Предпринимательская деятельность: виды и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 18:16, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать предпринимательскую деятельность, ее формы и виды.
Задачами данной работы являются:
1.изучить теоретические аспекты предпринимательской деятельности;
2.рассмотреть проблемы предпринимательства в Российской Федерации;
3.проанализировать государственные меры поддержки предпринимательства в России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоритические аспекты предпринимательской деятельности
1.1.Сущность и этапы развития предпринимательства…………….5
1.2.Формы предпринимательства……………………………………9
1.3.Виды предпринимательства……………………………………..14
Глава 2.Проблемы предпринимательства в Российской Федерации
2.1.Анализ развития предприятий малого и среднего бизнеса
за 2008-2010 годы………………………………………………...17
2.2.Проблемы в развитии предпринимательской деятельности…...20
2.3.Государственные меры поддержки предпринимательства в
России……………………………………………………………...25
Заключение…………………………………………………………………...32
Список литературы…………………

Файлы: 1 файл

Предпринимательская деятельность.docx

— 63.57 Кб (Скачать файл)

 «Малый бизнес - это  предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной  экономики при определенных установленных  законами, государственными органами  или другими представительными  организациями критериях» [5].

Так называемая малая экономика - важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.

Целями создания малых предприятий, или предприятий малого бизнеса, являются:

1.активизация структурной  перестройки экономики;

2.насыщение потребительского  рынка товарами;

3.преодоление отраслевого  и регионального монополизма;

4.расширение конкуренции;

5.создание материальной  основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих  предприятий;

6. укрепление экономической  базы местных органов власти;

7. Развитие сел, небольших  городов;

8.Возрождение художественных  промыслов.

Малое предпринимательство, располагая всего 3,4% стоимости основных средств экономики РФ, произвело в 1998г. около 12% ВВП (внутреннего валового продукта) России. Полученная малым бизнесом прибыль составляет пятую часть всей прибыли, полученной экономикой страны.

Сейчас еще рано вести речь об уровне достижения целей, поставленных перед малыми предприятиями, так как в стране они пока малочисленны, хотя на лицо положительная динамика развития малого бизнеса (см. табл. 1).

Таблица 1 - Динамика отраслевой структуры малого и среднего бизнеса в России

предприятия

01.01.2008

 

01.01.2009

 

01.01.2010

 
 

тыс.ед.

%

тыс.ед.

%

тыс.ед.

%

 

896,9

100

877,3

14,7

866

100

в том числе:

           

промышленные

127,2

14,2

128,5

14,7

137,2

15,8

строительные

123,5

13,8

145,5

16,6

137,5

15,9

торговли

419,4

46,8

374,6

42,7

383,5

44,2

коммерческие

51,9

5,8

42,4

4,8

36,8

4,3

науки

51,7

5,8

48,8

5,6

38,7

4,5

др. отрасли

123,2

13,7

137,5

15,7

132,8

15,4


 

 
                   

Как показывают данные, приведенные в таблице 1, наибольший удельный вес в отраслевой структуре малого бизнеса в России занимают предприятия торговли. Эта тенденция прослеживается на протяжении всего исследуемого периода. [9]

Малые предприятия пользуются поддержкой во всех развитых странах. Этот факт подтверждает, что малое предпринимательство как новая форма организации общественно необходимого труда отвечает социально-экономическим интересам России. Эта деятельность в равной степени полезна как для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина в отдельности, и поэтому заслуженно получила государственное признание и поддержку. Малые предприятия включают в процесс общественного производства, дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство. Учитывая весомый вклад малого бизнеса в экономику государства, руководство страны пытается приложить максимум усилий к развитию данного сектора. Однако у России сегодня это получается не очень хорошо. Такой вывод можно сделать, руководствуясь статистическими данными, приведенными в таблице 2.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 - Показатели, характеризующие состояние МСП в разных странах

 

Страны

Кол-во МСП (тыс.)

Кол-во МСП на 1000

жителей

Занято в МСП (млн.чел.)

Доля МСП в общей численности занятых (%)

Доля МСП в ВВП (%)

 

Великобритания

2630

46

13.6

49

50-53

 

Германия

2290

37

18.5

46

50-52

 

Италия

3920

68

16.8

73

57-60

 

Франция

1980

35

15.2

54

55-62

 

Страны ЕС

15770

45

68

72

63-67

 

США

19300

74.2

70.2

54

50-52

 

Япония

6450

49.6

39.5

78

52-55

 

Россия

844

5.65

8.3

13

10-11

 
             

Как видно из таблицы 2 Россия по состоянию малого и среднего бизнеса в стране находится на последнем месте по всем приведенным показателям. Это характеризует экономику страны не с самой лучшей стороны. Ведь вклад малых предприятий в ВВП, и другие основные показатели достаточно велик. Несмотря на то, что количество малых предприятий колеблется от 37 до 74,2 на 1000 жителей, их вклад в ВВП составляет более 50%. В то время как для России характерны как малая численность таких предприятий, так и незначительный их вклад в ВВП. Малые и средние предприятия могут решить и проблему занятости населения. Как видно из таблицы, наименьший процент занятости населения, от общей численности занятых - в Германии и составляет 46%. Для России эта цифра равна 10-11%. Таким образом, в перспективы для роста у нашей страны имеются.[8]

 

Таблица3 - общее число предприятий и организаций  Российской Федерации

Федеральные округа

2008

2009

2010

РФ

3593837

3845278

4149815

Центральный

1347273

1458202

1596789

Северо-Западный

435536

474403

517255

Южный

440487

454722

472866

Приволжский

542659

580649

624778

Уральский

267838

286663

310923

Сибирский

410805

433511

460020

Дальневосточный

149239

157128

167184


Как видно из таблицы3 число предприятий и организаций в России увеличивается с каждым годом.[8]

2.2.Проблемы в развитии  предпринимательства в России

Общие проблемы предпринимательства.

Это проблемы макро-уровня, и они возникают у любого предприятия на любом этапе развития. К ним относятся:

1. Несовершенство законодательства:

1).нестабильность законодательной  базы - происходит постоянное    изменение правил деятельности  предприятий. Предпринимателям приходится  постоянно самостоятельно отслеживать  все изменения и накапливать  всю информацию о действующей  в любой момент времени редакции  законов;

2).существенные законодательные  пробелы:

-дефицит правовых гарантий равенства  всех форм собственности и  защиты частной собственности;

-неотработанность процесса купли-продажи;

-отсутствие должного законодательства  о земле;

-внутренняя противоречивость законов.

3).невыполнение уже имеющихся  законов. Пример: предусмотренные налоговые  льготы научным организациям  и льготы аспирантам и докторам  не введены в действие в  установленном порядке. Не работает  система аккредитации научных  организаций и аттестации, также  предусмотренных законом.

2. Несовершенство налоговой системы.

Несовершенство налоговой системы имеет отрицательное влияние на малый бизнес. Уровень действующих ставок налогов превышает все разумные пределы, а перечень налоговых льгот для МП ограничен. По некоторым оценкам Госкомстата совокупные изъятия в Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в виде более чем 40 налогов и обязательных платежей достигают 90% балансовой прибыли предпринимательских структур, а некоторых случаях превышают 100%. Эта ситуация вынуждает предпринимателей искать способы уклонения от налогов - ведение двойной бухгалтерии, уход в "теневой" бизнес и пр.

При этом весьма серьезны проблемы, связанные с налогово-информационным обеспечением малого предпринимательства. Его субъекты страдают от монополии налоговых инспекций на информацию, особенно на подзаконные акты, внутренние инструкции и разъяснительные документы, практически недоступные налогоплательщикам. В ситуации, когда вопросы налогообложения регулируются сотнями правовых актов и инструктивных документов, работники налоговых органов могут толковать все неясности и двусмысленности законодательных положений в пользу бюджета.

3. Несовершенство финансово-кредитной  системы.

В соответствии с Положением о Федеральном Фонде поддержки МП денежные средства должны направляться на возмездной и безвозмездной основе для финансирования и кредитования Федеральной программы, отдельных проектов и программ МП.

Однако проведенные проверки показали низкую эффективность использования средств, выделенных Фондом для развития МП. Механизм использования данных средств не дал должного эффекта из-за отсутствия четкого порядка их расходования, кроме того, имели место случаи не целевого использования государственных средств.

4. Безопасность деятельности предприятия.

Развитие рынка в России характеризуется целым рядом источников потенциальных угроз предприятиям и отсутствием практических возможностей противодействия им на основе закона:

-невыполнение потребителями продукции  предприятия условий договора  в части ее оплаты;

-невыполнение своих обязательств  поставщиками;

-произвол чиновников, вмешивающихся  в деятельность предприятия путем  установления норм, запретов, вольной  трактовки законодательства, ограничение  товародвижения и т.п.

-прямое давление преступных  группировок в форме вымогательства, навязывания услуг по "охране";

-передача конфиденциальной информации  о предпринимателях криминальным  элементам;

-утечка информации из коммерческих  банков;

-Необходимо заметить, что отмечается  процесс "интеллектуализации" преступной  деятельности, использование в ее  рамках все более сложной финансово - технической информации и технических средств прослушивания, слежки, подделки документов и пр.

5.отсутствие систем государственной  и общественной поддержки малого  бизнеса.

С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса - Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ. Статус этого комитета, его подчиненность одному из российских министерств, скудность его финансовых ресурсов свидетельствуют о крайней ограниченности возможностей, предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и некоторая неопределенность в ориентации деятельности данного комитета. Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка не только малого бизнеса, но и предпринимательства в целом, а оно, как известно, опирается не на малый лишь, но и на средний и крупный бизнес.[5]

Такая задача не по плечу никакому комитету. Ее в состоянии решить лишь целенаправленная политика правительства в целом, и притом за весьма продолжительное время. Местные власти отнюдь не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты. Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств, так как они не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района.

Информация о работе Предпринимательская деятельность: виды и формы