Кооперативные идеи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 18:49, реферат

Описание работы

Кооперативные идеи – это одно из течений общественной жизни.
Кооперативное движение — результат творчества выдаю­щихся мыслителей,
самодеятельности и инициативы широких масс. Кооперативы возникли не вдруг и
не на пустом месте. Этому предшествовали долгие годы исканий и мучений.
Многие мыслители задумывались над тем, как обустроить жизнь трудящихся
наилучшим образом. Предлагая свои ва­рианты устройства жизни, они тем самым
воспитывали в массах стремление к лучшему переустройству общества, к
твор­честву во имя светлого будущего.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 61.28 Кб (Скачать файл)

1. Кооперативные идеи –  это одно из течений общественной  жизни. 

Кооперативное движение —  результат творчества выдаю­щихся  мыслителей,

самодеятельности и инициативы широких масс. Кооперативы возникли не вдруг и

не на пустом месте. Этому  предшествовали долгие годы исканий  и мучений.

Многие мыслители задумывались над тем, как обустроить жизнь  трудящихся

наилучшим образом. Предлагая  свои ва­рианты устройства жизни, они  тем самым

воспитывали в массах стремление к лучшему переустройству общества, к

твор­честву во имя светлого будущего. Осознание необходимости  переустройства

жизни приводило многих к  организации объ­единений трудящихся, способствующих

экономическому росту  и духовному развитию людей. Что  в свою очередь толкало

их на совместное ведение  хозяйства, коллективное решение за­дач

производственного и воспитательного  характера.

К середине XIX века, периоду  массового распространения кооперативов в

европейских странах, кооперация накопила солидный идейно-теоретический

потенциал, аккумулирован­ный  в комплексных, исторических и специально-

теоретичес­ких сочинениях различного назначения, уровня, формы  изло­жения и

размера.

     Появление и  развитие кооперативной мысли.

Опыт коллективного труда  и управления хозяйством, час­тичного  обобществления

собственности был известен челове­честву со времен первобытнообщинной

формации. Около трех тысяч  лет назад в Древнем Египте, Греции, Риме

существова­ли ассоциации свободных  ремесленников; в средние века —

крестьянские общины  и  отдельные ассоциации свободных  крестьян-производителей

сельскохозяйственной продукции; в период позднего средневековья  — цеховые

объединения ре­месленников.

Народный фольклор и литературные памятники прошло­го свидетельствуют  о том,

что уже в средние века крестьяне и ремесленники связывали  свои мечты о лучшем

будущем с иде­альной организацией человеческого общества, где царят

рав­ноправие, справедливость, сотрудничество и взаимопомощь. Утопический

образ будущего, созданный  крестьянскими мас­сами, оказал воздействие  на

мировоззрение гуманистов и  про­светителей XVI—XVIII веков.

Систему взглядов гуманистов и просветителей XVI—XVIII веков называют в

истории ранним утопическим  социализмом. Его основоположником считают

английского писателя гума­ниста и государственного деятеля Томаса Мора

(1478—1535 гг.). В 1516 году вышла  его "Золотая книга, столь  же полезная как

и забавная о наилучшем  устройстве государства и о новом  острове Утопия",

положившая начало литературе утопичес­кого социализма.

Другие ранние социалисты-утописты Джерард Уинстенли (1609—1652) в книге

"Закон Свободы" и  Томмазо Кампанелла (1568—1639) в произведении "Город

Солнца" также описыва­ют "общество равных", республику без  частной

собственнос­ти, в которой  люди коллективно трудятся и воспитываются  не зная

нужды.

Т.Мор, Дж.Уинстенли и Т.Кампанелла наметили общие контуры будущего

справедливого общества. Что  касается ор­ганизации экономической  жизни, Т.Мор

и Дж.Уинстенли счи­тали семью  главной хозяйственной ячейкой  будущего

идеаль­ного общества, где  и должны были воспитываться члены  се­мьи.

Утопические социалисты, жившие позднее, в мануфактур­ный период развития

капитализма (середина XVI—последняя треть XVIII вв.) основной ячейкой

будущего общества счита­ли уже товарищества ремесленников  и сельские или

городские коммунистические общины, где воспитанием людей (и  эконо­мически, и

духовно) должны были заниматься Голландский ученый Петер Корнелиус  Плокбой

написал в 1659 году памфлет  Кромвелю "Предложение способа  сде­лать бедняков

этой и других наций  счастливыми". Он предло­жил создать  хозяйственное

товарищество, "маленькую  респуб­лику" с ограниченной частной  собственностью.

Земля, деньги и движимое имущество закреплялись за теми, кто  их вносил в

общее пользование, однако доходов  с них члены товарищест­ва  не получали.

Вознаграждался только труд. В пределах то­варищества уничтожалась

эксплуатация, но владение частной  собственностью сохранялось. Сохранялась  и

эксплуатация товариществом  труда наемных рабочих, для которых  устанав­ливался

12-часовой рабочий день, в то время как для членов  республики-товарищества —

6-часовой. Совместная жизнь  в товариществах, по мысли Плокбоя,  должна была

привести к экономии труда, удешевлению закупок, поскольку  они будут

производиться оптом, и к  созданию крупного ремесленного производства, а

следовательно, выпуску более  дешевых това­ров и получению  высоких прибылей.

"Маленькая республи­ка"  Плокбоя уже имела общие черты  с производственным

ко­оперативом.

Английский экономист  Джон Беллерс (1б54—1725 гг.) пред­ложил еще  более

совершенную форму организации  товарище­ства ремесленников в  книге "Проект

учреждения рабочего колледжа всех ремесел и сельского хозяйства". В "рабочем

колледже" Джона Беллерса доход распределялся не только по труду, но и по

капиталу. Членство провозглашалось  добро­вольным, предлагалось планомерное

обучение, т.е. подготов­ка  кадров. Таким образом, К.Плокбой  и Дж.Беллерс,

предло­жившие организовать товарищества ремесленников на базе членских

взносов, явились, по существу, первыми теоретика­ми производственных

кооперативов. Не случайно книгу  Дж. Беллерса о "рабочих колледжах" издал

Р.Оуэн, который считал его  своим учителем.

Французские социалисты-утописты XVII—XVIII веков считали основной ячейкой

будущего справедливого  общества коммунистические общины. Умеренный  социалист-

утопист XVIII века Морелли  в своем произведении "Кодекс природы", написанном

в 1755 году, и революционер-демократ Жан Мелье (1664—1729 гг.) в "Завещании"

призывали крестьян к вооруженной  борьбе против тиранов и построению нового

общества без частной  собственности в форме производствен­но-потребительских

сельских и городских  общин.

В эпоху французской буржуазной революции XVIII века с требованием  отмены

частной собственности и  организации производства на коллективных началах

выступали француз­ский адвокат  и публицист Буассель (1728—1807 гг.),

француз­ский республиканец, коммунист-утопист Гракх Бабёф (1760— 1797 гг.),

итальянец, видный деятель  революционного движе­ния во Франции, коммунист-

утопист Филиппо Буонаротти (1761—1837 гг.). Два последних выступали  за

уравнительный коммунизм, т.е, полное равенство в распределении  материаль­ных

благ. В коммунистической доктрине бабувистов (так на­зывали  сторонников

Бабёфа и Буонаротти) была выдвинута идея, согласно которой  политическая

революция должна быть дополнена  революцией социальной; только в этом случае

тру­дящиеся добьются осуществления  своих чаяний.

В Англии во второй половине XVIII века ломка общест­венных отношений  и

бедствия трудящихся масс, порожденные промышленной революцией, создали

питательную среду для  распространения радикально-демократической  идеологии.

Английские "якобинцы" Джон Селуолл Спенс (1750—1814 гг.), социалисты-утописты

Чарльз Голл (1745—1825 гг.) и  Уильям Годвин (1756—1836 гг.), отстаивая

интересы ремесленников  и крестьян, призывали их к борьбе против лендлордов.

Они пред­ставляли себе будущий  строй как совокупность небольших  общин,

образованных путем добровольных объединений про­изводителей.

В начале XIX века в Англии, Франции и других европей­ских странах  радикальные

и демократические идеи стали  все шире распространяться среди  обездоленных.

Как отмечает прогрессивный  английский историк Э.Томпсон, города и даже

деревни гудели от деятельности энергичных самоучек. Нередко рабочие, батраки,

ремесленники, клерки, лавочники  из тех, кто получил в детстве  начальное

образование, продолжали учиться  самостоятельно или группами, иные читали

Вольтера и Кобетта, кое-кто  постигал и азы политэкономии, изучая тру­ды

Рикардо".

Так постепенно под влиянием условий жизни и идей пере­довых мыслителей

формировалось общественное сознание, шел поиск путей и  средств к улучшению

экономической жизни населения.

Большое влияние на этот процесс  оказала пропагандист­ская и  организаторская

деятельность великих  социалистов-утопистов французов  Клод Анри Сен-Симона

(1760—1825 гг.), Шарля Фурье  (1772- 1837 гг.) и англичанина Роберта  Оуэна

(1771—1858 гг.). Все они предрекали  гибель капитализма, на­стаивали  на

необходимости изменения  общественной систе­мы во имя создания новой

общественной формации, которую  Сен-Симон называл индустриализмом, Фурье —

гармонией, а Оуэн — коммунизмом.

Сен-Симон полагал, что  в будущем обществе "индустриа­лов" буржуазия и

пролетарии образуют единый класс. Основ­ные черты предлагаемой им системы

Сен-Симон видел в обя­зательном  труде, единстве науки и производства, научном

планировании хозяйства, распределении общественного продукта.

Фурье считал первичной ячейкой  будущего общества "фа­лангу", в  которой

сочетаются промышленное и сельскохозяй­ственное производство. Он полагал, что

в будущем обществе труд станет потребностью и наслаждением, а

противополож­ность между  умственным и физическим трудом исчезнет.

Оуэн предлагал создать  самоуправляющиеся "поселки об­щности  и

сотрудничества", лишенные частной собственности, классов, эксплуатации и

других антагонизмов. "Общины" Р.Оуэна и Ш.Фурье были уже ближе  к

кооперативам.

Оуэн сделал больше всех для  организации сначала общин, а  впоследствии

производственных и потребительских  коопе­ративов. В 1817 году он начал

пропагандировать "поселки  единения и кооперации". В1821 году в Лондоне при

его участии было создано "Кооперативное экономическое  общество", чле­нами

которого стали главным  образом городские наборщи­ки. Это  был потребительский

кооператив, имевший собствен­ную лавку и продававший своим  членам-пайщикам

товары по более низким ценам, чем цены частной торговли. Во главе

ко­оператива стоял выборный комитет.

В 1824 году сторонники Оуэна  создали "Лондонское ко­оперативное общество",

которое посредством публичных  лек­ций, диспутов, брошюр и газетных публикаций

начало агита­цию за устройство общин на коммунистических началах. В 1826 году

"Лондонское кооперативное  общество" стало издавать "Кооперативный  журнал",

который популяризировал  взгля­ды Р.Оуэна и обсуждал проблемы движения за

создание об­щин и кооперативов.

В 1828 году один из самых видных сторонников Р.Оуэна врач Уильям Кинг

(1786—1865 гг.) начал издавать  ежемесяч­ный журнал "Кооператор". В отличие от

Оуэна, возлагавше­го надежды  на помощь богатых филантропов в  устройстве

общин, У.Кинг провозгласил и  обосновал необходимость самодеятельности широких

народных масс. Он считал, что только организация самих  трудящихся может

привести к но­вому  социальному строю. Разделяя взгляды  Р.Оуэна на конеч­ную

цель — создание сельскохозяйственно-производственных общин, У.Кинг предложил

новые пути ее достижения. Он ре­шил собрать капитал для общин  путем

организации потреби­тельских кооперативов. Советовал продавать  товары по

сред­нерыночным ценам, за наличный расчет, а прибыль отклады­вать в "фонд

общины". Затем с помощью  накопленных сред­ств Кинг предлагал  создать

производственные кооперативы, которые в свою очередь соберут  еще более

крупный капитал, достаточный  для организации общин.

Следует отметить, что социалисты-утописты Сен-Симон, Фурье и Оуэн исходили из

необходимости построения пропо­ведуемой ими системы мирным путем, посредством

распро­странения идей равенства  и социальной справедливости, без  революций и

войн. К такому выводу пришел и пользующийся мировой известностью французский

философ Жан-Жак Руссо  в конце своей жизни''.

Большое влияние на самосознание масс оказали научный социализм  и коммунизм, у

истоков которых стоял  К.Маркс (1818—1883 гг.). Немецкий ученый, философ,

экономист Карл Маркс в  своих работах уделил много внимания роли коопера­ции в

борьбе против существующего  строя. Однако он считал, что в условиях

капиталистического строя, кооперация играет второстепенную роль, хотя и

заставляет рабочих сплачивать­ся  и бороться за свои экономические  права.

К.Маркс и Ф.Энгельс  вели борьбу с кооперативистской  идеологией, с теориями о

возможности ликвидации капита­лизма с помощью кооперации. Они видели в

кооперации лишь одну из форм ослабления, подрыва изнутри капиталистичес­кой

системы хозяйства. "Как  бы кооперативный труд ни был превосходен  в принципе и

полезен на практике, он никогда- не будет в состоянии задержать  происходящего

в геометричес­кой прогрессии роста монополии, ни освободить массы, ни даже

заметно облегчить бремя  их нищеты", — писал Маркс в  Учредительном Манифесте

Интернационала.

Маркс сформулировал мысль  о том, что кооперативы, ко­оперативный труд смогут

стать социально преобразующей  силой, средством освобождения трудящихся от

Информация о работе Кооперативные идеи