Роль франчайзинга в предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 08:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - исследовать поведение потребителей и разработать предложения по совершенствованию его маркетинговой деятельности и выработать практические рекомендации для франчайзинговой сферы услуг, на примере ресторана IL-Патио.

Исходя из цели, в курсовой работе ставятся и решаются следующие задачи:

– изучить теоретические аспекты исследования развития франчайзинга в сфере услуг;

– проанализировать тенденции развития франчайзинга сферы услуг в Алматы;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………………… 3

ИСТОРИЯ………………………………………………………………………………………………... 5

1.ЗНАЧЕНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
1.1.ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ФРАНЧАЙЗИНГА………………………………... 6

2.Производственный франчайзинг…………………………………………………………….. 11

1.2.ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА…………………………………... 16

2.ИССЛЕДОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В СФЕРЕ УСЛУГ НА ПРЕДПРИЯТИИ АЛМАТИНСКОГО РЫНКА
2.1 Современное состояние франчайзинга в области общественного……………………...18

2.2 АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ «РОСИНТЕР РЕСТОРАНС ХОЛДИНГ» ……………………………………………………….22

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА В СФЕРЕ ПРЕДПРИЯТИИ В ГОРОДЕ АЛМАТЫ
3.1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РОСТАФРАНЧАЙЗИНГА В ГОРОДЕ АЛМАТЫ…….. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………. 32

Файлы: 1 файл

курсовая работа_1.docx

— 119.07 Кб (Скачать файл)

 

· Доверять и уважать франчайзора и в свою очередь формировать уважение и доверие франчайзора к себе.

 

       Принимать  четко установленные правила  и обязанности, описанные в  договоре, поскольку после подписания  договора они не подлежат никаким  изменениям или дополнениям.

 

· Стремиться работать и  общаться с франчайзором.

 

· Связать  себя определенными  обязательствами  с бизнесом, быть верным ему в  хорошие и плохие времена.

 

       Следовать  операционным процедурам и стандартам, установленным франчайзором.

 

· Стать  частью системы  путем внесения в  бизнес новых  идей (с согласия франчайзора) и постоянного вкладывания усилий в бизнес.

 

        Любой  заинтересованный в покупке франшизы  должен решить, являются ли для  него приемлемыми такие взаимоотношения.  Когда франчайзор берет на себя обязательства по отношению к франчайзи и принимает предпринимателя в качестве франчайзи, франчайзор таким образом говорит:

 

-Я доверяю  вам, вы  являетесь хорошим вложением   для нас, я верю в то, что   вы будете выполнять законы  франшизы, а я обещаю, если вы  будете следовать законам франшизы  и принимать наш опыт и знания, мы защитим ваш бизнес и   сделаем вас богатым и счастливым.

 

       Можно  разными способами получить разрешение, чтобы стать франчайзи, наиболее распространенными способами являются:

 

Прямой  франчайзинг. Франчайзор продает франшизу напрямую местному предпринимателю (франчайзи). Это самый лучший способ, чтобы обеспечить хорошую взаимосвязь между франчайзором и франчайзи. В случае с международным франчайзингом, где географическое расстояние между франчайзором и франчайзи велико, недостатком такого метода может быть отсутствие поддержки на местном уровне и меньшее внимание к местным особенностям. Многие мелкие франчайзоры не прибегают к такой форме франчайзинга, потому что уходит много времени и усилий на поддержку таких франчайзи. Крупные франчайзоры используют такую систему с целью исследования рынка и условий ведения бизнеса в данной стране. Представьте себе, как сильно вы рискуете, когда планируя создать систему из 50 франшиз вы обнаруживаете, после развития 5 франшиз, что существует местные культурные различия, которые делают ваш бизнес невыгодным. Вместо этого, франчайзор продает одну франшизу и следит за ее развитием. Если все идет хорошо, то франчайзор может начать продавать большее количество франшиз в этой стране.

 

       Мастер  франшиза. Отношения по мастерской  франшизе возникают, когда международный франчайзор продает исключительные права на развитие всей системы на территории всей страны одному франчайзи. Такой тип франчайзи называется владелец мастерской лицензии. Таки образом, франчайзи становится франчайзором в данной стране, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату (роялти). Это часто происходит, когда существует очевидный спрос на франшизу. В таком случае франчайзор не беспокоится о том, будет его бизнес развиваться успешно или нет. Вместо этого франчайзор ищет хорошо обеспеченного местного предпринимателя, обладающего организацией, которая позволит ему сделать систему франчайзора успешно работающей концепцией на территории всей страны. «Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса»; Д.Н.Земляков, М. О. Макашев, Юнити-Дана, 2003 г.,с.56

 

Существуют  три основных вида франчайзинга.

 

1. Товарный франчайзинг иногда называют «франчайзинг продукта (торгового имени)». Это франчайзинг в сфере торговли на продажу готового товара. В товарном франчайзинге франчайзором обычно являются производитель, продающий законченный продукт или полуфабрикат дилеру-франчайзи. Последний осуществляет предпродажное и послепродажное обслуживание покупателей продукции франчайзора и отказывается от продажи товаров конкурентов. Это правило является существенным содержанием взаимоотношений партнеров - франчайзора и франчайзи-дилера. Газета «Маркетинг и практика предпринимательства», № 20(88) от 30.09.2002 (электронное издание), «ГОСУДАРСТВО ФРАНЧАЙЗИНГ».

 

Этот  вид деятельности, подразумевает  приобретение у ведущей  компании права на продажу товаров  с  ее торговой маркой. В этом случае франчайзи  покупает у франчайзора товары и после этого их перепродает от имени франчайзора. В отдельных случаях ведущая компания имеет отношение и к оплате гарантийных услуг, и возмещению расходов на совместную рекламу. Как правило, для товарного франчайзинга характерна узкая специализация франчайзи на реализации одного вида товаров и услуг.

 

В США  франчайзинги стали популярными в начале нынешнего века как способ продажи машин и бензина. В тот период времени франчайзинги были созданы на уровне распределителей (дистрибьюторов). Такой подход давал гарантию производителям в том, что их товары попадут к покупателям точно в таком виде, в каком они были созданы. При этом имя и торговая марка компании получали широкое распространение и приносили все выгоды потребителям. В настоящее время автомобильные компании и компании, производящие бензин, согласно американским законам не считаются франчайзорами, тогда как многие другие компании широко пользуются франчайзингом как способом распространения и распределения своих товаров. Такой способ ведения бизнеса, при котором франчайзи покупают у ведущей компании право на продажу товаров с ее торговой маркой, называется товарным франчайзингом. В настоящее время этот вид франчайзинга используется несколькими компаниями, например, по производству автопокрышек. Если же товары и услуги не имеют торговых марок, они не включаются в эту категорию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Производственный франчайзинг - это франчайзинг на производство товаров. В этом случае фирма, владеющая технологией изготовления некоего продукта, продает местным или региональным заводам сырье для изготовления (например, завод по разливу безалкогольных напитков).

Мелкая  фирма здесь  не просто выступает  под торговой маркой франчайзора  и реализует его продукцию и услуги, но и включается в полный цикл хозяйственной деятельности крупной корпорации, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества, обучения персонала, выполнения плана продаж, оперативной отчетности. Эта форма предусматривает тесный контакт франчайзора и франчайзи, детальную регламентацию деятельности и высокую степень ответственности малого предприятия. Газета «Маркетинг и практика предпринимательства», № 20(88) от 30.09.2002 (электронное издание), «ГОСУДАРСТВО ФРАНЧАЙЗИНГ».

Этот  вид франчайзинга наиболее широко представлен  в производстве безалкогольных напитков. Каждый из местных  или региональных разливочных и  упаковочных заводов является франчайзи от основной компании. Так, например, американская Coca-Cola, лидирующая на мировом рынке безалкогольных напитков, а в Казахстане открытый по сублицензии турецкого лицензиара одноименной торговой марки начала активные действия на рынке станы в 1994г. По сути реализуется создание крупной сети заводов на основе франчайзингового договора, в соответствии с которым Coca-Cola передает новым предприятиям технологию и концентраты. Таким образом, несмотря на то, что Coca-Cola не инвестирует сама, предоставляя это делать Inchape, вместе со своим партнером она контролирует развитие предприятий. Этому опыту последовали и другие компании, которые продают концентраты и другие продукты, необходимые для производства местным разливочным компаниям, которые затем смешивают концентраты с другими составными продуктами и разливают в бутылки или банки для распределения по местным дилерам. Само собой разумеется, что товар в Нью-Йорке не должен отличаться от товара в Сан-Франциско.

3. Деловой франчайзинг  называют «франчайзинг бизнес-формата». При этом способе франчайзор продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под именем франчайзора. Газета «Маркетинг и практика предпринимательства», № 20(88) от 30.09.2002 (электронное издание), «ГОСУДАРСТВО ФРАНЧАЙЗИНГ».

 

        Таким  образом, это франчайзинг на  вид деятельности, т.е. включение  малого предприятия в полный  производственно-хозяйственный цикл  крупной корпорации. Едва ли не  самый популярный вид франчайзинга, при котором ведущая фирма  продает лицензию частным фирмам  или компаниям на право открытия  собственной фирмы по продаже  продуктов и услуг под именем  франчайзора (например, прокат и бытовое обслуживание, деловые и профессиональные услуги бизнесу и населению, магазины или цепи закусочных, гостиницы). Со стороны крупной корпорации предъявляются равные с ней требования к технологическому процессу, качеству, а также обеспечивается обучение персонала, выбор площадки строительства предприятия, другие услуги (методы обеспечения продаж, ведение оперативной отчетности и т.п.).

 

 При деловом франчайзинге требуется, чтобы франчайзи оплачивал постоянные взносы, а также производил взносы в рекламный фонд, находящийся в ведении франчайзора. Франчайзор может сдать в аренду франчайзи основные фонды, предложить ему финансирование; он вправе также выступать и в качестве поставщика для своих франчайзи.   В настоящее время в зависимости от размеров первоначального капитала франшизы бизнес-формат делят на следующие основные подгруппы:

франшиза рабочее место -- рабочая франшиза (Job franchise), где франчайзор создает хорошо подготовленное рабочее место для предпринимателя; основные инвестиции -- покупка прилавка-фургона;

 

· франшиза-предприятие -- коммерческая франшиза (Business franchise), требующая более крупных инвестиций в производственное оборудование, наличия рабочих помещений, дополнительного наемного персонала;

 

· инвестиционная франшиза (Investment franchise), основная цель которой -- возврат первоначальной суммы  инвестиций.

 

       Одной  из первых ласточек делового  франчайзинга было открытие первого  ресторана быстрого обслуживания  мировой франчайзинговой системы Ростик’с KFC.

 

Торговая  марка «РОСТИК’С-KFC» :

 

    -создана с использованием мирового опыта и технологий, на основе глубокого знания российского рынка;

 

    -эксклюзивно представлена в России и странах СНГ

 

. В данный  момент здесь  можно наблюдать  очень активное  развитие этой  франчайзи, открытие новых закусочных  и т.д.

 

       Хотя  существует много вариантов классического  франчайзинга, три из них наиболее  часто используются. Это: региональный франчайзинг; суб-франчайзинг; развивающийся франчайзинг. В каждом из этих случаев франчайзи получает все преимущества, которые обычно связаны с франчайзингом: использование торговой марки и логотипа франчайзора, системы его бизнеса, первоначальное обучение, выбор места, поддержка и т. д. Основные отличия их друг от друга заключаются в следующих характеристиках: 1) продолжительность отношений франчайзора и франчайзи, 2) к кому франчайзи может обращаться за поддержкой, 3) кому он платит установленные взносы.

 

      Корпоративный франчайзинг - современная форма организации франшизного бизнеса, при которой франшизополучатель оперирует не отдельным предприятием, а сетью франшизных предприятий с использованием наемных менеджеров.

 

       Конверсионный  франчайзинг  - способ расширения  франшизной сети, при котором действующее самостоятельно предприятие переходит на работу по договору франчайзинга и присоединяется к системе франшизных предприятий, работающих под контролем одного франшизополучателя.

 

Законодательство: Франчайзинг регулируется специальным «Законом о комплексной предпринимательской лицензии/франчайзинг» 2002 года. Также остается в силе Глава 45 ГК РК от 1999 года, которая также регулирует франчайзинг. Вопросам товарных знаков посвящен специальный закон о товарных знаках.

 

Основные проблемы: Отсутствие государственных льгот и преференций франчайзинговому сектору.

Недостаточная защита интеллектуальной собственности.

Ограниченность доступа  предпринимателей к т. н. «длинным деньгам».

Непрозрачность отечественного предпринимательства.

Слабая информированность  о франчайзинге, как о выгодной форме предпринимательских отношений.

Гиперинфляционный рост цен на недвижимость за период 2000—2007 год в результате огромного наплыва денежной массы. Высокие цены на недвижимость делают нерентабельным открытие франчайзинговой точки, что является существенным барьером для развития франчайзинга в целом.

 

В стране накопилась огромная денежная масса. Но отсутствуют объекты  инвестирования. Неразвитость фондового  рынка мешает населению использовать этот ресурс как источник инвестирования. В результате,инвестиции в основном направляются в недвижимость, что провоцирует инфляцию.

 

В то же время предпринимательство  и франчайзинг в частности, являются очень распространенными в мире объектами инвестирования. Как показывает опыт Запада, успешным предпринимателям может быть любой человек: от пенсионера до домохозяйки. И франчайзинг как менее рискованный метод ведения бизнеса идеален для неофитов бизнеса (согласно данным Торгово-Промышленной Палаты США 97 % франчайзинговых предприятий, открытых за последние 5 лет, продолжали успешно работать в дальнейшем, в то время как 62 % нефранчайзинговых предприятий закрылись за этот же период).

 

Но в Казахстане все  еще недостаточный уровень предпринимательской  информированности, слабая вовлеченность  неактивного населения в предпринимательскую  активность. Доля занятого населения  в предпринимательстве по сравнению  с мировой статистикой очень  невысока («самозанятое население» не относятся к официальному предпринимательству). Это говорит о необходимости совершенствования инфраструктуры поддержки начального предпринимательства.

 

На рынке Казахстана превалирует  доля иностранных франшиз. Но за последнее  время сформировались ряд отечественных компаний, которые активно развиваются через систему франчайзинга. Несомненно, большую роль в развитии франчайзинга будет играть соседство с Китаем, с которым очень трудно конкурировать в себестоимости продукции. И только предприятия с оригинальными и неповторимыми товарами и услугами могут быть конкурентоспособными в таких условиях.

Информация о работе Роль франчайзинга в предпринимательской деятельности