Предпринимательство, формы и методы организации предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 00:58, реферат

Описание работы

Сущность и основные черты предпринимательской деятельности. Виды предпринимательства, их взаимосвязь и особенности участия в бизнесе.

Файлы: 1 файл

Предпринемательство.docx

— 41.77 Кб (Скачать файл)

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Сущность и  основные черты предпринимательской  деятельности

Рыночные отношения порождают  у многих граждан естественное стремление иметь "свое дело", с помощью  которого они приумножат свою собственность. В конечном итоге это приводит к появлению особого вида деятельности - предпринимательства.

Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Поведение людей, как известно, обостряется, когда  рискуют чем-то (имуществом, падением популярности, деньгами, положением и т.д.). Предприниматели не всегда знают, продадут ли они все свои товары и услуги и насколько выгодно. Они идут на риск: ведь такие же товары и услуги поступают на рынок и от других производителей. Это как раз и создает условия для возникновения такой деятельности, которая выражается в вечном поиске улучшения своего положения в сравнении с существующим, всегда заставляет предпринимать что-то для того, чтобы процветать, развиваться.

Рассмотренные характеристики дают возможность выделить важнейшие  отличительные черты предпринимательства.

Во-первых, это самостоятельность и экономическая свобода деятельности. Любой предприниматель независим в принятии решения по поводу организации собственного дела в любой экономической сфере (естественно, кроме запрещенной законом).

Во-вторых, деятельность предпринимателя связана с риском и неопределенностью успеха начатого дела. Поэтому такая деятельность предъявляет жесткие требования к личным качествам человека, занятого предпринимательством. Здесь важны и грамотность, и знания, и умения, и характер.

В-третьих, важнейшей отличительной чертой предпринимательской деятельности является опора на инновации. Это творчески-поисковая деятельность инициативных людей, которые согласно Й. Шумпетеру реформируют и революционизируют производство и другие сферы деятельности.

Инновационный характер предпринимательства  может и должен проявляться во всех сферах деятельности, ибо в  противном случае эту деятельность по всем критериям трудно причислить к истинно предпринимательской.

Именно творчески-поисковый  инновационный характер предпринимательства, его нацеленность на достижение принципиально  новых результатов отличают этот тип экономического поведения от репродуктивных (рутинных, шаблонных) типов экономической деятельности.

Таким образом, научное понимание  предпринимательства не сводится лишь к одной единственной функции - извлечение прибыли. Это многосложное понятие, многофункциональное явление.

Очевидно, что отмеченные выше важнейшие черты предпринимательства  должны быть отражены в его определении. В этой связи рассмотрим определение  предпринимательства, данное в Гражданском  кодексе Российской Федерации, который  устанавливает гражданские права  и свободы, регулирует отношения  между лицами, осуществляющими предпринимательскую  деятельность.

В статье второй части первой Гражданского кодекса Российской Федерации  определено, что "предпринимательской  является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли  от пользования имуществом, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке".

Как видим, в этом определении  предпринимательства присутствуют две отличительные черты этой деятельности: самостоятельность и  рисковость, однако ничего не сказано о третьей отличительной черте - что эта деятельность основана на инновациях. Иными словами, определение, данное в Гражданском кодексе Российской Федерации, не в полной мере характеризует сущность предпринимательской деятельности. В этой связи предлагается следующее определение. Предпринимательство - это самостоятельная, творческая деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций для создания новых и совершенствования имеющихся продуктов (услуг) производств, организаций, осуществляемая на свой риск в целях получения прибыли.

Представляется, что данное определение более полно характеризует  предпринимательскую деятельность, поскольку включает все три отличительные  черты деятельности.

Предприниматель может заниматься любыми видами деятельности, они не запрещены законом, включая хозяйственно-производственную, торгово-закупочную, инновационную, консультационную и др., коммерческое посредничество, а также операции с ценными  бумагами.

Указанные виды деятельности могут осуществляться непосредственно  одним человеком или коллективом (партнеры) с применением наемного труда или без него, с образованием юридического лица или без него. Субъектами предпринимательства могут  быть:

∙ граждане РФ и других государств, не ограниченные в установленном  законом порядке в своей деятельности;

∙ граждане иностранных  государств и лица без гражданства  в пределах полномочий, установленных  законом;

∙ объединения граждан (партнеры).

Статус предпринимателя  приобретается только посредством  государственной регистрации предприятия. В тех случаях, когда предпринимательская  деятельность ведется без применения наемного труда, она регистрируется как индивидуальная трудовая деятельность, а с привлечением наемного труда - как предприятие.

 

Из этого следует, что  предпринимательская деятельность осуществляется в двух формах:

∙ самим собственником  средств производства на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность (индивидуальная трудовая деятельность);

∙ руководителем предприятия  от имени собственника.

Пределы распоряжения такой  собственностью регулируются контрактом (договором), определяющим взаимные обязательства  сторон. В этом договоре указываются  ограничения прав в использовании  имущества и проведении отдельных  видов деятельности, порядок и  условия финансовых взаимоотношений  и материальной ответственности  сторон, основания и условия расторжения  договора.

Собственник имущества не имеет права вмешиваться в  деятельность предпринимателя после  заключения договора с управляющим (предпринимателем), за исключением  случаев, предусмотренных договором, уставом предприятия и законом.

Предприниматель (руководитель) имеет право:

∙ привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, объекты интеллектуальной собственности, имущество и отдельные  имущественные права граждан  и юридических лиц;

∙ самостоятельно формировать  производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей  продукции, устанавливать на нее  цены в пределах, определенных законодательством  РФ и договорами;

∙ осуществлять внешнеэкономическую  деятельность;

∙ осуществлять административно- распорядительную деятельность по управлению предприятием;

∙ нанимать и увольнять  работников от имени собственника предприятия.

По всем пунктам предприниматель  обязан организовать деятельность в  соответствии с законодательством  РФ и заключенными им договорами и  нести ответственность по закону за ненадлежащее исполнение заключенных  договоров, нарушение прав собственности  других субъектов, загрязнение окружающей среды, нарушение антимонопольного законодательства, несоблюдение безопасных условий труда, реализацию потребителям продукции, причиняющей вред здоровью.

Формула предпринимательства  проста: получение максимальной прибыли  при минимальном риске. Однако ее реализация осуществляется в условиях высокого уровня неопределенности в  успехе дела. Эта неопределенность, с одной стороны, обусловливается  рыночными отношениями (будут ли признаны на рынке предложения бизнесмена), а с другой - динамичностью изменения  спроса и предложения.═ Отсюда важнейшими чертами предпринимательства являются риск, мобильность, динамичность предпринимательских действий (не опоздать, вовремя уловить изменяющийся спрос). Предприниматель, как говорят, не сидит на месте, он непрерывно ищет новое. Чтобы выдержать конкуренцию, он непрерывно совершенствует технологию своего производства, корректирует цену товара, его качество в соответствии с изменениями, происходящими в сфере его действия.

Французский экономист Ж.Б. Сей еще в 1800 г. заметил, что предприниматель  перемещает экономические ресурсы  из области низкой производительности и низких доходов в область  более высокой производительности и прибыльности.

Вместе с тем предпринимательство, как и любой вид деятельности, должно иметь теоретические основы, объясняющие его сущность. Если исходить из назначения предпринимательской  деятельности, а именно постоянного  поиска нового, постоянного улучшения  положения предприятия, то очевидно, что оно не может опираться  только на классическую экономическую  теорию, которая дает пути оптимизации  того, что уже есть, т.е. оно концентрируется  на вопросах извлечения максимальной прибыли из наличных ресурсов и достижения равновесия.

И в этой связи мы разделяем  точку зрения американского ученого  Питера Ф.Друкера* о том, что теоретической основой предпринимательской деятельности является экономическая теория динамического неравновесия.

* См.: Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры: Практика и принципы: Пер. с англ.- М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1992. - С. 38.

Родоначальником этой теории был Й. Шумпетер, который в своей книге "Теория экономической динамики" (1911 г.) отказался от традиционной экономической теории и утверждал, что "нормой" здоровой экономики является не равновесие или оптимизация, а динамическое неравновесие, вызванное деятельностью новатора-предпринимателя, которая направлена на создание нового потребительского спроса, на получение чего-то иного, отличного от предыдущего, обеспечивающего качественно более полное удовлетворение потребностей. Правда, последнее не всегда о 444h75je 079;начает что-то совершенно новое. Оно, как правило, основывается на уже известной потребительной стоимости (товаре или услуге), но, внедрив новую технологию, повысив отдачу на капиталовложения, предприниматель создает новый рынок и нового потребителя. Примером этого является сеть ресторанов Макдональдс, деятельность которых является чистым предпринимательством. Мы здесь имеем положение, при котором спрос на эту продукцию вырос до такой степени, что образовалась особая "рыночная ниша".

Добиться всего этого  предприниматель может с помощью  имеющегося "ресурса", в который  он должен "вдохнуть" новую жизнь  или найти новый ресурс, который  поможет создать новые потребительские  стоимости, приводящие в конечном итоге  к так называемому созидательному разрушению. Дело в том, что любой ресурс становится полезным только тогда, когда человек отыщет его в природе и наделит его экономической ценностью, т.е. может получить из него или создать с его помощью новые товары или услуги.

Отсюда следует, что основным принципом теории динамического  неравновесия является инновационность подхода, в результате осуществления которого создается новый ресурс, нарушающий принятый баланс.

Этот инновационный подход следует рассматривать как инновационный процесс, происходящий постоянно и целенаправленно в поиске изменений существующей практики как источника получения социальных и экономических благ.

Вместе с тем эти  инновации чрезвычайно разнообразны, и каждая из них имеет свои конкретные причины, побудительные мотивы. Это  обстоятельство вызывает необходимость  классификации изменений, происходящих по тем или иным причинам.

В этой связи, по нашему мнению, довольно полную из всех имеющихся классификаций изменений предлагает американский ученый-экономист Питер Ф.Друкер. Он предлагает выделить семь источников инновационных изменений*:

∙ неожиданное событие (для  предприятия или отрасли) - успех, неудача, внешнее событие;

∙ неконгруэнтность - несоответствие между реальностью, какова она есть на самом деле, и нашими представлениями о ней;

∙ нововведения, основанные на потребности процесса;

∙ внезапные изменения  в структуре отрасли или рынка;

∙ демографические изменения;

∙ изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках;

∙ новые знания (как научные, так и ненаучные).

*См.: Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры: Практика и принципы. - С. 48.

Все вышеназванные типы близки, порой даже трудно их различить. И  вместе с тем анализ возникающих  ситуаций при рассмотрении того или  иного типа изменения позволяет  установить характер инновационных  решений.

Во всяком случае, всегда можно получить ответы на такие вопросы, как: "Что будет, если мы воспользуемся сложившимся изменением? Куда это может привести предприятие? Что нужно сделать, чтобы изменение превратить в источник развития?"

Вместе с тем из семи типов изменений наиболее важными  являются третье и седьмое, так как  они носят наиболее радикальный  характер.

Изменение, вызываемое жизнью, представляет собой куда более важное значение, нежели два первых. Старая пословица гласит: "Необходимость есть мать изобретения". В данном случае изменение основывается на потребности практики, жизни. (Замена ручного набора в книгопечатании, сохранение свежести продуктов и др.) Вместе с тем реализация этого типа изменений предполагает необходимость понимания, что:

1. Недостаточно прочувствовать потребность, важно ее познать, разобраться в ее сути, иначе невозможно найти ее решение.

2. Не всегда возможно удовлетворить потребность, и в этом случае остается только решение какой-то ее части.

Во всяком случае при решении проблемы этого типа необходимо ответить на такие вопросы, как: "Понимаем ли мы, в чем, в каких изменениях нуждается процесс? Имеются ли в наличии необходимые знания или их нужно еще получить? Соответствуют ли наши решения привычкам, традициям и целевым ориентациям потенциальных потребителей?"

Наиболее существенные изменения, можно сказать радикальные, происходят на основе "новых знаний". Нововведения, основанные на новых знаниях (открытиях), как правило, трудноуправляемы. Это обусловливается рядом обстоятельств. Прежде всего наблюдается, как правило, большой разрыв между появлением нового знания и его технологическим использованием, во-вторых, проходит много времени до того, как новая технология материализуется в новом продукте, процессе или услуге.

Информация о работе Предпринимательство, формы и методы организации предпринимательской деятельности