Предпринимательство и бизнес в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Необходимо отметить, что предпринимательская деятельность относится как к мелкому, так и среднему и крупному бизнесу. Поэтому термин «предпринимательство» относится ко всем типам предприятий, объединений граждан, занимающихся творческой, инициативной деятельностью в целях получения прибыли. А предприниматель - это предприимчивая личность, демонстрирующая определенные черты и стандарты предприимчивого поведения и мышления в сфере деловой жизни.
Цель курсовой работы заключается в анализе развития малого бизнеса в России, проблемах и особенностях регионального развития малого бизнеса на примере ХМАО Тюменской области.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
I. РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА В РОССИИ 5
1.1. История развития бизнеса в России на примере российского Севера. 5
1.2. О проблемах становления бизнеса в современной России 10
1.3. Государственная политика и система поддержки малого бизнеса 14
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ 17
2.1. Состояние малого бизнеса в России и проблемы его развития 17
2.2. Инфраструктура поддержки малого бизнеса: объекты и цели 23
III. РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В ХМАО 33
3.1. Анализ Ханты-Мансийского автономного округа как объекта развития малого и среднего бизнеса. 33
3.2.Система поддержки развития малого бизнеса ХМАО. 35
3.3. Программы государственной поддержки и содействия малому предпринимательству в ХМАО. 37
3.4.Проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса ХМАО 43
3.5. Предложения по развитию малого бизнеса в ХМАО 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 267.00 Кб (Скачать файл)

Идеология программы  базируется на том, что успешное развитие малого бизнеса возможно лишь при наличии благоприятных экономических, юридических, политических и других условий.

В программе учитывается  и тот факт, что деятельность малых  предприятий ориентирована в  основном на местный региональный рынок, что вписывается в общую концепцию развития хозяйственной и финансовой самостоятельности округа. Малый бизнес должен стать основной базой формирования рациональной структуры регионального хозяйства и его финансирования на основе учета особенностей развития округа.

Данной программой определяются направления поддержки бизнеса, согласованные с Администрацией Ханты-Мансийского автономного округа, а также комплексы необходимых мероприятий, материально-технические и финансовые ресурсы для их реализации.

Главной целью осуществляемых мер по государственной поддержки малого бизнеса является создание на региональном уровне экономических, правовых и организационных условий для формирования в округе развитой инфраструктуры малого бизнеса, обеспечивающей его эффективный рост. Реализация этой цели должна повысить значение малого бизнеса, привести к существенным качественным изменениям в структуре экономики округа, создание реальной конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, укреплению налоговой базы бюджета округа, росту занятости населения, повышению доли производимой малыми предприятиями продукции (работ, услуг), усиления конкуренции на региональном рынке.

Основными задачами программы  являются:

  • определение системы региональных и отраслевых приоритетов для организации государственной поддержки бизнеса;
  • формирование правовой базы эффективного развития бизнеса Обеспечение его правовой защиты;
  • организационно-методическая и информационная поддержка бизнеса;
  • формирование системы финансирования, кредитования и страхования предпринимательской деятельности;
  • создание материальных условий для развития малого бизнеса;
  • создание условий для формирования элементов рыночной инфраструктуры, которые поощряли бы предпринимательскую деятельность;
  • организационно-методическая и информационная поддержка бизнеса;
  • консолидация предпринимателей и учет их предложений при принятии государственных решений;
  • содействие внешнеэкономической деятельности субъектов малого бизнеса;
  • мероприятия по долевому участию Фонда поддержки бизнеса и развития конкуренции в реализации пилотных проектов развития инфраструктуры поддержки бизнеса в городах и районах округа.

Программы поддержки бизнеса ставят основной целью направление государственной политики на защиту и поддержку бизнеса в Ханты-Мансийском автономном округе, создание правовых, организационно-экономических условий для ее реализации и определение рычагов государственного регулирования предпринимательской деятельности.В структуре приватизационных предприятий округа доля торговли - 26 %, общественного питания и бытового обслуживания составляет 5 %. На долю промышленности приходится 12 %, строительство - 37 %, транспорта и связи - 8%

В Ханты-Мансийском автономном округе 44 % малых предприятий занято в отраслях строительства, услуг, сельского  хозяйства, транспортировка связи и промышленности по состоянию на 01.01.03 года: в торговле - 36 %, в прочих - 20%, доля малых предприятий соответственно разделилась 44 %, 37 %, 19 % - по состоянию на 01.01.03 года.

В 2000 году малые предприятия  сфер промышленности, строительства  и транспорта произвели продукции (удельный вес 59 %) на 24 % больше, чем торговля (удельный вес 35 %), а в 2001 году объем произведенной ими продукции на 34 % превышает объем торговли, что дает основание утверждать, что малый бизнес становится на ноги и переходит от первой стадии создания капитала «купли-продажи» в цивилизованную стадию реального сектора экономики, создавая товары и услуги.

Рассмотрим  такие показатели, как объем произведенной  продукции малых предприятий  ХМАО, отраслевую структуру объема платных услуг.

За 2001 год малыми предприятиями  произведено продукции, работ и  услуг по всем видам деятельности на сумму 7068,2 млн. рублей в действующих  ценах, что составляет 8,1 % выпуска  продукции всех отраслей экономики  округа, занимающихся производством товаров и услуг. По оценке 2003 года объем продукции снизится и составит 6730,8 млн. рублей, по прогнозу на 2004 год этот показатель достигнет 7323,5 млн. рублей.

Отраслевая структура  объема платных услуг, оказываемых  населению малыми предприятиями, показана на данной диаграмме.

Рисунок 3.1. Отраслевая структура  объема платных услуг

 

Доля услуг, оказываемая  малыми предприятиями реального  сектора экономики намного превосходит  долю услуг торговли, общественного  питания и посреднических услуг, что превышает сравниваемые показатели в целом по России в два раза.

Прибыль (убыток), полученная малыми предприятиями округа также  весьма ощутима.

Предприятия основных отраслей экономики - промышленности, транспорта и связи, сельского хозяйства  по итогам 2002 года, оценке 2003 года имеют отрицательный результат, их совокупные убытки соответственно составили - 294,4 млн. рублей, 194,7 млн. рублей.

 

Рисунок 3.2. Прибыль и убытки по отраслям экономики

 

Таким образом сфера  промышленного производства, в частности  строительство, дает самую высокую прибыль.

Объем капительных вложений в 2004 году по сравнению с 2003 годом  возрастет незначительно - на 8 % и  составит 363,8 млн. рублей.

Капитальные вложения малых  предприятий в расчете на 1 МП по отраслям экономики показана на рис.3.3.

Рисунок 3.3. Капитальные вложения малых  предприятий

 

В расчете на одно предприятие  капитальные вложения за 2002 г. составили  в среднем 40,5 тыс. рублей. В отраслевом разрезе наиболее активную инвестиционную политику проводили МП, занимающиеся финансами и кредитованием, где данный показатель превысил средний по всем отраслям в 2,9 раза. Предприятия основных отраслей материального производства, промышленности и строительства, также относительно больше вкладывали в развитие бизнеса. Их показатели капитальных вложений в расчете на 1 МП выше среднего в 1,2 и 2,2 раза соответственно. Низкая инвестиционная активность зафиксирована в торговле и общественном питании(отраслевой показатель ниже среднего в 2,7 раза) и в отрасли транспорт и связь (ниже в 2,6 раза).

Малое предпринимательство  всегда отличалось большой мобильностью, способностью создавать рабочие  места без значительных инвестиций за счет частной предпринимательской  инициативы граждан.

Среднесписочная численность  работников, занятых на малых предприятиях, за последние годы уменьшилась на 3 % и составила в 1998 году 50968 человек. В то же время число занятых на малых предприятиях строительства увеличилась на 2 % и составила 21193 человек, что на 51 % выше числа занятых в торговле.

Распределение общей  численности занятых на МП по отраслям экономики приводится на рисунке 3.4.

Рисунок 3.4. Распределение общей численности  занятых на МП по отраслям экономики

Сегодня в малом бизнесе  число работников по найму примерно равно числу непосредственных организаторов дела (предпринимателей). Исходя из этого соотношения, на наш взгляд, и нужно строить политику поддержания занятости населения в данной сфере.

Необходимо стимулировать  как увеличение общего числа субъектов  малого бизнеса (малых предприятий, фермерских хозяйств, предпринимателей без образования юридического лица), так и расширение ими найма рабочей силы.

К сожалению государственная  поддержка малого бизнеса до сего времени фактически сводилась к  разработке программ содействия его  развитию. Средства же на их реализацию доставались не самим малым предприятиям, а различных структурам. Однако стремительного роста численности субъектов малого бизнеса почему - то не наблюдалось.

Достаточно быстрыми темпами развивалось только индивидуальное предпринимательство (без образования юридического лица). Однако эта динамика говорит скорее не об эффективности государственных программ, а о том, что данный вид бизнеса из-за налоговых льгот и относительной простоты регистрации стал той единственной лазейкой, через которую легальное малое предпринимательство смогло пробиться на свет.

Тем не менее вклад  малого бизнеса в поддержание  занятости населения, смягчение  социальных последствий реформ отрицать нельзя. И резервы для его развития далеко не исчерпаны.

Однако анализируя сегодняшнюю ситуацию финансового кризиса можно прогнозировать уже снижение числа малых предприятий примерно на 10-20 %, поэтому и говорить об увеличении числа работающих на малых предприятиях нет смысла и следовательно Прогноз КЭП Администрации ХМАО на увеличение числа работающих маловероятен.

 

3.4.Проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса ХМАО

 

Анализ работы, которую  Окружной фонд поддержки бизнеса и развития конкуренции проводит с субъектами малого бизнеса, позволяет сделать вывод о наличии трех групп проблем, в наибольшей мере сдерживающих развитие малого бизнеса, - это организационные проблемы (трудности с юридическим оформлением и регистрацией предприятия, открытием счета в банке и др.), проблемы материально-технического обеспечения (нехватка или отсутствие производственных помещений, современного оборудования, низкая квалификация персонала, недостаточная защищенность деятельности предпринимателя, сложные отношения с местными органами власти и т.д.), материально-финансовые проблемы (затруднения в получении капитала для регистрации предприятия, в накоплении стартового капитала для обеспечения деятельности предприятия, в установлении связей с поставщиками сырья, недостаток опыта в сбыте продукции).

Остро стоит проблема безопасности. Исследования показывают, что распространенные суждения о том, что малый бизнес больше, чем крупный и средний, подвержен влиянию «теневой экономики», не соответствуют действительности. По мнению руководителей малых предприятий, основными причинами ухода малых предприятий в «теневую экономику» являются жесткий налоговый прессинг, высокий уровень альтернативных расчетов (наличные, бартер и др.), неразвитость рынка недвижимости.

 Сдерживающими факторами  в развитии деятельности малых  предприятий являются неразвитость  и нестабильность законодательства, снижение платежеспособности населения, жесткое давление налоговой системы, недостаток собственных финансовых средств. Развитию хозяйственной деятельности малых предприятий мешают чрезмерные совокупные налоговые выплаты, частые изменения в налоговом законодательстве, трудности в оспаривании решений налоговых арбитражных органов.

Серьезным препятствием в развитии предпринимательской  деятельности является сложность получения  кредитов. Основными причинами этого  являются отсутствие у малых предприятий необходимого залога, неразвитость системы гарантирования, лизинга, недостаточное количество сильных региональных банков.

Большинство малых предприятий  из-за неустойчивого финансового  положения и нехватки средств  лишены внутренних стимулов для своего развития, внедрения новых технологий, повышения качества продукции и услуг, осуществления долгосрочных инвестиций, освоения новых рынков. Малые предприятия в наибольшей степени страдают от кризиса неплатежей, недисциплинированности контрагентов, банкротств деловых партнеров.

Проблема нехватки производственных и служебных помещений также  существенно тормозит развитие малого бизнеса. Существует большой резерв неиспользуемых производственных и служебных помещений, являющихся собственностью крупных приватизированных предприятий и местных органов власти, однако предпринимателю подобная информация недоступна. Бизнесмены, разворачивающие производство на арендуемых площадях, попадают в кабалу к арендодателям, которые зачастую произвольно изменяют ставки арендной платы.

Нередко предприниматели  сталкиваются с административными  барьерами, созданными федеральными, региональными  и местными органами власти: часто  усложнен порядок лицензирования, произвольно  расширяется перечень лицензируемых  видов деятельности и т.д.

Для малых предприятий процессы, вызываемые упомянутыми проблемами, носят наиболее разрушительный характер.

 

Рисунок 3.5. Оценка приоритетности проблем создания нового малого предприятия8

 

Однако далеко не всегда трудности того или иного предприятия  связаны исключительно с неблагоприятной средой.

Во многих случаях  ликвидация малых предприятий является следствием здоровой экономической  конкуренции, когда неэффективные  предприятия вынуждены покидать рынок.

Именно в секторе  малых предприятий можно ожидать  положительных сдвигов в социально-экономической ситуации в ближайшие годы. Малые предприятия помогут снизить социальную напряженность смягчить негативные социальные последствия структурных изменений. Однако успешное развитие сектора малой экономики возможно только при проведении государственной политики, направленной на его поддержку.

Таким образом, предприниматели, основной проблемой при создании нового предприятия, видят трудности  финансового характера и отсутствие каналов сбыта продукции.

Информация о работе Предпринимательство и бизнес в России