Предпринимательство, формы и методы организации предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 00:58, реферат

Описание работы

Сущность и основные черты предпринимательской деятельности. Виды предпринимательства, их взаимосвязь и особенности участия в бизнесе.

Файлы: 1 файл

Предпринемательство.docx

— 41.77 Кб (Скачать файл)

Доля предприятий

США

Франция

Япония

крупные

средние

малые

крупные

средние

малые

крупные

средние

малые

В общем

количестве

предприятий

0,5

7,9

91,6

0,1

1,3

98,4

1,4

21,6

77

                 
                 

В объеме

промышленной продукции

35

28,4

36,6

42,1

19,1

38,8

34,4

30,1

35,5

                 
                 

Примечание. К крупным  предприятиям относятся предприятия  с числом занятых от 1 тыс. и более  человек. К средним - от 100 до 1000 чел. К малым-до 100 чел.

В то же время развитие технологий, науки и техники вызывает необходимость  постоянного качественного изменения  спроса, на которое не могут оперативно реагировать крупные предприятия  в силу инертности производства из-за его громоздкости. Это могут сделать  малые предприятия в силу гибкости и быстроты принятия решения, поскольку  хозяину легче проконтролировать  производственный процесс и быстро его переналадить исходя из изменений  спроса на рынке.

Но самая важная значимость малых предприятий заключается  в решении ряда социальных аспектов. Своим образованием малые предприятия  создают условия для увеличения рабочих мест. Это подтверждается и современным характером экономического развития промышленно развитых стран. В США, например, начиная с конца 60-х и особенно в 70-е годы центр создания рабочих мест переместился из крупных компаний в сектор малого бизнеса. В США ежегодно создается 600 000 новых предприятий, что в 7 раз больше, чем в 50-е и 60-е годы. Из 40 млн рабочих мест, созданных с 1965 г., на долю высокой технологии приходится не более 5-6 млн чел. На каждые 100 новых предприятий приходится с новой технологией -одно или два, и то с оговорками*.

*См.: Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры: Практика и принципы- С. 10.

Кроме того, в условиях повышения  общей образованности населения  все больше и больше нарастает  стремление среди граждан полнее проявить свои личные индивидуальные способности. Этого можно достигнуть главным образом за счет открытия своего собственного "дела", своего бизнеса, которое им по душе и отвечает их наклонностям. В конечном итоге  это также вызывает необходимость  развития малых предприятий.

Таким образом, из изложенного  следует, что малые предприятия  не являются "побочным" продуктом  перехода экономики в новое качество- к рынку. Они являются неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая, во-первых, стабильность рыночных отношений, поскольку значительная часть населения втягивается в эту систему отношений (по мнению зарубежных ученых, стабильность системы обеспечивается при условии, когда 20-30% граждан страны имеют свое собственное дело); во-вторых, они обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без которых немыслима его высокая эффективность. В конечном итоге это ведет к динамичности хозяйственного развития и экономическому росту национальной экономики; в-третьих, изменяющейся роли малых предприятий в деятельности крупных и средних предприятий.

Если в прошлом малые  предприятия создавались как результат стремления каждого открыть свое собственное "дело", то в настоящее время в большинстве случаев создание малых предприятий инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Малые предприятия очень часто по поручению крупных компаний или с их помощью ведут научные разработки. Причем такая связь просматривается не только в промышленности, но и в других сферах деятельности (торговля, медицина, образование и т.д.). Все это подтверждается многочисленными примерами, взятыми из развития многих стран. Например, в США такие гиганты в розничной торговле, как "C.Penny" и "Seaes", контактируют с тысячами малых предприятий, чтобы обеспечить их продуктами для реализации. Это дает этим гигантам не только выйти на миллионы потребителей через розничную сеть различных лавок и магазинов, но и чутко улавливать изменение спроса потребителей. Такие промышленные корпорации, как "Форд" и "Крайслер", покупают отдельные компоненты для своих автомобилей у многих малых предприятий. Крупным компаниям экономически выгодно поручать малым предприятиям производство изделий, требующих приложения высокопрофессионального мастерства, нежели делать самим. Часть мелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную системы, через систему "франчайзинг" в монополистические производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых фирм, а последние - поставщиками для больших фирм.

Опыт работы небольших  предприятий в США показывает ряд особенностей их развития. Им присущи  высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению  новой техники и технологии, лучшее использование производственных мощностей  и др.

Согласно статистическим данным мелкий наукоемкий бизнес в  США дает примерно 50% всех промышленных новшеств, в том числе 95% радикальных  изобретений (калькулятор, ксерография, искусственный инсулин, гибкие контактные линзы, персональный компьютер, поляроидная фотография и др.).

На доллар затрат на НИОКР  они создают в 24 раза больше нововведений, чем гигантские концерны. Скорость прохождения всех этапов НИОКР на 1/3 выше (2 года с выходом на рынок, а в крупных - 3 года). Затраты на одного инженера или ученого вдвое ниже, чем в корпорациях.

Малое предприятие тесно  связано с корпорациями не только по линии производственных связей, развития новых технологий, но и  по организации сбыта продукции, выпускаемой крупными предприятиями, а также обеспечения их сырьем и оборудованием. Это объясняется  тем, что крупным предприятиям не всегда выгодно создавать у себя специализированные службы по сбыту  продукции и снабжению. Эту функцию выполняют многочисленные малые предприятия в лице оптово-торговых фирм. Причем особенностью их развития, к примеру в США, является отраслевая специализация. Почему отраслевая? Это связано с тем, что именно при ней оптовики имеют дело с четко очерченным кругом покупателей и продавцов и концентрируют свою деятельность на изучении и обслуживании определенных товарных рынков. Причем в каждой отрасли, как показывает опыт США, должно быть, как и среди производителей, не менее 10-15 конкурирующих фирм, имеющих приблизительно одинаковую товарную специализацию. В противном случае никакой конкуренции не будет, а следовательно, все преимущества рыночного оборота будут подорваны.

В реформировании российской экономики еще со времен перестройки  малые предприятия взяли на себя роль создателя почвы для новой  системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого предпринимательства.

И вполне закономерно, что  к настоящему времени, по официальным  данным, на долю частных субъектов  малого предпринимательства в общем  количестве частных, государственных  и муниципальных, общественных малых  предприятий приходится 84%. Малые  предприятия, располагая 3,4% стоимости  основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП  и дают одну треть прибыли по народному  хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства*.

*Вопросы экономики. - 1996. - № 7.- С. 30.


Информация о работе Предпринимательство, формы и методы организации предпринимательской деятельности