Коммерческая тайна в предпринимательской деятельноссти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 06:06, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ института коммерческой тайны в российском праве с рассмотрением его положительных сторон и недостатков. В соответствии с указанной целью можно определить следующие задачи работы:
а) необходимо рассмотреть сущность коммерческой тайны и коммерческой информации в российском законодательстве;
б) следует определить основные признаки коммерческой тайны, включая и отличия его от схожих понятий, в частности от « ноу-хау»;
в ) нужно раскрыть порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне предприятия;
г) рассмотреть основные элементы механизма защиты коммерческой тайн в предпринимательской деятельности;
в) важно рассмотреть основные проблемы защиты коммерческой тайн в предпринимательской деятельности и наметить пути их решения.
В курсовой работе используются аналитические научные статьи, посвященные проблемам реализации коммерческой тайны в предпринимательской деятельности. Глубиной анализа отличаются статьи Потапова Н.А., Ханкевича А.Г., Лопатина В.Н. и других ученых.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СУШНОСТЬ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие и признаки коммерческой тайны. Коммерческая информация 1. 2 Порядок отнесения коммерческих сведений к коммерческой тайне
ГЛАВА 2.ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Сохранение коммерческой тайны сотрудниками предприятия.
2.2 Меры, направленные на предотвращение утечки сведений, составляющих коммерческую тайну.
2.3 Ответственность за разглашение коммерческой тайны.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Основные способы хищения коммерческой тайны
3.2 Коммерческий шпионаж
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Файлы: 1 файл

предпринимкательское правокурсовая полностью..doc

— 239.50 Кб (Скачать файл)

Следует учесть и другие факторы. Например, предприятие может применять широко известные методы организации производства, технологические приемы, оборудование и т.п. и при этом достигать высокой прибыли. Несмотря на общедоступность таких данных, сам факт их применения может являться коммерческой тайной.

Некоторые предприятия получают прибыль за счет монопольного положения на рынке, т.е. отсутствия производителей такого же вида товара в данном регионе. Не следует в этом случае пренебрегать своевременными мерами по защите коммерческой тайне, т.к., используя свободный доступ к необходимым данным, даже небольшое предприятие способно быстро организовать аналогичное производство и составить конкуренцию.

Нельзя  использовать отнесение каких-либо сведений к категории коммерческой тайны в целях уклонения от уплаты налогов, сокрытия фактов нанесения ущерба здоровью людей, а также других противозаконных действий.

Результатом работы экспертов должен стать перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия.

Вполне  естественно, что по мере необходимости этот перечень должен пересматриваться, изменяться и дополняться. В Перечне, если возможно, желательно указать конкретный срок, на который те или иные сведения отнесены к коммерческой тайне.

Перечень  доводится до структурных подразделений  и соисполнителей в части их касающейся, для руководства в работе и приведения в соответствие с ним грифа работ (целесообразно применять гриф «коммерческая тайна»), документов и изделий.

Исполнитель и руководитель, подписывающий документ, оценивают при его подготовке содержащиеся в нем сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия.

При наличии таких сведений на первом, титульном листе в правом верхнем  углу должен быть поставлен гриф. Например, «коммерческая тайна».

Исключение  сведений из категории составляющих коммерческую тайну предприятия производится по окончании контрольного срока, на который она устанавливалась или ранее, в связи с наступлением определенных обстоятельств (появление нового образца, утечка информации к конкуренту и т.п.).

Решение о досрочном исключении сведений из категории составляющих коммерческую тайну предприятия производится по окончании контрольного срока, на который она устанавливалась или ранее, в связи с наступлением определенных обстоятельств (появление нового образца, утечка информации к конкуренту и т. п.).

Решение о досрочном исключении сведений из категории, составляющих коммерческую тайну, принимаются теми же лицами, которые утвердили Перечень.

В основе этой системы должна лежать заинтересованность исполнителей работ как в выявлении новых объектов защиты, так и в определении оптимального момента снятия ограничений на распространение ранее защищаемой информации.

В тех  случаях, когда публикация необходима для закрепления приоритета или  поддержания престижа советской  науки, вместо конкретных приводятся сведения более общего характера. Например, точные значения характеристик и параметров могут быть заменены на диапазоны, в которых они находятся.

При открытом опубликовании сведений рекомендуется  уделять больше внимания рекламной  привлекательности ее результатов, чтобы заинтересовать в их использовании потенциальных потребителей внутри страны и за рубежом. Вместе с тем обьем публикуемых данных не должен быть достаточным для самостоятельного внедрения без дополнительной информации разработчика, которая именно и подлежит защите.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОСНОВЫЕ  ЭЛЕМЕНТЫ МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1.Сохранение коммерческой тайны сотрудниками предприятия

 

           В деле защиты предпринимательской деятельности от различного вида угроз значительное место занимает персонал предприятия, который может стать как объектом, так и субъектом таких угроз. Это процесс предполагает проведение превентивных и текущих мер, направленных на работу с кадрами.

 Как образно выразился один эксперт, «степень надежности любого шифра определяется не его сложностью, а неподкупностью шифровальщика». Иными словами, ключевыми фигурами систем защиты коммерческих секретов являются сотрудники фирм. Причем не только те, которые работают с закрытой информацией (хотя данная категория в первую очередь). Рядовой сотрудник, не имеющий доступа к коммерческой тайне, тоже может оказать помощь конкурентам в проведении электронного шпионажа, обеспечить условия для хищения носителей информации, для выведывания, снятия копий.

По мнению российских специалистов, вероятность утечки сведений, составляющих коммерческую тайну, при проведении таких действий, как подкуп, шантаж, переманивание сотрудников фирмы, внедрение своих агентов составляет 43%; получение сведений путем их выведывания у сотрудников - 24%1.

Таким образом, персонал фирмы является, с одной  стороны, важнейшим ресурсом предпринимательской  деятельности, а с дугой, отдельные  сотрудники в силу различных обстоятельств  могут стать источником крупных потерь и даже банкротства фирмы. Именно поэтому организационные и административные меры защиты конфиденциальной информации необходимо сочетать с социально-психологическими мерами. Среди социально-психологических мер защиты можно выделить два основных направления: это, во-первых, правильный подбор и расстановка кадров и, во-вторых, использование материальных и моральных стимулов. Западные специалисты по экономической безопасности считают, что от правильного подбора, расстановки и стимулирования персонала сохранность фирменных секретов зависит, как минимум, на 80%.

       Важность работы с персоналом определяется тем, что в случае желания сотрудника разгласить сведения (в силу корыстных или других мотивов), являющиеся коммерческой тайной, воспрепятствовать этому не смогут никакие, даже дорогостоящие средства защиты. Специалисты по обеспечению экономической безопасности считают, что сохранность конфиденциальной информации на 80% зависит от правильного подбора, расстановки и воспитания персонала. При приеме на работу проводится трехступенчатое анкетирование.

 Анкетированное  исследование – это инструмент  социологического изучения социальных  явлений в их конкретном состоянии  с помощью методов, позволяющих  производить количественные и  качественные сборы, измерения, обобщения, анализ социологической информации2.

Социологический исследовательский проект – это  система научно- исследовательских  процедур, методов, методик поэтапного изучения социальных явлений на основе фактологических данных.

Программа –  это изложение общей концепции исследовательского проекта, заключающей в себе поэтапное программирование и правила процедур научно- исследовательской деятельности ..

Данные исследования проводятся на основе социального заказа(предприятием, фирмой, частным предпринимателем и др.), который формируется по инициативе заказчика. Без тесной взаимосвязи заказчика и исполнителя невозможно добиться полного, углубленного проведения исследовательских работ в научно-организационном менеджменте.

Заказчик –  представитель управленческих структур, стремящийся в условиях неясности, недостатков, неудовлетворенности, трудностей, получить рекомендации к нововведениям  по их устранению, которые не могут  дать функциональные службы, имеющие  дело с определенными участками производственных процессов3.

Исполнитель –  профессиональная группа исследователей (психолог, социолог, юрист и др.), способная проводить поиск оптимальных  решений поставленной проблемы в  наиболее качественное и желаемое состояние для заказчика.

 Целесообразно,  особенно при случайном подборе  кандидата, произвести запрос  на предыдущее место работы  с целью получения характеристики  его морально-деловых качеств,  а также данных о погашенных  судимостях.

Для более полного  ознакомления с личностью кандидата имеется возможность воспользоваться услугами органов внутренних дел. Последние могут оказывать такого рода платные услуги в соответствии с приказом МВД РФ № 319 от 1994 года Органы внутренних дел предоставляют сведения о наличии (отсутствии) судимости кандидата и о лицах, находящихся в розыске.

Анкетирование проводится совместно со специалистами  службы отдела кадров и профессиональными  психологами.

Вопросы могут быть расширены  или видоизменены в связи с  учетом специфики предприятия. В  первую очередь вопросы подтверждают профессиональный и общеобразовательный уровень кандидата.

Также в анкету включены ряд вопросов-ловушек – предназначенные  для проверки искренности и правдивости  ответов анкетируемого лица.

Для выявления уровня интеллекта, сообразительности, определение морально-психологического уровня личности, его возможных преступных наклонностей, умения хранить секреты, в анкету включены психологические вопросы.

В случае необходимости получения  более детальной информации о  кандидате могут быть применены различные методики и тесты экспресс диагностики характерологических особенностей личности (Кэттелла, Леогнарда,Айзенка, Личко и др.), включающих в себя до 200 или более вопросов .

  Подбор, основанный на случайном обращении кандидатов непосредственно в фирму, может представлять угрозу ее экономической безопасности в будущем.

      После ознакомления с документами кандидата (личными документами, об образовании, прежней должности и стаже работы, характеристиками и рекомендациями), а последнего - с требованиями к нему и признания обоюдного соответствия, производится собеседование работника кадровой службы фирмы с кандидатом. Кандидат заполняет анкету, отвечает на вопросы, в том числе вопросы профессиональных и психологических тестов. Следует отметить, что психологические качества кандидата не менее важны, чем профессиональные4.

Психологический отбор позволяет не только выяснить морально-этические качества кандидата, его слабости, устойчивость психики, но и его возможные преступные наклонности, умение хранить секреты.

     Основная сложность охраны коммерческой тайны в отношениях между работодателем и работником заключается в том, что владельцем тайны, как правило, является работодатель, в то же время информация, которая составляет коммерческую тайну, находится в пользовании работников. Причем интересы работодателя и работников не всегда совпадают.

 Наибольшие опасения работодателей вызывают ситуации, когда уволенный с должности работник использует накопленную информацию в работе на конкурирующей фирме, либо создает собственную конкурирующую фирму, и к тому же уводит за собой весь свой коллектив (или его часть), то есть в той или иной мере начинает конкурировать с работодателем. Закон эту ситуацию обходит вниманием совершенно.

Исходя из этих опасений, многие работодатели заключают договоры, в той или иной мере ограничивающие право работника после увольнения заниматься конкурирующей деятельностью или работать у непосредственных конкурентов. За нарушение этих требований нередко предусматриваются значительные штрафы. Однако такой запрет является ограничением неотъемлемого права работника добросовестно использовать приобретенные им у прежнего работодателя навыки, знания и опыт в последующей трудовой деятельности и напрямую посягает на конституционно закрепленное право работника на свободу труда, что существенно ущемляет его права. И если предприниматель обратится в суд с иском о понуждении бывшего работника уволиться с нового места работы, или прекратить конкурирующую деятельность, основываясь на таком договоре, в иске ему будет отказано.

     В  случае успешного прохождения  кандидатом проверки и признания  его соответствующим должности,  осуществляется заключение (подписание) двух документов:

a) трудового  договора (контракта). Контракт обязательно  должен содержать пункт об обязанности работника не разглашать конфиденциальную информацию (коммерческую тайну) и соблюдать меры безопасности;

 б) договора (обязательства)  о неразглашении конфиденциальной  информации(коммерческой тайны), представляющего  собой правовой документ, в котором кандидат на вакантную должность дает обещание не разглашать те сведения, которые ему будут известны в период его работы в фирме. а также об ответственности за их разглашение или несоблюдение правил безопасности (расторжение контракта и судебное разбирательство).

Необходимо создать работникам все необходимые условия для  соблюдения установленного компанией  режима коммерческой тайны. Как правило, необходимыми условиями являются создание возможности хранить документы, содержащие конфиденциальные сведения в запираемом месте, обеспечение доступа к персональному компьютеру, локальной сети и сети Интернет по персональному логину и паролю и т. д5.

Весьма желательно сразу  после введения режима коммерческой тайны, а также периодически в  дельнейшем проводить с работниками обучающие мероприятия, в процессе которых рассказывать и объяснять, зачем нужен режим коммерческой тайны, в чём он состоит, почему он важен и т. д. Весьма полезным также оказывается раздача сотрудникам Памяток о важности сохранения коммерческой тайны организации. Необходимость данных мероприятий обусловлена тем, что многие работники порой с трудом воспринимают новшества, вводимые руководством компании. Кроме того, необходимо помнить, что наличие подписи работника в листе ознакомления с положением о коммерческой тайне (перечне сведений, обязательстве) не гарантирует понимания сути и важности данных документов, а также серьёзного к ним отношения. Практика при этом показывает, что защита конфиденциальных сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, равно как и интересов фирмы в целом, наилучшим образом осуществляется, когда каждый работник чётко понимает требования, содержащиеся в организационно-распорядительных документах компании, и осознает важность их выполнения. В подобном случае можно говорить о наличии у работников высокой деловой и правовой культуры, корпоративного режима конфиденциальности и быть уверенным, что интересы фирмы защищены наилучшим образом.

Информация о работе Коммерческая тайна в предпринимательской деятельноссти