Роль малого бизнеса в развитии рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 18:42, реферат

Описание работы

Малые предприятия традиционно ориентированы на текущую прибыль, способны быстро реагировать на спрос и предложение, оперативно удовлетворять потребности в товарах, работах и услугах. Они формируют своеобразную инфраструктуру рынка, создают конкурентную среду. Существует группа отраслей, где малый бизнес может быть преобладающей формой организации труда, – прежде всего это обслуживание населения.

Содержание работы

1.Малый бизнес. Понятие, сущность.
2.Роль малого бизнеса в современной экономике.
3.Место малого бизнеса в экономике промышленно развитых стран.
4.Тенденции и особенности развития малого бизнеса в РФ.
5.Вывод
Список литературы

Файлы: 1 файл

роль малого бизнеса.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

В Японии в 2006 году действовало 6450 тыс. малых предприятий, число малых предприятий на 1000 жителей – 50, а доля малых предприятий в численности занятых составила 78%, в ВВП – 55%.

В России в 1996 году действовало 836 тыс. малых предприятий число малых предприятий на 1000 жителей – 6, а доля малых предприятий в численности занятых составила: 9,6%, в ВВП – 11%.

Приведенные данные показывают, что малый бизнес в России еще не играет столь значимой роли, как в странах с развитой рыночной экономикой. Доля малых предприятий в ВВП ниже уровня развитых стран в 5–6 раз, доля занятых на малых предприятиях – в 5–7 раз, число малых предприятий на 1000 жителей – в 6–12 раз.

 

Из особенностей развития малого бизнеса в России можно отметить следующее:

·процесс развития малого бизнеса протекал хаотично, без государственного вмешательства и государственного регулирования;

·существенно возросла роль малого бизнеса в решении экономических и социальных проблем, но она далека еще до максимального значения;

·происходит криминализация малого бизнеса в Российской Федерации;

·малый бизнес еще не заполнил все рыночные ниши, предоставленные ему средним и крупным капиталом;

·малый бизнес затронул торговлю, общественное питание и многие другие привлекательные сферы деятельности, где были созданы условия для получения большей прибыли. По мере развития малый бизнес будет проникать и в те сферы деятельности, где рентабельность намного меньше, чем в уже освоенных;

·малые предприятия в основном разобщены, и у них нет тесных технологических и прочих хозяйственных связей. В экономически развитых странах мира субъекты малого бизнеса тесно связаны с крупными и средними предприятиями на основе кооперирования и интегрирования, чего не наблюдается в России;

·следующая ступень развития малого бизнеса в России – его интеграция со средними и крупными предприятиями;

·отечественный малый бизнес пока очень слабо интегрирован в мировую экономику. Это касается не только международной специализации и кооперирования, но и экспорта продукции.

 

Таким образом, малый бизнес все еще представляет собой слабо разработанный пласт хозяйства России, который может дать богатый «урожай», если будут созданы условия для его развития.

 

 

5.Вывод

 

Малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения.

С переходом нашей страны на рыночные отношения стал развиваться и малый бизнес, роль которого в экономическом и социальном плане с каждым годом возрастает, несмотря на то, что он находится в стадии становления и в этом плане мы существенно отстаем от развитых стран мира.

Основной причиной такого положения являются недостаточный период и отсутствие надлежащей поддержки в развитии малого биз­неса со стороны государства. Все затраты, связанные с поддержкой развития малого бизнеса, очень быстро окупаются. К сожалению, это обстоятельство многие руководители на государственном и регио­нальном уровне недооценивают, как и недооценивают вообще роль малого бизнеса в экономике страны.

Поэтому на современном этапе социально-экономических преобразований в России вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления // Российский экономический журнал. - 1994. - № 2.

 

Серегин А.С. Эффективность малого бизнеса. - М.: Экономика, 1990.

 

Экономика предприятия. /Под ред. Е.Л. Кантора. – СПб.: Питер, 2011.

 

Грачев И.В. и др. Развитие малого предпринимательства. // Деньги и кредит, 1997, №1.

 

Хачатуров Ю.М. Малые предприятия в условиях рыночной экономики // Хозяйство и право. - 1996. - № 8.

 


Информация о работе Роль малого бизнеса в развитии рыночной экономики