Религиозная поддержка развитию предпринимательства на Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:17, контрольная работа

Описание работы

Северо-Восточная Русь в течение долгих веков была одним из самых глухих углов восточнославянских земель. В то время, когда в X—XI вв. Киев, Новгород, Чернигов и другие города Среднего Поднепровья и северо-запада благодаря своему выгодному географическому положению, хозяйственному и политическому развитию, сосредоточению здесь основной части восточнославянского населения стали видными экономическими, политическими, религиозными и культурными центрами.

Содержание работы

1. Владимирская Русь – основание будущего Московского княжества 3

2. Религиозная поддержка развитию предпринимательства на Руси 7

Список используемой литературы 11

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 30.08 Кб (Скачать файл)

План 

1. Владимирская Русь –  основание будущего Московского  княжества          3

2. Религиозная поддержка  развитию предпринимательства на  Руси               7

Список используемой литературы                                                                      11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Владимирская  Русь – основание будущего  Московского княжества

Северо-Восточная Русь в  течение долгих веков была одним  из самых глухих углов восточнославянских земель. В то время, когда в X—XI вв. Киев, Новгород, Чернигов и другие города Среднего Поднепровья и северо-запада благодаря своему выгодному географическому  положению, хозяйственному и политическому  развитию, сосредоточению здесь основной части восточнославянского населения  стали видными экономическими, политическими, религиозными и культурными центрами. Стали основой создания единого  государства, в междуречье Оки, Волги, Клязьмы, там, где позднее возникло Владимиро-Суздальское княжество, царили еще первобытные нравы. . Славянская колонизация этих мест шла по двум направлениям — с юго-запада и запада, и с северо-запада, Почему же славянское население так упорно шло в эти, казалось, забытые Богом места? Во-первых, в междуречье Оки, Волги, Клязьмы было немало пригодных для земледелия пахотных земель, особенно в будущей Суздальской Руси; на сотни километров простирались здесь великолепные заливные луга. Умеренный климат давал возможность развивать и земледелие, и скотоводство; густые леса были богаты пушниной, здесь в изобилии росли ягоды, грибы, издавна процветало бортничество, что давало столь ценимые в то время мед и воск. Широкие и спокойно текущие реки, полноводные и глубокие озера изобиловали рыбой. При упорном и систематическом труде эта земля могла вполне накормить, напоить, обуть, согреть человека, дать ему материал для постройки домов, и люди настойчиво осваивали эти неприхотливые места.  
К тому же Северо-Восточная Русь почти не знала иноземных нашествий. Сюда не доходили волны яростных нашествий степняков в первом тысячелетии н.э. Позднее сюда не достигал меч предприимчивых балтийских завоевателей — варягов, не добиралась в эти дали и половецкая конница, разбивавшаяся о непроходимые лесные чащи. Жизнь здесь текла не так ярко и динамично. 

Важную роль в политической жизни Руси играла Владимиро - Суздальская  земля. На рубеже XII - XIII вв. она охватывала огромные пространства в междуречье Оки и Волги. Эта территория, считается  сейчас самым центром России, тысячу лет назад была совсем малозаселенной. С древности здесь жили финно- угорские племена, впоследствии почти  полностью ассимилированные славянами. Рост населения Киевской Руси вызвал необходимость освоения новых территорий. В XI - XII вв. южные рубежи государства  постоянно подвергались набегам  кочевников. В это время и начинается интенсивное передвижение славянских переселенцев в северо- восточный регион. Центром вновь освоенных земель становится г. Ростов. Основные факторы, повлиявшие на становление богатого и могущественного княжества: удаленность от степных кочевников на юге; ландшафтные препятствия для легкого проникновения варягов с севера; обладание верховьями водных артерий (Волга, Ока), через которые шли богатые новгородские купеческие караваны; хорошие возможности для экономического развития; значительная эмиграция с юга (приток населения); Существовала прямая зависимость между географическими особенностями Северо- Восточной Руси и становлением сильной княжеской власти. Этот регион осваивался по инициативе князей. Земли рассматривались как собственность князя, а население, включая бояр, - в качестве его слуг. Вассально - дружинные отношения, характерные для периода Киевской Руси, сменились княжеско- подданическими. В результате в Северо- Восточной Руси сложилась вотчинная система власти.

Перемещение центра древнерусского государства было не случайно. На ранней стадии развития Руси успешная торговля с Закавказьем, Хорезмом, Багдадом и Византией, обеспечивающая благополучие молодого государства, являлась «выходом» русских в большой  мир. Но уже в XII в. она не имела такого первостепенного значения, как раньше. Киев, считавшийся тогда торговыми воротами Руси, постепенно приходил в упадок, хотя и оставался в то же время первопрестольным городом. Со смертью Владимира Мономаха князья, озабоченные лишь собственным благополучием, старались действовать в угоду своим интересам. Отсюда возникла борьба за великое княжение, которая сильно подрывала и без того падающее величие города. Происходило сильное обнищание киевлян. Негативным фактором служило и то, что государственная столица Киев находилась на окраине страны. Падающее торгово-экономическое положение Киева, постоянная для него угроза со стороны степей и многое другое подвигло к перенесению центра в более безопасное и спокойное место с хорошими водными путями – Северо-Восточную Русь. В то время как значение Киева уменьшалось, происходило интенсивное развитие русских северо-восточных земель. Если в X–XI вв. Суздальская земля была глухой и с малым количеством населения (в основном финскими племенами), то к концу XII в. здесь существовало множество городов: Переславль-Залесский, Тверь, Звенигород, Устюг, Углич, Владимир-на-Клязьме, Юрьев-Польской, Дмитров, Москва, Суздаль, Ростов, Ярославль и др. Дело в том, что Ока и Волга еще с давних пор имели огромное значение для Руси. По этим рекам двигались русские купцы со своими товарами для торговли с Востоком, еще в IX в. доходившие до самого Багдада. Со становлением и развитием Владимиро - Суздальского княжества связаны имена Владимира Мономаха и его сына Юрия Долгорукого (1125-1157), отличавшегося стремлением расширить свою территорию и подчинить Киев (за это получил прозвище Долгорукий). Он захватил Киев и стал великим князем киевским; активно влиял на политику Новгорода Великого. Под влиянием ростово- суздальских князей попали Рязань и Муром. Юрий вел широкое строительство укрепленных городов на границах своего княжества. Под 1147 г. в летописи впервые упоминается о Москве, выстроенной на месте бывшей усадьбы боярина Кучки, конфискованной Юрием Долгоруковым. Здесь 4 апреля 1147 г. состоялись переговоры Юрия с черниговским князем Святославом, привезшим Юрию в качестве подарка шкуру барса.

На  долю сына и преемника Юрия - Андрея Боголюбского (1157-1174), прозванного так  за значительную опору на церковь, выпало объединение русских земель и  перенос центра всей русской политической жизни из богатого боярского Ростова  сначала в небольшой городок, а затем застроенный с небывалой  скоростью Владимир- на- Клязме. В новом центре Руси – Владимире-на-Клязьме формируются новые черты русской государственности, духовности и культуры, в том числе и ставший важным для последующего бытия культ Богородицы. Это произошло во многом благодаря чудотворной иконе Божьей Матери, привезенной владимирским князем Андреем Боголюбским из Киева, и построенным в новой столице церквям. Эта икона впоследствии стала привлекать много богомольцев, многие из которых оставались здесь, и стала одной из величайших русских святынь под названием Владимирской Божьей Матери. Среди жителей новой столицы были не только переселенцы княжеского или боярского рода, но и простые граждане. Переселение осуществлялось поистине всенародно с перенесением во Владимирскую Русь близких сердцу названий городов и селений. Это было не легко, так как Владимир от Киева находился далеко, а путь проходил через лесные дебри, в которых приходилось прокладывать себе дорогу (в те времена Владимирская земля именовалась Залесской). Многие из новых жителей были людьми деятельными, не боящимися невзгод, обладающими высокой киевской культурой, чем очень разнились с коренными жителями этих мест – финскими народностями. Об этом факте можно судить по воздвигнутым за короткий срок великолепным храмам, сохранившимся до наших дней. Сюда шли градостроители, земледельцы, художники-иконописцы, ремесленники, книгописцы и зодчие.  Были сооружены неприступные белокаменные ворота, возведен величественный Успенский собор. В загородной резиденции Боголюбово темной июльской ночью 1174 г. Андрей был убит в результате заговора бояр, во главе которого стояли бояре Кучковичи, бывшие владельцы Москвы. Политику объединения всех русских земель под властью одного князя продолжил сводный брат Андрея - Всеволод Большое Гнездо (1176-1212), прозванный так за свое большое семейство. При нем произошло значительное укрепление Владимиро - Суздальского княжества, ставшего сильнейшим на Руси и одним из крупнейших феодальных государств в Европе, ядром будущего Московского государства. Всеволод оказал влияние на политику Новгорода, получил богатый удел на Киевщине, почти полностью распоряжался Рязанским княжеством и т.д. завершив борьбу с боярами, окончательно установил в княжестве монархию. К этому времени опорой княжеской власти все больше становится дворянство. Его составляли служилые, военные, дворовые люди, прислуга, зависевшие от князя и получавшие от него земли во временное пользование, денежно- натуральную плату или право сбора княжеских доходов. Экономический подъем Владимиро - Суздальского княжества некоторое время продолжался и при сыновьях Всеволода. Однако в начале XIII в. происходит его распад на уделы: Владимирский, Ярославский, Угличский, Переяславский, Юрьевский, Муромский. Княжества Северо- Восточной Руси в XIV-XV вв. стали основой формирования Московского государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Религиозная поддержка развитию предпринимательства на Руси.

Наряду  с российским купеческим, государственным  и иностранным предпринимательством в России XVI - XVII вв. развивается и  довольно успешно монастырское предпринимательство.

В Древней  Руси влияние церкви на развитие предпринимательства  было скорее положительное, более того, центрами, вокруг которых объединялось древнерусское купечество, часто  становились православные храмы, где  под надзором епископа хранились  казна, документы, меры длины и веса. Церковь практиковала сдачу в  аренду своих подвалов под склады товаров. На первых порах даже торговля проходила прямо в храмах. Позднее  она была вынесена на площади близ церквей. В день открытия торговли перед  храмом поднимался крест или флаг. Это свидетельствовало о том, что торг охраняется церковью или  княжеской властью. По этой причине  в наиболее выигрышном положении  находилась монастырская торговля. Она  была освобождена от целого ряда поборов  и повинностей. Все же в этот период монастыри, несмотря на наличие ремесленников  и участие во внутренней торговле выполняли в большей степени  религиозные функции. Но уже с XIV века происходит перемена в деятельности монастырей, появляются монастыри - «пустыни», монастыри-колонии. Укрепление Московского  княжества в XIV в. способствовало оживлению  деловой активности населения. Ряды средневекового русского купечества пополнялись  и за счет так называемых церковных  людей. В XIV и особенно в XV вв. церковь  все активнее втягивалась в сферу  обмена. Предпринимательство монастырей стимулировалось льготами, которые  они получали, с одной стороны, от Золотой Орды (освобождение от десятины), а с другой - от князя (право беспошлинной торговли). Такими привилегиями активно  пользовались ярославский Спасский, Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, суздальский  Спасо-Ефимьев, вологодский Глушецкий  и другие монастыри. Они имели  свои дворы на посадах в ряде крупных  городов, включая Новгород и Москву.

Под влиянием разнообразных факторов сформировались монастыри со «сложным хозяйством», с многообразными житейскими заботами, на которых работали сотни и тысячи крестьян. В итоге длительного  развития общая церковная и монастырская земельная собственность достигла внушительных размеров.

Широкий размах приобрела торговая деятельность подмосковного Троице-Сергиева монастыря. Не отставал от него Кирилло-Белозерский  монастырь, имевший несколько дворов на посадах в Вологде, Белоозере  и развернувший торговлю от Холмогор до Москвы. Кирилло-Белозерский монастырь  активно торговал рыбой и солью. Сам монастырь был расположен на озере Белом, к северо-западу от Вологды, но рыбу монастырские крестьяне  ловили на реке Умбе, на юго-западном берегу Кольского полуострова и продавали  ее голландским купцам. Монастырь  являлся постоянным торговым партнером  Твери, где ему был отведен  участок на берегу Волги у городского рва под соляные амбары и дворы. Эти места числились за монастырем вплоть до конца XVII века.

Предпринимательская деятельность монастырей приносила  им реальную выгоду. Очевидна связь  этого явления с дальнейшим ростом движимого и недвижимого имущества  крупнейших обителей. За вторую половину XVI в. только Троице-Сергиев монастырь  приобрел разными путями 67 сел, 124 селец, 12 соляных варниц и колодцев, 7 мельниц, свыше 60 городских дворов и мест.

По  мере завершения объединения русских  земель великокняжеские власти с  конца XV в. стали ограничивать торговые привилегии церковных учреждений, освобождая от уплаты пошлин лишь перевозимые  в монастыри продукты их вотчинного хозяйства, но не купленные для перепродажи  товары.

Политика  властей, направленная на ликвидацию привилегий церковных учреждений, была продолжена и в XVI в. При Иване IV осуществлялась постепенная отмена сохранившихся  еще торговых льгот монастырей. По статье 91 Судебника 1550 г. проживавшие  в монастырских дворах и слободах профессиональные торговцы приравнивались в отношении уплаты различных  сборов к остальным своим собратьям  по профессии. Кроме того, Иван Грозный  запретил монастырям производить спирт  и обязал их покупать кагор, использующийся в церковном обряде, только у государства. К концу его царствования монастыри  полностью лишились податных льгот.

Хотя  все эти меры в комплексе наносили ущерб предпринимательской деятельности обителей, но вместе с тем уравнивали их в правах с другими торговцами, вынужденными платить в полном объеме немало торговых и проезжих сборов. Поэтому, несмотря на проводимую правительством политику, монастыри не сворачивают  предпринимательскую деятельность, более того, именно монастыри становятся самыми большими вотчинниками и ростовщиками. По словам англичанина Флетчера, «монахи - самые оборотливые купцы во всем государстве».

В рассматриваемый  период насчитывалось порядка 150 монастырей-вотчинников. Денежный оброк, который собирали монастыри  со своих крестьян, достигал 30% от их доходов, что позволяло крупным  монастырям вкладывать деньги в развитие различных промыслов, а также  приобретать земли.

Ярким примером монастырского предпринимательства  может служить Соловецкий монастырь  в Беломорском крае (Соловецкие острова  в Белом море, Архангельская область). Основанный в середине XV века, монастырь  вынужден был затем вести длительную и упорную борьбу за расширение земельных  владений и их хозяйственное освоение. Развитие моногранной предпринимательской  деятельности было связано и с  природно-климатическими обстоятельствами. Соловецкий монастырь не получал  достаточно хлеба. На Соловках выращивали только овощи, а хлеб надо было закупать на юге. Чтобы получить деньги для  этого, монастырь развивал рыболовство и солеварение на прилежащих берегах. Монастырь занимал места на реках, впадающих в море, ставил там дворы, организовывал рыболовный промысел. Таким же образом ставил и солеварни.

К 1585 г. в царствование Федора Ивановича  монастырю удалось на новых территориях  развить хорошее хозяйство: была налажена работа соляных варниц, осуществлялась рыбная и звериная ловля, шло освоение лесов и пашен, построено много  дворов, амбаров, лавок и мельниц.

Впоследствии  монастырские владения проникли еще  в ряд районов, а во второй половине XVII века они распространились по течению  Двины. По этой реке ежегодно ходили монастырские суда, доставлявшие в Вологду и  другие города десятки тысяч пудов  соли. Возвращались с огромными хлебными и другими запасами,, необходимыми для многочисленной братии и слуг монастыря, работавших на его землях.

К концу XVII века количество монахов и работных людей в монастыре превышало 2 тыс. человек. Кроме того, на содержании монастыря находилось свыше 1 тыс. ратных людей.

Настоятель  монастыря митрополит Филипп (вторая половина XVII века) с полным правом может  считаться крупнейшим предпринимателем Руси. Хороший архитектор и механик, он создавал машины для монастырского  хозяйства, спроектировал водопровод, начал добычу железа, построил мельницы и кирпичный завод, завел домашний скот, организовал разработку слюды  в Керецкой слободе и построил крупный железоделательный завод  близ Сумского острога. Монастырь превратился  в крупнейшего производителя  соли Поморья.

Важной  особенностью монастырского предпринимательства  являлось его независимость от государственной  казны, постоянно испытывавшей финансовые затруднения порожденные в основном чрезмерными военными расходами.

Однако  не все монастырское производство носило товарный характер. На внутреннее потребление  было ориентировано зерновое хозяйство  Спасо-Прилуцкого, Кирилло-Белозерского, Иосифо-Волоколамского и других монастырей. Как коллективные предприниматели  монастыри действовали прежде всего  в сфере соляных и рыбных промыслов, а также в сфере торговли. Монастырям не требовалось тратить в процентном соотношении так много средств  на закупку товаров для последующей  перепродажи, как купцам.

Монастырская  торговля опиралась на разветвленную  инфраструктуру -ярмарки у стен целого ряда обителей (Макарьевская, Свенская, Тихвинская и др.), собственный транспорт, наличие собственного упряжного  скота, городских дворов с амбарами, перевозов и т.д. Весь этот комплекс, созданный на протяжении XV-XVII вв., позволял монастырям занимать свою нишу в хозяйстве страны и оставаться активным участником торгово-производственных процессов.

Раскол русской православной церкви в XVII в. практически предопределил  дальнейшее снижение ее роли в экономической  жизни страны. Отрицательно сказались на монастырском предпринимательстве петровские реформы и жесткие меры его преемников, в частности, «секуляризация церковных земель» при Петре III и Екатерине II. Политика этих императоров окончательно разрушила этот вид предпринимательства в России и на смену монастырскому предпринимательству приходит «старообрядческое».

Информация о работе Религиозная поддержка развитию предпринимательства на Руси