Предпринимательство – понятие, его виды и значение в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в изучении и анализе бизнеса и предпринимательства в условиях рыночной экономике.
Данную цель можно достичь путем последовательного решения ряда задач, к числу которых можно отнести следующие:
изучение и анализ общетеоретических основ бизнеса и предпринимательства, как экономических категорий;
оценки эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства в России.

Содержание работы

Введение
1. Общетеоретические основы бизнеса и предпринимательства
1.1 Основные определения, виды и функции предпринимательства
1.2 Цели и мотивы предпринимательской деятельности
1.3 Социально-экономическая характеристика предпринимательства
1.4 Инновационное предпринимательство
2. Оценка эффективности деятельности гостиницы "ПРЕЗИДЕНТ-ОТЕЛЬ"
2.1Экономико-организационная характеристика гостиницы "ПРЕЗИДЕНТ-ОТЕЛЬ"
2.2 Анализ состояния предпринимательства на предприятии
3. Стратегия дальнейшего развития предпринимательства в современной рыночной экономике России
3.1. Пути совершенствования предпринимательства в данной отрасли экономики
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Предпринимательство и его роль в рын. экономике Курсовая работа Экономика.docx

— 62.26 Кб (Скачать файл)

Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого  использования технико-технологических  нововведений. Как правило, в основе предпринимательской деятельности лежит нововведение в области  продукции или услуг, позволяющее  создать новый рынок, удовлетворить  новые потребности. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а  направленный организованный поиск  новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур. П.Дракер отмечает, что «предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Инновационность - особый инструмент предпринимательства».

В экономической литературе выделяются три основных вида инновационного предпринимательства:

1) инновация продукции  - процесс обновления сбытового

потенциала предприятия, обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание новых рабочих мест и т.д.;

2) инновация технологии - процесс обновления производствен- нога потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что, в свою очередь, дает возможность увеличить объем прибыли фирмы, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды, эффективно использовать внутрифирменные информационные системы;

3) социальные инновации  - общий процесс планомерного  улyчшения гуманитарной сферы предприятия; применение инноваций такого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия на достижение поставленных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия перед сотрудниками и обществом в целом.

По способу организации  инновационного процесса в фирме  можно выделить три модели инновационного предпринимательства:

1) на основе внутренней  организации, когда инновация  создается и (или) осваивается  внутри фирмы ее специализированны  -ми подразделениями на базе планирования и мониторинга их взаимодействия по инновационному проекту;

2) на основе внешней  организации при помощи контрактов, тогда заказ на создание и  (или) освоение инновации размещается  между сторонними организациями;

3) на основе внешней  организации при помощи венчуров, когда фирма для реализации инновационного проекта учреждает дочерние венчурные фирмы, привлекающие дополнительные сторонние средства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ГОСТИНИЦЫ "ПРЕЗИДЕНТ-ОТЕЛЬ"

2.1 Экономико-организационная  характеристика Гостиницы "ПРЕЗИДЕНТ-ОТЕЛЬ"

Гостиница "ПРЕЗИДЕНТ-ОТЕЛЬ" Управления делами Президента РФ (ранее - "Октябрьская") была открыта в 1983г. Созданию объекта придавалось  особое значение, и в роли заказчика  выступало Управление делами ЦК КПСС. Гостиница предназначалась для  обеспечения внешнеполитической деятельности руководства ЦК КПСС и высших органов  государственной власти, имела высокий  статус и привилегированное положение.

Одной из главных привлекательных  особенностей "ПРЕЗИДЕНТ-ОТЕЛЯ", выгодно отличающих его от многих других гостиниц города, является удобное расположение на живописном берегу Москва-реки, в административном, деловом и торговом центре Москвы.

С верхних этажей гостиницы "Президент-Отель" открывается  прекрасный вид на центральную часть  города, набережную Москва - реки, памятник Петру I, Храм Христа Спасителя и  ведущую прямо к Кремлю улицу  Большая Якиманка. Оригинальные интерьеры  комнат и панорамные виды на Москву из окон гостиницы "Президент-Отель" используются российскими и зарубежными  кинорежиссерами при съемках  фильмов о Москве.

В 208 комфортабельных номерах  отеля могут разместиться до 350 гостей. Номера оборудованы ванной, телефоном, спутниковым телевидением, сейфом и  другим современным сервисным оснащением. Гостиница располагает 20 индивидуально  спроектированными залами для проведения различных мероприятий с неповторимым интерьером и современным техническим  оснащением. Одновременно в таких  залах можно разместить около 2000 участников мероприятий. Отель оснащен  современным техническим оборудованием. Система звукоусиления и синхронного перевода, аналог которой есть только в нескольких зарубежных гостиницах, позволяет отелю проводить встречи глав государств и правительств, различные мероприятия на высшем уровне.

 

 

2.2 Анализ состояния  предпринимательства на предприятии

В процессе анализа были рассмотрены данные за 2 года (Приложение №1).

По результатам анализа  основных технико-экономических показателей  можно сделать следующие выводы.

В 2012 году произошло увеличение объема реализации услуг на 10 536 млн.руб. (14,14%), а также увеличение полной себестоимости услуг на 8 076 млн.руб. (12%). Однако темпы роста объема реализации услуг превышают темпы роста полной себестоимости услуг. Об этом свидетельствует и увеличение прибыли от реализации услуг в 2012 году на 2 460 млн.руб. (34,17%) по сравнению с 2011 годом.

Также наблюдается увеличение численности работающих на предприятии  на 2 тыс. человек.

Выработка на одного работающего  на предприятии уменьшилась на 1 194,42 млн.руб. (11,22%) по сравнению с 2011 годом, что ставит под сомнение целесообразность дополнительного найма работников.

Показатель затрат на 1 руб. реализации снизился в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 2 копейки, что говорит о снижении себестоимости и увеличении прибыли в 2012 году.

Уровень общей рентабельности в 2012 году достиг 12,82% по сравнению с 10,70% в 2011 году, это показывает, предприятие по-прежнему находится на уровне самоокупаемости.

Анализ использования  основных производственных фондов на предприятии ГК «Президент-Отель» показал  недостаточно эффективное использование ОПФ, т.к. в 2012 году увеличились фондоотдача (на 1,83 руб. (10,98%)) и фондорентабельность (на 49,07%), а фондоемкость – на 0,01 руб. (16,67%).

Снижение фондовооруженности в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 127,79 тыс.руб. в расчете на одного работающего, что может говорить о недостаточном уровне технического обеспечения предприятия.

Снижение фондовооруженности в динамике сопровождается ростом фондоотдачи, следовательно, на предприятии наблюдается недостаточность оборудования.

Анализ использования  оборотных средств на предприятии  показал неудовлетворительные результаты. Несмотря на то, что коэффициент  оборачиваемости увеличился в 2012 году на 0,25 оборота, также увеличились и коэффициент загрузки (на 1 коп.) и длительность оборота оборотных средств (на 3,6 дня).

Анализ трудовых ресурсов предприятия начнем с анализа движения персонала (Таблица № 1).

Таблица № 1: Анализ движения работников предприятия

Показатели

2011 год

2012 год

Абсолютное отклонение

1. Списочная численность  персонала на начало года, тыс.  чел.

6

7

1

2. Выбыло персонала, тыс.  чел.

1

2

1

3. Принято персонала, тыс.  чел.

2

4

2

4. Списочная численность  персонала на конец года, тыс.  чел.

7

9

2

5. Среднесписочная численность  персонала, тыс. чел.

6,5

8

1,5

6. Постоянный состав персонала,  тыс. чел.

5

5

0

7. Коэффициент оборота  по выбытию

0,15

0,25

0,1

8. Коэффициент текучести

0,46

0,75

0,29

9. Коэффициент оборота  по приему

0,29

0,5

0,21

10. Коэффициент постоянства  состава персонала

0,71

0,63

-0,08


 

По результатам анализа  делается вывод о стабильности кадров на предприятии. Выявляются также причины  текучести кадров, среди которых  можно назвать: низкая заработная плата, тяжелый и непрестижный труд, отсутствие карьерного роста, социальная незащищенность работников и т.д.

Как видно из таблицы № 1, на предприятии показатели коэффициентов оборота по выбытию, текучести и оборота по приему достаточно высоки, кроме того, имеется тенденция к их увеличению. Коэффициент постоянства состава персонала в анализируемом периоде превышает значение 0,7, что показывает стабильность работы персонала.

Тем не менее, необходимо отметить, что если тенденция роста коэффициента текучести и оборота по выбытию, а также снижения коэффициента постоянства  состава продолжится, то это может  привести к негативным последствиям.

В процессе анализа также  выявим влияние численности основного  персонала и производительности труда (средней выработки на 1 основного  работника) на объем реализации услуг (таблица № 2). Одним из показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия является увеличение объема реализации услуг за счет увеличения производительности труда.

Таблица № 2: Оценка степени влияния численности основного персонала и производительности труда на изменение объема реализации услуг

 

 

Показатели

2011

год

2012 год

Абсолютное отклонение

1. Объем реализации услуг,  млн. руб.

74500

85036

10536

2. Численность основного  персонала, тыс. чел.

7

9

2

3. Средняя выработка одного  работника

10642,86

9448,44

-1194,42


 

Как видно из Таблицы №  2, на предприятии рост численности основного персонала сопровождался незначительным ростом объема реализации, средняя выработка одного работника снизилась, что говорит о неэффективности организации труда.

Для анализа себестоимости  услуг обычно используются следующие  обобщающие показатели: общая сумма  затрат (полная себестоимость услуг), себестоимость единицы услуг, затраты  на 1 рубль реализации услуг. Полная себестоимость обычно используется для оценки состава и структуры  затрат предприятия, для расчета  основных экономических показателей. Но этот показатель не рекомендуется  использовать для оценки эффективности  хозяйственной деятельности, так  как зачастую его реальное значение искажается под воздействием объемного  фактора.

В ходе анализа мы рассмотрим изменение себестоимости услуг  по отдельным статьям расходов. Результаты анализа оформим в таблице  № 3.

По результатам анализа  делаются выводы о степени влияния  изменения каждой статьи расходов на обобщающий показатель себестоимости  услуг. В процессе анализа также определим, какие расходы занимают наибольший удельный вес в себестоимости услуг и сделаем более подробный анализ этих расходов. На основании полученных результатов определим возможные пути снижения себестоимости.

Таблица № 3: Анализ состава и структуры себестоимости услуг

Статьи расходов

В 2011 году

В 2012 году

 

В денежном выражении

В %

В денежном выражении

В %

1. Материальные расходы,  млн. руб.

24766

36,8

33844

44,9

2. Расходы на оплату  труда, млн. руб.

29276

43,5

21558

28,6

3. Суммы начисленной амортизации,  млн. руб.

5653

8,4

3467

4,6

4. Прочие расходы, млн.  руб.

7605

11,3

16507

21,9

Итого полная себестоимость, млн. руб.

67300

100

75376

100


 

Как видно из таблицы №  3, за анализируемый период изменилась структура себестоимости производимой продукции: возросла доля материальных расходов и прочих затрат. Значительно снизилась доля расходов на оплату труда, что обусловлено повышением производительности труда и эффективной его организацией. Доля начисленной амортизации в себестоимости продукции также снизилась, что обусловлено повышением фондоотдачи и эффективности использования основных средств.

К прочим расходам относится  арендная плата, расходы по оплате коммунальных услуг, налоги, включаемые в себестоимость  продукции, расходы на рекламу, расходы  на проведение маркетинговых исследований и т.д.

Для оценки изменения себестоимости  во времени рассчитывается другой обобщающий показатель – затраты на 1 рубль  объема реализации услуг. Этот показатель определяется делением общей суммы  затрат на объем реализации услуг. Чтобы  как можно более точнее определить этот показатель, при его расчете  необходимо нейтрализовать влияние  объемного фактора, то есть пересчитать  общую сумму затрат базисного  периода на объем реализации услуг  отчетного периода.

Результаты анализа затрат на 1 рубль объема реализации услуг представим в таблице № 4.

Сравнивая полученные результаты, можно сделать вывод о том, какие факторы и в какой  степени повлияли на изменение затрат на 1 рубль объема реализации услуг. В данном случае можно выделить два  основных фактора:

Информация о работе Предпринимательство – понятие, его виды и значение в рыночной экономике