Система социальной защиты населения и основные направления её развития в современных условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 23:42, контрольная работа

Описание работы

На рубеже XX - начала XXI веков в России идет процесс активного становления и развития систем социальной защиты населения, адекватных рыночной экономике. Естественным катализатором этого процесса явилась радикальная экономическая реформа, которая потребовала соответствующих изменений в сфере социальной политики. Государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят благосостояние и доходы населения, имеет определяющее значение для социальной защиты.

Файлы: 1 файл

Прогнозирование и планирование.docx

— 65.16 Кб (Скачать файл)

    Таким образом,  под социальной защитой населения  понимается система законодательных, экономических, социальных и иных гарантий и льгот для обеспечения всем трудоспособным гражданам равных прав и возможностей труда, лечения, отдыха, а нетрудоспособным (социально уязвимым) слоям – преимуществ в пользовании для этих целей общественными фондами потребления. Политика социальной защиты реализуется, как правило, на основе пассивно-распределительных методов. Специфической разновидностью понятия «социальная защита населения», часто используемой в науке и практике управления, является категория «социальная поддержка населения». Она, на мой взгляд, является подсистемой социальной защиты и представляет комплекс адресных мер натуральной, денежной, организационно-правовой, морально-психологической помощи нуждающимся категориям населения с целью поддержания их усилий по решению проблем самообеспеченности. Социальная поддержка реализуется преимущественно на основе активно-стимулирующих методов.

    К числу главных  элементов системы и организационных  форм социальной защиты населения  относятся – социальное страхование,  социальное обеспечение, социальное обслуживание и социальная помощь (прил. 1). Все элементы этой системы взаимосвязаны.

    Важным элементом  системы социальной защиты является, социальное страхование. Оно означает страхование людей от возможного изменения их материального и социального положения. Социальное страхование осуществляется в форме обязательного и добровольного страхования. Система обязательного страхования охватывает – пенсионное страхование, социальное страхование (в том числе возмещение вреда от производственного травматизма) и медицинское страхование.

    Следующим элементом  системы социальной защиты населения  является социальное обеспечение.  Социальное обеспечение – это  форма социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определенных слоев и категорий населения, находящихся на длительном или постоянном иждивении государства, из средств государственного бюджета и внебюджетных государственных фондов.

    К системе социального  обеспечения следует относить  все виды пенсий, пособий, компенсационных  выплат, а также различные социальные  льготы для отдельных категорий  граждан. Социальное обеспечение включает пенсионное обеспечение. Видами пенсий по пенсионному обеспечению являются – пенсия за выслугу лет, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и социальная пенсия. Социальное обеспечение включает также гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, семей с детьми.

    С целью возмещения  временно утраченного заработка  или оказания материальной помощи выплачиваются другие виды социальных пособий.

    Компенсационные  выплаты предназначены неработающим  трудоспособным гражданам, осуществляющим  уход за инвалидом 1-й группы, за ребенком-инвалидом в возрасте  до 18-ти лет и другие. К социальному  обеспечению относятся различные  виды социальных льгот, которые  предоставляются определенным категориям  населения. Существуют льготы  для социально незащищенных слоев населения, льготы для ветеранов труда, государственных служащих и их семей. Установлены льготы участникам и ветеранам ВОВ и т.д. Социальные льготы дают основание для дополнительной социальной защиты отдельных категорий граждан. Они предоставляются по оплате жилья и коммунальных услуг, проезду на транспорте, услуг связи, обеспечению лекарственными препаратами и другие.

    Главной формой прямой социальной защиты является денежная. Предоставление денежных пособий малообеспеченным слоям населения, обуславливаемое законодательством, имеет определяющее значение в поддержании их существования. К денежным выплатам относятся – социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы, субсидия - целевая оплата предоставляемых гражданам материальных благ и услуг и компенсация – возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством.

    В общем можно сделать следующие выводы:

  • для поддержания социальной справедливости в обществе, социальная политика предусматривает раздел «социальная защита населения»;
  • социальная защита – это система законодательных, социально-экономических и морально-психологических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества условия, препятствующие неблагоприятным воздействиям среды на человека, обеспечивающие достойное и социально приемлемое качество их жизни;
  • прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ; обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; формирования федерального бюджета;
  • защита прав инвалида и нетрудоспособного человека в России пока находится на очень низком уровне; необходимо создать законодательную и нормативно-правовую базу для вовлечения инвалидов в нормальный процесс общественной жизни, предоставить им рабочие места и обеспечить участие в жизни общества.

 

 

1.3 Внебюджетные фонды социального назначения

    Механизм социальной  защиты старых людей реализуется  на государственном (федеральном)  и региональном (местном) уровнях.  В последние годы появились  различные негосударственные общественные  структуры, осуществляющие координацию  и согласованность действий.

    Государственный  уровень социальной защиты обеспечивает  гарантированное предоставление  законодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии  с денежными и социальными  нормативами. На региональном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх государственного. По усмотрению местных органов возможно установление региональных норм обеспечения, но не ниже закрепленных в законодательстве. Принято положение о территориальной социальной службе, которая предназначается для оказания безотлагательных мер, направленных на временное поддержание жизнедеятельности пожилых и старых граждан, нуждающихся в социальной защите.

    Особенность социальной  политики государств в современных  условиях состоит в переносе  центра тяжести при осуществлении  социальной защиты пожилых и  старых людей непосредственно  на места. Социальная защита  на ближайший кризисный период  представляет собой комплекс  дополнительных мероприятий по  оказанию материальной помощи  старым людям, осуществляемых  за счет федерального и местного  бюджетов, а также специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, сверх средств, выделяемых этими фондами, и помимо социальных гарантий, традиционно реализуемых системой социального обеспечения.

    Среди механизмов  социальной защиты населения  можно выделить следующие: правовые, организационно-распорядительные, финансово-распорядительные  и кадровые.

    Одной из форм  социальной защиты населения  являются внебюджетные социальные  фонды. Все внебюджетные социальные  фонды имеют статус государственных  некоммерческих финансово-кредитных  учреждений. Управляя ими (за исключением фондов обязательного медицинского страхования) осуществляется на федеральном уровне, а региональные и местные отделения подчиняются центральному аппарату фондов. Структура органов управления фондов обычно состоит из высшего коллективного и единоличного исполнительного. Руководители фондов назначаются Правительством РФ, а в состав коллегиальных органов, как правило, входят представители законодательной власти и общественных организаций.

    Имущество и средства каждого из фондов являются государственной собственностью, не подлежат изъятию в бюджет и находятся в оперативном управлении органов управления фондов. Основным доходным источником для всех фондов являются обязательные страховые взносы работодателей, исчисляемые в процентах от начисленной оплаты труда, а в Пенсионный фонд страховые взносы уплачивают и граждане. Бюджеты фондов и отчеты об их исполнении ежегодно утверждаются в форме федерального закона. Самостоятельно (на основании утвержденных бюджетов) фонды производят расходование средств. Временно свободные средства фондам разрешено помещать на депозит в учреждениях Центрального банка и инвестировать в государственные ценные бумаги. Контроль за исполнением бюджетов фондов осуществляют их ревизионные комиссии, формируемые либо исполнительными органами государственной власти (Государственный фонд занятости), либо высшими коллегиальными органами самих фондов (Пенсионный фонд). Кроме того, для всех фондов предусмотрены обязательные ежегодные аудиторские проверки.

1.3.1 Пенсионный  фонд

    Пенсионное обеспечение  – это базовая и наиважнейшая  социальная гарантия развития  общества, так как непосредственно  затрагивает интересы нетрудоспособного населения (а это свыше 25-30% населения), а косвенно практически все трудоспособное население.

    Пенсионный фонд  Российской Федерации (ПФР) –  один из самых крупнейших и  наиболее значимых социальных  институтов России. Объем получаемых  ПФР доходов и выполняемых  им пенсионных платежей в 2011 году составил более 2,8 триллиона рублей.

    За счет средств  Фонда получают пенсии 40,2 млн.  российских пенсионеров, включая  трудовые пенсии (по старости, по  инвалидности, по случаю потери  кормильца), пенсии по государственному  пенсионному обеспечению, пенсии  военнослужащих и их семей,  социальные пенсии, пенсии госслужащих. В соответствии с действующим законодательством Пенсионный фонд России осуществляет пенсионное обеспечение 218 443 гражданам, проживающим в 109 странах мира. В системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР по итогам 2011 года зарегистрировано более 156,8 млн. застрахованных работников, в том числе свыше 40 миллионов пенсионеров. С фондом сотрудничает 6,2 млн. работодателей – страхователей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства перед ними.

    Принятый 20 ноября 1990 года закон «О государственных  пенсиях в РСФСР», заложил основы  страховой системы пенсионного  обеспечения.

    Создание ПФР  стало вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации – переходя от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию. ПФР был создан для государственного управления средствами пенсионной системы.

    Пенсионный фонд  РФ является самостоятельным  финансово-кредитным учреждением,  однако эта самостоятельность  имеет свои особенности, и существенно  отличается от экономической  и финансовой самостоятельности  государственных, акционерных, кооперативных,  частных предприятий и организаций. Пенсионный фонд мобилизует и использует средства фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

    В настоящее  время в России используется  так называемая накопительная  система пенсионного обеспечения.

    При такой системе  взносы, аккумулирующиеся в пенсионной  системе за счет  работника  и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор, пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика, являются его личной собственностью, которая обеспечивает выплату пенсии. Смотри приложение №3.

1.3.2 Фонд социального  страхования (ФСС)

    Фонд социального страхования является вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом.

    ФСС создан  с целью обеспечения государственных  гарантий в системе социального  страхования и повышения контроля  за правильным и эффективным  расходованием средств социального  страхования.

    Основными задачами  ФСС являются:

  1. обеспечение гарантированных государством пособий;
  2. участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  3. осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости Фонда, в том числе создание резерва;
  4. частичное содержание санаториев – профилакториев, и различных санаторных и оздоровительных лагерей для детей;
  5. разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на социальное страхование.

    За счет средств  Фонда социального страхования  производится:

  1. выплата пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе оплата пособий по временной нетрудоспособности («больничных»);
  2. обеспечение льготных категорий граждан путевками на санитарно-курортное лечение;
  3. обеспечение инвалидов техническими средствами и протезами;
  4. оплата пособий по беременности и родам, пособий при рождении ребенка, пособий по уходу за ребенком, до достижения возраста полутора лет;
  5. оплата родовых сертификатов;
  6. доплата (25%) за первичную медико-санитарную помощь работающим гражданам;
  7. доплата за диспансеризацию работающих граждан;
  8. оплата дополнительных медицинских осмотров работающих граждан, занятых на работах с вредными и опасными факторами;
  9. оплата (полная или частичная) для детей застрахованных граждан стоимости путевки в расположенные на территории Российской Федерации, санитарно-курортные и оздоровительные организации и др.

Информация о работе Система социальной защиты населения и основные направления её развития в современных условиях рынка