Производственный кооператив, как форма предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 16:50, контрольная работа

Описание работы

В Республике Беларусь могут создаваться только те юридические лица - коммерческие организации, которые предусмотрены законодательством. Организационно-правовые формы юридического лица в Республике Беларусь:
Частные унитарные предприятия (ЧУП).
Акционерные общества (АО): открытые и закрытые (ОАО, ЗАО).
Производственные кооперативы (ПК).

Содержание работы

Производственный кооператив, как форма предпринимательской деятельности…………………………………………………………………………3
Сущность программы приватизации в Республике Беларусь……………………………………………………………………..……….6
Задача 1………………………………………………………….…….12
Задача 2………………………………………………………………..13
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КР предпринимательская деятельность.docx

— 72.67 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Производственный кооператив, как форма предпринимательской деятельности…………………………………………………………………………3
  2. Сущность программы приватизации в Республике Беларусь……………………………………………………………………..……….6
  3. Задача 1………………………………………………………….…….12
  4. Задача 2………………………………………………………………..13
  5. Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Производственный  кооператив, как форма предпринимательской деятельности

В Республике Беларусь могут создаваться только те юридические лица - коммерческие организации, которые предусмотрены законодательством. Организационно-правовые формы юридического лица в Республике Беларусь:

  • Частные унитарные предприятия (ЧУП).
  • Акционерные общества (АО): открытые и закрытые (ОАО, ЗАО).
  • Производственные кооперативы (ПК).

Так же юридические  лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и иных формах, предусмотренных законодательством. (Рис. 1)

Правовое положение ПК определяется Гражданским кодексом Республики Беларусь, являющимся основным нормативным правовым актом, регламентирующим правовое положение любого юридического лица.

Гражданский кодекс Республики Беларусь содержит лишь общие нормы  о производственных кооперативах.

Согласно статье 107 Гражданского кодекса производственным кооперативом (артелью) признается коммерческая организация, участники которой обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать  личное трудовое участие в его  деятельности и нести субсидиарную ответственность по обязательствам производственного кооператива  в равных долях, если иное не определено в уставе, в пределах, установленных  уставом, но не меньше величины полученного  годового дохода в производственном кооперативе.

ПК хороши для  организации семейного бизнеса, где есть доверие и согласие членов семьи к друг другу, особенно в части распределения прибыли и развития (расширения) сферы бизнеса. [4, с.50]

Подавляющее большинство  организаций, занимающихся производственной деятельностью, в Республике Беларусь создаются в форме хозяйственных  обществ либо унитарных предприятий, и в то же время наблюдается  очень медленный рост количества создаваемых юридических лиц  в форме производственных кооперативов. Исключением являются лишь сельскохозяйственные производственные кооперативы (колхозы), которые выступают формой производственного кооператива в целом. [12, с.51]

Устав кооператива кроме  общепринятых сведений должен содержать  условия о размере паевых взносов  членов кооператива; о составе и  порядке внесения паевых взносов  членами кооператива и их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о характере и порядке трудового участия его членов в деятельности кооператива и их ответственности за нарушение обязательства по личному трудовому участию; о порядке распределения прибылей и убытков кооператива; о размере и условиях субсидиарной ответственности его членов по долгам кооператива; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов.

Преимущества производственного  кооператива в том, что прибыль  кооператива распределяется между  его членами не пропорционально  их паям, а в соответствии с их трудовым вкладом. В таком же порядке  распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и  удовлетворения требований его кредиторов. Законодательством не ограничивается число членов кооператива, что дает физическим лицам возможность организовывать кооперативы необходимого размера. Равные права всех членов в управлении кооперативом (поскольку каждый из них имеет только один голос) повышают заинтересованность кооператоров в  успешной деятельности своей организации, стимулируют их личную инициативу. Каждый член кооператива несет ограниченную субсидиарную ответственность по долгам кооператива.

В условиях перехода нашего государства к рыночным отношениям все больше возрастает роль крупных  производственных предприятий, их участие  в товарно-денежных отношениях посредством  производства определенных видов товаров, выполнения работ и оказания услуг. Но при этом такая форма юридического лица как производственный кооператив не нашла достаточно широкого использования  в хозяйственной (предпринимательской) деятельности. [6, с.101]

В современной деловой  практике кооперативы по обороту  занимают относительно небольшой удельный вес, хотя они распространены во многих странах. Для кооперативной формы  предпринимательства характерно установление тесной связи членов кооператива  с самим кооперативом. Типичным примером могут служить дачные, гаражные и  жилищные кооперативы.

Производственные кооперативы  создаются для совместного производства, переработки, сбыта промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, торговли, оказанию услуг.

Рис. 1 Организационно-правовые формы хозяйствования в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь.

Высшим органом управления кооператива является общее собрание его членов. Исполнительными органами кооператива являются: правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее.

Недостатком кооперативной  формы (по аналогии с товариществом) выступает неограниченная ответственность  членов кооператива по его обязательствам. Принятие решения в кооперативе  обычно осуществляется по принципу «один  человек - один голос», т.е. не учитывается  размер имущественного или трудового  вклада члена кооператива в дело. [9, с.45]

 

 

2 Сущность программы  приватизации в Республике Беларусь

Наша Республика Беларусь находится на стадии перехода к рыночной экономике и поэтому  тема, посвященная  приватизации государственной собственности является актуальной.

Приватизация означает смену  государственной формы собственности  на частную (приватную). Наряду с традиционным пониманием приватизации как процесса передачи объектов определенных видов деятельности из рук государства в частную собственность, бытует также и более широкая трактовка. [1]

Приватизация - это переход  государственной собственности  в частные руки (физическими и  юридическими лицами) и формирование на этой основе частной или смешанной  форм собственности в результате принятия правительством программы  социально — экономических преобразований. В последние десятилетия наметилась общая тенденция к росту и укреплению частного сектора во многих странах.

К главным целям приватизации, следует отнести:

  • формировании новых форм собственности: частной и смешанной.
  • создание хозяйственно-правовых условий для эффективной работы отдельных предприятий;
  • формирование новых экономических отношений;
  • развитие конкурентной среды и предпринимательской деятельности;
  • сокращение вмешательства государства в экономические процессы и улучшение финансового состояния экономики;
  • становление слоя частных собственников (среднего класса).

Контроль за разработкой и координацией программ приватизации объектов государственной собственности осуществляет в каждой стране определенный государственный орган. К примеру, в Республике Беларусь была разработана Государственная программа приватизации государственной собственности, контроль за исполнением которой возложен на Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации. Вместе с тем в соответствии с этой программой ежегодно разрабатывается Советом Министров и утверждается Президентом Республики Беларусь Программа приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности. Программы приватизации объектов коммунальной собственности разрабатываются органами приватизации местных Советов депутатов и утверждаются соответствующими Советами депутатов. В Законе о приватизации закреплены основные принципы приватизации. [2]

 

Ими являются:

  • Сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации. Это означает, что часть государственного имущества, подлежащего приватизации, бесплатно передается в собственность граждан Республики Беларусь, а другая - продается.
  • Право каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности. В связи с общенародным характером государственной собственности за каждым гражданином республики закреплено право получить часть приватизируемого государственного имущества бесплатно. Практически это право реализуется путем выдачи именных приватизационных чеков на сумму, зависящую от возраста гражданина и его трудового стажа.
  • Пути приватизации сводятся к выбору централизованного подхода (приватизация «сверху») или децентрализованного (приватизация «снизу»). Первый подход означает, что государство занимается приватизацией предприятий. Второй — государство лишь устанавливает необходимые правила, а приватизацией занимаются сами предприятия.

Основными принципами проведения приватизации являются:

  • сочетание возмездного и безвозмездного способов приватизации;
  • право каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездно передаваемой государственной собственности;
  • дифференциация методов, форм и процедур приватизации;
  • разграничение компетенции по осуществлению приватизации между органами государственной власти и управления различных уровней;
  • предоставление определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
  • контроль за осуществлением приватизации со стороны государства;
  • обеспечение широкой гласности процесса приватизации;
  • постепенность и поэтапность;
  • соблюдение законности.

Основные принципы приватизации реализуются Государственной программой разгосударствления и приватизации, которая определяет:

- цели, задачи и сроки этапов приватизации;

- приоритеты и ограничения;

- источники финансирования осуществления работ по приватизации и направления расходования средств;

- задачи органов государственной власти и управления;

- другие направления процесса приватизации.

Государственная программа  разгосударствления и приватизации принимается Парламентом – Национальным собранием Республики Беларусь. В целях соблюдения этих принципов и повышения эффективности процесса приватизации в стране должна быть проведена работа по созданию или совершенствованию системы частного права; упорядочению юридических прав собственности и фактического права распоряжения ею.

Правовые основы разгосударствления и приватизации, а также правила  и порядок приватизации объектов, находящихся в государственной (республиканской  и коммунальной) собственности определяет закон Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной  собственности в Республике Беларусь». Закон направлен на создание условий для развития эффективной социально ориентированной рыночной экономики, обеспечение реального многообразия форм собственности и осуществление государственной антимонопольной политики. [5, с.30]

В соответствии со статьей 1, разгосударствление – это передача от государства физическим и юридическим  лицам частично либо полностью (в  том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами.

Разгосударствление осуществляется в соответствии с законодательством  Республики Беларусь и Государственной  программой разгосударствления и приватизации. Разгосударствление осуществляется в  соответствии с законодательством  Республики Беларусь и Государственной  программой приватизации.

Приватизация – приобретение физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству. В результате приватизации государство полностью  или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной  собственностью, а государственные  органы утрачивают права непосредственного  управления ею. Приватизация осуществляется путем безвозмездной передачи и  продажи государственной собственности.

В соответствии со статьёй 3 закона объектами приватизации являются:

Информация о работе Производственный кооператив, как форма предпринимательской деятельности