Предпринимательство: сущность, формы, современные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы изучить предпринимательство в рыночной экономики, а также предпринимательский потенциал России.
Реализация цели ставит следующие задачи:
- рассмотреть предпринимательство в современной экономике;
- рассмотреть организационно-правовые формы предпринимательства;
- рассказать о сущности фирмы и ее типах;
- рассмотреть предпринимательство в России.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ современного состояния  предпринимательства

2.1 Анализ предпринимательства (бизнес - слоя) в России

 

Бизнес - слой - общее понятие, объединяющее всех россиян, в той или иной степени занятых в бизнесе, начиная с классических предпринимателей и кончая наемными работниками, в свободное время тоже пытающиеся "делать деньги". Этот слой охватывает всю совокупность субъектов производительной, коммерческой и финансовой деятельности, осуществляемой на базе автономно принимаемых решений и с целью получения прибыли.

Этот слой далеко не однороден по составу. В нем можно выделить несколько основных бизнес - групп:

- предприниматели - частные собственники преимущественно мелких предприятий и фирм, лично управляющие последними, не совмещающие эту деятельность с работой по найму;

- самозанятые-лица, занятые мельчайшим предпринимательством на ба3е индивидуальной трудовой деятельности с помощью собственных средств производства;

- бизнесмены-менеджеры – наемные директора мелких и средних предприятий, главным образом акционированного и частного секторов экономики, совмещающие управленческую работу по найму с ведением собственного бизнеса;

- полупредприниматели наемные работники, в основном акционированного и частного секторов экономики, не выполняющие управленческих функций и совмещающие основную работу с теми или иными видами предпринимательства;

- менеджеры-совладельцы - хозяйственные руководители мелких и средних акционированных предприятий, работающие по найму, но вместе с тем располагающие пакетами акций управляемых предприятий;

- "классические" менеджеры - хозяйственные руководители, управляющие государственными или частными предприятиями на основе найма.

Небольшое число предпринимателей в общей структуре бизнес – слоя (11 0/0) объясняется тем, что для многих представителей бизнес - слоя сохранение должности (рабочего места) играет защитно-вспомогательную роль - одним она служит социальным прикрытием, другим – способом накопления трудового стажа, третьим - страховкой на случай банкротства, четвертым - источником дефицитных ресурсов, деловых связей и льгот.

Бизнес - слой можно также дифференцировать по показателям доходов различных бизнес - групп. Он делится на три ступени:

- Предприниматели, бизнесмены - менеджеры и самозанятые. Доходы предпринимателей превышают средний уровень доходов основных бизнесменов почти в 2 раза, а "работников вне бизнеса" - почти в 5 раз.

- Полупредприниматели и менеджеры - совладельцы. Доходы этой группы в 2 раза ниже доходов l-й группы и в 2 раза выше заработков "работников вне бизнеса".

- "Классические" менеджеры. Их заработок всего на 40 % выше зарплаты работников исполнительного труда, что вряд ли компенсирует разницу в уровнях образования, квалификации и ответственности труда тех и других.

Из этого можно сделать вывод, что никакой вид труда по найму, включая самый квалифицированный и управленческий, не обеспечивает доходов, сравнимых с простейшим предпринимательством [10, с.302].

Проанализируем предпринимателей важнейшую часть бизнес слоя России.

Если рассмотреть их возрастные рамки, то можно выделить следующие закономерности:

- Крупные предприниматели: 40% из них стали предпринимателями в  возрасте от 31 до 40 лет, 18% - от 41 до 45 .

- Мелкие и средние предприниматели: около 30% из них стал и предпринимателями не старше 30 лет, 30-400/0 - от 30 до 40 лет и около 30% - старше 40 лет [12, с.9].

В мире бизнес всегда был преимущественно мужским занятием. В России доля мужчин - предпринимателей достигает 83 %.

Самой же характерной чертой, отличающей российских предпринимателей, является их уровень образования. По данным различных опросов доля лиц с высшим образованием среди предпринимателей превышает 80%. Среди крупных предпринимателей доля лиц с кандидатской степенью составляет почти 38%, имеющих второе высшее образование 6,5% [2, с.13].

Если сопоставить эти данные с уровнем образования предпринимателей в других странах, то оказывается, что российский предприниматель – это самый интеллектуальный предприниматель в мире.

Сейчас в России преобладает мнение, что главными качествами предпринимателя являются инициативность, находчивость, энергичность и хорошие организаторские способности. Профессионализм отступил на второй план. На мой взгляд, это неправильно, так как дальнейшее развитие предпринимательства в России возможно только при наличии высокообразованных и профессиональных людей. Только профессионал может правильно оценить состояние рынка и сделать правильные выводы. В связи с этим встает проблема повышения доли специалистов, получивших именно экономическое высшее образование.

 

2.2 Состояние малого предпринимательства

Анализ состояния предпринимательства, осуществленный по данным официальных отчетов, свидетельствует, что сегодня в этой сфере функционируют 151,4 тыс. малых предприятий с численностью работающих на них 1,032 млн. человек, около 4,7 тыс. совместных предприятий с прямыми иностранными инвестициями, в которых работает около 95 тыс. человек, 35,5 тыс. фермерских хозяйств с 67 тыс. работающих, а также 930 тыс. индивидуальных предпринимателей без создания юридического лица. В

целом в малых предприятиях занято свыше 2,1 млн. человек, а доля производства малых предприятий в ВВП составляет коло 70/0 [16, с.225].

Рыночные трансформационные процессы в экономике России способствовали соответствующим изменениям в формах собственности малых предприятий. За период с 1991 г. доля малых предприятий с государственной формой собственности сократилась с 14 % до 2 %. В структуре негосударственной формы собственности доля коллективной возросла с 50 до 70 0/0, а частной - осталась на уровне 32 0/0. По отраслевым признакам малые предприятия преимущественно сосредоточены в торговле, общественном питании - 51 % (промышленность - 15%, строительство - 10,

бытовое обслуживание - 5, прочие отрасли - 19 %). В 1998 г. предприятиями малого бизнеса всех форм собственности произведено продукции на 12,5 млрд. тонн [5, с.50 1].

Унаследованная от СССР экономика России все еще остается высокомонополизированной. В ее структуре предпринимательство занимает незначительное место. Для реализации политики рыночной трансформации экономики России необходимо образовать 500 тыс. малых и средних предприятий. В действительности мы имеем показатель, значительно меньше этого. Весь возможный потенциал развития предпринимательства не исчерпан, поскольку имеются необходимые ресурсы в достаточном размере. Однако предпринимательство на сегодняшний день сталкивается с множеством проблем и трудностей [18, с. 121].

 

 

 

 

 

 

 

3. Развитие предпринимательства  в России (мебельный бизнес)

3.1 Мебельщики России: формула успеха

Каковы слагаемые успеха современных мебельщиков? У каждой компании - свои.

Ассортиментная политика ("ЮНИТЕКС"). Изначально ставка была сделана на качество собственной и поставляемой продукции. Для этого полностью перестроили производство, внедрили системы контроля качества материалов и продукции на всех этапах производства. Сегодня процент рекламаций составляет 0,2. Параллельно компания занималась оптимизацией цен и формированием ассортимента. Результат - большой, четко выверенный ассортимент из 50000 наименований продукции [8, с.22].

Все дело в стиле ("Камбио"). Компания с самого начала своей деятельности в качестве производителя офисной мебели делала ставку на стиль, моду, качество. Ориентируясь на европейские новинки и базируясь на технологических возможностях фабрики, компания из года в год выпускала коллекции, опережающие моду российского мебельного рынка. Усилия компании "Камбио" не остались незамеченными. Номинация "Стиль года 2004" - подтверждение правильности выбранного пути [2, с.27].

Комплексный подход (Kraft). В период бурного роста мебельной отрасли в 2000-2001 годах компания оценила значение интерьерной составляющей и сформировала подразделения, специализирующиеся на создании интерьеров. Сегодня в компании работают профессиональные архитекторы и дизайнеры, которые проектируют офисные пространства, подбирают мебель, декор и отделку.

От завода до компании (ДОК-17). За последние два года компания заняла достойное место в десятке лидеров по производству офисной мебели в России. Руководство приняло решение заниматься бизнесом, а не просто производством. Вместо понятия "завод" стали оперировать понятием "компания". Перед ДОКом стояла задача привести себя в конкурентоспособное состояние. Ставка была сделана не только на финансы, связи, новые технологии. Самой большой ценностью были и остаются люди [3, с.33].

Маркетинг продаж ("ФЕЛИКС"). Современный потребитель привык к большому выбору товаров и услуг, он четко знает, что может предложить ему рынок. Рост конкуренции на рынке офисной мебели заставляет даже опытных игроков пересматривать стратегии продаж. У «ФЕЛИКСа» до мелочей продумана маркетинговая стратегия, последовательно выстроена концепция продажи и работы с клиентами. Есть такое понятие «функция развертывания качества». Так вот, у «ФЕЛИКСа» качество обслуживания создает высокую степень удовлетворенности клиента и развивается с учетом изменения структуры спроса и предложения рынка. Компания «ФЕЛИКС» не

просто удовлетворяет потребности клиента, а даже превосходит его ожидания. Сегодня потребитель достаточно информирован и знает, что можно ожидать и как должны обслуживать. Работая с «ФЕЛИКСом», понимаешь, что эта компания всегда может предложить гораздо больше, чем ожидаешь. Отсюда и успех, и высокие позиции на рынке. Автор считает, что появление подобных компаний на нашем рынке - огромный плюс, потому что они создают совершенно особый, качественно новый институт продаж. За ними будущее.

 

3.2 Мебельный бизнес в России: итоги и прогнозы

«Прежде всего Россия вполне вписалась в европейское рыночное пространство в том смысле, что стала неотъемлемой его частью. Пока рынком сбыта, а не поставщиком. - У нас, по большому счету, нет конкуренции внутри страны, - формулирует Алексей Вышкварко, директор «Юнитекса». Мы все вместе конкурируем с полякам и, украинцами, вьетнамцами и итальянцами. Это, к сожалению, неравная конкуренция: мы открыты по отношению к импорту, а наши экспортные возможности ничтожны. Для того чтобы сюда привезти что-то из той же Италии, не нужно особых усилий, а обратный поток - это тяжелая борьба, масса препятствий, психологических и рыночных. Но если мы в европейском рынке не станем конкурентоспособны, то будущего у нас нет. Поэтому задача стать игроками европейского масштаба стоит перед всеми с первого дня. Кризис в Европе (кельнский Orgatek в нынешнем году представлял собой довольно жалкое зрелище, по оценкам наших собеседников) существенно не сказался на расстановке сил на рынке российском. По логике, перепроизводство в странах Старого Света должно было стимулировать европейцев активизировать экспорт (читай: отбирать часть потребителей у российских фабрик). Но в то же самое время большинство российских компаний попрежнему зарабатывают свои миллионы на торговле, и экспансионистские устремления иностранцев не наносят им ощутимого финансового вреда. Более того, подъем отечественной экономики взвинтил спрос на мебель самых дорогих сегментов: «кабинеты олигархов» по 10 тысяч долларов разлетаются, как горячие пирожки. Даже в сегменте оперативной мебели средняя стоимость рабочего места возросла до 350-400 долларов, что позволяет фабрикам худо-бедно развиваться, уходя в более дорогие ниши. Алексей Вышкварко вывел собственную формулу стоимости рабочего места: она равняется средней месячной зарплате сотрудника, для которого предназначена. Насколько за последний год вырос бизнес и доходы потребителей офисной мебели, примерно понятно из общих наблюдений за жизнью в стране. Эксперты оценивают рост рынка офисной мебели за прошедший год примерно в 20 процентов, а отдельные компании рапортуют даже о 35-процентном увеличении продаж [7, с.4]. Как ни странно, на фоне такого прогресса в сфере реализации товара конкуренция среди «офисников» выросла несильно. Очевидно, что пока место есть для всех и рынок все еще находится в стадии «оформления». Дифференциация – доминирующий сегодня процесс. Причем он затрагивает абсолютно все уровни жизни компаний - от общей стратегии бизнеса - концентрации усилий на производстве или продажах - до формирования ассортимента, выбора целевой группы потребителей и (во многом) корпоративной культуры. Контуры этого самоопределения наконец-то переросли фазу концепций для внутреннего потребления сотрудниками фирмы и стали очевидны для более широкой публики. Сегодня уже в той или иной степени понятно, кто и на что сделал ставку несколько лет назад, по какому пути основные игроки будут развиваться дальше, а главное, с какой идеологией выступают компании. На рынке образовалась пара явных лидеров: «Феликс» и «Юнитекс» ушли в абсолютный отрыв от остальных участников забега и конкурируют в основном уже друг с другом. Примечательно, что обе компании универсального типа, активно развивающие как производство, так и торговый бизнес, не отдающие ни одному из направлений явного предпочтения. На сегодня их фабрики самые мощные, сети салонов самые впечатляющие. Через эти компании проходят самые крупные объемы продаж офисной мебели. И те, и другие оказывают полный комплекс сервисных услуг, ведут крупные брендинговые кампании. Схожие в масштабах, эти две фирмы, тем не менее, не только исповедуют разную культуру, но и поразному видят свою миссию на рынке. «Феликс» принципиально развивает франчайзинг, «Юнитекс» довольствуется широкой, но достаточно аморфной сетью дилеров. Первые покупают отсталый ДОК в Тверской области и закачивают туда миллионы ради выноса производства несложных продуктовых линеек, вторые развивают торговлю и сервис, потому что уже располагают мощнейшей производственной площадкой комбинатом «Сторосс», по некоторым данным, пока загруженным лишь наполовину. И если вектор движения «Юнитекса» сегодня вполне очевиден: как можно больше продукции высочайшего качества производить в России, продвигая ее в том числе и через свои торговые структуры, то стратегия «Феликса» пока выглядит более туманно. Компания пытается играть сразу на всех фронтах: запускает серии недорогой бытовой мебели, открывает зарубежные представительства и, видимо, всерьез задумывается над экспортом «офисКИ», наконец, инвестирует в Жарковский ДОК (попытка «застолбить» место

 

на рынке деревообработки?). Так или иначе, но «Феликс» и «Юнитекс» обречены на лидерство хотя бы потому, что у них есть для этого уже раскрученные бренды, армии лояльных клиентов и, самое главное, ресурсы. Они закрепили за собой статус эдаких «Кока-Колы» и «Пепси» нашего офисного рынка, а всем остальным остается либо пытаться подтягиваться, выбрав ту же стратегию универсальности (ближайший конкурент - «Крафт»), либо дифференцироваться. Так или иначе, каждая компания в последний год стремилась еще больше выделиться за счет своих конкурентных преимуществ, и большинству это удалось. Одним из важных признаков стабилизации является и тот факт, что все крупнейшие компании перераспределили рекламный бюджет с выставок на организацию дилерских конференций. Это свидетельствует о том, что каналы сбыта налажены, сети сформированы, «кредитная история» дилеров накоплена, началась продуктивная «частная» работа с партнерами. При этом многие руководители отмечают, что на среднем уровне (региональные торговые компании) рынок по-прежнему активно перераспределяется. Правда, сегодня это не метания от одного поставщика к другому в поисках лучших условий и лучшей цены, а скорее, процесс деления собственности: компании-дилеры подросли, их учредители, бывает, расходятся, уводя каждый по фабрикепоставщику и по группе клиентов, открывают новые подразделения и т. п. В итоге говорить о полном контроле над торговлей (если это не твоя собственная сеть) пока прежде временно.

Насколько стабильна сегодняшняя ситуация и как долго она продлится? На первый взгляд, все замечательно: спрос и цены растут, есть за счет чего развиваться. Компании садятся каждый на свою нишу, ее и возделывая. Происходит не слишком существенное перераспределение долей: кто-то даже в этих условиях теряет клиентов, кто-то перестает вкладываться в торговые марки (очень перспективная компания «Перпетум Мебели» ушла из столичной розницы). Туда-сюда перетекают сильные менеджеры. Но, по большому счету, глобальных изменений, каких-то прорывов за последнее время не наблюдалось.

Дефицит безупречной плиты, дефицит качественного российского металла, дефицит дизайнерских решений - эти проблемы никак не решаются. Для этих задач нужны инвестиции совершенно иного порядка, чем те, что по силам нашим сегодняшним «китам». Кроме того, топ-менеджеры понимают, что нынешний рост - это лишь «отзвук» ураганно растущих цен на нефть. Это только прибавка в продажах (во многом за счет импорта), но не прирост производственных мощностей или качества. Поэтому, положа руку на сердце, следует признать, что рынок находится в стадии «вялой стагнации». Конкурентоспособность отрасли, по гамбургскому счету, не растет, несмотря на успешные переговоры о вступлении в ВТО. Кстати, и последние стандартные демонстрируют снижение объемов производства в масштабах всей страны. Алексей Вышкварко поясняет это на конкретике: - Зарплата в стране за два года увеличилась намного больше, чем производительность труда. Именно поэтому рост и приостановился. Все считают, что должны получать, как в Европе, а работать - как в России, гораздо менее эффективно. Моя точка зрения: мы как предприниматели и работодатели находимся где-то между Польшей и Китаем, а вовсе не между Америкой и Европой, как хотелось бы многим считать. И это в лучшем случае. А в худшем – между Белоруссией и Казахстаном.

Информация о работе Предпринимательство: сущность, формы, современные особенности