Разновидности культуры предпринимательства и делового этикета коммерсанта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 08:22, реферат

Описание работы

Культура торговли свойственна в первую очередь торговым организациям и характеризуется быстрой реакцией и малым риском. Их успех зависит от числа сделок, каждая из которых предполагает минимум последнего, устойчивость контактов, понимание нужд рынка. Здесь имеет место превалирование количества над качеством и стремление к краткосрочному успеху. Для такого рода организаций свойственна взаимная поддержка сотрудников и дух коллективизма, но, несмотря на это, высокая текучесть кадров.

Файлы: 1 файл

1.2 разновидности.doc

— 46.00 Кб (Скачать файл)

1.2. Разновидности культуры  предпринимательства и делового  этикета коммерсанта. 

В основе классификации  предпринимательских культур лежат  способы, с помощью которых соответствующие  организации осуществляют свою деятельность с целью получения прибыли. Так, американские исследователи Дил и Кеннеди составили матрицу предпринимательских культур в зависимости от таких параметров, как степень риска и скорость реакции.

Культура торговли свойственна  в первую очередь торговым организациям и характеризуется быстрой реакцией и малым риском. Их успех зависит от числа сделок, каждая из которых предполагает минимум последнего, устойчивость контактов, понимание нужд рынка. Здесь имеет место превалирование количества над качеством и стремление к краткосрочному успеху. Для такого рода организаций свойственна взаимная поддержка сотрудников и дух коллективизма, но, несмотря на это, высокая текучесть кадров.

Культура выгодных сделок свойственна  организациям типа бирж. Для нее  характерна нацеленность на быстрое  получение денег в условиях среднего и высокого финансового риска. Общение между людьми здесь мимолетно, происходит в основном на почве погони за деньгами. Такая культура требует молодых или духовно молодых сотрудников, обладающих бойцовскими качествами, твердостью характера.

Административная культура присуща  крупнейшим фирмам, а также государственным  учреждениям. Она безразлична к  публичным успехам, бюрократична, ориентирована  на формальную сторону деятельности, минимум риска, стабильность и самосохранение. Поэтому решения здесь принимаются медленно, подстраховываются всеми возможными способами, а сотрудники действуют аккуратно и основательно. Такой культуре свойственна ориентация на титулы и должности.

Инвестиционная культура крупных  фирм и банков. Она имеет ориентацию, на бизнес с высокой степенью риска (крупные капитальные вложения на длительный срок в условиях неопределенности), где невозможен быстрый рост и отдача. Большинство предпринимательских решений здесь принимается централизованно на основе тщательной проверки, ибо от каждого из них зависит будущее фирмы. Это требует от сотрудников опыта, авторитета, осмотрительности, взаимодействия, совместного обсуждения вариантов решений.

Другая подобная классификация  также выделяет четыре типа культуры: «крутых парней», «усердной работы», «крупных ставок», «процесса».

Культура крутых парней является самой  безжалостной. Ей свойственны опора  на силу, внутренняя конкуренция (всех против всех), агрессивность, постоянный риск, ориентация на быстрый результат  по принципу «все — или ничего». Поскольку здесь большая роль принадлежит случайности, в ходу элементы культуры, призванные защитить от превратностей судьбы, например, признание разумного риска добродетелью, индивидуализм, отказ от сотрудничества. Она свойственна научным, внедренческим, а также молодым, быстро растущим организациям.

Культура усердной работы. Для этой культуры свойственны высокая активность и оперативность, усердие, совместная, а не индивидуальная работа, сосредоточенность  на клиенте и его нуждах; стремление сочетать масштабность деятельности с малым риском. Это культура людей молодых телом, в то время как предыдущая — молодых душой. Недостатком ее является слабое внимание к эффективности и качеству, переоценка текущих успехов и недооценка долгосрочной перспективы. Представителями культуры усердной работы являются производители товаров массового потребления и услуг, торговцы автомобилями и недвижимостью.

Культура крупных ставок возникает  в условиях большого инвестиционного  риска и медленной отдачи вложений, от которой зависит будущее всей компании (например, нефтедобыча, фундаментальные исследования), что требует осмотрительности при принятии решений на всех уровнях. Поэтому в основе деятельности лежат такие культурные ценности как централизация, консерватизм, скрупулезность, терпение, уважение к знаниям и авторитету, технической компетенции, продолжительные совещания. Здесь требуются люди, обладающие сильным характером, уверенностью, умеющие помочь окружающим, поддерживать хорошие отношения. Недостатками культуры являются медлительность реагирования на текущие события, отсутствие мобильности.

Культура процесса характеризуется  мизерным риском, который в каждом отдельном случае не может привести к разорению. Но слабая обратная связь  не позволяет следить за эффективностью своей работы. Для этой культуры характерен бюрократизм, точное следование инструкциям; поощряется пунктуальность, преданность организации, осторожность; придается значение титулам. Культура процесса свойственна банкам, страховым компаниям, а также государственным организациям.

Поскольку предпринимательство так  или иначе связанно с принятием  стратегических решений, выделяют культуры стратегической деятельности, свойственные не только организации в целом, но и ее подразделениям.

Стабильная культура ориентирована на прошлое и прошлые образы деятельности. Она концентрируется на вопросах организации работы, избежание риска, стабильна и допускает перемены лишь в кризисных ситуациях. В рамках фирмы она свойственна бухгалтерии, плановому отделу.

Реактивная культура ориентируется на настоящее время и решение внутренних проблем на основе опыта. Она минимизирует риск и допускает перемены лишь при неудовлетворительной эффективности. Это культура производственного отдела.

Оптиципационная культура нацелена на ближайшее будущее и решает проблемы на основе экстраполяции и возможностей. Она ориентирована не только вовнутрь, но и вовне организации, допускает частичные изменения при снижении эффективности, риск. Свойственна плановому и маркетинговому отделам фирмы.

Исследовательская культура ориентирована на отдаленное будущее, выбирает варианты решений на основе внешних глобальных возможностей и постоянно балансирует между риском и выгодой. Характерна для службы стратегического планирования.

Креативная культура ориентирована на создание и внедрение  новшеств, поэтому ей присущи неопределенность, риск и постоянный поиск. Она свойственна  венчурным подразделениям, создаваемым  в рамках современных фирм.

Любой коммерсант должен овладеть навыками профессионального поведения, под ним подразумевается : (правила представления и знакомства; правила ведения деловых бесед; правила деловой переписки и телефонных переговоров; требования к внешнему облику, деловой одежде; требования к речи; знание делового протокола), следуя этикету делового человека.

Что бы обладать правилами представления и знакомства нужно взять несколько уроков этикета. Необходимо поприветствовать своего собеседника первым, предпочтительно обращаясь к нему по имени и отчеству. По именам можно обращаться только к молодым людям, если они не возражают против этого, можно называть по фамилии. Обращение в деловой обстановке принято только на «ВЫ». При деловой встрече с незнакомыми людьми представьтесь сами или через посредство человека, устраивающего встречу. Мужчина всегда представляется женщине первым; младших по возрасту следует представлять более старшим, а не наоборот. В практике широкое распространение получили визитные карточки. Они выполняются в основном на белой или пастельных тонов бумаге, где типографским способом должны быть отпечатаны фамилия, имя, отчество, должность, адрес фирмы, номер телефона.

Ещё пару уроков необходимо взять о правилах ведения деловых бесед. Для этого необходимо высказываться кратко и по существу осторожно использовать слово «Я» опираясь только на факты, а не домыслы. Не увлекаться деталями и избегать назидательности, искать пути урегулирования сложного вопроса, а не его обострения. При встрече с агрессивно настроенным партнером избегать конфликтов.

Нужно овладеть правилами деловой переписке и телефонных переговоров. Деловое письмо должно быть кратким и понятным. Всякое письмо следует начинать с обращения «уважаемый», а в случае профессиональной дружбы – «дорогой». Затем следует имя и отчество или фамилия. Не забывайте об общепринятых «пожалуйста», «будьте любезны», «с уважением», «до свидания», «до встречи».Рекомендуется не складывать деловые письма в конверте более чем в 2 раза. Наиболее важные письма следует отправлять в больших конвертах. Отвечать следует не позднее через 5 дней. В случае задержки не забудьте попросить извинения и объяснить причину.

Разговор по телефону должен быть коротким, вежливым и касаться только существа дела. Представляясь по телефону, необходимо четко называть Ф.И.О. Если телефонная связь прервалась, перезванивать должен тот, кто звонил.

Если говорить о требованиях к внешнему облику, манерам, деловой одежде, то коммерсант должен быть всегда опрятен. Не следует носить одежды ярких цветов. Официальные приемы требуют определенной одежды, о чем указывается в приглашении: мужчинам – костюм, фрак; женщинам – вечерний туалет.

Мужчинам рекомендуются  костюмы спокойных тонов и  классических фасонов, однотонные сорочки, тщательно подобранные галстуки, а женщинам желательно носить классические костюмы, блузки, не использовать никакой бижутерии, следует избегать остромодной одежды, не одеваться в мужском стиле; прическа и обувь всегда должны быть полном порядке.

Обязательным условием любого делового контакта являются: грамотность, логичность, эмоциональная окраска речи. Следите за правильным употреблением слов, их произношением, ударениями. Избавляйтесь от слов – паразитов «так сказать», «значит», «понимаете». Избегайте заносчивого и категоричного тона.

Деловой протокол-это порядок проведения деловых встреч. Он особенно важен при осуществлении переговоров. Условливаться о встрече при переговорах принято не ранее чем за 2-3 дня. Время начала переговоров принято соблюдать неукоснительно обеими сторонами. Опоздание свыше 15 минут считается большим нарушением правил вежливости. Поэтому необходимо найти способ предупредить о задержке. Проводятся деловые переговоры в специально отведенном и приспособленном для этой цели помещении. Перед каждым участником желательно поставить карточку, на которой указаны Ф.И.О. и фирма, которую он представляет.

Большая часть рабочего времени коммерсанта приходится на деловые переговоры и деловую  переписку в отношении различных коммерческих сделок.

Помимо устных переговоров  коммерсанты – партнеры широко используют деловую переписку, в частности коммерческие письма, они составляются при заключении и выполнении коммерческой сделки от имени юридического лица и имеют правовую силу, т.е. могут быть обжалованы в суде. По своему функциональному назначению выделяют три вида коммерческой переписки: запрос, предложение (оферта), рекламация (претензия).

Запрос – коммерческий документ, представляющий собой обращение покупателя к продавцу, импортера к экспортеру с просьбой дать подробную информацию о товарах и направить предложения на поставку товара. В запросе указывается наименование товара и условия, на которых партнеру желательно получить товар. Запрос такого типа входит в группу контрактных документов и используется при подготовке к заключению сделки.

Оферта – формальное предложение заключить коммерческую сделку, содержащее все существенные условия соглашения: ассортимент, количество, цены, сроки, ответственность сторон.

Рекламация – коммерческий документ, представляющий собой предъявление претензии к стороне, нарушившей принятые на себя по контракту обязательства, и требование возмещения убытков.

Предъявляется в письменном виде с приложением всех документов, подтверждающих рекламацию и имеющих полную доказательную силу для обеих сторон, и в определенный срок. Если рекламация не может быть урегулирована соглашением сторон, то дело передается в арбитраж, решение которого является окончательным и обязательным для обеих сторон.  




Информация о работе Разновидности культуры предпринимательства и делового этикета коммерсанта