Разработка комплексной программы стимулирования сбыта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть сущность и значение стимулирования сбыта в системе продвижения товаров и услуг.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия стимулирования сбыта и определить роль стимулирования в комплексе маркетинговых коммуникаций;
2. Рассмотреть цели и способы стимулирования;
3. Отразить методы контроля и оценки результатов комплексной программы стимулирования сбыта.

Содержание работы

Введение
1. Сущность стимулирования сбыта
1.1 Понятие и роль стимулирования сбыта в комплексе маркетинговых коммуникаций
1.2 Объекты и типы стимулирования, роль стимулирования на разных этапах жизненного цикла товара
2. Разработка комплексной программы стимулирования сбыта
2.1 Постановка целей стимулирования сбыта
2.2 Выбор методов и средств стимулирования
2.3 Разработка общего плана стимулирования сбыта
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

стимулирование сбыта.docx

— 98.02 Кб (Скачать файл)

Например, фирма "Цептер" широко использует этот вид премий, предлагая покупателям  в качестве подарков кастрюли, книги  с кулинарными рецептами и  другие полезные товары [6, с.212].

  1. Премия, доставляющая удовольствие. Обращена ко всем категориям потребителей и отражает стремление производителя доставить радость, создать новый стиль взаимоотношения с потребителем. Например, потребителю может предоставляться право самому выбирать себе премию, размер которой зависит от потраченной на приобретение товара суммы.

Для некоторых  товаров премия стала составляющей товара (постоянная премия). Например, "Киндер-сюрприз" – шоколадное яйцо, внутри которого находится пластиковая игрушка – премия [3].

Активное предложение также находит широкое применение в практике стимулирования потребителей. Под ним понимается стимулирование, которое требует активного участия потребителя. Сюда можно отнести [6, с.216]:

  • конкурсы, которые требуют от потребителя наблюдательности, сообразительности или смекалки, не основанные на случайности выигрыша;
  • лотереи и игры, в которых можно принять участие, не делая покупок, и которые полностью или частично основаны на случайности выигрыша.

Во время  конкурса потребителям может быть предложено, к примеру, ответить по телефону или  прислать ответ на вопрос, который  оценивает специальное жюри, определяющее лучший результат [14, с.884]. Побудительным мотивом участия в конкурсе является привлекательность игры и дух соревнования. От всех участников требуется сделать некоторое усилие, чтобы получить что-то взамен: [6].

В отличие  от конкурсов, лотереи и игры обладают тем преимуществом в глазах публики, что они носят развлекательный  характер и не связаны с поиском  решений или выполнением какой-либо работы.

Различают три вида игр: лотереи, включающие "тотализатор" и "чемпион торговли"; игры, основанные на теории вероятностей и стимулирующие игры типа лото и производные от него.

1) Лотереи. Этот вид игр широко применяется фирмами, занимающимися продажей товаров по почте и крупными торговыми центрами.

Компания  Nutra Sweet, к примеру, чтобы отметить свою десятую годовщину, разработала новую телефонную лотерею. Цель этой лотереи – увеличить уровень продаж и проверить знания о деятельности компании на протяжении десяти лет. Кроме того, компания хотела отблагодарить своих промышленных заказчиков. Из-за того, что у компании не было собственного торгового персонала, чтобы разместить материалы в магазинах, она разработала лотерею, в которой участвовали цифры штрих-кода с упаковок товаров, соответствующие коду NutraSweet, в качестве "счастливого номера". Потребители звонили по бесплатным телефонам, называли штрих-код и получали немедленный ответ: "вы выиграли" или "попробуйте снова". В лотерее разыгрывалось 18 тысяч призов, начиная от зубных щеток и заканчивая путешествием в одну из 50 стран, где продаются товары NutraSweet. Штрих-коды главных клиентов NutraSweet включали специальные сообщения, например, "Спасибо, что выбрали Diet Pepsi". Сама лотерея была разрекламирована на национальном уровне. В результате было получено более 1,5 миллионов звонков, в 3 раза больше, чем ожидалось. Лотерея понравилась промышленным заказчикам, а агентство, разработавшее лотерею, журнал Advertising Age удостоил званием лучшего рекламного агентства года [19].

2) Игры, основанные на теории вероятностей (мгновенные лотереи). В этих стимулирующих играх делается упор на развлекательность и на то, чтобы доставить публике удовольствие. Публика получает карточки с изображением определенного количества каких-либо элементов, скрытых под непрозрачной пленкой, которую необходимо стереть, чтобы проявились выигрышные элементы.

3) Лото. Основным видом лото является "взаимодополняющие половинки": две части одного послания необходимо соединить. Все игры, основанные на принципах лото, предполагают сбор игровых бюллетеней. Они часто проводятся в два этапа: немедленный розыгрыш крупных призов как при мгновенной лотерее и розыгрыш других призов путем сбора бюллетеней с целью восстановления рисунка или послания, лишь часть которого фигурирует на каждом из предлагаемых бюллетеней.

Обычно  организации используют несколько  методов продвижения продукции  одновременно [6]. Компания Red Baron, к примеру, для резкого повышения уровня продаж своей мороженой пиццы использовала поражающую комбинацию из специальных мероприятий, раздачи купонов и благотворительной деятельности. В качестве рекламного символа компания выбрала летчика-аса времен первой мировой войны барона Манфреда фон Рихтофена и полностью воссоздала его образ, включая летные очки и биплан. Летчики компании Red Baron выступали с речами на 13 региональных рынках сбыта, показывали самолеты, выполняли фигуры высшего пилотажа, раздавали купоны и приглашали потребителей "полетать с Red Baron". Компания подарила по 5 тыс. долларов местным молодежным организациям в каждом регионе и побудила потребителей сделать то же самое. Стимулирование сбыта и региональные рекламные кампании привлекли внимание розничных торговцев. Общие расходы на кампанию составили миллион долларов. Результаты: за 4 недели полетов и после них уровень продаж на 13 рынках подскочил на 100%. В течение 90 дней после летных выступлений на некоторых рынках уровень продаж вырос на 400% [21].

2. Стимулирование торговых посредников.

Производитель вынужден систематически прибегать  к стимулированию торговых посредников [6, с.220]:

  • в момент выпуска товара в обращение, когда стимулирование имеет только одну цель: добиться внесения товара в каталоги;
  • в период роста продаж товара: возникает необходимость побуждать посредников к приобретению товаров в количествах, пропорциональных ожидаемому спросу, стараясь при этом избежать затоваривания.

Способы стимулирования торговых посредников  делятся на 2 группы:

1. Финансовые льготы особенно высоко ценятся посредниками. Производители могут на определенное время весит непосредственную скидку с продажной цены. Существуют следующие виды скидок:

а) скидки, связанные с внесением товара в каталоги.

Эта скидка применяется на всех этапах сбыта  и предоставляется крупным торговым посредникам, оптовикам, розничным  торговцам. Размеры скидки зависят  от объема заказа и колеблются от 5 до 20%.

б) скидка на количество покупаемого товара.

Эта скидка должна распространятся на всех участников торгового коммерческой деятельности. Она способствует равномерности  движения товарных запасов предприятия. Чаще всего ее применяют на стадии роста жизненного цикла товара. Размеры  скидки устанавливаются предприятиями  в зависимости от количества заказанного  товара.

в) возмещение за рекламу, рекламу на месте продажи  или за выгодное представление товара со стороны оптовика или розничного торговца.

Этот  тип стимулирования чаще используется при рабате с крупными универсальным  магазинами, так как может легко  контролироваться производителем. Специалисты, осуществляющие управление товаром  в местах его продажи, стимулируются  таким образом и руководят  размещением товара в течение  года. Размеры возмещения определяются путем переговоров между производителем и торговым посредником.

г) купонаж.

Применяется по отношению к независимым розничным торговцам и традиционной торговле и дает возможность вовлечь их в сферу воздействия стимулирования. Это объясняется тем, что розничные торговцы закупают товар в торговых точках Cash and carry (мелкооптовых магазинах самообслуживания для небольших розничных торговцев), и на них не распространяются скидки, связанные с каталогизацией, или скидки на количество.

2. Льготы в натуральном выражении также широко используются на практике. К этой категории относятся:

а) раздача  образцов.

Образцы, бесплатно раздаваемые по случаю выпуска в обращение нового товара, дают возможность посреднику самому оценить качество товара, который  ему предстоит продавать

б) конкурсы витрин.

Конкурсы  витрин, организуемые производителями, преследуют цель – максимально выгодно  представить и разместить товар  в витринах магазинов в течение  ограниченного отрезка времени. Как правили, они проводятся перед  праздниками. Наиболее красивая витрина, оформленная со вкусом, оригинально, с юмором, наилучшим образом предоставляющая  товар, позволяет владельцу получить какой-либо приз, назначенный производителем.

3. Стимулирование собственного  торгового персонала.

Если  торговый персонал предприятия не заинтересован в товаре, то торговая сеть не проявит к нему интереса и товар перестанет быть рентабельным. Для того, чтобы дать сбытовикам необходимую мотивацию и заставить их проникнуться "духом" предприятия, производитель применяет различные приемы: предоставляет им финансовые льготы, организует конкурсы, устраивает поездки. Основными побудительными мотивами для сбытовиков, заставляющими их благожелательно отнестись к стимулированию, являются: вкус к игре, стремление превзойти свои результаты, желание выдвинуться, привлекательность призов и премий.

Рассмотрим  основные средства стимулирования сотрудников  предприятия [6, с.218]:

1) Премии к зарплате или при выполнении годовых показателей. Могут достигать от одного до трех месячных окладов. Однако продавца стремятся стимулировать на протяжении всего года, поэтому премия делится на несколько частей, размеры которых рассчитываются в зависимости от процента выполнения плана, что в определенной мере лишает премию ее стимулирующего значения.

2) Премии за достижение "особых показателей" - каталогизация товара, перевыполнение показателей в период спада деловой активности и т.п. - служат основанием для выплаты премии, размеры которой пропорциональны перевыполнению показателей.

3) Присуждение очков, определенное количество которых можно обменять на ценные подарки, предлагаемые по особому каталогу: за каждую продажу или размещенный дополнительный заказ продавец получает определенное количество очков, которые, в конечном счете, позволяют ему выбрать для себя подарок во вручаемом ему каталоге.

4) Туристические  поездки для сбытовиков, добившихся  больших успехов в работе.

Каким бы ни был избранный способ стимулирования, фактически он представляет собой разновидность  конкурса между продавцами. Организация  таких конкурсов основывается на 7 принципах [6, с.219]:

  • главная цель – "увеличение объема продаж" - реализуется за счет проявления каждым работником его лучших качеств;
  • все продавцы изначально имеют равные шансы на выигрыш;
  • семья коммерческого представителя должна быть привлечена к участию в конкурсе;
  • наличие многочисленных и привлекательных для участников призов;
  • возможность выигрыша должна находиться в прямой зависимости от успехов продавцов;
  • о начале кампании объявляется с помпой, а интерес к ней поддерживается непрерывно на протяжении всей кампании;
  • все сотрудники отдела сбыта должны участвовать в кампании.

Большинство компаний ежегодно, или даже чаще, проводят среди своих торговых работников конкурсы по продажам. Такие конкурсы называются "программами мотивации". Они усиливают заинтересованность и выявляют лучших работников, которые могут получить бесплатные путевки, наличные деньги или другие призы [14, с.885].

 

2.3 Разработка общего плана стимулирования сбыта

 

После того, как были определены цели и выявлены наиболее приемлемые для  фирмы методы стимулирующегося воздействия, маркетологам необходимо разработать  общий план программы стимулирования и принять еще несколько важных решений.

Во-первых, необходимо определить желаемый уровень интенсивности стимулирования и установить определенный его минимум. Более сильный стимул обеспечивает и высокий уровень продаж – но только на время.

Во-вторых, специалист по маркетингу должен сформулировать условия участия в программе стимулирования, то есть требования, которым нужно соответствовать, чтобы принять в ней участие. Для потребителей условиями участия могут быть: минимальный объем покупок, минимальный возраст. Также премии можно предлагать только тем покупателям, кто возвращает чек или этикетку со штрих-кодом как доказательство покупки. Условием для участников каналов сбыта может являться требование хранить товар и устанавливать рекламу и т. д. То есть стимулы предлагаются либо всем, либо только каким-то особым группам лиц. В большинстве случаев четко определяется момент, когда завершается участие в программе стимулирования. Без строгих условий продвижение может отрицательно сказаться на фирме [18].

В-третьих, нужно определить длительность мероприятий по стимулированию. Если мероприятие по стимулированию слишком растянуто во времени, предложение потеряет часть своего заряда, толкающего на немедленные действия, к тому же со временем привлекательность предложения постепенно сходит на нет. Если же длительность мероприятия слишком коротка, многие потребители не смогут воспользоваться предлагаемыми выгодами, поскольку как раз в это время у них, возможно, отсутствует надобность в предлагаемом товаре. Более эффективным является относительно непродолжительное стимулирование продаж. По мнению нескольких исследователей, оптимальная частота проведения мероприятий – раз в квартал, оптимальная продолжительность – 3 недели. Конечно, продолжительность оптимального цикла стимулирования зависит от категории или отдельной марки товара. Применительно к товарам широкого спроса стимулирование может продолжаться в среднем от 1 до 2 месяцев. Товары, приобретаемые один раз в год, нуждаются в краткосрочном (4-6 недель) стимулировании в момент, когда покупка наиболее вероятна [8].

В-четвертых, маркетолог должен выбрать способ распространения сведений о программе. Купоны с предложением скидки в 15% вкладываются непосредственно в упаковку, распространяются через магазины, по почте или с помощью средств рекламы. Все эти способы различаются по степени охвата аудитории и уровню издержек.

В-пятых, специалист по маркетингу должен определить сроки проведения мероприятий по стимулированию. Например, руководство компании определяет план всех рекламных и других мероприятий по продвижению товара на год, которым и руководствуются отделы производства, сбыта и доставки.

Информация о работе Разработка комплексной программы стимулирования сбыта