Коммерческая и предпринимательская тайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика неразрывно связана с конкурентными отношениями, одним из элементов которой являются отношения по защите коммерческой тайны. И это вполне понятно: у любой организации есть свои производственные секреты, которые не должны распространяться не только за пределами этой организации, но зачастую и среди ее сотрудников. К таким сегодня относятся, например, информация о новых разработках и проектах, готовящихся рекламных акциях, презентациях, и т. д.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1 КОММЕРЧЕСКАЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ТАЙНА........................5
1.1 Понятие коммерческой и предпринимательской тайны.................5
1.2 История развития коммерческой тайны...........................................7
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ................................9
2.1 Сведения, не относящиеся к коммерческой тайне….....................14
2.2 Основные элементы механизма защиты коммерческой тайны.....17
2.3 Проблемы сохранения коммерческой тайны...................................18
3 РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ..........................................................................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................27

Файлы: 1 файл

ККП 2012.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

1 КОММЕРЧЕСКАЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ТАЙНА........................5

1.1  Понятие коммерческой и предпринимательской тайны.................5

1.2        История развития коммерческой тайны...........................................7

2 ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ................................9

2.1        Сведения, не относящиеся к коммерческой тайне….....................14

2.2        Основные элементы механизма защиты коммерческой тайны.....17

2.3        Проблемы сохранения коммерческой тайны...................................18

3  РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ..........................................................................................22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Рыночная экономика неразрывно связана с конкурентными отношениями, одним из элементов которой являются отношения по защите коммерческой тайны. И это вполне понятно: у любой организации есть свои производственные секреты, которые не должны распространяться не только за пределами этой организации, но зачастую и среди ее сотрудников. К таким сегодня относятся, например, информация о новых разработках и проектах, готовящихся рекламных акциях, презентациях, и т. д.

Рынок предполагает, прежде всего, экономическую свободу. Свободе одного предпринимателя сопутствует одновременно и свобода других предпринимателей, которые сами решают покупать или не покупать его продукцию, предлагать за нее свои цены, продавать ему по определенным ценам, диктовать свои условия сделок. Конкуренция – основа функционирования современной рыночной экономики. Сегодня успех в производстве конкурентоспособной продукции обусловливается не только возможностью доступа предпринимателей к сырью и энергоресурсам. Важнейшим фактором эффективной деятельности является интеллектуальная собственность предприятия, используемая так, чтобы выпустить и предложить конкурентам продукцию более дешевую, экономичную и удобную в обращении.

В результате утечки конфиденциальной информации или разглашения секретных  сведений может быть причинен значительный экономический ущерб предприятию.

На российском рынке  с каждым месяцем значение информации и информированности отдельного предприятия растет. Если секретные сведения фирмы, которые дают ей преимущества перед конкурентами, не будут определены и защищены законом, то вряд ли «добросовестная конкуренция» сможет существовать в полном объеме.

Целью данного курсового  проекта является подробное изучение понятий «Коммерческая тайна» и  «Предпринимательская тайна» с правовой, экономической точек зрения, а также с точки зрения различных учебных дисциплин.

Задачи данного курсового  проекта:

1 Подробное ознакомление, изучение и приобретение навыков работы с нормативно — правовыми документами, касающихся предпринимательской и коммерческой тайны:

- Конституция Российской Федерации, принятая всенородным собранием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). [1]

-   Федеральный закон от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (в ред. федеральных законов от 02.02.2006 N 19-ФЗ,от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ,от 11.07.2011 N 200-ФЗ). [8]

-  Часть первая Гражданского Кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51–ФЗ (в ред. федеральных законов от 06.12.2011 N 393-ФЗ, от 06.12.2011 N 405-ФЗ). [2]

-   Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (в ред. федеральных законов от 01.04.2012 N 27-ФЗ, от 23.04.2012 N 35-ФЗ). [5]

-  Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 20.07.2012 N 121-ФЗ, от 28.07.2012 N 141-ФЗ, от 16.10.2012 N 172-ФЗ, от 12.11.2012 N 190-ФЗ). [3]

Обобщение и систематизация результатов исследования изучаемой темы, содержащихся в научной литературе;

3 Выявление дискуссионных теоретических вопросов в рамках исследуемого объекта и аргументация собственного подхода;

Мой комплексный курсовой проект состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1 КОММЕРЧЕСКАЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ  ТАЙНА

 

1.1 Понятие предпринимательской  и коммерческой тайны

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на использование  своих способностей и имущества осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и каждая из них имеет свою индивидуальную особенность, но практически для всех характерно наличие такого элемента, как коммерческая тайна. Институт коммерческой тайны является одним из наиболее сложных в гражданском праве. Его развитие в нашей стране сопровождалось постоянными изменениями в терминологии, практике применения соответствующих норм и защите коммерческой тайны. Данная тема не утратила актуальности и по сей день. Принятие четвертой части ГК РФ, а также параллельное внесение поправок в действующее законодательство обусловило новый виток в развитии названного института. [6] Нельзя сказать, что принятые поправки являются исчерпывающими. Между тем уже можно утверждать однозначно, что они добавят хлопот при толковании действующих норм. Для начала следует подробнее остановиться на понятии коммерческой тайны.

В соотвествии со ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (в ред. федеральных законов от 02.02.2006 N 19-ФЗ,от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ,от 11.07.2011 N 200-ФЗ), предпринимательская    (коммерческая) тайна - охраняемое законом право предприятия на засекречивание (ограниченный доступ) производственных, технологических, торговых, финансовых и других хозяйственных операций и документации по ним. По законодательству России предприятие вправе не предоставлять информацию, составляющую коммерческую тайну. [8]

Также под коммерческой тайной могут подразумевать саму информацию, которая составляет коммерческую тайну, то есть, научно-техническую, технологическую, производственную, финансово-экономическую или иную информацию, в том числе составляющую секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введён режим коммерческой тайны. [8]

Обладатель информации имеет право отнести её к коммерческой тайне, если эта информация отвечает вышеуказанным критериям и не входит в перечень информации, которая не может составлять коммерческую тайну. [9] Чтобы информация получила статус коммерческой тайны, её обладатель должен исполнить установленные процедуры (составление перечня, нанесение грифа и некоторые другие). После получения статуса коммерческой тайны информация начинает охраняться законом.

Перечень сведений, относящийся  к объектам коммерческой тайне, определяется руководителем предприятия. Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну определяется Правительством России.[9]

Предпринимательская тайна - более широкое, емкое понятие, так  как она включает любые сведения (информацию), разглашение которых (утечка) может нанести экономический и моральный ущерб предпринимательской организации, существенно повлияет на ее деловую репутацию. [13] Предпринимательская тайна по существу представляет интегрированную совокупность производственной, технической, коммерческой и служебной тайны, сохранение которой обеспечивает фирме возможность добиваться планируемых результатов. Обеспечение сохранности информации о деятельности фирмы является условием выживания в конкурентной рыночной среде. В законодатательных актах не сформулированны понятие предпринимательской тайны, а дана характеристика государственной, служебной, банковской и военной тайны. В ст. 26 "Банковская тайна" Федерального закона от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ "О банках и банковской деятельности" говорится, что кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а так же об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит Федеральному закону. [7] В ст. 32 первой части Налогового кодекса РФ установлено, что налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну, которая составляет любые сведения об организациях и индивидуальных предпринимателях как налогоплательщиках, за исключением сведений, разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об идентификационном номере налогоплательщика; об уставном капитале (уставном фонде) организации; о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения. [9]

 

    1. История коммерческой тайны

 

В 1817 году в Великобритании, а в 1837 году в США впервые на судебных процессах обсуждалась  коммерческая тайна, а решения этих судов стали важными прецедентами. Первым в мире законом, охраняющим коммерческую тайну, стал закон, подписанный в 1844 году французским королём Луи-Филиппом. В 1845 г. российский император Николай I ввел наказание за разглашение коммерческой тайны в "Уложении о наказаниях общего определения". К началу XX века во всех европейских странах защищалась коммерческая тайна. [11]

Однако, в XX веке почти  все развитые государства отошли от защиты коммерческой тайны. В одних  случаях это было связано с  введением антитрестовского законодательства, в других - с борьбой с коррупцией. Во многих государствах были даже введены законы, принуждающие акционерные общества раскрывать определённую информацию. В России, а в дальнейшем - в СССР и странах Восточной Европы, коммерческая тайна была отменена как пережиток капитализма.

Тем не менее, как правило, во всех западных странах предприниматели  сохранили право уволить работника  за промышленный шпионаж. Швейцария  была одним из немногих государств, где законодательство об охране коммерческой тайны не переставало действовать в течение всего XX века.

Во второй половине XX века стал популярным довод о том, что введение коммерческой тайны  в области технологий ускорит  научно-технический прогресс, поощряя  предпринимателей создавать оригинальные разработки вместо копирования чужих. В 1974 году Верховный суд США разрешил штатам принимать свои законы об охране коммерческой тайны. В 1996 году в США был принят Закон об экономическом шпионаже, криминализирующий (объявлявший преступлением) кражу технологических секретов в пользу иностранных государств (§1831 Кодекса Соединённых Штатов) и кражу технологических секретов в коммерческих целях (§1832). В течение 1990-х годов законы о коммерческой тайне вновь (а иногда - впервые) появились в России, Германии, Чехии, Венгрии, Таиланде, Японии, Китае. В одних государствах (например, в Японии, Франции) наказание ограничивается штрафом или возмещением ущерба, в других (например, в Германии) возможна и уголовная ответственность, если информация, составляющая коммерческую тайну, была получена с помощью незаконных действий. [15]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ  КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

 

Первым вопросом, который  необходимо решить при организации  охраны коммерческой тайны, является определение  круга сведений, составляющих коммерческую тайну, а также возможное распределение их по категориям важности в зависимости от их ценности для предприятия, характера и размера ущерба, который может быть нанесен предприятию при разглашении этих сведений. К решению этой проблемы следует подходить особенно тщательно. Если какие-либо данные, прямые или косвенные, будут упущены из внимания, то все принимаемые меры могут оказаться неэффективными. С другой стороны, излишние меры по ограничению доступа к информации осложнят работу и приведут к неоправданным экономическим издержкам. Правильная организация выделения и защиты коммерческой тайны должна не только не мешать работе предприятия, но даже способствовать его прибыльной деятельность. Определение стоимости тех или иных сведений требует дифференцированного подхода. В одних случаях, формы и направления их деятельности далеко не равнозначны, а, следовательно, и информационные потоки, циркулирующие в этих сферах, не равноценны. Так, государственные предприятия, занимающиеся предпринимательской деятельностью, могут обладать сведениями, определяемыми как государственные или служебные секреты. [14]

Информация государственных  режимных предприятий (учреждений), в  зависимости от степени важности (ценности), подразделяется на сведения, составляющие:

- государственную тайну;

- военную тайну;

- служебную тайну;

  • иные сведения, не составляющие тайны, но представляющие интерес для иностранных спецслужб.

Наряду с режимными  мерами, безопасность государственных  секретов обеспечивается также нормами  уголовного закона.

Обеспечение безопасности интеллектуальной государственной собственности под грифом “сов. секретно”, “секретно” не имеет прямого отношения к защите частной предпринимательской информации. Однако следует указать на некоторые исключения. В случае если спецслужба иностранного государства проявит интерес к получению определенной предпринимательской информации, то наряду с другими мерами оказывать ей противодействие будет и контрразведка. Под защиту специальных органов государства может быть взята предпринимательская информация, оцененная как особо важная не только для ее частного собственника, но государства, когда не исключено, что к ней может проявить интерес иностранная спецслужба. Вопрос о подобной защите должен решаться на договорной основе между предпринимателем и органом федеральной безопасности с обозначением пределов и функций профессиональной деятельности последних.

Что касается основной массы  предпринимательской информации, то она подобной уголовно-правовой, оперативно-следовательной и режимной защитой не обладает и  не пользуется.

Практика показывает, что вопрос с определением данных и сведений, состовляющих коммерческую тайну, лучше решать коллегиально. Для разработки Перечня сведений о коммерческой тайне приказом руководителя предприятия создается комиссия из наиболее квалифицированных и компетентных специалистов основных подразделений и представителей службы безопасности.

В состав комиссии  следует  включить:

  • специалиста, владеющего финансовыми вопросами, конъюнктурой рынка и данными в отношении конкурирующих фирм;
  • специалиста, полностью представляющего систему организации работы предприятия, ее особенности;
  • специалиста, по связям с другими предприятиями, а также по вопросам заключения контрактов, договоров;
  • специалиста, обладающего всеми сведениями о выпускаемой продукции, технологическом цикле ее производства, о прохождении всех видов информации (устной, документальной, в виде образцов, узлов, блоков, готовой продукции.

Информация о работе Коммерческая и предпринимательская тайна