Система социальной защиты населения и основные направления её развития в современных условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 23:42, контрольная работа

Описание работы

На рубеже XX - начала XXI веков в России идет процесс активного становления и развития систем социальной защиты населения, адекватных рыночной экономике. Естественным катализатором этого процесса явилась радикальная экономическая реформа, которая потребовала соответствующих изменений в сфере социальной политики. Государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят благосостояние и доходы населения, имеет определяющее значение для социальной защиты.

Файлы: 1 файл

Прогнозирование и планирование.docx

— 65.16 Кб (Скачать файл)

   Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

 

 

1.3.3 Фонд обязательного  медицинского страхования (ФОМС)

    Обязательное  медицинское страхование (ОМС)  является составной частью государственного  социального страхования и обеспечивает  всем гражданам 

Российской Федерации  равные возможности в получении  медицинской и лекарственной  помощи, предоставляемой за счет средств  обязательного медицинского страхования  в объеме и на условиях, соответствующих  программе обязательного медицинского страхования. (ст.1 Закона о медицинском страховании граждан Российской Федерации)

    ФОМС предназначен  для аккумулирования финансовых  средств и обеспечения стабильности  государственной системы обязательного  медицинского страхования.

    Обязательное  медицинское страхование – составная  часть государственного социального  страхования и обеспечивает всем  гражданам равные возможности  в получении медицинской и  лекарственной помощи за счет  средств обязательного медицинского  страхования.

    Основными задачами  Федерального и территориальных фондов в системе обязательного медицинского страхования являются:

  1. обеспечение реализации Закона «об обязательном медицинском страховании граждан РФ»;
  2. обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан;
  3. участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики;
  4. обеспечение её финансовой устойчивости.

 

 

  1. Основные направления развития социальной защиты в современных условиях рынка
    1. Приоритеты социальной политики и нормативно-правовые основы социальной защиты населения в России

    Стоит особо  остановиться на практических  шагах в реализации приоритетных  национальных проектов в таких  областях, как здравоохранение, образование,  жильё, которые явно демонстрируют  курс Правительства на инвестиции  в человека.

    Во-первых, именно  эти сферы определяют качество  жизни людей и социальное самочувствие  общества. Во-вторых, в конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития, так называемого человеческого капитала.

    Эти приоритеты  совершенно очевидны. Основное –  это продолжение социально-экономического  курса, который появился в нашей  стране и развивался в последние  годы. Цель этого курса – улучшение  качества жизни всех российских  граждан.

    В ходе реализации  Приоритетных национальных проектов  чётко прослеживается курс на  инвестиции в человека, а значит – в будущее России.

    В марте 2012 года состоялось расширенное заседание Коллегии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (с 21 мая 2012 года преобразовано в Министерство здравоохранения Российской Федерации), на котором с основным докладом об итогах работы Министерства в 2011 году и задачах на 2012 год выступила глава Минздравсоцразвития России Татьяна Голикова.

    Основные задачи  в части, касающейся социальной  защиты населения: «Важнейшим  элементом политики улучшения  социального самочувствия граждан  является развитие системы социальной  защиты и социального обслуживания населения, которая пока еще далека от совершенства. Новые демографические тенденции, прежде всего, старение населения в ближайшей перспективе приведут к росту потребности в качественных социальных услугах, ориентированных на граждан старших возрастов. Уже сейчас услугами соответствующих учреждений пользуются свыше 17,5 млн. человек. Субъекты Российской Федерации делают много для развития соответствующих учреждений. В регионах открываются дома-интернаты с комфортными условиями проживания, расширяется охват пожилых людей надомным обслуживанием.

    Но этого недостаточно. К сожалению, увеличение объема  оказанных социальных услуг не всегда сопровождается улучшением качества. В последнее время возросло число жалоб на неудовлетворительные условия проживания и неуважительное отношение со стороны работников стационаров, на установление платных социальных услуг. Спектр предоставляемых надомных услуг очень ограниченный. Задача регионов – создать для пожилых людей и людей с ограниченными возможностями комфортные условия и здоровый социально-психологический климат. Эта работа должна сочетаться с реальной поддержкой тех семей, которые собственными силами осуществляют уход на дому за инвалидами и престарелыми родственниками».

    Увеличение пенсий  – одна из главных задач  государства в социальной сфере  убежден президент Владимир Путин.  В России сегодня 40,2 млн. пенсионеров,  для большинства из которых  пенсия – это единственный  источник дохода. В 2011 году средняя трудовая пенсия превышала прожиточный минимум для пенсионеров в 1,7 раза. Во всем мире нормальной считается ситуация, когда соотношение средней пенсии к средней зарплате составляет 40%. Для сравнения в Германии этот показатель достигает 65%, во Франции и в Японии – около 50%, а в Италии и Испании – выше 60%. В России же в 2000 году средняя пенсия составляла около трети средней зарплаты, к началу декабря 2007 года этот показатель снизился до 22,9%. В 2011 году этот показатель составил – 36,1%.

    Беспрецедентные  меры государственной поддержки  направлены на стимулирование  рождаемости в стране, укрепление  престижа института семьи.

    Важно, чтобы  каждая женщина, принимая решение  о рождении ребенка, ощущала  поддержку государства и была  спокойна за будущее своей  семьи и для этого есть благоприятные  условия.

    С 1 января 2007 года  вступил в силу Федеральный  закон «О дополнительных мерах  государственной поддержки семей,  имеющих детей», в соответствии  с которым при появлении второго  или последующего ребенка семья получает право на получение материнского (семейного) капитала размере 250 тыc. руб. На начало текущего 2013 года размер материнского капитала составил 408 960 рублей 50 копеек.

    Заботу о семьях, имеющих детей, обеспечивает Федеральный  закон от 27 декабря 2006 года «О  дополнительных мерах государственной  поддержки семей, имеющих детей», Постановление от 30 декабря 2006 года  №873 «О порядке выдачи государственного  сертификата на материнский (семейный) капитал».

    Особое внимание  сегодня уделяется детям, находящимся  в трудной жизненной ситуации, устройству детей-сирот в семьи,  укреплению института семьи. На  совещании в Кремле по поддержке  детей, находящимся в трудной  жизненной ситуации, избранный президент  сообщил, что в 2011 году в результате предпринятых государством шагов 67,5 тыс. детей обрели новые семьи, однако порядка 45 тыс. малышей до сих пор находятся в специальных учреждениях. Он напомнил, об Указе «О создании Фонда по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», подписанным Президентом Российской Федерации Путиным В.В. На обеспечение деятельности этого Фонда в 2011 году из федерального бюджета было выделено 671 586,9 тыс. рублей.

    В целях укрепления  института семьи 2008 год на основании  Указа Президента Российской  Федерации от 14 июня 2007 года №761 был  объявлен Годом семьи в Российской  Федерации.

    Предусматривается  более активное государственное  содействие решению вопросов  занятости женщин, имеющих маленьких  детей, организации семейного  отдыха и досуга, укрепления здоровья  и профилактики заболеваемости.

    Таким образом,  можно смело сказать, что государство  активно проявляет заботу о  своих гражданах.

    Правовые основы  социальной защиты – раздел  законодательства, регулирующий систему  мер социальной защиты: гарантии, нормы, обязанности, распределение функций. Правовая база социальной защиты строится на трех уровнях: международном, общефедеральном и региональном.

    Наиболее значимым  международным актом в сфере  прав социального обеспечения  является Всеобщая декларация  прав человека, принятая Генеральной  Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Особенно важна ст. 22, в которой  закрепляется право каждого человека  на социальное обеспечение и  на осуществление необходимых  для поддержания его достоинства  и для свободного развития  его личности прав в экономической, социальной и культурной областях. В защите прав ребенка ведущей является Конвенция о правах ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.

    Ключевым документом  Федерального уровня является  Конституция РФ, принятая 12 декабря  1993 года. В статье 7 Конституции –  Российская Федерация провозглашена  социальным государством, политика  которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб.

    В соответствии  с Конституцией РФ, закрепившей  права человека в области социальной  защиты, каждому гарантируется социальное  обеспечение по возрасту, в случае  болезни, инвалидности, потери кормильца,  для воспитания детей, а также  в других случаях, установленных  законом (Статья 39). Каждый имеет  право на охрану здоровья и медицинскую помощь; под защитой государства находится материнство, детство, семья.

    Цели и принципы  государственной политики в отношении  детей, правовые основы прав  ребёнка определены в Федеральном  законе от 24.06.98 г. №124-ФЗ «Об  основных гарантиях прав ребёнка  в Российской Федерации». В законе  конкретизированы полномочия органов  государственной власти различного уровня в этой сфере.

    Реализация направлений  социальной политики в отношении  граждан пожилого возраста и  инвалидов основывается на законодательных  документах, к которым относятся  Федеральные законы Российской  Федерации:

  • «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.95г. №195-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 10 июля 2002г., 25 июля 2002г., 10 января 2003г., 22 августа 2004г., 23 июля 2008г.);
  • «О социальной защите инвалидов» от 24.11.95г. №181-ФЗ (с изменениями от 18 октября 2007г., 28 апреля 2009., 6 ноября 2011г., 20 июля 2012.);
  • «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.95г. №122-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 10 января 2003г., 22 августа 2004г., 21 ноября 2011г.);
  • «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999г. №178-ФЗ  (с изменениями и дополнениями от 22 августа и 29 декабря 2004г., 25 декабря 2009г., 28 июля 2012г.).

    Федеральный закон  «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» №195-ФЗ гласит, что каждому гражданину РФ гарантируется право на социальное обеспечение. Россия как социальное государство берет на себя обязательства по предоставлению социальной помощи нуждающимся в ней гражданам.

    Федеральный закон  №122-ФЗ содержит свод понятий,  норм, правил и процедур, определяющих  статус пожилых людей и инвалидов, их права, взаимоотношения с обществом. Закон юридически закрепляет сложившуюся систему помощи пожилым и инвалидам.

    Право человека  на социальное обеспечение гарантируется  Федеральными законами «Об основах  обязательного социального страхования»  от 16 июля 1999г. №165-ФЗ и «О трудовых  пенсиях в Российской Федерации»  №173-ФЗ от 17 декабря 2001г.; «О государственном  пенсионном обеспечении в Российской  Федерации» №166-ФЗ от 15.12.2001г. (о социальных пенсиях).

 

    1. Социальная защита сегодня

    Правительство  утвердило величину прожиточного минимума на третий квартал 2012 года. Теперь в целом по стране он составляет 6643 рубля в месяц, что на 258 рублей больше, чем во втором квартале 2012 года. То есть рост составил порядка 4%.

    Для тех, кто еще готов работать, прожиточный минимум определен в 7191 рубль, самые необходимые расходы для пенсионеров составили 5229 рублей, а для детей – 6387 рублей в месяц.

    Напомню, что  прожиточный минимум – это  средняя стоимость потребительской  корзины, в которую входят наборы  продуктов питания, непродовольственных  товаров и услуг, необходимых  для сохранения здоровья человека  и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы. В свою очередь Росстат отслеживает стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения. С начала года она увеличилась на 9,4%, и на конец сентября 2010 года составила 8439,4 рубля.

Таблица 1.

 Базовые размеры пенсий по инвалидности до 1.04. 2013 года

I группа

7253,43

II группа

3626,71

III  группа

3082,71


 

    3 мая 2012 года Дмитрием Медведевым был подписан федеральный закон о ратификации конвенции ООН о правах инвалидов. Согласно заявлению председателя Комиссии Общественной палаты по охране здоровья и экологии Евгения Ачкасова – Это позволит нашей стране поднять международный авторитет, ведь зрелость власти и государства определяется отношением к инвалидам и другим малозащищенным слоям населения.

Информация о работе Система социальной защиты населения и основные направления её развития в современных условиях рынка