Российское предпринимательское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 09:53, контрольная работа

Описание работы

Монополия (монопольное положение) – это доминирующее положение одного или нескольких субъектов предпринимательства (группы лиц) на соответствующем рынке.
Следует различать основные типы монополий:
1) создаваемые в результате непосредственного регулирующего воздействия государства;
2) образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства без непос

Файлы: 1 файл

рпп.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)
 

ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МОНОПОЛИЙ

Монополия (монопольное  положение) – это доминирующее положение  одного или нескольких субъектов  предпринимательства (группы лиц) на соответствующем  рынке.

Следует различать  основные типы монополий:

1) создаваемые  в результате непосредственного регулирующего воздействия государства;

2) образуемые  вследствие самостоятельных действий  субъектов предпринимательства  без непосредственного регулирующего  воздействия государства;

3) возникающие  в результате обладания исключительными  правами.

Признаки монополии:

1. Исключительное  положение, в которое поставлен  хозяйствующий субъект на рынке.  Исключительность состоит в том,  что он сосредоточивает в своих  руках значительную часть производства  и сбыта определенного товара;

2. Особое поведение господствующего на рынке субъекта и использование доминирующего положения в своих интересах. Это проявляется в назначении продавцом-монополистом цен, исходя из собственных издержек производства, намечаемых соотношением прибыли и спроса;

3. Явление, способствующее несправедливому перераспределению дохода от потребителей к монополистической фирме за счет установления монопольных цен;

4. Исключительное  право. Оно может предоставляться  государством одному или нескольким  субъектам на осуществление определенной деятельности.

В действующем  законодательстве Российской Федерации  отсутствует легальное определение  понятия «монополия».

Монополия может  возникнуть на рынке в силу различных  обстоятельств. Исходя из этого, выделяют три основных вида монополий:

1) при временной монополии один хозяйствующий субъект на определенный период становится единственным поставщиком товара. В таком положении находится предприятие, впервые предложившее потребителю совершенно новую продукцию;

2) государственная  монополия защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений и в основном носит фискальный характер (например, государственная монополия на импорт или экспорт отдельных видов товаров);

3) естественная  монополия – сфера экономики,  эффективно функционирующая только  в том случае, когда на рынке присутствует лишь один хозяйствующий субъект (например, железнодорожные перевозки). 

Доминирующее  Положение На Рынке

в соответствии с антимонопольным законодательством  РФ - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее - определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 % и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим тж. признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65 %, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.

27 – ПОНЯТИЕ И  ВИДЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА  

    Монополистическая деятельность - противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей.

    Формы монополистической деятельности по субъектам: монополистическая деятельность субъектов хозяйствования и монополистическая  деятельность органов управления.

    Виды  монополистической деятельности субъектов  хозяйствования:

      1.      злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке посредством:

      ·  создания препятствий для доступа на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам или ограничений свободы их конкуренции;

      ·  изъятия товаров из обращения, ограничения производства, имеющих целью создание или поддержание дефицита на товарном рынке, необоснованного и преднамеренного повышения (снижения) цен, а также принятия иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение;

      ·  установления цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов;

      ·  заключения или исполнения договора при условии невыгодных для данного контрагента при добросовестном исполнении договора;

      ·  заключения соглашений, которые ограничивают свободу участников этих соглашений определять цены или условия поставок товаров в договорах с третьими лицами, а также навязывание таких условий;

      ·  заключения соглашений, влекущих ограничение или установление контроля над производством, рынками сбыта товаров или развитием технического прогресса;

      ·  применения к хозяйственным партнерам неравного подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции;

      ·  согласия заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован;

      2.      соглашения и действия хозяйствующих субъектов, ведущие к ограничению конкуренции:

      ·        вступление в объединения или их создание, заключение соглашений между хозяйствующими субъектами, если это имеет целью или результатом:

      - раздел  товарного рынка по территориальному  принципу; по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и  их ценам; по кругу потребителей;

      - исключение  или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;

      - необоснованное (искусственное) повышение, снижение  или поддержание цен;

      - необоснованное  ограничение производства товаров,  а также подконтрольность реализации  товаров на товарном рынке;

      - осуществление операций с ценными бумагами, кредитными ресурсами, в том числе с иностранной валютой, целью или результатом которых являются достижение, сохранение или усиление доминирующего положения на товарных рынках;

      - отказ  от заключения договоров с  определенными продавцами или покупателями (заказчиками);

      ·  согласованные действия хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение на товарном рынке, а другой является его контрагентом, если такие действия могут иметь своим результатом устранение, ограничение конкуренции или воспрепятствование ее установлению или развитию.

    За  уклонение от исполнения или несвоевременное  исполнение законных решений антимонопольного органа по решению суда с виновных хозяйствующих субъектов взыскивается штраф в размере до 10 процентов дохода за год, предшествующий совершению правонарушения.

Недобросовестная  конкуренция — нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила.

Ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" трактует это понятие  как: любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Формы недобросовестной конкуренции установлены ст. 14 указанного выше закона. Это

  • распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
  • введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
  • некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
  • продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
  • получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия её владельца.

Во многих странах  официально запрещён демпинг, тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, ложная информация и реклама и другие методы недобросовестной конкуренции.

В России существует специфический термин «административный ресурс», часто используемый в конкурентной борьбе. Под этим обычно понимается нарушение государственными должностными лицами своих полномочий, то есть коррупция.

Также к недобросовестной конкуренции часто относят так  называемый vendor lock-in, то есть практику, при которой поставщик каких-либо продуктов или сервисов создаёт потребителю препятствия к смене поставщика или взаимодействию с продуктами других поставщиков. К ответственности поставщиков, использующих эту практику привлекают нечасто. Один из известных случаев — судебный процесс Еврокомиссии против корпорации Microsoft.

лава 6. Функции и полномочия антимонопольного органа

Статья 22. Функции  антимонопольного органа 
 
Антимонопольный орган выполняет следующие основные функции: 
1) обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; 
2) выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения; 
3) предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами; 
4) осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами. 
 
Статья 23. Полномочия антимонопольного органа 
 
1. Антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия: 
1) возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; 
2) выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания: 
а) о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; 
б) о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; 
в) о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам; 
г) о прекращении недобросовестной конкуренции; 
д) о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства; 
е) об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства; 
ж) о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства; 
з) о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства; 
и) о заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении договоров в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией; 
к) о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства; 
л) об изменении или ограничении использования фирменного наименования в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией; 
м) о выполнении экономических, технических, информационных и иных требований об устранении дискриминационных условий и о предупреждении их создания; 
н) о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе об обеспечении в установленном федеральным законом или иными нормативными правовыми актами порядке доступа к производственным мощностям или информации, о предоставлении в установленном федеральным законом или иными нормативными правовыми актами порядке прав на объекты охраны промышленной собственности, о передаче прав на имущество или о запрете передачи прав на имущество, о предварительном информировании антимонопольного органа о намерении совершить предусмотренные предписанием действия; 
3) выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей части, обязательные для исполнения предписания: 
а) об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство; 
б) о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство; 
в) о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства; 
г) о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; 
4) направляет в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, Центральный банк Российской Федерации предложения о приведении в соответствие с антимонопольным законодательством принятых ими актов и (или) прекращении действий, в случае если такие акты и (или) действия нарушают антимонопольное законодательство; 
5) привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также должностных лиц государственных внебюджетных фондов, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации; 
6) обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями: 
а) о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов или ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации; 
б) о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству; 
в) об обязательном заключении договора; 
г) об изменении или о расторжении договора; 
д) о ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством; 
е) о взыскании в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства; 
ж) о привлечении к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства лиц, допустивших такое нарушение; 
з) о признании торгов недействительными; 
и) о понуждении к исполнению решений и предписаний антимонопольного органа; 
7) участвует в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодательства; 
8) ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов. Порядок формирования и ведения реестра устанавливается Правительством Российской Федерации; 
9) размещает на сайте антимонопольного органа в сети "Интернет" решения и предписания, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц; 
10) устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией; 
11) проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий; 
12) осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, контроль за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров, например на рынке электрической энергии (мощности), в условиях прекращения государственного регулирования цен (тарифов) на такие товары; 
13) осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации полномочия. 
2. Наряду с указанными в части 1 настоящей статьи полномочиями федеральный антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия: 
1) утверждает формы представления в антимонопольный орган сведений при осуществлении сделок и (или) действий, предусмотренных статьей 32 настоящего Федерального закона; 
2) утверждает по согласованию с Центральным банком Российской Федерации методику определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации и методику определения обоснованности цены, установленной занимающей доминирующее положение кредитной организацией, на услугу, не оказываемую иными финансовыми организациями; 
3) утверждает порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции (порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения кредитной организации утверждается федеральным антимонопольным органом по согласованию с Центральным банком Российской Федерации); 
4) издает нормативные правовые акты, предусмотренные настоящим Федеральным законом; 
5) дает разъяснения по вопросам применения им антимонопольного законодательства; 
6) дает в установленном порядке заключения о наличии или об отсутствии признаков ограничения конкуренции при введении, изменении таможенных тарифов или прекращении их действия и при введении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер; 
7) вносит в лицензирующие органы предложения об аннулировании, отзыве лицензий на осуществление хозяйствующими субъектами, нарушающими антимонопольное законодательство, отдельных видов деятельности или о приостановлении действия таких лицензий; 
8) осуществляет сотрудничество с международными организациями, государственными органами иностранных государств, принимает участие в разработке и реализации международных договоров Российской Федерации, в работе межправительственных или межведомственных комиссий, координирующих международное сотрудничество Российской Федерации, в осуществлении международных программ и проектов по вопросам защиты конкуренции; 
9) обобщает и анализирует практику применения антимонопольного законодательства, разрабатывает рекомендации по его применению; 
10) ежегодно представляет в Правительство Российской Федерации доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации и размещает его на сайте антимонопольного органа в сети "Интернет". 
 
Статья 24. Права работников антимонопольного органа при проведении проверок соблюдения антимонопольного законодательства 
 
При рассмотрении заявлений о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществлении контроля за экономической концентрацией и определении состояния конкуренции работники антимонопольного органа в соответствии с возложенными на них полномочиями при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) антимонопольного органа о проведении проверки соблюдения антимонопольного законодательства имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также в государственные внебюджетные фонды, коммерческие организации, некоммерческие организации для получения документов и информации, необходимых антимонопольному органу.

Информация о работе Российское предпринимательское право