Предпринимательство и бизнес в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Необходимо отметить, что предпринимательская деятельность относится как к мелкому, так и среднему и крупному бизнесу. Поэтому термин «предпринимательство» относится ко всем типам предприятий, объединений граждан, занимающихся творческой, инициативной деятельностью в целях получения прибыли. А предприниматель - это предприимчивая личность, демонстрирующая определенные черты и стандарты предприимчивого поведения и мышления в сфере деловой жизни.
Цель курсовой работы заключается в анализе развития малого бизнеса в России, проблемах и особенностях регионального развития малого бизнеса на примере ХМАО Тюменской области.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
I. РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА В РОССИИ 5
1.1. История развития бизнеса в России на примере российского Севера. 5
1.2. О проблемах становления бизнеса в современной России 10
1.3. Государственная политика и система поддержки малого бизнеса 14
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ 17
2.1. Состояние малого бизнеса в России и проблемы его развития 17
2.2. Инфраструктура поддержки малого бизнеса: объекты и цели 23
III. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ХМАО 33
3.1. Анализ Ханты-Мансийского автономного округа как объекта развития малого и среднего бизнеса. 33
3.2.Система поддержки развития малого бизнеса ХМАО. 35
3.3. Программы государственной поддержки и содействия малому предпринимательству в ХМАО. 37
3.4.Проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса ХМАО 43
3.5. Предложения по развитию малого бизнеса в ХМАО 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 267.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Рисунок 3.6. Факторы в наибольшей степени сдерживающие развитие

 действующих малых  предприятий9

 

Неуверенность в создавшейся  экономической ситуации, недостаток оборотных средств и высокие  налоги являются важнейшими сдерживающими  факторами при развитии малых  предприятий.

Факторы, негативно влияющих на развитие бизнеса в Ханты-Мансийском автономном округе. Учитывая положительные результаты деятельности субъектов инфраструктуры малого бизнеса округа и, принимая во внимание небольшие объемы средств на развитие бизнеса в округе, нельзя сегодня говорить о налаженной схеме и укреплении класса мелких товаропроизводителей.

В округе нет стратегии  развития малого и среднего бизнеса, как части общей стратегии  экономического развития округа и подъема  местной промышленности и сферы  услуг.

Стратегия имеет большое значение для согласования действий различных организаций, которые так же имеют одним из направлений деятельности -развитие предпринимательской инициативы, таких как Фонды занятости населения, Комитеты по делам молодежи, Северный фонд, Торгово-промышленная палата и другие.

В настоящее время  в связи с тем, что в структуре  Администрации Ханты-Мансийского  автономного округа нет подразделения, отвечающего за государственную  политику развития малого и среднего бизнеса, действия всех вышеперечисленных структур разрознены и не дают оптимального эффекта.

Начинания с местных  органов власти, как например в  г. Нижневартовске, по становлению цивилизованного  бизнеса с целью создания новых  рабочих мест и снижению социальной напряженности могут приветствоваться, но также затруднены в связи с весьма ограниченными ресурсами и несогласованностью с окружными структурами.

Стратегия развития малого и среднего бизнеса в Ханты-Мансийском автономном округе приведет к достижению таких целей, как:

- подъем уровня экономической активности;

- диверсификации экономической  деятельности;

- интенсивное создание  новых рабочих мест;

- снижения уровня безработицы;

- повышения уровня  жизни;

- перенос ресурсов (человеческих  и материальных) из неперспективных  отраслей экономики в перспективные или жизненно-необходимые;

- внедрение инновационных  технологий;

- улучшение инфраструктуры  развития бизнеса.

И в итоге к снижению социальной напряженности.

Нельзя недооценивать  роль предпринимателей в решении  таких проблем, как пополнение бюджета новыми источниками налоговой базы.

Для того, чтобы стимулировать  развитие бизнеса необходимо:

- координация деятельности  окружных, городских организаций,  поддерживающих малый бизнес;

- поиск новых форм  развития малого и среднего  бизнеса и его финансирования;

- оптимизация налогообложения  субъектов малого бизнеса, предоставления  налоговых льгот и формирование  режима благоприятствования с  малым бизнесом;

- создание информационной  базы данных для развития малого  и среднего бизнеса;

- предоставления земельных участков, помещений и оборудования на квотированной, льготной основе;

- передача технологий  и развитие инновационного бизнеса;

- сокращение числа  государственных органов, надзирающих,  контролирующих, осуществляющих лицензирование  предпринимательской деятельности, особенно со стороны федеральных служб;

- обучение предпринимательской  деятельности на постоянной основе.

Негативным моментом сдерживания развития малого бизнеса сегодня является, в основном, неэффективное налоговое законодательство, рост бюрократических препятствий при создании данной среды бизнеса.

Таким образом, серьезными препятствиями развития предпринимательской  деятельности в округе являются:

  • жесткий налоговый прессинг
  • недостаток финансовых средств, сложность в получении кредитов
  • нестабильность законодательства
  • административные барьеры
  • незавершенность системы поддержки малого бизнеса.

 

 

 

3.5. Предложения по развитию  малого бизнеса в ХМАО

 

По инициативе Окружного  фонда поддержки бизнеса и развития конкуренции в апреле 2002 года было проведено заседание Круглого стола с участием представителей органов исполнительной и законодательной власти округа, представителями субъектов малого бизнеса, за которым обсуждались вопросы о состоянии и перспективах развития малого бизнеса в округе. Одной из самых острых тем, поднятых предпринимателями, стал вопрос о большом количестве государственных органов, надзирающих и контролирующих деятельность малых предприятий, осуществляющих лицензирование деятельности и взимающих соответственно налоги и сборы.

Из опроса 200 предпринимателей следует сделать вывод, высокие ставки налогов и стоимости патента являются причинами, сдерживающими переход на упрощенную систему налогообложения. Рассмотрим на рис.3.7. факторы, сдерживающих переход на упрощенную систему:

 

Рисунок 3.7. Факторы, сдерживающих переход на упрощенную систему

 

В связи с этим предпринимателями  были предложены следующие мероприятия:

  • снизить ставку единого налога на 2-3% от валовой выручки и уменьшить стоимость патента;
  • расширить сферу применения системы на все малое предпринимательство, а не ограничивать малыми предприятиями с численностью до 15 человек;
  • увязать систему с законом о НДС, расширить перечень затрат, относимых на себестоимость;
  • еще больше упростить систему, ввести единый налог на все внебюджетные фонды, сделать систему выгодной для предприятий, ведущих несколько видов хозяйственной деятельности.

Кроме того, для дальнейшего  стимулирования инвестиционной активности малого и среднего бизнеса в ХМАО необходимо:

Во-первых, формирование законодательной базы на территориальном уровне:

  • местные Законы «О государственной поддержке малого бизнеса», определяющие меры и приоритеты государственной поддержки бизнеса на территории с установлением суммы и строки бюджета на инвестирование программ и проектов через Фонды поддержки бизнеса, участие малых предприятий в исполнении государственных заказов (определить долю в 10-15 % от общего их объема для реализации структурами малого бизнеса, ответственность чиновников за немотивированные отказы при участии малых предприятий в тендерах);
  • Закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого бизнеса» с размерами годовой стоимости патента к размеру min месячной оплаты труда устанавливает для предпринимателей единые правила, дает возможность планирования деятельности и, поскольку, данные ставки приемлемы для большинства предпринимателей, возможен рост их числа, развитие и, соответственно, пополнение налоговой базы;

Во - вторых, устранение административных барьеров, негативно влияющих на деятельность малых предприятий:

  • сложность и высокая стоимость регистрации;
  • высокая аренда и приватизация государственного и муниципального имущества;
  • несовершенство системы лицензирования предпринимательской деятельности;
  • большое количество контролирующих и осуществляющих надзор органов за текущей предпринимательской деятельностью;
  • вмешательство в ценообразование.

В - третьих, недостатки действующие системы налогообложения не только не дают развиваться малому бизнесу, но и способствуют банкротству, или уходу в теневую экономику, особенно это актуально для предприятий сферы услуг или производства.

Поэтому, необходимо для  товаропроизводителей установить льготный режим налогообложения, что даст возможность в последующем регулярно  пополнять бюджеты всех уровней, а предприятиям данной категории честно работать, создавая новые рабочие места.

Вмененный налог установить исходя из min коэффициентов с ограничениями по видам деятельности, подпадающих под данный закон.

В четвертых, широко освещать власти инвестиционную привлекательность территории и, при создании вышеназванных условий, привлекать иностранный капитал и на малый бизнес.

В пятых, разработать схему взаимодействия страховых компаний и Фондов поддержки бизнеса, ведь долгосрочное страхование жизни имеет принципиальное преимущество перед любым банковским кредитом, так как страховой продукт имеет накопительную часть и страховая компания может значительную часть от полученных средств инвестировать в реальное производство через Фонды поддержки бизнеса.

Шестое, Субъекты малого бизнеса являются отдельной и весьма специфической составляющей производительных сил России. В силу этого обстоятельства, возникает настоятельная необходимость выделить эти категорию субъектов хозяйственной деятельности из общего числа предприятий. Это позволит вести постоянный учет и отслеживать изменения, происходящие в среде малого бизнеса, наладить достоверную статистическую отчетность, обеспечить адресную поддержку на наиболее эффективных направлениях развития.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рыночные преобразования в России вступили в решающую фазу. Разрушена старая централизованная система управления и распределения ресурсов, либерализация цен и массовая приватизация обеспечили условия для формирования и развития института частной собственности, приведены в действие основные рыночные механизмы экономического регулирования, радикально изменилась психология людей.

Постепенно накапливается  критическая масса преобразований, необходимая для запуска механизма  саморазвития рынка в целом. И  здесь решающее значение приобретает малый и средний бизнес. Именно свободное предпринимательство призвано интенсифицировать дальнейшее развитие экономических реформ в России.

В процессе исторического  развития отношение и к фигуре предпринимателя и к малому бизнесу  в мире менялось. В полной мере роль последнего в формировании и развитии рыночных отношений была осознана лишь в 60-е гг. Именно тогда в развитых и ряде развивающихся стран стала осуществляться политика комплексной поддержки и стимулирования малого бизнеса. Сегодня опыт США, Японии, Южной Кореи, Италии и других стран убедительно свидетельствует: развитие малого бизнеса создает предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует диверсификации и насыщению местных рынков, позволяя вместе с тем компенсировать издержки рыночной экономики (безработица, конъюнктурные колебания, кризисные явления).

За последние годы в России в сфере малого бизнеса  тоже произошли важные изменения: сформирован  институт государственной поддержки  и развития малого бизнеса, на местах функционируют десятки учебно-деловых центров, консультационных и лизинговых форм, бизнес-инкубаторов, технопарков; происходит становление соответствующей негосударственной инфраструктуры, в том числе и при содействии международных проектов.

Развитие малого бизнеса оказывает непосредственное воздействие на становление локальных рыночных отношений: ведь очень важно, чтобы каждый человек имел возможность реального выбора - быть наемным работником или предпринимателем.

Специфика поддержки  малого бизнеса и состоит в  том, что поддерживать нужно конкретного человека. Создание благоприятного климата для малого бизнеса, прежде всего для развития товаропроизводящих предприятий, происходит тем успешнее, чем больше внимания уделяют именно человеческому фактору. Ориентация на конкретного предпринимателя - важнейшее стратегическое направление эффективного становления малого бизнеса, позволяющее задействовать все имеющиеся ресурсы (отбор предпринимателей, подготовка их к деятельности на рынке, организационное содействие, предоставление льгот, преференций и т.д.)

Сегодня на местах существует значительный разброс в подходах к формам и средствам поддержки  малого бизнеса. Чтобы упорядочить  наработанный опыт от первоочередных мер, с присущими этому этапу  пробами и ошибками, необходимо переходить к стратегическим программам поддержки и развития малого бизнеса на строгой концептуальной основе. Привнесение в этот процесс научности и конструктивности позволит избежать как следования стереотипам, так и несогласованности в действиях различных структур. Внедрение аналоговых механизмов элитного отбора и подготовки предпринимателей, развитие контрактной субподрядной системы становления мелкомасштабных рынков и формирования структур производственно-технического обеспечения позволят не только сосредоточить имеющиеся ресурсы в товаропроизводящем секторе малого бизнеса, но и задействовать интеграционные возможности межрегиональных и межотраслевых связей.

Анализ состояния российского  малого бизнеса и государственной  политики в области малого бизнеса позволяет сформулировать ряд выводов.

Период бурного роста  сектора малых предприятий, ориентированного в основном на быстрые и относительно легкие деньги в сфере торгово-посреднических операций, судя по всему, остался позади. В развитии малого бизнеса страны наступает качественно новый этап, когда основное значение приобретает не «вал», а эффективность деятельности малых предприятий, формирование для этого необходимой общеэкономической, правовой и институциональной среды. С принятием Федерального закона «О государственной поддержке малого бизнеса», созданием Государственного комитета Российской Федерации по поддержке и развитию малого бизнеса сложились благоприятные предпосылки для усиления государственной поддержки малого бизнеса в ходе реализации Федеральной программы государственной поддержки малого бизнеса.

Информация о работе Предпринимательство и бизнес в России