Рынок и конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:15, контрольная работа

Описание работы

Понятие рынок является многоаспектным. Первоначально под ним понимался товарообмен, а также место покупки – продажи товаров.
Предпосылками для становления рынка явилась привычка обмена товаров, а также налаженность товарного производства.

Содержание работы

Введение…………………..………………………………………….3
1) Понятие рынка, рыночной экономики…………………..…..4
2) Типы рыночных структур……………………………………...6
3) Элементы рыночной инфраструктуры………………….......9
4) Виды рынков……………………………………….……………11
5) Понятие конкуренции…………………………….……………12
6) Виды конкуренции……………………………….…………….14
Заключение…………………………………………..……………15
Список используемой литературы………………..…………..16

Файлы: 1 файл

Рынок и конкуренция.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Министерство образования  Московской области

ГОУ ВПО «Московский государственный социально-гуманитарный институт»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 по дисциплине «Основы предпринимательства»

на тему: «Рынок и конкуренция»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Выполнил: студент 4 курса Технологического ф-та з/о

группы А-2

Парфенов  М.И.

Проверил: Шибуков А. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коломна 2013 г.

Содержание:

 

Введение…………………..………………………………………….3

  1. Понятие рынка, рыночной экономики…………………..…..4
  2. Типы рыночных структур……………………………………...6
  3. Элементы рыночной инфраструктуры………………….......9
  4. Виды рынков……………………………………….……………11
  5. Понятие конкуренции…………………………….……………12
  6. Виды конкуренции……………………………….…………….14

Заключение…………………………………………..……………15

Список используемой литературы………………..…………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Понятие рынок является многоаспектным. Первоначально под  ним понимался товарообмен, а  также место покупки – продажи  товаров.

Предпосылками для становления  рынка явилась привычка обмена товаров, а также налаженность товарного производства.

Кроме того развитие рынка было связано с распространением институтов частной собственности. С течением времени в рыночную деятельность втягивалось все большое  количество субъектов.

Увеличивался  ассортимент объектов рыночной торговли, т. о. формировался рыночный механизм как  механизм взаимодействия между покупателями и продавцами, между потребителями и товаропроизводителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие рынка, рыночной экономики.

 

В макроэкономическом смысле, рынок ассоциируется с  понятием рыночный механизм и рыночной экономикой.

Рыночная  экономика – это совокупность экономических отношений между хозяйственными субъектами, по поводу использования ограниченных ресурсов в целях извлечения взаимной выгоды на добровольной осознанной основе.

Рыночный  механизм представлен взаимодействием соответствующих элементов: спроса, предложения, цены, конкуренции.

В основе рыночной экономики лежит институт частной  собственности, система свободного ценообразования и механизм конкуренции.

Рыночная  экономика прошла длительный путь эволюции от древних базаров до современных  организованных рынков, широко использующих технические нововведения (биржи, системы  электронных торгов). Распространение  рынка по территории связано с такой важной категорией как транзакционные издержки (это издержки, связанные с реализацией основной рыночной сделки).

Если транзакционные издержки будут больше ожидаемой  прибыли, то рыночные отношения будут  отсутствовать.

Современный рыночный механизм оказался под воздействием многих факторов и условий, в частности: государства и общества. Они оказывают корректирующее воздействие на содержание рыночных отношений и их целевую направленность.

К ключевым рыночным принципам следует отнести:

    • Принцип всеобщности;
    • Принцип экономической ответственности;
    • Принцип наличия свободных товаропроизводителей;
    • Принцип открытости информации, ее доступности и достоверности.

Современный рынок оказался под влиянием мирохозяйственных  процессов, что усложняет развитие, функционирование рыночного механизма в рыночной экономике. В таком механизме могут возникнуть сбои, а в самой рыночной экономике – экономический кризис.

Функции рынка  разнообразны. Существуют множественные  их классификации.

Самая простая классификация:

  1. Распределительная функция.

Рынок автоматически  перераспределяет не только ресурсы, а  также товары и доходы. Т. о. обеспечивается экономический прогресс и решение  трех главных проблем экономики: Что производить? Каким образом? Для кого?

  1. Регулирующая функция.

Рынок обеспечивает условия для реализации экономических  интересов субъектов экономики.

  1. Стимулирующая функция.

Рынок ускоряет экономическое развитие на основе результатах  развития научно-технических достижений.

  1. Функция социальных различий.

Означает  наличие субъектов с различными доходами, получение которых связано с включением в систему рыночных отношений.

Другая классификация:

  1. Функция санакций (экономического оздоровления)
  2. Функция контроля потребителя над производителем.
  3. Функция обеспечения связи между товаропроизводителем и потребителем.
  4. Функция обеспечения взаимосвязи между рыночной ценой, стоимостью товара и его полезностью.

Рыночная  экономика характеризуется наличием определенных плюсов и минусов.

Минусы: социально-экономическое неравенство людей;

  Неспособность  к полному устранению безработицы,  экономического кризиса;

Неэффективность при возникновении ЧС.

Плюсы: создание условий для реализации экономических интересов людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Типы рыночных структур.

 

Рыночная  структура – это форма реализации экономических отношений, возникающих между субъектами рынка.

Все рынки  отличаются по признакам:

  • Возможность контроля цен в отрасли одной фирмы.
  • Тип товарной продукции, поставляемой на рынок.
  • Количество фирм в отрасли.
  • Использование конкуренции.

1.Рынок чистой  совершенной конкуренции:

    1. Контроль цен в отрасли одной фирмы отсутствует.
    2. Стандартный тип товарной продукции, поставляемой на рынок.
    3. Несколько сотен фирм в отрасли.
    4. Преобладание ценовой конкуренции.

2.Рынок монополистической конкуренции.

    1. Частичный контроль цен.
    2. Стандартный и нестандартный тип товарной продукции, поставляемой на рынок.
    3. Несколько десятков фирм в отрасли.
    4. Ценовая и неценовая конкуренция.

3.Олигополия.

    1. Существуют неформальные соглашения.
    2. Стандартный тип товарной продукции, поставляемой на рынок.
    3. От трех до восьми фирм.
    4. Преобладает неценовая конкуренция.

4.Чистая монополия.

    1. Абсолютный контроль цен.
    2. Тип товарной продукции различен, но уникален.
    3. Одна или две фирмы.
    4. Конкуренция отсутствует.

(понятие фирмы  и отрасль совпадают, т. к.  предполагается отсутствие конкурентов, в тоже время, согласно законодательству, монополией признается такая фирма, которая контролирует от 35% и более рыночного товарооборота).

Частные случаи монополии считается существование  дуополии – это две фирмы-монополиста, контролирующие весь рынок.

Основные  преимущества монополий:

  • Монополией чаще всего становится фирма, обладающая самой совершенной передовой технологией ведения бизнеса, это позволяет выпускать высококачественные товары, в которых нуждается потребитель в данный период времени.
  • Монополия за счет сверхприбыли вкладывает деньги в финансирование научно-исследовательской и опытно-конструкторской разработки (НИОКР). Отсюда следует разработка новых видов высококачественной продукции.
  • Если система управления построена на научных принципах, то монополия реализует положительный эффект масштаба производства в наиболее полном объеме, что также способствует формированию сверхприбыли.
  • Монополия может использовать свой потенциал для захвата зарубежных рынков, что сглаживает колебания спроса потребителей на продукцию монополией.

Недостатки:

  • Устранение конкуренции, отсюда завышение цен на товарную продукцию, приостановка работ по усовершенствованию качества товаров и расширению ассортимента.
  • Монополия может выступать в качестве тормоза НТП, т. к. не заинтересовано в появлении конкурентов.
  • Монополия обладает ресурсами, достаточными для контроля не только над экономической, но и политической ситуацией. Они продвигают своих людей во властные структуры и навязывают свои интересы всему обществу.

Монополия приносит пользу обществу только в том случае, если их деятельность ограничивается выполнением действующего законодательства и удается вывести их деятельность на внешние зарубежные рынки. Там  под влиянием конкуренции они  вынуждены повышать свой уровень конкурентоспособности.

Ключевые признаки рынка  чистой монополии:

  • Полный контроль над ценами.
  • Различный тип продукции, но всегда уникален, у такой продукции нет заменителей.
  • Одна (исключение две) фирма.
  • Реализация неценовых методов отстаивания интересов монополий.

Виды монополий:

    1. Закрытая, защищенная лицензией и правительственными решениями от конкурентов.
    2. Открытая, монополия, которая сталкивается с конкуренцией иностранных фирм.
    3. Искусственная, созданная по инициативе правительства.
    4. Организованная, созданная по инициативе государства на основе министерств, ведомств, либо крупных предприятий.
    5. Техническая, возникает в ходе конкурентной борьбы на основе преимуществ в технике и технологии.
    6. Естественная, возникает благодаря естественным преимуществам (географические, природно-климатические), а также предприятия, чьи издержки производства существенно ниже издержек производства данного товара приходящихся на конкурента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Элементы рыночной инфраструктуры.

 

Рыночная  инфраструктура – это вспомогательные элементы, обеспечивающие эффективное выполнение рыночных механизмов, наличие таких элементов позволяет рыночной экономике повысить эффективность.

Формирование  благоприятной среды для развития различных видов бизнеса на всей территории государства на конкурентной основе.

Увеличение  количества и улучшения качества рыночных сделок, заключенные экономическими субъектами.

Создание  условий для страхования и  самострахования рыночной деятельности, т. е. для повышения надежности, устойчивости к внешним воздействиям рыночных структур.

Основные  элементы рыночной инфраструктуры:

  1. Биржи – предприятия, созданные для обеспечения условий в области крупно-оптовой торговли.

Существуют  различные виды бирж:

    1. Товарная осуществляет покупку-продажу контрактов на поставку товаров.
    2. Фондовая биржа – организованный рынок покупки-продажи ценных бумаг.
    3. Она может быть отделом фондовой биржи, иногда это самостоятельное предприятие (ММВБ).

На валютной бирже определяется курс национальной валюты.

    1. Биржа труда – предприятие, на котором обеспечивается решение проблемы занятости населения.
  1. Другие элементы рыночной инфраструктуры – это консалтинговые фирмы – фирмы, которые осуществляют разнообразные виды консультативной деятельности в различных областях. Например, инжиниринговые фирмы занимаются инженерно-техническим проектированием, составляют инженерно-техническую документацию, обосновывают применение технических систем и соответствующих технологий.

Аудиторские фирмы тоже являются разновидностью консалтинговой фирмы, консультируют в области ведения финансовой документации, эта деятельность предполагает проверку финансовой отчетности. Т. о. консалтинговый бизнес является важным элементом в современной рыночной экономике, направлений этого бизнеса достаточно много.

 

  1. Банки – финансовые учреждения, осуществляющие привлечение средств со стороны различных клиентов (пассивные банковские операции), а также размещение этих средств в различные объекты рыночной деятельности и виды рыночной деятельности (активные банковские операции). Банки должны стимулировать рост деловой активности и вкладывать деньги в производство реальных благ, если этого не происходит, как в России, в необходимых масштабах, то состояние экономики остается неустойчивым. Банки должны кредитовать самые прибыльные проекты.
  2. Страховые компании – фирмы, предоставляющие страховые услуги на основании соответствующего договора. Страхование – это важный элемент стабилизации рыночной деятельности.

Известны  и другие элементы рыночной инфраструктуры, такие как инвестиционные компании, холдинги, различные ассоциации, предпринимательские союзы и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Виды  рынков.

 

Рыночная  экономика – это сложное структурное  образование, она состоит из значительного  количества взаимодействия между собой  рынков.

Информация о работе Рынок и конкуренция