Роль франчайзинга в предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 08:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - исследовать поведение потребителей и разработать предложения по совершенствованию его маркетинговой деятельности и выработать практические рекомендации для франчайзинговой сферы услуг, на примере ресторана IL-Патио.

Исходя из цели, в курсовой работе ставятся и решаются следующие задачи:

– изучить теоретические аспекты исследования развития франчайзинга в сфере услуг;

– проанализировать тенденции развития франчайзинга сферы услуг в Алматы;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………… 3

ИСТОРИЯ………………………………………………………………………………………………... 5

1.ЗНАЧЕНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
1.1.ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГА………………………………... 6

2.Производственный франчайзинг…………………………………………………………….. 11

1.2.ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА…………………………………... 16

2.ИССЛЕДОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В СФЕРЕ УСЛУГ НА ПРЕДПРИЯТИИ АЛМАТИНСКОГО РЫНКА
2.1 Современное состояние франчайзинга в области общественного……………………...18

2.2 АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ «РОСИНТЕР РЕСТОРАНС ХОЛДИНГ» ……………………………………………………….22

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В СФЕРЕ ПРЕДПРИЯТИИ В ГОРОДЕ АЛМАТЫ
3.1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РОСТАФРАНЧАЙЗИНГА В ГОРОДЕ АЛМАТЫ…….. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………. 32

Файлы: 1 файл

курсовая работа_1.docx

— 119.07 Кб (Скачать файл)

 

Особенности сектора: Если рассматривать типы франчайзинга в Казахстане, то в стране наиболее представлен дистрибьютивный/торговый франчайзинг, в то время как в западных странах доля делового формата традиционно выше доли торгового. Еще одна особенность рынка франчайзинга в Казахстане — сублицензионность. Международные франчайзеры не торопятся работать в Казахстане напрямую. Очень мало прямых классических отношений: франчайзер- франчайзи. Международные франчайзеры предпочитают работать в Казахстане через свои российские или турецкие мастер-франчайзи (субфранчайзеры), казахстанские компании в свою очередь выступают в качестве субфранчайзи (сублицензиаты). Причин такого положения в секторе очень много. Возможно единая языковая ментальность местных потребителей с российскими (иностранная франшиза не требует адаптации), недостаточная плотность населения и рынка сбыта, неактивность местных предпринимателей на международном рынке франчайзинга и т. д.

 

Можно отметить еще одну особенность рынка франчайзинга в стране. Очень мало случаев внутристрановой миграции франчайзинга. Нет связки между крупным бизнесом и малым предпринимательством. Крупные компании предпочитают филиальную форму регионального развития, но не франчайзинговую систему. В мире очень распространен как корпоративный, так и государственный франчайзинг. Крупные государственные или частные компании передают через систему франчайзинга технологии и методы ведения бизнеса малым и средним предпринимателям — франчайзи. Но в Казахстане пока очень мало примеров взаимодействия крупных компаний и субъектов малого предпринимательства.

 

Вступление в  Таможенный Союз: Согласно данным экспертов, со вступлением Казахстана в Таможенный Союз на рынке усилится роль российских франчайзинговых операторов. В частности, количество российских по происхождению франчайзинговых сетей в Казахстане в ближайшее время может увеличиться на 100%.

 

Государственная поддержка Франчайзинга в Казахстане: Согласно данным книги Кисикова Бекнура (второе издание), поддержку франчайзинга в Казахстане на уровне государства осуществляется государственным фондом развития предпринимательства "Даму". В рамках программ "Даму" осуществляется как консультативная, так и финансовая поддержка казахстанским франчайзинговым предприятиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.ПОРЯДОК   ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА

 

Так, существует четыре способа  передачи прав на объект интеллектуальной собственности:

лицензионный договор

договор уступки

договор франчайзинга

авторский договор

 

По условиям лицензионного  договора происходит передача прав на объект интеллектуальной собственности  третьему лицу во временное  пользование. В данном случае Лицензиату (принимающей  стороне) предоставляется  исключительная либо неисключительная лицензия на использование  объекта  интеллектуальной собственности.

 

Ситуация: Вы намерены расширить  границы своего бизнеса.

 

Решение: Для этого Вы заключаете лицензионный договор с  фирмой «Х», на основании которого эта  фирма получает право пользования  Вашей интеллектуальной собственностью. Данное право, к примеру,  может  заключаться в праве на реализацию либо производство  продукции под  Вашим товарным знаком.

 

Результат: Вы получаете  доход от права пользования Вашей  интеллектуальной собственностью с  такой периодичностью, которая Вам  больше подходит.

 

По договору уступки происходит полная передача прав на объект интеллектуальной собственности. При этом после заключения договора Вы не будете иметь никаких  прав на переданный объект интеллектуальной собственности. По сути, в данном случае, происходит продажа права на интеллектуальную собственность.

 

Ситуация: Вы покидаете страну и решили продать свое фирменное  наименование, которое Вы не намерены больше использовать в Казахстане.

 

Решение: Вы заключаете договор  уступки права на интеллектуальную собственность с фирмой «Х» и  при этом лишаетесь всех прав на ее возможное использование в  Казахстане.

 

Результат: Вы получаете  соответствующее вознаграждение за уступку права на Вашу интеллектуальную собственность.

 

Согласно  договору франчайзинга принимающая  сторона получает комплексную  предпринимательскую  лицензию, включающую в себя не только права на объекты интеллектуальной собственности, но также и всю  структуру самого бизнеса Франчайзера.

 

Ситуация: Вы хотите продавать  качественные товары под раскрученным брендом фирмы «Х» и при  этом перенять гудвил компании (репутация компании) и ноу-хау по организации и ведению такого бизнеса.

 

Решение: Вы заключаете договор  франчайзинга с фирмой «Х», и, в зависимости  от условий договора, фирма «Х»  может сама найти вам помещение, обучить вас пользоваться ее оборудованием  и даже может обеспечить вас своими клиентами.

 

Результат: Вы покупаете  наработанный бизнес и интеллектуальную собственность фирмы «Х» и  получаете от этого доход.

 

По авторскому договору обладатель авторских прав может передать их во временное пользование  третьему лицу (юридическому, либо физическому) и также получить за это вознаграждение.

 

Ситуация: Вы являетесь разработчиком  программного обеспечения и желаете  получить от него прибыль.

 

Решение: Вы заключаете авторский  договор на передачу авторских прав на программное обеспечение. 

 

Результат: Вы получаете  доход от права пользования  вашей  интеллектуальной собственностью.

 

Порядок осуществления франчайзинга и контроль над его соблюдением  регулируется законом РК «О Комплексной  предпринимательской лицензии (франчайзинга) от 24 июня 2002 года, Гл.4 ст.22-24 Заключительного  положения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ИССЛЕДОВАНИЕ  ФРАНЧАЙЗИНГА В СФЕРЕ УСЛУГ  НА ПРЕДПРИЯТИИ АЛМАТИНСКОГО  РЫНКА

 

2.1 Современное  состояние франчайзинга в области  общественного

 

               питания, на примере «Росинтер Ресторантс Холдинг»

 

      Использование  франчайзинговой системы ведения бизнеса сейчас можно уверенно назвать характерной чертой современного бизнеса в сфере общественного питания. В частности, в Казахстане 40% сетевых компаний быстрого питания и 20% сетевых компаний ресторанного формата используют франчайзинг как способ развития сети своих заведений.Прежде всего, продажа франшизы - это особый бизнес, требующий исключительно профессиональный подход.

 

      Франчайзинг  имеет только косвенную связь  с основным бизнесом. Франчайзинг  по сути своей направлен на объединение и тесное сотрудничество предпринимателей, на развитие их взаимодействия в решении общих проблем. Франчайзор и все его франчайзи традиционно выступают единым фронтом против натиска конкурентов, и их сотрудничество основано на позитивном уважительном отношении друг к другу.

 

      Необходимо  отметить, что у казахстанских  предпринимателей очень своеобразный  подход к франчайзингу. В современном  Казахстане правильное представление  о франчайзинге коренным образом  искажается.       Для нашего франчайзинга более адекватным является правило «каждый сам за себя». То есть, очевидно, что казахстанская компания при открытии франшизного предприятия стремится даже не столько избежать инвестиций, сколько не хочет рисковать собственной структурой и отправляет на «минное поле» неизведанных или сомнительных территорий своих франчайзи.

 

      Тема взаимоотношений  франчайзоров и франчайзи с государством продолжает оставаться актуальной для Казахстана. Не секрет, что часто возможность франчайзи работать находится в прямой зависимости от его способности договориться с властями.

 

     В Казахстане  по прежнему на ура идут недорогие франшизы. Исходя из своей практики, сейчас казахстанские предприниматели готовы приобретать франшизы, но при условии, что общие затраты на открытие бизнеса не превысят 100-120 тыс. долларов США.

 

      Для сравнения,  франшиза «Ростик'с- KFC» стоит 40900 долларов США - паушальный взнос, плюс роялти в размере 6% от объема реализации и отчисления в маркетинговый фонд 5% от объема реализации. Для открытия предприятия быстрого обслуживания «Ростик'с-KFC» в торговом центре необходимы инвестиции в размере от 250 тыс. долларов США, для предприятия с отдельным залом площадью 250-300 кв.м. размер инвестиций на оборудование и подготовку к открытию составит от 450 тыс. долларов США.

 

      При заключении  договора на покупку франшизы  «IL Патио» лицензиат оплачивает  паушальный взнос в размере  40 тыс. долларов США. После открытия  предприятия лицензиат ежемесячно  выплачивает лицензионное вознаграждение  в размере 6% от выручки и  от 2 до 4% на национальный маркетинг  и рекламу. Стандартный ресторан  «IL Патио» общей площадью 320-350 кв.м. требует затрат из расчета 1500 долларов США на кв.м.

 

Примерные инвестиции для  открытия кафе «Baskin 31 Robbins» составляют 20-60 тыс. долларов США в зависимости от площади  помещения, необходимых работ по реконструкции, строительству, оборудованию. Вступительный взнос партнера составляет 11 тыс. долларов США.

 

      Общий объем  инвестиций, необходимых для открытия  ресторана "Сбарро", составляет около 400-500 тыс. долларов США. Для ресторана на фуд-корте объем необходимых инвестиций составляет около 170-220 тыс. долларов США.  Таковы реалии современного казахстанского франчайзинга в сфере общепита. Есть множество аргументов, позволяющих надеяться на позитивные изменения в рассматриваемой области. Казахстанский бизнес «взрослеет», увеличивается «покупательная способность» казахстанских франчайзи. Потребитель также повышает требования к качеству еды и способу ее подачи, т.е. к обслуживанию. Ускорение темпа жизни людей порождает моду и порой даже необходимость питания вне дома. Наблюдается явная тенденция к увеличению франчайзинговых точек рестораторов по отношению к собственным: у Росинтера - 20% собственных по отношению к 80% франчайзинговых точек.

 

      Я непосредственно  в своей работе рассматриваю  компанию «Росинтер Ресторантс Холдинг» и вот некоторые моменты ее истории.

 

      История  группы ОАО «Росинтер Ресторантс Холдинг» началась с открытия в Москве первого ресторана "Испанский Уголок" в 1990 году в момент зарождения в России и СНГ ресторанного бизнеса по международным стандартам.С 1990 года по 1999 были основаны и начали активно развиваться такие сетевые проекты как рестораны итальянской кухни "IL Патио" (ранее "Патио Пицца"), рестораны японской кухни "Планета Суши", рестораны американской кухни "Американский Бар и Гриль", а также ряд несетевых проектов: "Испанский Уголок", "Ле Шале", "Санта Фе", "Сafe des Artistes".

 

       С 1998 года группа начала развивать  собственную систему франчайзинга, сначала для торговой марки  "Ростик’c", а затем "IL Патио", "Планета Суши" и "Мока Лока" [12].

 

      На сегодняшний  день группа управляет 335 ресторанами,  из которых 77 работают на основе  договоров франчайзинга, в 33 городах  России, СНГ и Восточной Европы, включая страны Балтии. Группа  предлагает блюда итальянской,  японской, американской и русской  кухни в ресторанах, работающих  под зарегистрированными товарными  знаками "IL Патио", "Планета  Cуши" и "1 2 3" кафе и под товарными знаками, используемыми по лицензии: T.G.I. Friday’s и "Сибирская Корона". В результате создания Совместного Предприятия с Компанией Whitbread PLC "Росинтер" развивает на территории России сеть кофеен Costa Coffee (12 кофеен по данным на 31 марта 2009 года).

 

       ТОО  «Компания «РосИнтер Алматы» российско-казахстанское совместно предприятие, занимающееся развитием и управлением ресторанами торговых марок «Росинтер Ресторантс Холдинг» на территории Казахстана.

 

      «Росинтер Ресторантс Холдинг» - лидер на рынке семейных ресторанов полного обслуживания России и стран СНГ. Компания представлена самой большой сетью в сегменте демократических семейных ресторанов, рядом самых известных брендов в России плюс эффективное управление, основанное на большом опыте.

 

      «РосИнтер Алматы» работает на рынке Казахстана с 2001 года. По данным на 1 февраля 2008 года компания управляет сетью из 13 ресторанов, расположенных в Алматы:

 

–           «Американский Бар и Гриль»

 

–           5 ресторанов «IL Патио»

 

–           4 ресторана «Планета Суши»

 

–           Кофейня «Мока Лока»

 

–           3 предприятия быстрого обслуживания «РОСТИК’C - KFC».

 

      Сеть ресторанов, принадлежащих ТОО «Компания  «РосИнтер Алматы» на сегодняшний день занимает достойное, конкурентоспособное положение на рынке предоставления услуг общественного питания населению города Алматы.

 

      Рестораны  компании зарекомендовали себя, как профессиональные предприятия  общественного питания с высоким  уровнем сервиса, отличным качеством  блюд, уютным интерьерами и демократичными  ценами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Роль франчайзинга в предпринимательской деятельности