Шпаргалка по "Предпринимательскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 21:11, шпаргалка

Описание работы

1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2. ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА, ЕГО ПРАВОВАЯ ПРИРОДА
3. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА
....
23. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ

Файлы: 1 файл

PREDPRINIMATEL_SKOE.doc

— 1.30 Мб (Скачать файл)

Императивные  положения действующего правового  регулирования о приоритете прав кредиторов над участниками организации при ликвидации и банкротстве, которые не позволяют участникам инновационного (в том числе венчурного) бизнес-проекта обеспечить надлежащую защиту интеллектуальной собственности, также существенным образом снижают пригодность организационно-правовых форм акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью для их использования в качестве проектных компаний.

Из всего вышесказанного, однозначно определить приоритетное правовое положение хозяйственных партнерств или акционерных обществ нельзя. Каждая организационная форма имеет право на существование. Вряд ли  акционерные общества исчезнут, а хозяйственные партнерства займут их место. Однако, то, как будут развиваться события, покажет только время.

 

10. ПРАВОВОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И  МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕПРИЯТИЙ

Основы правового  положения казенных предприятий  установлены нормами ГК РФ, Федерального закона от 14 ноября 2002 г.

«О государственных  и мунициальных унитарных предприятиях»

 

Казенное предприятие  является унитарным предприятием, основанным на праве оперативного управления. В соответствии с указанным Законом, унитарной признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, которое закреплено за ней собственником. Имущество казенного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В зависимости от собственника казенное предприятие может быть феде ральным, находиться в собственности субъекта РФ либо являться муниципальным казенным предприятием.


Помимо казенных предприятий по законодательству РФ создаются унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения.

Согласно  Закону об унитарных предприятиях,  казенное пред

приятие не вправе создавать дочерние предприятия, однако ему предоставлено право, по согласованию с собственником, на создание филиалов и открытие представительств. В соответствии с Постанов

лением Правительства  РФ от 3 декабря 2004 г. № 739 1 , федеральное казенное предприятие эти вопросы обязано согласовывать с феде ральным органом исполнительной власти, в ведении которого оно находится. Кроме того, казенное предприятие может быть участни ком (членом) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых допускается участие юридических лиц. Ре шение об участии федеральных казенных предприятий в коммерче ской или некоммерческой организации принимаются федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.

Казенное предприятие обладает специальной правоспособностью. В отношении казенных предприятий законодательством предусмотрена полная имущественная ответственность по своим обязательствам. Вме сте с тем, существенной особенностью их правового положения являет ся обязанность собственника нести субсидиарную ответственность по их обязательствам при недостаточности имущества самого предприя тия. Вследствие этого на казенные предприятия не распространяется законодательство о несостоятельности (банкротстве).

Казенное  предприятие учреждается по решению Правительства РФ, или органа исполнительной власти субъекта РФ, или органа местного самоуправления. В решении определяются цели и предмет деятельности казенного предприятия. Закон об унитарных пред приятиях предусматривает исчерпывающий перечень случаев

создания  предприятий данного вида:

 

 Особенности правового положения казенных предприятий, режима имущества, передаваемого таким предприятиям на праве оперативного управления, установлены в настоящее время Постановлениями Правительства РФ "Об утверждении Типового устава казенного завода (казенной фабрики, казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального государственного предприятия" и "О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)". Казенное предприятие обладает специальной хозяйственной компетенцией. В его уставе определяются виды деятельности, которые предприятие вправе осуществлять; источники формирования, режим использования имущества, переданного предприятию; основы учета, отчетности, контроля за деятельностью предприятия, а том числе контроля за целевым использованием имущества. Владение, пользование, распоряжение имуществом осуществляются предприятием в соответствии с заданиями собственника. Такие задания воплощаются в плане-заказе, который уполномоченный орган ежегодно утверждает и доводит до завода за три месяца до начала планируемого года. План-заказ имеет обязательный, директивный характер. В плане-заказе определяются различные показатели хозяйственной деятельности предприятия. Фонд оплаты труда предприятия может быть уменьшен при невыполнении показателей плана-заказа.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), произведенной в соответствии с планом-заказом и в результате разрешенной самостоятельной хозяйственной деятельности, направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития завода, и на другие производственные цели, а также социальное развитие по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом. Свободный остаток прибыли, остающейся после ее направления на указанные цели, подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

ГК РФ предусмотрена  обязанность собственника нести  субсидиарную ответственность по долгам предприятия в случае недостаточности его имущества. Следствием установления правила о субсидиарной ответственности собственника является также норма ст. 65 ГК РФ, определяющая невозможность признания казенного предприятия несостоятельным (банкротом).

 

 11. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья 3. Правовое положение  некоммерческой организации

1. Некоммерческая организация  считается созданной как юридическое  лицо с момента ее государственной  регистрации в установленном  законом порядке, имеет в собственности  или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением частных учреждений) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

(в ред. Федерального  закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)

(см. текст в предыдущей  редакции)

Некоммерческая организация  должна иметь самостоятельный баланс или смету.

2. Некоммерческая организация  создается без ограничения срока  деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

3. Некоммерческая организация  вправе в установленном порядке  открывать счета в банках на  территории Российской Федерации  и за пределами ее территории.

4. Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.

Некоммерческая организация  вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также  зарегистрированную в установленном  порядке эмблему.

Предпринимательским объединением является группа организаций осуществляющих согласованную предпринимательскую деятельность в общих интересах. Основными формами предпринимательских объединений являются холдинг, финансово-промышленные группы, стратегические альянсы и виртуальные объединения.

 
Холдинг – это компания, включающая в себя материнскую и одну или  несколько дочерних фирм, объединенных общим владением. Дочерние фирмы  имеют право юридического лица и  являются полноценным субъектом  хозяйственных отношений. Реальный контроль деятельности дочерней структуры остается за материнской компанией. Различают следующие виды холдингов: • исходя из форм собственности – государственные и частные холдинги, • по способам интеграции – горизонтальные, вертикальные, диверсифицированные холдинги, • с точки зрения функций головной (материнской) компании – финансовые, управляющие, финансово-управляющие холдинги, • с учетом сферы применения капитала – отраслевые и межотраслевые холдинги. Целью создания холдинга является приобретение целого ряда преимуществ по сравнению с деятельностью обособленных производителей:

• минимизация негативного  влияния конкуренции,  • создание условий для централизации капитала, 
• расширение возможностей диверсификации,  • снижение рисков,  • уменьшение налогов, 
• увеличение масштабов деятельности,  • приобретение имиджа крупной влиятельной структуры. 
Другой формой предпринимательского объединения является финансово-промышленная группа (ФПГ), которая, как правило, строится при помощи горизонтальных имущественных связей (перекрестное владение акциями, взаимное участие в советах директоров). 
Целью ФПГ является создание организационных предпосылок технологической и экономической интеграции для реализации крупных инвестиционных программ и повышения конкурентоспособности.  ФПГ способствуют решению следующих задач: • облегчение структурной перестройки экономики, 
• укрепление и обновление технологических цепочек,  • создание условий для маневра финансовыми ресурсами,  • ускорение темпов роста производства.  Стратегический альянс – среднесрочное или долгосрочное устойчивое соглашение о горизонтальной межфирменной кооперации нескольких независимых компаний для реализации крупных проектов (НИОКР, совместное освоение новых рынков и др.) и получения при этом синергетического эффекта. Альянс не означает слияния фирм, не является самостоятельным юридическим лицом, слабо регулируется законодательством, а его участники могут одновременно входить во множество других альянсов. Выгоды, которые могут получить члены альянса: 
• приобретение возможности внедриться в новые сферы, на новые рынки, • облегчение решения непредвиденных сложных проблем, отражение натиска конкурентов, диверсификация, 
• возможность получить знания и опыт, • доступ к ресурсам, улучшение использования производственных мощностей. Возможные проблемы, ожидающие членов альянса: • возможность неудачи по вине партнеров, 
• риск утраты превосходства в технологии, конкурентной позиции, • утрата автономии, единоличного контроля над деятельностью. Виртуальное объединение создается как объединение независимых организаций на основе информационных технологий для осуществления совместных проектов. Оно не имеет ярко выраженной организационной структуры и не оформлено юридически.  
Виртуальные объединения возникают в наиболее передовых отраслях, имеющих высокий уровень производства и высокую степень технологической расчлененности. Задачей объединения становится оптимальное комбинирование и дистанционное управление с помощью компьютерных сетей и телекоммуникаций составляющими его предприятиями, находящимися в разных уголках мира. 
Экономический эффект от виртуальной интеграции возникает в результате оптимизации трансакционных издержек и накладных расходов благодаря использования информационных технологий. Доход между членами объединения делится согласно договоренности. Ответственность основана на взаимном доверии.

 

 

12. ПРАВОВОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

 

Особое место среди субъектов  предпринимательского права занимают подразделения организаций - внутренние (цех, отдел и др.) и внешние (обособленные) - представительства и филиалы.  Указанные подразделения являются участниками корпоративных отношений,  складывающихся в рамках данной организации на основе локальных правовых актов. Эти отношения могут быть как горизонтальными  (между подразделениями),  так и вертикальными  (между подразделениями и организацией в целом).

Внутренние подразделения могут участвовать только во взаимоотношениях с другими подразделениями или с организацией в целом. Они действуют только внутри организации, их организационное и имущественное обособление внутри организации носит относительный характер и достигается путем утверждения структуры организации и средствами бухгалтерского учета.

Обособленные подразделения  (филиалы,  представительства)  участвуют не только в корпоративных отношениях, но и в отношениях с другими организациями. Их правовое положение определяется в общих чертах в законодательстве и конкретизируется в локальных нормативных актах.

Правовое положение обособленных структурных подразделений организаций  отличается двойственным характером. С точки зрения гражданского законодательства (ст. 55 ГК РФ) представительства и филиалы не являются юридическими лицами, а потому не могут выступать носителями соответствующих прав и обязанностей. От имени юридического лица действуют руководители представительств и филиалов на основании его доверенности.

В ст. 55 ГК РФ, ст. 5 ФЗ «Об акционерных  обществах» и в некоторых других нормативных актах устанавливается, что для филиала и представительства  должно быть утверждено положение, предусматривающее основные права и обязанности этого подразделения. Кроме того, руководитель обособленного подразделения получает от руководителя организации доверенность,  которая определяет его полномочия по выступлению в правовых отношениях от имени юридического лица.

Представительства и филиалы наделяются имуществом создавшим их юридическим  лицом. Это имущество отражается на отдельном (обособленном) балансе.

В отношениях публично-правового характера  в некоторых случаях филиалы  могут выступать от своего имени, например в отношениях с органами местного самоуправления, связанных с определением часов работы и других подобных условий деятельности филиала.

Ст. 55 ГК

1. Представительством является  обособленное подразделение юридического  лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. 
2. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. 
3. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. 
Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. 
Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Информация о работе Шпаргалка по "Предпринимательскому праву"