Предпринимательство – понятие, его виды и значение в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы состоит в изучении и анализе бизнеса и предпринимательства в условиях рыночной экономике.
Данную цель можно достичь путем последовательного решения ряда задач, к числу которых можно отнести следующие:
изучение и анализ общетеоретических основ бизнеса и предпринимательства, как экономических категорий;
оценки эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства в России.

Содержание работы

Введение
1. Общетеоретические основы бизнеса и предпринимательства
1.1 Основные определения, виды и функции предпринимательства
1.2 Цели и мотивы предпринимательской деятельности
1.3 Социально-экономическая характеристика предпринимательства
1.4 Инновационное предпринимательство
2. Оценка эффективности деятельности гостиницы "ПРЕЗИДЕНТ-ОТЕЛЬ"
2.1Экономико-организационная характеристика гостиницы "ПРЕЗИДЕНТ-ОТЕЛЬ"
2.2 Анализ состояния предпринимательства на предприятии
3. Стратегия дальнейшего развития предпринимательства в современной рыночной экономике России
3.1. Пути совершенствования предпринимательства в данной отрасли экономики
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Предпринимательство и его роль в рын. экономике Курсовая работа Экономика.docx

— 62.26 Кб (Скачать файл)

Основатели классической политической экономии не видели особого  смысла в предпринимателе, так как, по их мнению, экономический процесс осуществляется сам по себе, на основе принципа "невидимой руки". По их схеме предприниматель может выступать в качестве либо собственника (А. Смит), либо инвестора (Д. Риккардо). Иных функций за предпринимателем они не признавали.

Взгляды классиков явились  одним из отправных пунктов марксистской концепции предпринимательства. К. Маркс видел в предпринимателе  лишь капиталиста, который вкладывает свой капитал в собственное предприятие  и на разнице между стоимостью созданной наемными работниками  продукции и суммой выплаченной  им заработной платы имеет прибыль, это, по мнению К. Маркса, свидетельство  эксплуататорской сущности предпринимательства, его социального паразитизма, и  поэтому оно должно быть ликвидировано  наряду с другими устоями капиталистической  системы хозяйства.

Лишь много позже, на рубеже XIX и XX вв., экономисты признали решающее значение предпринимательства для  экономического прогресса. А. Маршалл  добавил к трем классическим факторам производства - труду, земле, капиталу - четвертый - организацию, а И. Шумпетер в книге "Теория экономического развития" (1912 г.) дал этому фактору современное его название - предпринимательство.

Красочную характеристику предпринимательства  можно встретить в работах  немецкого экономиста В. Зомбарта. Предприниматель, по Зомбарту, - это завоеватель (готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость), организатор (умение соединять многих людей для совместной работы) и торговец (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя, Зомбарт главной среди них выделяет стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненной - рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание.

Следующий этап развития теории предпринимательства - работы Найта  и Фон Тюнена. Их заслуга заключается  в подробной характеристике самого предпринимателя, как обладателя особых качеств. Кроме того, они проанализировали предпринимательский риск и предпринимательский  доход. Эти же вопросы рассматривались  Мизесом, Хайеком и Кришнером. В  современных трактовках предпринимательства  выделяются следующие моменты:

- умение организовать  и управлять производством;

- инициативная, новаторская  деятельность;

- рисковая деятельность.

Наиболее полное современное  определение предпринимательства  дают Хизреч и Питерс в своей книге "Предпринимательство". Аналогичное  определение предпринимательства  дано у Стаддарта в книге "Ключи  к миру бизнеса". В целом, скомпонованное определение выглядит так:

"Предпринимательство  - это новаторская инициативная  деятельность субъектов собственности,  направленная на создание экономических  и организационных условий с  целью производства материальных  благ и услуг и получения  прибыли".

Таким образом, основными  чертами предпринимательства являются:

1. Инициативная деятельность.

2. Новаторская деятельность.

3. Деятельность по организации  и управлению производством.

4. Рисковая деятельность.

5. Получение предпринимательского  дохода.

Однако наибольший вклад  в разработку теории предпринимательства, исследование его природы и функций  внес именно И. Шумпетер. Он называл  предпринимателем того организатора производства, который прокладывает новые пути, осуществляет новые комбинации: "Быть предпринимателем - значит, делать не то, что делают другие... и не так, как делают другие". При этом Шумпетер считал, что предприниматель не обязательно является собственником производства, индивидуальным капиталистом - им может быть и управляющий банка или акционерного общества.

К функциям предпринимателя  И. Шумпетер относит:

1) создание нового, еще  не знакомого потребителю материального  блага или прежнего блага, но  с новыми качествами;

2) введение нового, еще  не применявшегося в данной  отрасли промышленности способа  производства;

3) завоевание нового рынка  сбыта или более широкое использование  прежнего;

4) использование нового  вида сырья или полуфабрикатов;

5) введение новой организации  дела, например, монопольного положения  или, наоборот, преодоление монополии .

Борясь с рутиной, осуществляя  нововведения и обеспечивая экономический  рост, предприниматель становится, по словам И. Шумпетера, "созидающим разрушителем". Разработанная И. Шумпетером идея творческого предпринимателя  является самым известным и точным определением сути предпринимательства.

 

 

1.2 Цели и мотивы  предпринимательской деятельности

Являясь общественной по своему характеру, предпринимательская деятельность направлена на удовлетворение общественных потребностей. Но предприниматель принимает  на себя имущественный риск не из благотворительных  побуждений. Выраженный в доходе материальный интерес - побудительный мотив предпринимательской деятельности. Следует, правда, иметь в виду, что не всякий доход есть результат предпринимательства. Он выступает таковым лишь в том случае, когда представляется результатом лучшего использования факторов производства. Поэтому различного рода рентные доходы, проценты на капитал не могут рассматриваться в качестве доходов от предпринимательства. В реальной действительности предпринимательский доход представляется в форме экономической прибыли, выступающей непосредственной формой мотивации предпринимательства. Какова же цель предпринимателя?

С тех пор, как гипотеза о стремлении предпринимателя максимизировать  свою прибыль была введена в научный  оборот, она не однократно подвергалась различного рода критике. Дело в том, что с усложнением иерархической  организации фирм произошло рассредоточение  функциональных признаков предпринимательства  среди участников предпринимательского процесса. Цель формируется уже под  влиянием интересов представителей различных сторон, участвующих в  реализации предпринимательской функции, и не может выражаться в терминах максимизации. С другой стороны, предприниматель  не может не реагировать на внешние  воздействия, приспосабливаясь к изменениям рыночной ситуации, что предполагает конкретизацию и дифференциацию целевых установок на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. В  конечном счете все это приводит к модификации целевых устремлений предпринимателя в управленческие ориентиры, будь то рост объема продаж или освоение нового сегмента рынка, достижение лидирующего положения в отрасли или экономический рост фирмы.

Это не означает, что прибыль  утрачивает роль целевого ориентира  предпринимательства. Хотя целевые  установки фирм могут быть различны, и к тому же меняться под влиянием внутренних и внешних факторов, любая  из них допустима при одном непременном условии - обеспечении приемлемой нормы прибыли. Такое ограничение не случайно и обусловлено той ролью, которую прибыль играет во всем процессе предпринимательства. Прибыль является источником дохода предпринимателя и развития фирмы, служит показателем эффективности использования ресурсов и оценки инвестиционных возможностей, наконец, оценкой успеха и психологическим стимулом. Это говорит о том, что даже внешне не проявляясь, прибыль, все же, занимает главенствующее место в иерархии целей предпринимателя.

Таким образом, как управленец-хозяйственник  предприниматель стремится к  обеспечению стабильных условий  для реализации и развития своей  предпринимательской функции. С  этой стороны его задача состоит  в уравновешивании разнонаправленных  сил, позволяющих эффективно осуществлять предпринимательскую функцию в  долгосрочной перспективе. В то же время, реализуя функцию собственника, он должен обеспечить наибольшую доходность от примененных ресурсов, выражающуюся в максимизации прибыли. Разрешение этого противоречия может иметь  самые разные формы, но все они, в  конечном счете, сводятся к обеспечению  приемлемой нормы прибыли. Удовлетворенность  прибылью означает не что иное, как  компромисс между различными сторонами  предпринимательской функции.

 

 

1.3 Социально-экономическая характеристика предпринимательства

Предпринимательство - историческая категория. Оно не является чем-то окончательно сложившимся и застывшим. Меняются его содержание и форма, расширяется сфера приложения. Развитие предпринимательства, являющегося продуктом рыночного хозяйства, неразрывно связано с эволюцией последнего. Исторически исходным пунктом приложения предпринимательской инициативы была торговая деятельность. Поскольку производство в своей массе еще не было ориентировано для работы на рынок, деятельность купцов была нацелена на использование существовавших несоответствий между спросом и предложением, а источником их дохода служили разницы в ценах перемещаемых с рынка на рынок товаров. Поэтому в данный период функциональное содержание предпринимательства ограничивалось использованием возникавших рыночных неравновесий, а его доминирующим признаком была сопряженность с высокой степенью риска.

По мере углубления товарного  характера общественного хозяйства, особенно с переходом к индустриальной стадии производства, приоритетной сферой приложения предпринимательства становятся отрасли материального производства. Теперь уже не поиск наиболее привлекательных  рынков, а поиск наиболее рациональной комбинации применяемых факторов производства становится условием предпринимательского успеха. Усложнение деятельности повлекло за собой усложнение и предпринимательской  функции, обусловившее ее рассредоточение. Предпринимательская функция перестает  быть монополией собственника.

Постиндустриальная стадия с характерными для нее ростом роли нематериальной деятельности, динамичности и социализации производства установила иные ориентиры и приоритеты хозяйствования. Важнейшим в предпринимательской деятельности становится не приспособление к меняющимся условиям, а способность преобразовывать сами условия хозяйствования, предугадав перспективу развития общественного производства. Не просто рациональное использование ресурсов, а рационализация самой формы и способа хозяйствования выступает ключевым моментом деятельности предпринимателя. Предпринимательство все в большей мере охватывает сферу финансов и научной деятельности, где его инновационная функция может раскрыться наиболее полно, становясь, в то же время, коллективно выполняемой функцией. Работая на перспективу, предприниматель не может руководствоваться текущими целями. Его устремления приобретают стратегический характер, а главной целью становится не максимизация частного результата, а обеспечение финансовой устойчивости предпринимательской организации. Достичь указанного результата можно, только мобилизовав усилия всего коллектива организации, что предусматривает вовлечение в предпринимательский процесс всех его участников. Дух рационализма сменяется духом демократизма и социальной интеграции.

По мере эволюции предпринимательства  менялась и его социальная оценка. Оформившаяся еще в античное время  и позднее закрепленная в догматах христианства печать морально-этической  неполноценности предпринимательской  деятельности как "греховной" и "недостойной", довлела над ней в течение  столетий. В обществе, покоящемся на патриархальном хозяйстве, с его  размеренным и неизменным ритмом жизни, инициативная деятельность, направленная на изменение устоявшегося уклада, не могла восприниматься иначе. Со становлением индустриального типа производства, когда рациональное использование  ресурсов и новаторство определяющими  факторами устойчивого экономического роста, общественное восприятие предпринимательской  деятельности становится более адекватным. Конечно, было бы ошибкой видеть в  предпринимательстве некую подвижническую деятельность. Однако, столь же несправедливо  было бы акцентировать внимание лишь на его приобретательской мотивации, упуская из виду выполняемую им созидательную  работу.

 

1.4 Инновационное  предпринимательство

В середине ХХв. сложилось современное понимание предпринимателя как новатора, и задача предпринимателя-новатора заключается в том, чтобы реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле - путем использования новых технологических возможностей для производства принципиально новых товаров или производства старых товаров новыми методами благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции, вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли экономики.

Сутью этого определения  является признание новаторства  и новизны вообще как неотъемлемой черты предпринимательства. Действительно, поиск новых идей и их реализация - это одна из самых сложных задач  предпринимателя. Здесь требуется  умение не только творчески мыслить  и находить новые решения, но и  понимать расклад сил, действующих  в сложившейся обстановке, т.е. речь идет об инновационном предпринимательстве.

 Необходимость формирования  инновационного предпринимательства  в России обусловлена следующими  обстоятельствами:

    • усилением интенсивных факторов развития производства, которые способствуют применению научно-технического прогресса во всех сферах экономической деятельности;
    • определяющей ролью науки в повышении эффективности разработки и внедрения новой техники;
    • необходимостью существенного сокращения сроков создания и освоения новой техники;
    • повышением технического уровня производства;
    • необходимостью развития массового творчества изобретателей и рационализаторов;
    • спецификой процесса научно-технического производства -имеющая место неопределенность затрат и результатов, ярко выраженная многовариантность исследований, риск и возможность отрицательных результатов;
    • увеличением затрат и ухудшением экономических показателей предприятий при освоении новой продукции;
    • быстрым моральным старением техники и технологии;
    • объективной необходимостью ускоренного внедрения новой техники и технологии.

Информация о работе Предпринимательство – понятие, его виды и значение в рыночной экономике