Предпринимательство: сущность, формы, современные особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы изучить предпринимательство в рыночной экономики, а также предпринимательский потенциал России.
Реализация цели ставит следующие задачи:
- рассмотреть предпринимательство в современной экономике;
- рассмотреть организационно-правовые формы предпринимательства;
- рассказать о сущности фирмы и ее типах;
- рассмотреть предпринимательство в России.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 161.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Введение

Предприниматель - это лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью.  Предприниматели входят в особый слой общества - бизнес - слой. Формирование этого  общества происходит вместе с  развитием предпринимательства.

Предпринимательство как одна из конкретных форм появления общественных отношений способствует не только повышению материального потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости. Предпринимательство есть искусство ведения деловой активности. В силу этого, как и любой другой вид искусства оно всегда носит строго субъективную окраску, всегда выступает в реальной жизни в качестве строгого персонифицированного явления.

Предпринимательство в сегодняшней России, хотя и испытывает значительные трудности, - уже свершившийся факт. Оно защищено законом и будет развиваться.

Актуальность данной работы заключается в том, что при переходе к рыночной экономике все больше развивается предпринимательство. Поэтому необходимо изучить все вопросы связанные с этим видом деятельности, тем более для России. Главной целью предпринимательства является получение максимальной прибыли, свобода автономность принятия решений предпринимателем, самостоятельность и ответственность предпринимателя.

Для экономики в целом деятельность малых компании оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.

 Цель данной курсовой работы  изучить  предпринимательство в  рыночной экономики, а также предпринимательский потенциал России.

Реализация цели ставит следующие задачи:

- рассмотреть предпринимательство  в современной экономике;

- рассмотреть организационно-правовые формы предпринимательства;

- рассказать о сущности фирмы  и ее типах;

- рассмотреть предпринимательство  в России.

Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.

В курсовой работе использовались книги отечественных и зарубежных авторов, например, такие как Райзберг Б.А. «Основы экономики и предпринимательства», Орлов А.В. «Человек. Экономика. Предприниматель»

Разработке проблем становления и функционирования малых предпринимательских структур посвящены исследования отечественных и зарубежных экономистов: Мягкова П., Зяблюка М., Хайера В., Эрхарда Л., Аллена Л., Брокхауса А., Дынкина А., Стерлина А., Ниндайка Р., Лукьянова Ю., Рубе В., Горбунова Э., Иорданской Э., Медведева А., Татаркина А., Фегенно Е. и др. Ими обоснована необходимость изучения проблем малого бизнеса, исследованы основные направления реализации государственной политики поддержки малых фирм, выявлены некоторые особенности развития малого производства, определены подходы к оценке инвестиционных проектов и разработке бизнес-планов и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Предпринимательство: сущность, формы, современные особенности

1.1 Сущность предпринимательства

Предпринимательство - интеллектуальная деятельность, связанная с недовольством, неудовлетворенностью достигнутым [3, с. 40]. Но это недовольство конструктивное, обусловливающее активную деятельность.

Предпринимательство органически связано с экономической свободой. Так, например, М. Фелью, автор книги «Предпринимательство - это свобода», следующим образом трактует связь свободы и предпринимательства. По М.Фелью, экономическая свобода включает в себя право на частную собственность, на экономическую инициативу, на свободу создавать и расторгать сообщества по своему собственному выбору. Свободное общество признает эти права не только потому, что опыт показывает, что при их посредстве могут быть достигнуты высокие уровни производительности. Оно признает их по двум другим, не менее важным причинам. Экономическая свобода дополняет свободу личную и позволяет каждому развиваться на основе своих собственных взглядов и ценностей.  Отрицать экономическую свободу - значит отрицать личные достоинства и право любого человека распоряжаться своей судьбой. Экономическая свобода делает возможной организацию и распределение богатства без необходимости произвольного вмешательства властей, диктата более сильного фаворитизма режима, основанного на привилегиях. В свободных экономических системах богатства производится и распределяется в условиях экономической демократии.

Перечисленные ресурсы потребляются при любом виде предпринимательства, которое представляет собой преобразование ресурсов в конечные продукты бизнеса: товары и услуги. при этом ресурсы, вовлеченные в предпринимательство, становятся его факторами, которые по своей сути не отличаются от известных производственных факторов: земли, труда и вещественного или денежного капитала. Трудовое воздействие на природные ресурсы (землю) с помощью основных средств (физического капитала) позволяет предпринимателю создавать продукцию, необходимую потребителям, которые готовы платить за нее деньги.

 Для предпринимательства  необходимы основные средства: земельные  участки, здания, помещения, машины, оборудование. Они нужны не только непосредственно  для производства, но и для  хранения, транспортировки, продажи продукции, для управления бизнесом. Без служебных помещений, оборудованных средствами связи, оргтехникой, компьютерами, сегодня невозможно вести серьезное дело. Для ведения бизнеса необходимы и расходуемые оборотные средства, материальные ресурсы: сырье, материалы, энергия. В основном они нужны предпринимателям – производителям товаров из этих ресурсов. Однако без электричества и бумаги, без обогрева помещений не обойдется никакое предпринимательство. Нужен для бизнеса и денежный капитал, а не только начальный. Причем для целей предпринимательства нужны не сами по себе, нужен физический капитал: основные и оборотные средства. К факторам предпринимательства следует отнести и информационные ресурсы, без которых немыслим эффективный бизнес.

В понятие «информационные ресурсы», а точнее, научно-информационные ресурсы входят знания о предмете и способах ведения дела, данные о продуктах-аналогах, проекты, технологии, то есть сведения самого разного характера, без которых бизнес просто нереализуем. Предпринимательство характеризуется определенным содержанием, направленностью, последовательностью действий, процедур, выполняемых физическим субъектом бизнесс-процесса – предпринимателем. В осуществлении бизнеса участвуют три ведущих действующих лица: непосредственно предприниматель, те, кто снабжает его ресурсами предпринимательской деятельности в виде факторов предпринимательства, собственники этих факторов, лица, приобретающие продукт предпринимательства в виде товаров и услуг, то есть покупатели.  

Результат предпринимательства состоит в том, что бизнесмену ведущему дело, удается с определенной для себя выгодой удовлетворить запросы конкретного круга потребителей в товарах, услугах, реализуя им товар G и получая взамен деньги от покупателей товара. Конечный продукт предпринимательской деятельности, реализуемый в качестве товара, разнообразен. Это все, в чем нуждается покупатель и что может предложить ему предприниматель: жилье, постройки, потребительские товары, информация, интеллектуальный продукт, ценные бумаги, бытовые услуги, строительные и другие работы, то есть все то, на что есть спрос, за что потребители готовы платить.

Для того чтобы продать товар, надо его произвести, получить. Если человек одноразово продает свои собственные вещи, то это простая продажа, а вовсе не бизнес. Бизнес - это систематические создание и продажа товара. Поэтому предприниматель приобретает или сам производит продукт и осуществляет его «продвижение» для продажи покупателю. И процесс получения, создания того, что потом продается, - более трудная задача, чем непосредственно акт продажи. Для получения и предоставления потребителям товаров и услуг предприниматель с необходимостью включает в действие факторы предпринимательства - землю, труд, капитал, все то, что он использует в своей деятельности: средства производства и обращения товаров в виде рабочей силы, материальных, информационных, финансовых ресурсов, необходимых для производства, транспортировки и продажи продукции. В какой-то мере часть этих факторов вкладывает в дело сам предприниматель, используя собственные средства, собственный труд. Иногда он вкладывает принадлежащие ему лично природные и материальные ресурсы, средства производства. Но очевидно, что большую часть факторов предпринимательства  приходится приобретать у их собственников за деньги и уже с их помощью производить, приобретать и продавать товар потребителю. В частном случае, когда сами факторы являются товарами, нужными потребителю, предприниматель выступает в роли торгового посредника между владельцем товаров и покупателем, в качестве торговца. Таким образом, общая схема предпринимательства выглядит следующим образом. Предприниматель приобретает за имеющиеся у него или привлекаемые, например, в кредит деньги необходимые ему для осуществления предпринимательских процессов средства, факторы в виде природных и трудовых ресурсов, средств производства. Затем эти ресурсы преобразуются в товары и услуги, которые необходимы потребителям. Продукция предпринимательской деятельности продается покупателям, а предприниматель в итоге получает денежную выручку, куда входит и его прибыль. Предприниматель прилагает значительные усилия, чтобы эта прибыль была получена, то есть, чтобы сумма вырученных от продажи товаров денег была больше денежных  затрат. Это базовое условие прибыльности, успешности бизнеса. Логическая формула схемы предпринимательства представляется в виде цепочки:  Mf ®F®G ®Mg. Для точности картины, учитывая расходы ресурсов, необходимо помнить о налогах и вынужденных платежах, которые следует вносить в государственную казну. Эти затраты надо приплюсовать, хотя они и не связаны непосредственно с приобретением факторов предпринимательства. Налоги следует рассматривать как оплату предпринимателем права на осуществление своей деятельности и отчасти плату за пользование «бесплатными» природными ресурсами, которые общество предоставляет предпринимателю. Налоги - это и плата за государственные услуги по управлению бизнесом. Предпринимательская деятельность требует высокого уровня организации для того, чтобы весь процесс осуществился за определенное время, ибо фактор времени существенно влияет на результативность предпринимательства. Для уменьшения затрат ресурсов и сокращения риска потерь желательно предельно сокращать длительность каждого процесса, каждой операции. За счет этого увеличивается и оборачиваемость денежных ресурсов, меньше денег «связывается» в обращении. При этом следует соблюдать временной технологический режим, нарушение которого может отрицательно повлиять на качество товаров и услуг. Можно рассматривать, таким образом, время как фактор предпринимательства [17, с.20].

 

 

1.2 Основные формы предпринимательства

Что такое организационно-правовая форма предприятия?

Это относительно новая для отечественной экономической и юридической практики категория, с которой большинству хозяйственников и управленцев раньше, в условиях, советской экономики, не приходилось иметь дело, так как все предприятия были, по существу, однотипными - государственными. Любое предприятие рассматривалось как имущественно обособленная хозяйственная единица. Под правовой формой предприятия подразумевается комплекс юридических, правовых, хозяйственных норм, определяющих характер, условия, способы формирования отношений между собственниками предприятия, а также между предприятием и другими, внешними по отношению к нему субъектами хозяйственной деятельности и органами государственной власти.

В условиях глобальной государственной собственности, когда отношения между предприятиями, а во многом и внутри их определялись единым централизованным государственным регламентом, не было необходимости устанавливать правовой режим их взаимоотношений. Переход же к многоукладной рыночной экономике выдвигает на передний план проблему предпринимательского права, условий регулирования внутренних и внешних отношений, порядка устройства и деятельности предприятий. Гражданский кодекс Российской Федерации допускает существование следующих организационно-правовых форм предприятий: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, некоммерческие предприятия. При этом в течение некоторого времени действуют и устаревшие

организационно-правовые формы: индивидуальные (семейные) частные предприятия, товарищества с ограниченной ответственностью. Приходится отмечать, что другие, помимо поименованных, правовые формы предприятий принятым законодательством не были предусмотрены, но это не исключает их существования в течение определенного времени. Предприятия могут на договорных началах добровольно объединяться в концерны, консорциумы, корпорации, хозяйственные ассоциации и другие виды интеграционных структур. Необходимо подчеркнуть разницу между собственно предприятием как субъектом хозяйственной деятельности и его организационно-правовой формой. Не идентичность, несовпадение понятий "предприятие" и "организационно-правовая форма" следует хотя бы из того, что в одном предприятии в качестве его участник ков могут быть объединены разные формы. И наоборот, в рамках одной организационно-правовой формы можно соединить несколько самостоятельных предприятий. Хотя предприятие обычно представляет собой юридическое лицо, в принципе могут существовать и такие, которые не обладают подобным статусом. Они не являются самостоятельными, отдельными от их владельцев субъектами права. А отсюда следует, что личное хозяйство владельца и хозяйство предприятия не разделены. Права и обязанности таких предприятий и их собственников совпадают. Поэтому в случае аварийной финансовой ситуации, при возникновении неоплатных долгов или банкротства собственники такого предприятия отвечают по своим обязательствам не только имуществом предприятия, но и всем личным имуществом, даже семейным, если оно не разделено между членами семьи. Предприятия же, обладающие статусом юридического лица, имеют обособленное имущество, и их ответственность по обязательствам фирмы не распространяется на личное имущество собственников, владельцев.

Ответственность распространяется только на имущество фирмы в пределах его оценочной стоимости, наличных активов, то есть на имущество предприятия и все другие средства, имеющие денежную стоимость. Еще одно отличие между разными правовыми формами предприятий состоит в том, что они приводят к разной степени обособленности предприятий от их владельцев, собственников. Так, в открытых акционерных обществах владельцы, по существу, отделены от предприятий. Они имеют лишь права собственности на стоимостный эквивалент части имущества предприятия и на осуществление ограниченного круга управленческих функций. Для такой же организационно-правовой формы, как хозяйственное товарищество, характерно более тесное сближение собственника и имущества предприятия, реальная возможность непосредственного осуществления функций управления предприятием.

Правовая форма предприятия - это комплекс юридических, правовых, хозяйственных норм. Гражданский кодекс Российской Федерации допускает существование следующих организационно-правовых форм предприятий: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, некоммерческие предприятия [9, с.65].

1. Индивидуальное предпринимательство

В настоящее время наиболее распространенным (по количеству фирм) является единоличное владение. В индивидуальной фирме ее хозяин отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, включая и личное. Несмотря на это, индивидуальное предпринимательство — наиболее распространенный тип бизнеса в странах с рыночной экономикой. Каждый гражданин в РФ вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя. При этом он лишь должен пройти государственную регистрацию. Индивидуальное предпринимательство - самый дешевый способ организации бизнеса. Многие фермерские (крестьянские) хозяйства, небольшие магазины и учреждения в сфере услуг являются примерами такой формы предпринимательства, поскольку каждое из них принадлежит одному человеку, хотя в них может быть занято много наемных работников. Эта форма предпринимательства обладает рядом преимуществ. Одно из них заключается в том, что индивидуальный предприниматель получает удовлетворение, работая на самого себя. Он может самостоятельно принимать решения о продолжительности рабочего дня, о количестве и составе наемных работников, о величине цен на выпускаемые и продаваемые товары или оказываемые услуги. Он сам вправе выбрать, расширять ли масштабы своей деятельности или сокращать, а главное - может индивидуально присвоить всю полученную прибыль. Кроме того, для индивидуального предпринимательства характерна конфиденциальность деятельности, состоящая в том, что предприниматель не должен перед общественностью открывать свои текущие и перспективные планы работы или представлять подробные отчеты. Однако небольшой масштаб отдельного индивидуального предпринимательства отражает его ограниченные финансовые возможности, поскольку гражданин, самостоятельно организующий бизнес, обычно имеет меньший капитал, чем группа людей, и чаще сталкивается с трудностями при попытке получить ссуду. Очень часто независимость индивидуального предпринимателя становится недостатком, так как успех бизнеса в этом случае целиком зависит от личных качеств и управленческих способностей одного человека, в котором не всегда правильно могут сочетаться осторожность и предвидение результатов своей работы. Практическая деятельность индивидуального предпринимателя осуществляется в основном по тем же правилам, что и для фирм, но порядок налогообложения существенно отличается. Основным налогом, уплачиваемым индивидуальным предпринимателем, является подоходный налог. Основными отличиями в порядке налогообложения индивидуального предпринимателя и фирмы (юридического лица) можно назвать то, что первый не является плательщиком налога на добавленную стоимость, налога на пользование автомобильными дорогами, транспортного налога, сбора на нужды образовательных учреждений, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы [5, с.78].

Информация о работе Предпринимательство: сущность, формы, современные особенности