Корпоративное управление в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Корпорация - это важнейший институт современной экономики. Процесс интеграции белорусских корпораций в мировое экономическое сообщество вызывал всплеск интереса к вопросам, касающимся корпоративного управления.
Актуальность изучения проблемы корпоративного управления объясняется необходимостью:
повышения конкурентоспособности корпорации на мировом рынке;
обеспечение инвестиционной привлекательности;
создание эффективного механизма управления собственностью;
соблюдение баланса интересов всех финансово-заинтересованных лиц;
разделение функций владения и управления в крупных организациях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ГЛАВА 2. МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

.1 Англо-американская модель корпоративного управления

.2 Немецкая модель корпоративного управления

.3 Японская модель корпоративного управления

.4 Сравнительный анализ моделей корпоративного управления

ГЛАВА 3. КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОАО «БАТЭ»

.1 История корпоративного управления в Беларуси

.2 Организация корпоративного управления в ОАО «БАТЭ»

.3 Проблемы корпоративного управления

.4 Рекомендации для обеспечения корпоративной безопасности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая Корпоративное управление.docx

— 54.27 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

ГЛАВА 2. МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

.1 Англо-американская модель корпоративного  управления 

 

.2 Немецкая модель корпоративного  управления 

 

.3 Японская модель корпоративного  управления 

 

.4 Сравнительный анализ моделей  корпоративного управления 

 

ГЛАВА 3. КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОАО «БАТЭ»

 

.1 История корпоративного управления  в Беларуси 

 

.2 Организация корпоративного управления  в ОАО «БАТЭ»

 

.3 Проблемы корпоративного управления

 

.4 Рекомендации для обеспечения  корпоративной безопасности 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Корпорация - это важнейший институт современной экономики. Процесс  интеграции белорусских корпораций в мировое экономическое сообщество вызывал всплеск интереса к вопросам, касающимся корпоративного управления.

 Актуальность изучения проблемы  корпоративного управления объясняется  необходимостью:

повышения конкурентоспособности  корпорации на мировом рынке;

обеспечение инвестиционной привлекательности;

создание эффективного механизма  управления собственностью;

соблюдение баланса интересов  всех финансово-заинтересованных лиц;

разделение функций владения и  управления в крупных организациях.

В данной работе рассмотрены вопросы, касающиеся сущности корпоративного управления, зависимости стоимости компании от эффективного корпоративного управления, а также основные мотивационные  механизмы, применяемые в корпоративном  управлении.

Понятие «корпоративное управление»  появилось в белорусской экономике  относительно недавно, но, тем не менее, экономисты и аналитики широко и  активно изучают и анализируют  его в учебной литературе и  периодических изданиях ведущих  экономических журналов. Корпоративное  управление - это совокупность экономических  и административных механизмов, с  помощью которых реализуются  права акционерной собственности и формируется структура корпоративного контроля; система взаимодействий между руководством компании, ее советом директоров, акционерами и другими заинтересованными лицами для реализации их интересов [35].

 

Цель данной работы - выявить особенности  модели корпоративного управления в  Открытом акционерном обществе «БАТЭ».

 

 

 

Задачи данной курсовой работы:

Выявить сущность корпоративного управления;

Определить особенности различных  моделей управления корпорациями;

Выявить особенностей моделей корпоративного управления в Республике Беларусь.

Выявить особенности корпоративного управления в ОАО «БАТЭ»

 

Объектом исследования курсовой являются модели корпоративного управления.

 

Предметом исследования курсовой являются особенности модели корпоративного управления в ОАО «БАТЭ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

В современной белорусской экономике  корпоративное управление является одним из важнейших факторов, определяющих не только уровень экономического развития страны, но и социальный и инвестиционный климат.

 

Что же такое корпоративное управление? Эта проблема достаточно сложная, относительно новая и продолжающая развиваться. Существует множество определений  данного понятия.

организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) дает следующую  формулировку: «Корпоративное управление относится к внутренним средствам  обеспечения деятельности корпораций и контроля над ними... Корпоративное  управление также определяет механизмы, с помощью которых формулируются  цели компании, определяются средства их достижения и контроля над ее деятельностью». В широком смысле корпоративное управление рассматривается  как процесс осуществления власти хозяйствующими субъектами, принятия решений в рамках отношений собственности  на основе сложившегося производственного, человеческого и социального  капитала... определяется характером целевых  установок деятельности предприятия  и его руководства, типами контроля, интересов и собственности;

- корпоративное управление оценивается  также как организационная модель, которая призвана, с одной стороны,  регулировать взаимоотношения между  менеджерами компаний и их  владельцами (акционерами), с другой - согласовать цели различных  заинтересованных сторон, обеспечивая  тем самым, эффективное функционирование  компаний;

система, с помощью которой осуществляется управление и контроль над деятельностью  предпринимательских организаций. Структура корпоративного управления определяет права и обязанности  лиц, входящих в корпорацию, например, членов совета директоров, менеджеров, акционеров и других заинтересованных сторон, и устанавливает правила  и порядок принятия решений по делам корпорации. Корпоративное управление также обеспечивает структуру, на основе которой устанавливаются цели и задачи деятельности компании, определяются пути и средства их достижения и контролируется;

система или процесс, с помощью  которого управляется и контролируется деятельность корпораций, подотчетных  акционерам.

Корпоративное управление в узком  понимании - это система правил и  стимулов, побуждающих управленцев  компании действовать в интересах  акционеров.

В широком смысле корпоративное  управление - это система организационно-экономических, правовых и управленческих отношений  между субъектами экономических  отношений, интерес которых связан с деятельностью компании. В свою очередь, под субъектами корпоративного управления понимается: менеджеры, акционеры  и другие заинтересованные лица (кредиторы, служащие компании, партнеры компании, местные органы власти).

Все участники корпоративных отношений  имеют общие цели, в том числе:

.создание жизнеспособной прибыльной  компании, обеспечивающей выпуск  высококачественных товаров и  рабочие места, а также обладающей  высоким престижем и безупречной  репутацией;

.увеличение стоимости материальных  и нематериальных активов компании, рост котировок ее акций и  обеспечение выплаты дивидендов;

.получение доступа к внешнему  финансированию (рынкам капитала);

.получение доступа к трудовым  ресурсам (кадрам менеджеров и  других работников);

.увеличение рабочих мест и  общий рост экономики.

Вместе с тем, каждый участник корпоративных  отношений имеет свои интересы, и  различие между ними может привести к развитию корпоративных конфликтов. В свою очередь, надлежащее корпоративное  управление содействует предотвращению конфликтов, а при возникновении - их разрешению посредством предусмотренных  процессов и структур. Такими процессами и структурами являются формирование и функционирование различных органов управления, регулирование взаимоотношений между ними, обеспечение равноправного отношения ко всем сторонам, раскрытие надлежащей информации, ведение бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии должными стандартами и пр.

В чем же различаются интересы субъектов  корпоративного управления?

Менеджеры получают основную часть  своего вознаграждения, как правило, в виде гарантированной заработной платы, в то время как остальные  формы вознаграждения играют значительно  меньшую роль. Они заинтересованы, прежде всего, в прочности своего положения, устойчивости компании и  снижении опасности воздействия  непредвиденных обстоятельств (например, финансировании деятельности компании преимущественно за счет нераспределенной прибыли, а не внешнего долга). В процессе выработки и реализации стратегии  развития компании, как правило, склонны  к установлению прочного долгосрочного  баланса между риском и прибылью. Менеджеры зависят от акционеров, представленных советом директоров, и заинтересованы в продлении  своих контрактов на работу в компании. Они также непосредственно взаимодействуют  с большим числом групп, проявляющих  интерес к деятельности компании (персонал компании, кредиторы, клиенты, поставщики, региональные и местные  власти и пр.) и вынуждены принимать  во внимание, в той или иной степени, их интересы. Менеджеры находятся  под воздействием ряда факторов, которые  не связаны с задачами повышения  эффективности деятельности и стоимости  компании или даже противоречат им (стремление к увеличению размеров компании, расширению ее благотворительной  деятельности как средства повышения  личного статуса, корпоративного престижа и пр.).

 

В свою очередь, акционеры могут  получить доход от деятельности компании лишь в форме дивидендов (той части  прибыли компании, которая остается после того, как компания рассчитается по своим обязательствам), а также  за счет продажи акций в случае высокого уровня их котировок. Соответственно, они заинтересованы в высоких  прибылях компании и высоком курсе  ее акций. При этом акционеры несут  самые высокие риски: неполучение  дохода в случае, если деятельность компании, по тем или иным причинам, не приносит прибыли; в случае банкротства  компании получают компенсацию лишь после того, как будут удовлетворены требования всех других групп. Акционеры склонны к поддержке решений, которые ведут к получению компанией высоких прибылей, но и сопряженных с высоким риском. Как правило, диверсифицируют свои инвестиции среди нескольких компаний, поэтому инвестиции в одну конкретную компанию не являются единственным (или даже главным) источником дохода, а также имеют возможность воздействовать на менеджмент компании лишь двумя путями:

. при проведении собраний акционеров, через избрание того или иного  состава совета директоров и  одобрения или неодобрение деятельности  менеджмента компании;

. путем продажи принадлежащих  им акций, воздействуя тем самым  на курс акций, а также создавая  возможность поглощения компании  акционерами, недружественными действующему  менеджменту. Акционеры непосредственно  не взаимодействуют с менеджментом  компании и другими заинтересованными  группами.

Есть еще одна группа участников корпоративных отношений, называемых иными заинтересованными группами («соучастники»/ stakeholders), среди которых:

. Кредиторы:

получают прибыль, уровень которой  зафиксирован в договоре между ними и компанией. Соответственно, прежде всего заинтересованы в устойчивости компании и гарантиях возврата представленных средств. Не склонны поддерживать решения, обеспечивающие высокую прибыль, но связанные с высокими рисками;

диверсифицируют свои вложения между  большим числом компаний.

. Служащие компании:

прежде всего заинтересованы в устойчивости компании и сохранении своих рабочих мест, являющимися для них основным источником дохода;

непосредственно взаимодействуют  с менеджментом, зависят от него и, как правило, имеют очень ограниченные возможности воздействия на него.

. Партнеры компании (регулярные  покупатели ее продукции, поставщики  и пр.):

заинтересованы в устойчивости компании, ее платежеспособности и  продолжении деятельности в определенной сфере бизнеса;

непосредственно взаимодействуют  с менеджментом.

. Местные органы власти:

прежде всего, заинтересованы в  устойчивости компании, ее способности  выплачивать налоги, создавать рабочие  места, реализовывать социальные программы;

непосредственно взаимодействуют  с менеджментом;

имеют возможность влиять на деятельность компании главным образом через  местные налоги.

Как видно, участники корпоративных  отношений по-разному взаимодействуют  между собой, и сфера несовпадения их интересов весьма значительна. Правильно  выстроенная система корпоративного управления как раз и должна минимизировать возможное негативное влияние этих различий на процесс деятельности компании. Система корпоративного управления формулирует и согласовывает  интересы акционеров, оформляет их в виде стратегических целей компании и контролирует процесс достижения этих целей корпоративным менеджментом.

Основой системы корпоративного управления является процесс выстраивания и  эффективного осуществления внутреннего  контроля над деятельностью менеджеров компании от лица ее владельцев (инвесторов), т.к. именно благодаря средствам, предоставленным  последними, компания смогла начать свою деятельность и создала поле для  деятельности других заинтересованных групп.

Вышесказанное позволяет сделать  вывод, что корпоративное управление имеет два аспекта: внешний и  внутренний. Внешний аспект сфокусирован на отношениях компании с социально-экономической  средой: государством, регулирующими  органами, кредиторами, участниками  рынка ценных бумаг, местными общинами и другими заинтересованными  лицами. Внутренний аспект сосредоточен на взаимоотношениях внутри компании: между акционерами, членами наблюдательных, исполнительных и контрольно-ревизионных  органов.

Система корпоративного управления создается  для решения трех основных задач, стоящих перед корпорацией: обеспечения  ее максимальной эффективности; привлечения  инвестиций; выполнения юридических  и социальных обязательств.

Система надлежащего корпоративного управления нужна, прежде всего, открытым акционерным обществам с большим  количеством акционеров, ведущим  бизнес в отраслях с высокими темпами  роста и заинтересованным в мобилизации  внешних финансовых ресурсов на рынке  капиталов. Однако ее полезность несомненна и для ОАО с незначительным числом акционеров, ЗАО и ООО, а также для компаний, действующих в отраслях со средними и низкими темпами роста. Внедрение такой системы позволяет оптимизировать внутренние бизнес-процессы и предотвратить возникновение конфликтов, организовав должным образом отношения компаний с собственниками, кредиторами, потенциальными инвесторами, поставщиками, потребителями, сотрудниками, представителями государственных органов и общественных организаций.

Информация о работе Корпоративное управление в зарубежных странах