Квотирование и лицензирование как методы государственного регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 03:35, реферат

Описание работы

Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленную на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Государственное регулирование предпринимательства необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства.

Содержание работы

Введение
Основная часть
Понятие и Задачи государственного регулирования
Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности Лицензирование
Заключение

Файлы: 1 файл

Предпринимательское ghfdj весна 15.doc

— 56.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

 

На тему: Квотирование и лицензирование

как методы государственного регулирования

 

 

 

 

 

 

                                                                              

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                 3

Основная часть                                                                                                     3-6

Понятие и Задачи государственного регулирования                                         3

Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности                                                                                                           4

Квотирование                                                                                                          5

Лицензирование                                                                                                      6

Заключение                                                                                                              7

Список литературы                                                                                                 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сущность и методы государственного регулирования

Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции. К числу таких ограничений относятся различные меры государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленную на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование предпринимательства необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства.

Задачи государственного регулирования предпринимательства можно разделить на группы:

-  охрана окружающей среды;

-  выравнивание экономического цикла;

-  обеспечение нормального уровня занятости населения;

-  защита жизни и здоровья граждан;

-  поддержка конкуренции на рынке;

-  поддержка и развитие малого предпринимательства;

-  специальные меры защиты прав предпринимателей и др.

Представленный перечень задач государственного регулирования предпринимательства свидетельствует о том, что государственное регулирование необходимо не только государству, но и самим предпринимателям.

Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности можно разделить на две группы.

1. Косвенные методы - экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. К ним относятся:

-  прогнозирование и планирование;

-  предоставление налоговых льгот;

-  льготное кредитование;

-  государственный (муниципальный) заказ и др.

2. Прямые (административные) методы - средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К их числу относятся:

-  государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей;

-  государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

-  налогообложение;

-  лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;

- квотирование;

- субсидии;

- субвенции;

-  дотации;

-  льготное кредитование;

- инвестиции со стороны государства

-  выдача предписаний антимонопольным органом и т.д.

Целью таких методов является достижение приоритетов экономического развития, защита общественно необходимых секторов экономики и отдельных групп населения.

Квотирование как метод государственного регулирования.

Квотирование является нетарифным методом государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Квотирование — это количественное ограничение какой-либо продукции (товаров), устанавливаемое государственными органами на определенный срок.

Регулирование экспорта и импорта путем квотирования предусмотрено законодательством России. Таможенным кодексом РФ установлено: «На ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств могут устанавливаться ограничения исходя из соображений экономической политики, выполнения международных обязательств Российской Федерации, защиты экономической основы суверенитета Российской Федерации, защиты внутреннего рынка, в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям в соответствии с актами законодательства Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации». В соответствии со ст. 15 Федерального закона .«О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» количественные ограничения могут устанавливаться Правительством РФ в исключительных случаях в целях:

—  обеспечения национальной безопасности РФ;

—  выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем рынке; — защиты внутреннего рынка РФ.

Закон предписывает вводить в действие вновь устанавливаемые количественные ограничения не ранее чем через три месяца после официального опубликования соответствующего правительственного постановления.

Кроме того, в вышеназванном законе в ст. 19 предусмотрена возможность ограничения экспорта и (или) импорта исходя из национальных интересов. Такие ограничения могут устанавливаться только федеральными законами и вступают в силу не ранее 30 дней с момента опубликования этих законов.

Российским законодательством установлена единая система квотирования и лицензирования. Это означает, что она распространяется на все хозяйствующие субъекты, ведущие внешнеэкономическую деятельность, на экспортно-импортные операции со всеми государствами.

Распределение квот и выдача лицензий осуществляются, как правило, путем проведения конкурсов и аукционов. Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1996 г. № 1299 «О порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации» (ред. от 15 декабря 2000 г.) утверждено Положение о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот.

Лицензирование как метод государственного регулирования.

Лицензирование — это выдача компетентными государственными органами разрешений на ввоз или вывоз определенных видов продукции (товаров).

Лицензии могут выдаваться в пределах установленных квот, а также и при отсутствии квотирования.

Особенностями лицензирования, применяемого при регулировании внешнеэкономической деятельности, является то, что лицензируется оборот товара, а не вид деятельности.

Лицензии могут быть разовыми и генеральными. Генеральные лицензии выдаются для выполнения международных обязательств сроком на один год.

Разовые лицензии выдаются на совершение одной сделки с одним видом товара и действуют в течение одного года.

Применение государством разнообразных методов воздействия на экономику имеет свои границы. Так, недопустимы любые действия государства, которые разрывают связи внутри рыночного механизма. К примеру, тотальное директивное планирование, натуральное распределение материально-технических средств и предметов потребления, административный контроль над ценами сводит на нет работу механизма рынка. Это вовсе не означает, что государство самоустраняется от бесконтрольного инфляционного роста цен, от всех типов планирования. Напротив, используя различные методы регулирования, государство внимательно следит за ценами, разрабатывает национальные программы, осуществляет административный контроль за производством. Но делает оно это осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы, не разрушая саморегулируемый механизм рынка.

Хозяйственная практика знает немало комбинаций использования различных методов государственного регулирования. Одни методы прямо направлены на достижение поставленных целей, а другие выступают в качестве амортизаторов и предназначены для компенсации негативных сторон рынка.

Таким образом, говоря о государственном вмешательстве в экономику, следует иметь в виду допустимые его пределы, что очень важно. Если государство, пусть даже руководствуясь исключительно благими намерениями, переступает этот предел, то происходит деформация рыночного механизма.

Так как рынки (рынок товаров и услуг, денежный рынок, рынок труда, рынок капиталов и другие) взаимосвязаны, то применять методы государственного регулирования необходимо комплексно. Применение односторонних методов воздействия на макроэкономическое равновесие не может оказать положительного стабилизирующего эффекта. Более того, односторонний подход может привести лишь к углублению экономического кризиса и заложить перспективные основы его разрушительного проявления.

 

 

 

Использованная литература:

    1. В. Т. Батычко, Предпринимательское право. Конспект лекций . Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011 г.
    2. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.). М., 1995.
    3. В.В. Галкин. Основы предпринимательской деятельности: Учебное пособие. М.:2004.
    4. Электронные образовательные ресурсы.

Информация о работе Квотирование и лицензирование как методы государственного регулирования