 году по отношению к 2009 году увеличилась 11%, в 2011 г. по сравнению с 2010 г. – 51%.

Таблица 1

Основные экономические  показатели деятельности ООО «Белый Ветер» за период с 2009 по 2011 г.г.

Наименование показателя

2009

2010

2011

Темп прироста, % к предыдущему году

Объем товарооборота, тыс. руб.

23 643

26 144

39 364

11

51

Покупная стоимость  товаров для продажи, тыс. руб.

15 227

15 802

27 377

5

102

Годовой фонд оплаты труда  персонала, тыс. руб.

904

1 083

1 370

20

27

Среднесписочная численность  персонала, чел.

22

22

22

-

-

в том числе среднесписочная  численность торгово-оперативного персонала

16

16

16

-

-

Общая площадь магазина, кв.м.

330

330

330

-

-

в том числе торговые площади

270

270

270

-

-

Средняя величина основного  капитала (внеоборотных активов), тыс. руб.

10 140

10 957

9 315

8

-15

Среднегодовая стоимость  основных средств, тыс. руб.

8765

8 205

7 029

91

-14

Среднегодовая стоимость  оборотного капитала (оборотных активов), тыс. руб.

4 560

5 832

7 825

28

34

Сумма чистых активов (на конец периода), тыс. руб.

10 060

10 191

13 901

1

36

Полная себестоимость  проданных товаров, тыс. руб.

23 013

23 932

36 428

4

53

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

630

2212

2936

251

33

Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб.

523

1930

396

269

-79

Чистая прибыль (убыток), тыс. руб.

441

1441

304

227

-79

Среднемесячная зарплата одного работника, тыс. руб.

3,42

4,102

5,189

20

26

Производительность труда (годовая выработка) на 1 работающего, тыс. руб.

1074,7

1188,4

1789,3

11

51

Прибыль от продаж в расчете:

         

- на 1 м2 общей площади

1,9

6,7

8,9

253

33

- на 1 м2 торговой площади

2,3

8,2

10,9

257

33

Покупная стоимость  товаров в выручке от продаж

0,64

0,60

0,69

-6

15

Коэффициент оборачиваемости  оборотного капитала

5,19

4,48

5,03

-14

12

Оборачиваемость оборотного капитала, дни

69,36

80,36

71,57

16

-11

Затратоемкость проданных  товаров

0,97

0,92

0,93

-5

1

Рентабельность продаж, %

2,66

8,46

7,46

218

-12

Рентабельность активов  по чистой прибыли, %

3,00

8,58

1,77

186

-79


Себестоимость проданных  товаров выросла в течение  рассматриваемого периода на 58,0 и составил в 2011 г. 36428 тыс.руб. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. темп прироста составил 4%, в 2011 г. по сравнению с 2010 г. 53%. Сравнивая темпы прироста по года можно сделать вывод, что в 2011 г. по сравнению с 2010 г. темп прироста себестоимости превысил тем прироста выручки от продаж на 3,9%, темп прироста себестоимости за рассматриваемый период также превысил темп прироста выручки от продаж.

Данный факт подтверждается ростом показателя затратоемкости проданных товаров, который повысился в 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 1 коп. и снизился в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 5 коп.

Темпы роста годового фонда оплаты труда персонала составляют в 2010 г. по сравнению с 2009 г. – 20%, в 2011 г. по сравнению с 2010 г. 27%.

Среднегодовой численности  персонала в ООО «Белый Ветер» в течение рассматриваемого периода не изменялась и составила 22 человека.

Темпы роста среднемесячной зарплата 1 работника составили в 2011 г. по сравнению с 2010 г. 26%, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. 20%, положительным является тот факт, что в 2011 г. по сравнению с 2010 г.  темп прироста зарплаты ниже темпа прироста  производительности труда почти в 2 раза, данный факт свидетельствует об эффективности использования трудовых ресурсов, также он не превышает темпа роста объемов продаж и себестоимости продукции.

Среднегодовая стоимость  основных производственных фондов магазина «ООО «Белый Ветер»» имеет в течение рассматриваемого периода тенденцию к снижению, это связано, прежде всего, с проведением администрацией предприятия политикой проведения инвентаризации имущества и списанием или реализацией неиспользуемого имущества, так в 2011 г. по сравнению с 2009 г. сокращение стоимости составило 1736 тыс. руб.

Среднегодовая стоимость  оборотных средств ООО «Белый Ветер»увеличилась на на 71,6% или на 3265 тыс. руб.

Прибыль от продаж на Магазин  «ООО «Белый Ветер»» в 2010 г. по сравнению  с 2009 г. увеличилась на 1582 тыс. руб. или 251%, в 2011 г. по сравнению с 2010 г. на 724 тыс. руб. или на 33 %, т.е. темпы прироста прибыли существенно снизились, это связано с превышением темпов роста себестоимости проданных товаров над темпами роста выручки от продаж.

Чистая прибыль ООО  «Белый Ветер» увеличилась в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на  г. более чем в 2,3 раза, в то же время в 2011 г. по сравнению с 2010 г. произошло ее снижение почти в 5 раз, это связано прежде всего с ростом прочих расходов в части потерь от уценки товаров.

Для оценки экономической  эффективности хозяйственной деятельности предприятия применяется целая система показателей. В первую очередь, с проблемой эффективности непосредственно связано определение отдачи или емкости тех или иных производственных ресурсов, используемых в процессе хозяйственной деятельности предприятия.

Информация о работе Служба риск-менеджмента Экспертные оценки дельф Практика