Роль малого бизнеса в развитии рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 18:42, реферат

Описание работы

Малые предприятия традиционно ориентированы на текущую прибыль, способны быстро реагировать на спрос и предложение, оперативно удовлетворять потребности в товарах, работах и услугах. Они формируют своеобразную инфраструктуру рынка, создают конкурентную среду. Существует группа отраслей, где малый бизнес может быть преобладающей формой организации труда, – прежде всего это обслуживание населения.

Содержание работы

1.Малый бизнес. Понятие, сущность.
2.Роль малого бизнеса в современной экономике.
3.Место малого бизнеса в экономике промышленно развитых стран.
4.Тенденции и особенности развития малого бизнеса в РФ.
5.Вывод
Список литературы

Файлы: 1 файл

роль малого бизнеса.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

Реферат

 

 

 

 

На тему: «Роль малого бизнеса в развитии рыночной экономики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

Студентка 3 курса

ГЭФ

Гр. 313 БД

Диденова Мария

 

 

 

 

 

Содержание:

 

1.Малый бизнес. Понятие, сущность.

2.Роль малого бизнеса в современной экономике.

3.Место малого бизнеса в экономике промышленно развитых стран.

4.Тенденции и особенности развития малого бизнеса в РФ.

5.Вывод

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Малый бизнес. Понятие, сущность.

 

Малые предприятия традиционно ориентированы на текущую прибыль, способны быстро реагировать на спрос и предложение, оперативно удовлетворять потребности в товарах, работах и услугах. Они формируют своеобразную инфраструктуру рынка, создают конкурентную среду. Существует группа отраслей, где малый бизнес может быть преобладающей формой организации труда, – прежде всего это обслуживание населения.

Для предпринимательства в незначительных масштабах не нужны большие накопления не только потому, что не требуются дорогостоящие производственные фонды, но и из-за относительно высокой оборачиваемости капитала.

Малые предприятия не способны самостоятельно выступать инициаторами наукоемких, фондоемких, энергоемких, ресурсоемких и трудоемких производств, поэтому их значение в экономике нельзя переоценивать. Они могут эффективно обслуживать крупные производства на условиях подряда, что широко применяется в Японии и других странах. Получая конкретные и четко сформулированные задания, необходимые материально-технические ресурсы, малые предприятия быстро перестраиваются и налаживают производство на выпуск новой продукции, товаров и услуг.

В соответствии с действующим законодательством в России к малым предприятиям относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек; в оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

В развитых странах основными критериями отнесения предприятия к малым являются объемы хозяйственного оборота и численность работников.

Причем термин «малый бизнес» принят в основном в англоязычных странах, а в Японии и Западной Европе чаще пользуются термином «мелкие и средние предприятия».

Администрация по делам малого бизнеса США относит к малым предприятия, которые находятся в независимом владении и управлении, не занимают господствующего положения в отрасли и нанимают не более 500 чел.

В Великобритании верхняя граница числа занятых составляет для мелких предприятий 24 человека, для средних – 200 человек.

Всеобщая конфедерация мелких и средних предпринимателей Франции считает мелкими и средними предприятия, владелец которых имеет в собственности большую часть капитала, обеспечивает личное руководство работниками и поддерживает с ними постоянный и прямой контакт. Что же касается количественных критериев, то во Франции к мелким предприятиям относят фирмы с числом занятых от 10 до 50 человек, а к средним – от 50 до 500 человек.

Во многих европейских странах существуют также ремесленные предприятия, статус которых определен в законодательном порядке.

Так, во Франции ремесленником является тот, кто организует на свои средства предприятие, обладает профессиональной квалификацией, обеспечивает руководство предприятием и принимает личное участие в его работе. Численность занятых на таком предприятии не должна превышать 10 человек, включая владельца, помогающих ему членов семьи, наемных работников и учеников.

Самое существенное различие между ремесленным и мелким предприятием состоит в том, что ремесленник сам трудится, участвует в производстве как рабочий. Его доход достаточен лишь для того, чтобы осуществлять простое воспроизводство.

Государство предоставляет ремесленным предприятиям более значительные льготы, чем другим фирмам, поэтому ремесленники, как правило, не хотят расширять свое дело и превращаться в мелких предпринимателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Роль малого бизнеса в современной  экономике.

 

Для определения роли малого бизнеса в отечественной экономике важно реально оценить потенциальные и фактические возможности максимального проявления его сущности:

 

1.быстрой реакции на изменение  рыночной конъюнктуры, что придает  экономике необходимую гибкость (в современных условиях это  свойство приобретает особую  значимость в силу быстрой  индивидуализации и дифференциации  потребительского спроса, возрастания номенклатуры производимых товаров и услуг);

2.мобилизация значительных финансовых  и производственных ресурсов  населения (в том числе трудовых  и сырьевых);

3.активного участия в достижениях  научно-технического прогресса и  быстром внедрении его результатов в производство (поиск и разработка новых идей, создание и освоение новых технологий);

4.вклада в смягчение социальной  напряженности и решение проблем  занятости населения;

мобилизация личного фактора;

удовлетворение определенного круга потребностей людей;

5.развитие конкуренции.

 

Кроме того, предприятия малого бизнеса включаются в систему крупного производства для обслуживания крупных предприятий. Их отношения строятся не на подчинении и диктате, а на партнерстве и взаимной выгоде. Весьма характерно, что во многих сферах хозяйственной деятельности малый бизнес становится все более необходимым дополнением к крупному, особенно там, где нецелесообразно массовое производство. Крупные фирмы нередко отказываются от заказов на мелкие серии, предоставляя их производство небольшим предприятиям, которые закрепляются в узкоспециализированных секторах производства, становясь поставщиками различных полуфабрикатов, деталей, узлов, продуктов отдельных стадий технологического процесса для крупных фирм. Благодаря этому крупные предприятия получают возможность, освободившись от "мелких дел", расширить свое производство за счет увеличения мощностей. Одновременно крупные заводы постепенно освобождаются от ремонтных цехов, передавая их функции мелким специализированным предприятиям.

Однако малый бизнес не ограничивается вспомогательной ролью по отношению к крупному производству. Многие малые предприятия сориентированы непосредственно на рынок, производят конечную продукцию, как правило, потребительского характера. Эта функция малого бизнеса имеет особо важное значение для региональной экономики. Ведь малые предприятия близко расположены к местным рынкам, умеют быстро приспосабливаться к специфической клиентуре, ее запросам. Рост потребностей населения, их возрастающая дифференциация и индивидуализация диктуют быструю смену ассортимента, оперативное освоение новых видов продукции, пользующейся повышенным спросом, развитие производства мелкими партиями и по индивидуальным заказам. Этим требованиям малые предприятия способны соответствовать в большей степени, чем крупные, причем с меньшими издержками. Не меньшее значение имеет возможность использовать на мелких предприятиях местное сырье и небольшие местные источники энергии, а также отходы крупного производства, которые не могут быть утилизированы крупными предприятиями. Последнее обстоятельство не только повышает эффективность производства в результате более полного использования сырья, но и создает благоприятные условия для уменьшения загрязнения окружающей среды.

Заметна роль малых предприятий в решении проблемы занятости населения, поскольку они имеют возможность использования таких резервов рабочей силы, которые не могут быть применены на крупных предприятиях из-за особенностей технологии и режима производства на них. Речь идет об учащихся, домохозяйках, пенсионерах и других лицах с ограниченной трудоспособностью. В настоящее время во всех странах, испытывающих дефицит трудовых ресурсов, стимулируется включение этих категорий населения в общественное производство, прежде всего на мелких предприятиях сферы торговли и обслуживания.

Малые предприятия не только активно привлекают работников на условиях совместительства, но и являются основным источником новых рабочих мест (в силу чего требуют к себе особого внимания в периоды экономического спада).

 

По утверждению ряда экономистов, в минувшее десятилетие в США усилиями малых фирм было создано до 80% новых рабочих мест (предприятия с числом занятых до 200 человек создали 63% всех новых рабочих мест).

Хотя по мнению британского журнала "Экономист", исследования в этой области не учитывают того факта, что рабочие места в малых фирмах иногда создаются в результате сознательного решения крупных компаний о передаче этим фирмам части работ, которые в других условиях они могли бы выполнить сами. Если это так, то именно в действиях крупных компаний кроется первопричина увеличения числа рабочих мест на малых фирмах.

Еще недавно особенностью российской экономики считался фактор полной занятости, когда все трудоспособное население было обеспечено работой. С переходом отечественной экономики на рыночные условия хозяйствования появилась рыночная концепция занятости, которая допускает 2-3% безработицу.

Высокий уровень безработицы ведет к негативным экономическим и социальным последствиям, поскольку при рыночной экономике действует закон А. Оукена, согласно которому наблюдается отставание валового национального продукта на 2,5%, если фактическая безработица будет выше естественной на 1%. Именно поэтому любое государство стремится к регулированию уровня безработицы, в том числе через поддержку малого предпринимательства, и прежде всего в регионах.

По мнению западных экономистов, такая поддержка является выражением государственной политики, направленной на содействие экономическому росту городов и укрепление налоговой базы местных бюджетов, следствием чего будет повышение жизненного уровня населения в целом. Как свидетельствует опыт США, создание на уровне муниципалитета 100 новых рабочих мест приводит к увеличению личных доходов населения на 12,7 миллионов долларов и росту поступлений в бюджет на 500 тысяч долларов.

Американские муниципалитеты не имели право прямо, путем принятия законодательных актов, регулировать занятость на своих территориях, однако они могут косвенно влиять на рынок труда, создавая благоприятные условия для деятельности все большего числа компаний через налоговое стимулирование, льготное кредитование, предоставление земли с заниженной арендной платой и т.д. Но, как показала практика, не только финансовые льготы привлекают капитал в предпринимательские зоны. Большую по сравнению с ними значимость имеют для малого бизнеса такие факторы, как наличие в регионе развитой инфраструктуры, близость рынков сбыта, уровень и безопасность жизни.

Особую роль в развитых странах мелкие фирмы играют в области инноваций. Они, как правило, занимаются начальными стадиями нововведений, оставляя крупным фирмам наиболее капиталоемкие стадии промышленного развертывания производств. Около 80% научно-технических нововведений приходится на долю мелких фирм, которым свойственны гибкость, мобильность, способность идти на риск и быстро менять ассортимент продукции.

Малый бизнес служит также своего рода амортизатором колебаний экономики, т.к., несмотря на жесткую конкуренцию между мелкими предприятиями, он создает необходимую для рынка атмосферу состязательности, обладает возможностью мгновенно реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры.

Немаловажно и то, что оживление конкуренции и духа предпринимательства противодействует монополистическим тенденциям, что является одним из факторов обеспечения стабильности экономических устоев хозяйственной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Место малого бизнеса в экономике  промышленно развитых стран.

 

 

Малое предпринимательство играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни промышленно развитых стран, где на его долю приходится до 70% валового национального продукта.

В США, где к категории малых относят предприятия с числом занятых до 500 человек, подобные фирмы составляют 99% всех американских компаний.

Основная масса приходится на мельчайшие предприятия: в 87% всех фирм работает не более 20 человек, в 80% – менее 10 человек.

Сейчас в США функционирует более 15 млн малых предприятий, которые производят около 40% валового национального продукта и половину валового продукта частного сектора.

В отдельных сферах американской экономики малые предприятия доминируют.

Особо важную роль малый бизнес играет в решении проблем занятости: в 1980-е гг. 80% всех новых рабочих мест были созданы мелкими фирмами. Более 100 млн американцев прямо или косвенно зарабатывают средства к существова­нию благодаря малому предпринимательству. Государство же получает милли­ардные суммы доходов в виде налогов на прибыль мелких фирм.

В Японии на начало 1990-х гг. малые и средние предприятия в отраслях производственной и непроизводственной сферы (кроме добывающей промыш­ленности) составляли 99,1%, а численность занятых на них – 79,2%. На долю подобных фирм приходится 78% годовой выручки в розничной торговле и 62,1% – в оптовой торговле.

В Великобритании, где к разряду мелких относят фирмы с числом занятых до 24 человек, в 1990 г. их было почти 2,4 млн (96% общего числа частных компаний). На них трудилось 36% всех наемных работников, и давали эти предприятия 21% общего товарооборота.

Информация о работе Роль малого бизнеса в развитии рыночной экономики