Развитие предпринимательства в России: основные проблемы и предпринимаемые меры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 11:57, реферат

Описание работы

В современной России сделаны шаги в сторону демократических преобразований и формирования рыночных отношений. Можно говорить о том, что миллионы российских граждан занимаются предпринимательской деятельностью, которая дает ощутимый экономический и социальный эффект. Развитие предпринимательства в регионах Российской Федерации сталкивается с многочисленными проблемами, которые являются в основном типичными:
отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;
пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом

Файлы: 1 файл

бизнесс.docx

— 25.65 Кб (Скачать файл)

Развитие  предпринимательства в России: основные проблемы и предпринимаемые меры

В современной России сделаны шаги в сторону демократических  преобразований и формирования рыночных отношений. Можно говорить о том, что миллионы российских граждан  занимаются предпринимательской деятельностью, которая дает ощутимый экономический  и социальный эффект. Развитие предпринимательства  в регионах Российской Федерации  сталкивается с многочисленными  проблемами, которые являются в основном типичными:

  • отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;
  • пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом;
  • нехватка ресурсов, прежде всего финансовых;
  • сложность доступа к деловой информации - сведения о продукте, конкуренте и т.п.;
  • неурегулированность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе;
  • отсутствие положительного имиджа отечественного предпринимателя; нестабильность экономической ситуации в стране;
  • недобросовестность крупного бизнеса;
  • доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования;
  • правовая неграмотность самих предпринимателей;
  • отсутствие явного развития производства;
  • высокая планка единого социального налога;
  • недостаточность кадрового потенциала;
  • длительное оформление документации, особенно на землю.

А также проблемы широкого «теневого» сектора предпринимательской  деятельности, сложность и запутанность регионального законодательства, высокие  административные барьеры, препятствующие возникновению новых фирм, недостаточность  налоговых поступлений от малых  предприятий в региональный и  местный бюджеты. Предприниматели  отмечают также проблему слишком  высоких налоговых ставок, сложность  и запутанность налоговой системы, сложность и несовершенство законодательства, регистрирующего предприятия, регламентирующего  их деятельность, например, сертификацию продукции, лицензирование и т.д. Но нельзя сказать что, в России всё  очень плохо, многие проблемы решаются, принимаются различные программы  по поддержанию малого и среднего бизнеса. Государство определяет приоритетные направления развития экономики, концентрирует  ресурсы на этих направлениях, выделяет субсидии, предоставляет льготы предприятиям, регулирует внешнеэкономическую деятельность производителей продукции, укрепляет  ту часть хозяйственного управления, через которую осуществляется непрерывная  связь между поставщиками и потребителями  продукции. Государственная поддержка  и регулирование в современных  условиях рассматривается как наиболее действенный способ преодоления  неэффективности рынка практически  во всех сферах экономической деятельности. Однако в одних сферах экономики  государственного регулирования явно недостаточно, а в других оно является избыточным и наносит вред развитию предпринимательской деятельности.

Огромное количество проблем и вопросов, несомненно, всегда вызывало и вызывает у многих учёных и современных экономистов  дискуссию по поводу их решения. Одним  из видных ученых, занимающихся проблемами предпринимательства, был австрийский  ученый Й. Шумпетер. Он полагал, что предприниматель – это «революционер в экономике и невольный зачинатель социальной и политической революции», «быть предпринимателем – значит делать не то, что делают другие… значит делать не так, как делают другие». По его мнению, для предпринимателя главную роль играет не столько интеллект, сколько воля и способность выделить определенные моменты действительности и видеть их в реальном свете, а также способность идти в одиночку и его воздействие на других людей, которое Шумпетер определяет понятиями «иметь вес», «обладать авторитетом», «уметь заставлять повиноваться». [6] Еще один ученый который занимался не только проблемами, но и предпринимательством в целом Р. Хизрич. Он сформулировал понятие «предпринимательство» как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель – человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым.

По мнению Ф. Хайека, предприниматель характеризуется особым поведением, стремлением обнаружить различные возможности получения прибыли, еще не замеченные другими хозяйствующими субъектами. Ф. Хайек особо подчеркивает, что в современных условиях предприниматели действуют в рамках высокой рыночной конкуренции и побеждает тот из них, кто в этой конкуренции выживает.

Существенное значение в развитие теории и практики предпринимательства  внесли так же выдающийся зарубежный ученый-экономист П. Друкер, а также российские ученые, посвятившие научные исследования проблем предпринимательства А.И. Агеев, А.В. Бусыгин, В.В. Радаев, Ю.М. Осипов, М.Г. Лапуста, А.Г. Поршнев и др.

Хочется отметить, что сейчас предпринимательство  не стоит на месте и вместе с  ним развивается государственное  регулирование и поддержка малого и среднего бизнеса. Так, например, в 2010 году «Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства» (далее - МСП) включала в себя широкий спектр направлений и механизмов поддержки: впервые масштабирована программа содействия малому инновационному предпринимательству и поддержки модернизации производства компаний, кратно увеличен объем поддержки малым компаниям, заключившим договоры лизинга оборудования и осуществляющим поставки продукции на экспорт. В качестве еще одного приоритета в 2010 году выделено развитие малых предприятий, расположенных на территории Северокавказского федерального округа и монопрофильных городов, при этом сохранены наиболее востребованные направления: грантовая поддержка, поддержка микрофинансирования, обучающие программы. Государственная финансовая программа поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включала в себя субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации. Средний уровень софинансирования расходного обязательства субъекта РФ, установленный постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2009 года № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства», составляет 70% (ранее - 50 процентов). Для 60 регионов уровень софинансирования составляет 80 процентов. В 2010 году на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, Федеральным законом от 2 декабря2009 г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» было выделено 9,97 млрд. рублей. В марте2010 г. Правительством российской Федерации было принято решение о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на поддержку малого и среднего предпринимательства в размере 5 млрд. рублей по следующим направлениям:

- на реализацию  мероприятий по развитию и  поддержке субъектов малого и  среднего предпринимательства монопрофильных муниципальных образований, в размере 2 млрд. рублей;

- на реализацию  мероприятий по развитию и  поддержке субъектов малого и  среднего предпринимательства, осуществляющих  инновационную деятельность, в размере  2 млрд. рублей;

- на реализацию  мероприятий по развитию и  поддержке субъектов малого и  среднего предпринимательства, действующих  на территориях субъектов Российской  Федерации, входящих в состав  Северокавказского федерального  округа, в размере 1 млрд. рублей.

Таким образом, за 2010 год общий размер средств федерального бюджета на государственную поддержку  малого и среднего предпринимательства  составил 17,82 млрд. рублей. Бюджетные  ассигнования перечислены в регионы  в полном объеме.

В рамках Программы  государственной поддержки малого и среднего предпринимательства  создание региональных гарантийных  фондов занимает одно из главных мест. В 2010 году на мероприятие выделено из федерального бюджета более 2,2 млрд. рублей - по итогам 2010 года в стране функционируют 80 региональных гарантийных фондов с капитализацией около 25 млрд. рублей (в 2009 году из федерального бюджета было выделено более 12 млрд. рублей, количество региональных гарантийных фондов увеличилось с 33 до 72, с одновременным ростом капитализации с 6 млрд. рублей до 21 млрд. рублей). Указанные фонды за 2010 год выдали около 7,4 тыс. поручительств, что позволило привлечь субъектам малого и среднего предпринимательства кредитов на сумму 32 млрд. рублей. По предварительным расчетам государственная поддержка гарантийных фондов для субъектов МСП обеспечит создание порядка 5 тысяч новых рабочих мест и сохранение порядка 31 тысячи рабочих мест.

Поддержка малых  инновационных компаний с 2010 года является одним из важнейших приоритетов  Программы. На создание малой инновационной  компании субъектам МСП, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов  интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), предоставляются гранты, также гранты предоставляются малым компаниям, создаваемым при высших учебных  заведениях.

Значимым новшеством в 2010 году среди мероприятий поддержки  малых инновационных компаний стало  создание инфраструктуры поддержки  субъектов МСП в области инноваций  и промышленного производства.

По состоянию  на 1 января2011 г. выполнены следующие  мероприятия: организованы образовательные  курсы по основам предпринимательской  деятельности для 11867 человек, предоставлено 2134 гранта начинающим предпринимателям, выдано 281 поручительство и 313 микрозаймов субъектам МСП. В целом финансовую поддержку получили 4241 субъект малого и среднего предпринимательства, создано 10612 рабочих мест. Наибольшее количество рабочих мест создано в следующих секторах экономики: обрабатывающие производства - 38%, бытовые услуги населению - 15%, добыча полезных ископаемых - 11%, оптовая и розничная торговля - 10%, строительство - 5 процентов. Основной целью реализации программ является вовлечение в предпринимательскую деятельность максимально возможного круга лиц, поэтому на первом этапе реализации программных мероприятий 35 - 40% всех средств направляется на предоставление грантов начинающим предпринимателям. В целях стимулирования развития малых и средних предприятий-экспортеров Правительством Российской Федерации принято постановление «О дополнительных мерах государственной поддержки в 2010 году субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и (или) реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта», в соответствии с которым выделено дополнительно 2 млрд. рублей. Для вовлечения большего количества регионов в реализацию данных мероприятий установлен уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации и федерального бюджета в пропорциях 5/95 процентов соответственно.

На 1 января2011 г. в  результате реализации мероприятий  по поддержке малого и среднего предпринимательства  в СКФО создано более 3 тыс. новых  рабочих мест и сохранено более 4 тыс. рабочих мест. Всего в рамках реализации данного мероприятия будет создано около 9,5 тыс. новых рабочих мест и сохранено более 13,8 тыс. рабочих мест. Достижение указанных результатов стало возможным, в том числе за счет значительного финансирования из федерального бюджета. На реализацию государственной программы поддержки МСП в Федеральном законе от 13 декабря2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» расходы на государственную поддержку МСП в 2012 - 2013 гг. определены в значительно меньших объемах:

- 2012 год – 10 млрд. рублей (из которых 4 млрд. рублей - субсидии на государственную  поддержку МСП, 6 млрд. рублей - капитальные  расходы);

- 2013 год – 5,8 млрд. рублей (из которых 4 млрд. рублей - субсидии на государственную  поддержку МСП, 1,8 млрд. рублей - капитальные  расходы).

С целью сохранения высоких результатов по занятости  населения Правительством Российской Федерации дано поручение по сохранению объемов финансирования программы  развития малого и среднего предпринимательства  в 2012 - 2013 годах на уровне 2011 года. Такой  темп финансирования позволит сохранить  показатели вновь созданных и  сохраненных рабочих мест. В 2011 – 2014 гг. планируется реализовать ряд  мероприятий, направленных на совершенствование  законодательства в сфере малого и среднего предпринимательства, по следующим основным направлениям:

- обеспечение доступности  государственного имущества для  предоставления в аренду субъектам  малого и среднего предпринимательства,  в том числе за счет региональных  перечней целевого имущества  в субъектах Российской Федерации,  а также перечней имущества  во всех муниципальных образованиях;

- обеспечение доступности  свободного от прав третьих  лиц федерального имущества для  предоставления в аренду субъектам  малого и среднего предпринимательств, в том числе за счет создания  перечня федерального имущества,  установления долгосрочных договоров  аренды;

- упрощение и  удешевление доступа к объектам  коммунальной инфраструктуры;

- формирование налоговой  среды, благоприятной для развития  малого и среднего предпринимательства  и так далее.

Для эффективного функционирования предприятий малого и среднего бизнеса  необходимо дальнейшее развитие законодательной  и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфику  малого и среднего бизнеса. Совершенствование  законодательной базы и правового  регулирования предпринимательской  деятельности через систему законов  прямого действия позволит создать  условия, способствующие свободе предпринимательства  и устранению административного  вмешательства в деятельность субъектов  малого и среднего бизнеса. Таким образом, разрабатывая комплексные меры по поддержке малого и среднего бизнеса (льготное налогообложение, кредитные преференции, формы и способы обеспечения его материальными ресурсами, разработка и принятие законов об инвестициях, о Земле, о кооперации, о Банках, новый специальный раздел Налогового кодекса по налогообложению субъектов малого предпринимательства, правовых программ борьбы с криминальными структурами и др.), государственные органы должны учитывать сложившиеся к настоящему времени социальное положение в малом и среднем бизнеса, интересы занятых в нем работников, степень их приверженности к рыночным отношениям, характер ожидаемых ими перемен, предполагаемые перспективы. Только в этом случае государственная поддержка малого и среднего предпринимательства окажется эффективной, будет способствовать его дальнейшему становлению и развитию в интересах экономики всей страны, а не отдельных хозяйственных групп и структур.

 

 


Информация о работе Развитие предпринимательства в России: основные проблемы и предпринимаемые меры