Расчет экономической эффективности от внедрения ПКД на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 17:06, курсовая работа

Описание работы

Индустрия туризма представляет собой систему, являющуюся совокупностью взаимосвязанных элементов - предприятий, выпускающих товары и услуги, без которых не может существовать современный туризм. К ним относятся:
- транспортные предприятия;
- предприятия питания;
- предприятия размещения;
- туристские, экскурсионные бюро и компании;
- учебные заведения туристского профиля;
- информационные и рекламные службы;
- предприятия по производству сувениров;

Файлы: 1 файл

Черновой вариант ДП Чеботкова Е.В. (недоделанный).docx

— 1.94 Мб (Скачать файл)

Введение

Индустрия туризма представляет собой систему, являющуюся совокупностью  взаимосвязанных элементов - предприятий, выпускающих товары и услуги, без  которых не может существовать современный  туризм. К ним относятся:

- транспортные предприятия;

- предприятия питания;

- предприятия размещения;

- туристские, экскурсионные  бюро и компании;

- учебные заведения туристского  профиля;

- информационные и рекламные  службы;

- предприятия по производству  сувениров;

- предприятия по производству  предметов туристского снаряжения  и инвентаря;

- научно-исследовательские  организации туристского профиля.

Недостаточное развитие хотя бы одной из этих отраслей отрицательно сказывается на системе в целом  и существенно снижает планируемые  доходы от туризма. И наоборот, туристские центры, в которых всё поставлено на службу туристу и гармонично развиваются  все отрасли туристской индустрии, получают максимальную прибыль.

В настоящее время Россия в качестве страны, развивающей туризм, занимает сравнительно невысокое место на мировом туристском рынке. Но потенциал российского туризма огромен и сейчас использован далеко не полностью. Россия находится только в начале пути построения современной туристической инфраструктуры. В нашей стране есть туристические ресурсы на любой вкус.

Неотъемлемым условием развития туристического бизнеса является расширение рынка сувенирной продукции. В большинстве случаев  сувениры – это изделия народных художественных промыслов и художественной промышленности. И это не случайно, ведь именно изделия народных художественных промыслов будут для туриста наилучшим напоминанием о посещаемой стране, поскольку наиболее ярко передают её культурные особенности.

Недостаточное развитие сувенирной отрасли в Российских туристских центрах, отмечаемое иностранными специалистами является серьёзным упущением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Анализ значения сувенирной продукции в развитии туризма Российской Федерации

 

    1. Общая характеристика туризма, его значение и перспективы развития в Российской Федерации

 

Туризм в России — развивающаяся отрасль. Доходы России от международного туризма в 2011 году составили $11,4 млрд.

Богатое культурное наследие и природное разнообразие ставит Россию на заметное место в мире среди стран с потенциальным  ростом туризма. В стране находятся 24 объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО . Различные регионы и этносы в России имеют большое разнообразие традиций. Основные туристические маршруты в России представляют собой посещение старой и новой столиц России, санаторно-курортных учреждений Краснодарского и Ставропольского краев, Калининградской области, горнолыжных курортов Кавказа и Сибири, путешествие по «Золотому кольцу России», круизы по Волге, круизы на ледоколе в национальный парк «Русская Арктика», дальние поездки по Транссибирской магистрали, с посещением Алтайских гор и озера Байкал, путешествия к вулканам Камчатки и в Приморье. В настоящее время в России сфера услуг и туристическая инфраструктура проходят период обновления, согласно утвержденной правительством федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы). В самых живописных и востребованных туристами регионах России были созданы туристические особые экономические зоны, которые предполагают благоприятные условия для организации туристического бизнеса.

С 1995 года по 2011 год иностранный  туризм в Россию вырос на 27 %: число иностранных туристов увеличилось с 1,8 до 2,3 млн человек в год (статистика Росстата 1995—2003, статистика за 2010—2011). В 2011 году лидером по количеству туристов, приезжающих в Россию, является Германия, второе место занимает Китай, а третье — США. Данные Росстата говорят о том, что въездной поток в Россию в последнее время увеличивается, прежде всего, за счет Китая, показавшего в 2011 году самый большой рост — 48 % . При этом общее число иностранцев, посетивших страну с разными целями, в 2011 году составило 24,9 миллиона, что на 11 % больше, чем годом ранее (статистика Росстата 2010—2011). Внутренний туризм в России превышает въездной : так, в 2010 году количество внутренних туристов равнялось 32 миллионам человек, однако его рост в последнее время замедлился.

По данным министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ доля туристической отрасли в  общем объеме ВВП России по итогам 2010 года составила 3 %, с учетом смежных отраслей — 6,5 %

Также как и природные, рукотворные достопримечательности  России чрезвычайно разнообразны. Тем  не менее, значительная их часть почти  неизвестна иностранцам, и, что печальнее, также жителям страны. Наиболее популярны  среди туристов Москва и Санкт-Петербург, также значительной популярностью пользуются маршруты по «Золотому кольцу России», в Новгород Великий, Псков, Казань, Волгоград. Однако, почти в любом из ныне существующих исторических городов России есть, что посмотреть туристам.

Непохожей на другие страны делает Россию русская архитектура. «Жемчужины» ее можно найти как в городах, так и в сельской местности, например, Церковь Покрова на Нерли, или Преображенская церковь на острове Кижи. Интересен также этнотуристический комплекс казачей станицы в натуральную величину под открытым небом на Таманском полуострове — Атамань. Но в стране множество архитектурных достопримечательностей других народов, например, мечеть Ляля-Тюльпан в Уфе.

Можно особо отметить такие  уникальные памятники оборонительной архитектуры, как крепость в Дербенте, или Новгородский детинец, или такое известное произведения монументального искусства, как монумент Родины-Матери на Мамаевом кургане.

Интерес представляют образцы  наскальной и пещерной живописи, самые  известные из которых находятся  в Сибири, на Урале и в Карелии.

Помимо гражданской и  церковной архитектуры, в России находятся многие любопытные технические  сооружения, заслуживающие внимания сами по себе. Это старинные горные заводы Урала, гидроэлектростанции (в  частности, Саяно-Шушенская ГЭС), гигантские карьеры (например, карьер в городе Мирный), или самая глубокая буровая скважина в мире.

Как и в случае с природными достопримечательностями, в России есть музеи, отражающие все аспекты  человеческой деятельности, в том  числе и всемирно известные, такие, как Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге, или Пушкинский музей в Москве.

 

1.3 Значение сувенирной продукции для развития туризма в Российской Федерации

История сувенира уходит корнями  в далёкое прошлое. С древних  времён существовал обычай оставлять  какую-нибудь вещь, способную пробуждать воспоминания. Этот обычай у каждого  народа и в каждой стране получил  свою неповторимую окраску. Например, на Руси собравшемуся в военный поход  ратнику девушка дарила на память о себе расшитый рушник, бояре преподносили иноземным послам собольи меха и  в свою очередь получали сабли  дамасской стали. Позже, в XVIII в. такие подарки в России стали называть сувенирами (от фр. souvenir - воспоминание, память).

В конце XIX века в силу политико-экономической ситуации возник и оформился в своём настоящем состоянии туризм. С оформлением и дальнейшим развитием массового туризма всё больше и больше людей, отправлявшихся в путешествие в другие страны, приобретало понравившиеся им вещицы не только для того, чтобы подарить близким, но и для себя на память о посещённых местах, интересных событиях, участниками которых они стали. Привозить с собой сувениры из дальних поездок стало традицией. Таким образом, понимание сувенира лишь как подарка на память перестало соответствовать действительности.

В настоящее время сувенир - это художественное или художественно  оформленное изделие, как правило, небольших размеров, отображающее местные  особенности, достопримечательности, выдающиеся события и достижения, которое приобретается туристом на память о путешествии или для  подарка другому лицу.

В большинстве случаев  сувениры – это изделия народных художественных промыслов и художественной промышленности. И это не случайно, ведь именно изделия народных художественных промыслов будут для туриста наилучшим напоминанием о чужой стране, поскольку наиболее ярко передают её культурные особенности. Показательным является тот факт, что вместе со становлением туризма в конце XIX – начале XX в. во многих странах мира, в том числе и в России, началось возрождение давно забытых или угасающих народных художественных промыслов, которые стали фундаментом сувенирной отрасли[6].

Но сувениры – это не только изделия народных художественных промыслов и художественной промышленности. Бутылка вина, привезённая из Франции, или коробка сигар из Кубы будут, либо прекрасным подарком, либо предметом, который напомнит человеку о посещённом им месте не только не хуже, чем, например, шкатулка оклеенная ракушками, но возможно и лучше. По утверждению учёных, запах  и вкус могут пробуждать у человека более яркие воспоминания о пережитом  и увиденном, чем даже просмотр открыток с видамитой местности, которую он посетил. Таким образом, сувенир хоть и часто, но не всегда является художественным изделием.

Однако, в отличие от изделий  народных художественных промыслов, очень  немногие изделия пищевой, полиграфической  или другой промышленности могут  стать сувениром. Критерии, по которым  то или иное изделие можно отнести  к сувенирной продукции, обозначены в предложенном выше определении  сувенира. Вещь, не являющаяся изделием народных художественных промыслов  или художественной промышленности, должна, по крайней мере, быть художественно  оформлена, отображать местные природные  или культурные особенности, достопримечательности. Также желательно, чтобы предмет имел небольшие размеры, что является существенным для большинства туристов.

Широкий ассортимент сувенирной продукции, изготовляемой как кустарным, так и промышленным способом, требует  создания классификации, необходимой  для наиболее эффективного обслуживания туристов, удовлетворения их потребностей. На основе классификаций сувенирной продукции, предложенных  Р.А. Бардиной и Э.И. Орловским, можно предложить более точную классификацию сувениров, хотя и в неё, безусловно, могут быть внесены корректировки.

I. По тематике сувениры делятся на:

1) сувениры, связанные с  определённым местом, отражающие  природу, национальные и местные  особенности;

2) сувениры, связанные с  какой-либо датой или определённым  событием;

3) сувениры, связанные с  какой-либо выдающейся личностью;

4) комбинированные.

II. По способу использования  сувениры делятся на:

1) утилитарные;

2) декоративные.

III. По преобладающему  материалу сувениры делятся на:

1) сувениры из дерева  различных пород, коры, лозы;

2) сувениры из бумаги, картона, папье-маше;

3) сувениры из керамики;

4) сувениры из поделочных  камней, янтаря;

5) сувениры из стекла;

6) сувениры из металла;

7) сувениры из пластмасс;

8) сувениры из резины  и каучука;

9) сувениры из кожзаменителей, кожи, меха;

10) сувениры из ниток,  ткани, пряжи;

11) сувениры из кости,  рога, перламутра;

12) сувениры, изготовленные  из нескольких материалов.

IV. По промышленно-отраслевой  принадлежности сувениры делятся  на:

1) сувениры народных художественных  промыслов;

2) сувениры художественной  промышленности;

3) сувениры легкой промышленности;

4) сувениры полиграфической  промышленности;

5) сувениры пищевой промышленности:

- сувениры кондитерской  промышленности;

- сувениры ликёроводочной  промышленности;

- сувениры табачной промышленности;

- прочие;

6) сувениры парфюмерно-косметической  промышленности;

7) прочие.

В теории туризма сувениры относят к товарам туристского  назначения, которые являются составляющей туристского продукта. Туристский продукт  – совокупность вещественных (предметов  потребления) и невещественных (услуг) потребительских стоимостей, необходимых  для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период его путешествия  и вызванных именно этим путешествием. Схематически это представлено на рисунке 3.   

 

Рисунок 3 - Сувенир в структуре туристского продукта 

Таким образом, с точки  зрения теории туризма сувенир –  это один из специфических туристских товаров, необходимый для удовлетворения потребностей туриста, возникающих  в период его путешествия и  вызванных именно этим путешествием.

Благодаря повышенному спросу на оригинальную сувенирную продукцию, передающую национальный колорит, возрождаются традиционные народные художественные промыслы; таким образом оказывается  благоприятное влияние и на культуру региона.

Сувенир – это частица  культуры народа. Совершенно справедливо  их называют визитными карточками страны, её культуры и искусства. Сувениры выполняют  познавательную роль, способствуют духовному  обогащению людей, отражая жизнь  и культуру страны, местности, которую  они представляют.

Визитная карточка – это, в некотором роде, реклама. Не является исключением и сувенир, отображая  достижения искусства, спорта, науки  и техники региона, он создаёт  ему благоприятный имидж. Человек  же, побывавший в туристской поездке, демонстрируя привезённые сувениры, невольно становится бесплатным рекламным агентом туристского центра, чем активно способствует привлечению в него новых туристов.

Итак, сувенир, являясь составляющей туристского продукта и удовлетворяя разнообразные потребности туристов, приносит ощутимую пользу региону. Поэтому  недостаточное развитие сувенирной отрасли в Российских туристских центрах, отмечаемое иностранными специалистами, а также отсутствие глубокой теоретической  разработки данного вопроса в  современной туристской литературе является серьёзным упущением.

 

Информация о работе Расчет экономической эффективности от внедрения ПКД на предприятии