Проблема практической реализации предпринимательской идеи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Крупный банкир и владелец небольшого магазина, обладатель контрольного пакета акций акционерного общества и дилер по недвижимости, фермер и один из собственников страховой компании. Всех перечисленных лиц объединяет принадлежность к особому слою общества — предпринимателям. Род их занятий можно, соответственно, определить как предпринимательство.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
1. Сущность предпринимательской деятельности ……………………………4
1.1 Развитие теории предпринимательства…………………………………….4
1.2 Функции предпринимательской деятельности ……………………………9
2. Личные качества предпринимателя…………………………………………13
3. Предпринимательский успех – главная цель реализации предпринимательских способностей…………………………………………...18
3.1 Реализация предпринимательской идеи – составляющее успеха ………..20
3.2 Коммерческая информация – залог предпринимательского успеха ….....22
Заключение ……………………………………………………………………...25
Список литературы ……………………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

ОПД.docx

— 61.00 Кб (Скачать файл)

Субъектами предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и фирмы.

 «Предпринимательство — инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами».[2.18]

 

 

 

1.2 Функции предпринимательской  деятельности

 

Не подлежит сомнению, что фигура предпринимателя  относится к числу центральных в рыночной экономике. Именно с его деятельностью прежде всего связываются прогресс современного общества. Поэтому вполне правомерно попытаться рассмотреть эту фигуру внимательнее, определить роль и функции, их специфику в жизни сегодняшнего мира.

Итак, что  же представляет собой предприниматель как элемент современной социальной структуры? Для России и других бывших социалистических стран вопрос этот, по сути, нов: в течение десятилетий предприниматель и его деятельность (предпринимательство) легитимно здесь, по сути, отсутствовала.

В западной экономической науке при рассмотрении места, значимости и характера взаимоотношений  между различными представителями  социальной структуры современного общества акцент делается на выявлении  функций, выполняемых ими в рыночной экономике. С этой отправной позиции  определяются их значимость в жизни  общества и перспективы развития. Под таким углом зрения складываются и представления об отличительных  чертах предпринимателя как представителя  особого слоя. Здесь речь идет и  о рисковом характере его деятельности, и о новаторстве, и об особой значимости предпринимательства в обеспечении  динамизма современной экономической  системы. Рассматриваются и организационные  формы этой деятельности; предприниматель может работать в одиночку, а может—и на круг той фирмы; он может организовать и собственную фирму с использованием как лично ему принадлежащего, так и заемного капитала. Иными словами, предприниматель реализует свой творческий потенциал в различных социально-экономических и организационных формах. Дело, следовательно, не в том, какова эта форма, важно лишь, чтобы она обеспечивала условия, требующиеся для предпринимательства.

Представляется, что наиболее существенный вклад в разработку проблемы внесен Й. Шумпетером. Появление предпринимателя в качестве субъекта самостоятельного анализа у Й. Шумпетера связано с его концепцией экономического развития, взятой в целом. Он по существу впервые в западной экономической науке стал рассматривать экономическую систему как динамическую, развивающуюся. При этом в основу динамики взят переход от привычно повторяющегося кругооборота к новым комбинациям факторов производства, внедрение которых и составляет функцию предпринимателя. Предпринимателями И. Шумпетер называет «хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент»[2.17]. В этом он видит основополагающую функцию, отличающую их от других хозяйственных субъектов.

«Быть предпринимателем—  значит делать то, что делают другие. Предприниматель ломает старый традиционный кругооборот ради становления нового, обеспечивающего динамизм экономической системе. Чтобы быть способным к выполнению предпринимательской функции, индивид должен обладать рядом специфических черт: острота видения, умение идти вперед в одиночку, идти непроторенной дорогой, обладать инициативой, авторитетом, даром предвидения, влияния на других людей». Предприниматель, в интерпретации Шумпетера, «революционер в экономике и невольный зачинатель социальной и политической революции» .

Самое впечатляющее в концепции Шумпетера - прозорливость в предвидении будущего. Из зыбкого и неустойчивого социального феномена предпринимательство превратилось во второй половине XX в. в центральную сферу деятельности в рыночной экономике. Коренные преобразования в области производительных сил в эпоху НТР, быстрая сменяемость ее волн, а, следовательно, новых комбинаций факторов производства, широкое внедрение нововведений стали нормой «современно» экономической жизни. Отсюда и особое значение предпринимателя, обеспечивающего технико-технологические прорывы, а следовательно, и процветание национальной экономики.

Главная роль предпринимателя определяет и отношение к нему в социальной системе. Озабоченное прогрессом экономики и осознающее новаторскую роль предпринимателей правительство самим ходом развития поощряется к оказанию им мощной поддержки. Она реализуется через предоставление наиболее благоприятных условий в области бизнеса, государственной и общественной деятельности. Это играет большую роль в укреплении социального статуса предпринимателя, повышении его жизнестойкости, превращении из экзотической фигуры в массовый персонаж развитой рыночной экономики.

Возвращаясь к проблемам классификации социальной структуры общества, необходимо отметить возможность подхода к ним  с разных позиций. С точки зрения отношений собственности принято  выделять собственников и несобственников средств производства и анализировать складывающиеся между ними отношении. Именно такое деление на имущих и неимущих, бедных и богатых превалирует к марксистской литературе и питает революционные идеи. Их практическое осуществление в том виде, какой это приняло в нашей стране и в других, перенявших ее опыт, показало, однако, что одних благих лозунгов для устранения социального неравенства недостаточно; такое неравенство «реальный социализм» вполне сохранил, лишь придав ему иные формы.

Изложенные  соображения, полагаю, дают возможность  подойти к ещё одной весьма актуальной проблеме — о предпринимательстве в современной мировой практике.

Носителем новаторской идеи выступает индивид, разрабатывающий ее в одиночку или  в коллективе единомышленников. Обязательное при этом условие — не ограничиваться самой разработкой идеи, а, придав ей коммерческий характер, воплотить  в жизнь. Организационные формы  предпринимательской деятельности в современной рыночной экономике весьма многообразны. В области экономической её основной ячейкой выступает деловая фирма, организованная в виде единоличного предприятия, товарищества (партнерства), корпорации. Подавляющую часть современных деловых фирм составляют единоличные предприятия. В США, например, их доля в общем количестве деловых фирм достигает 80% , приблизительно такова же картина во всех экономически развитых странах.

Предпринимательство, осуществляющееся через единоличное  предприятие, отличается тем, что за одним лицом закрепляются все  функции, связанные с деятельностью  фирмы: предприниматель, как это  было при самом его появлении, — и собственник, и управляющий, и исполнитель. Его деятельность регулируется лишь договором о купле-продаже, налоги он платит как частное лицо. Достоинство данной формы очевидно: полная самостоятельность предпринимателя и, соответственно, его неограниченная личная инициатива; впрочем, сеть и оборотная сторона этого достоинства: столь же неограниченная ответственность в случае неудачи.

Подчеркивая изложенное, нельзя, однако, полагать, будто предпринимательской деятельности нет места на крупных фирмах. Более того, оно и здесь обязательно, иначе фирма окажется обреченной на гибель. Крупные фирмы, транснациональные компании в особенности, не только допускают современную предпринимательскую деятельность, но и представляют наиболее развитые её формы. Достигнуто это во многом благодаря охватившей такие фирмы перестройке в системе социальных отношений.

В формировании благоприятной предпринимательской  среды велика роль современного государства. Оно стремится стабильно поддерживать предпринимательство - в частности льготным налоговым режимом, способствующим расширению действующих и созданию новых предприятий. Формированием развитой инфраструктуры поддержки предпринимательства (имеется в виду создание инновационных и внедренческих центров, консультационных центров по вопросам управления и рекламы и т.п., школ и курсов подготовки предпринимателей, оказание специфических форм помощи тем из них, кого правомерно считать начинающими, и др.). Созданием эффективной системы защиты интеллектуальной собственности не только на изобретения, но и на продукцию, идеи, концепции, методы деловой активности. Немаловажное значение имеет и дебюрократизация государственной системы регулирования предпринимательской деятельности.

Так или  иначе, в течение последних десятилетий  в развитых странах сформировалась новая финансовая инфраструктура, институты  которой готовы поддерживать высокорисковые нововведения, что еще более способствует развертыванию предпринимательской деятельности.

 

 

 

2. Личные качества предпринимателя

 

Кто такой  предприниматель и почему человек  становится предпринимателем?

Ответы  на эти вопросы в каждой конкретной ситуации могут быть неоднозначными. В России в переходный период мы называем предпринимателем любого делового человека, который действует в  негосударственном секторе экономики (владелец коммерческой лавки, к примеру). Хотя, в соответствии с мировой  классификацией, вряд ли к нему применима  характеристика предпринимателя.

Одних из первых в мире мыслителей, обобщивших опыт предпринимательства, Й. Шумпетер характеризовал предпринимателя прежде всего как новатора (поэтому, характеризуя предпринимательство, мы выделяем прежде всего его инновационную направленность). «Задача предпринимателей, - писал он, - реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле – через использование новых технологических возможностей для производства новых товаров или прежних товаров, но новым методом, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции – вплоть до регистрации прежней и создания новой отрасли промышленности»[2.17].

Феномен предпринимателя  сводится к тому, что он является постоянным «возмутителем» общественного  производства. Он не позволяет производству «топтаться» на месте, застаиваться. От него исходят импульсы, двигающие  производство по линии поступательного  развития.

К примеру, у предпринимателя созрело решение  производить новый товар. Он изменяет свои требования к партнерам-поставщикам, которые вынуждены также перестраивать  свою привычную деятельность. Все  это, однако, возможно лишь в случае, если потребитель «проголосует»  за такое предпринимательское решение, т.е. выразит готовность приобрести такой товар. Все общество приходит, таким образом, в движение.

Необходимо  заметить, «что возмутителем спокойствия» в этом плане выступает именно предприниматель, но никак не государство. Государство может лишь помогать предпринимателю или, наоборот, подавлять  его предпринимательскую инициативу. В России сегодня политика государства  во многом фактически строится именно на подавлении предпринимательской  инициативы, от чего страдает общество в целом, не только предприниматели.

В этой связи  мы не можем согласиться с выводом, что если человек – существо мыслящее, то предприниматель должен обладать более углубленным (по сравнению со средним уровнем) мышлением, способностью анализировать и подмечать все новое, что появляется в жизни вообще и в отрасли его деятельности, в частности. Такие качества необходимы для того, чтобы реализовать основные принципы предпринимательства – новаторство и новизну. Предприниматель не обязательно должен быть изобретателем. Он не обязательно должен реализовать свои собственные изобретения, но подмечать, отыскивать и продумывать конкретные формы использования новых идей – его призвание. Известный американский предприниматель Эндрю Карнеги, к примеру, не являлся автором изобретений, но он лучше других знал, как эти изобретения, принадлежащие другим людям, можно использовать в сталелитейном производстве. Правда, есть и другие примеры. Так, Генри Форд не только знал, как использовать новые идеи, но и был их автором.

Важной особенностью предпринимателя  выступает его способность предугадать, как реализация новых идей в производственном процессе будет воспринята рынком. Умение соединить в одном процессе эти два компонента – внедрение новинки и реакцию рынка – залог будущего успеха предпринимателя.

 С этой  точки зрения предпринимательство есть форма соединения уникальных знаний и конкретной рыночной ситуации с целью обеспечения твердых позиций на рынке. Оно предполагает поиск новых экономических возможностей путем реформирования или революционизирования своего производства с целью его постоянного (плавного или скачкообразного – в зависимости от складывающихся обстоятельств) перевода на более эффективный уровень функционирования через внедрение инновационных (технических, научных, технологических, организационных или управленческих) должностей[2.15].

Внедрение и умение оперировать капиталом  или управлять финансами, соединение и комбинирование факторов производства в условиях рынка, ориентация на извлечение максимально возможной в складывающихся условиях прибыли и наиболее эффективные  способы ее капитализации, умение принять  риск, особая система управления, способность  вписаться или приспособиться к  меняющимся экономическим условиям, почти интуитивное угадывание или  прогнозирование изменений в  потребностях рынка, восприимчивость  к инновациям – все это относиться к тем характеристикам, без которых не может существовать современное эффективное предпринимательство.

Предпринимательство требует от человека, занимающегося  им, определенных личностных качеств, как и любая другая профессия. Какими же качествами должен обладать предприниматель.

Информация о работе Проблема практической реализации предпринимательской идеи