Коммерческая и предпринимательская тайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика неразрывно связана с конкурентными отношениями, одним из элементов которой являются отношения по защите коммерческой тайны. И это вполне понятно: у любой организации есть свои производственные секреты, которые не должны распространяться не только за пределами этой организации, но зачастую и среди ее сотрудников. К таким сегодня относятся, например, информация о новых разработках и проектах, готовящихся рекламных акциях, презентациях, и т. д.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1 КОММЕРЧЕСКАЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ТАЙНА........................5
1.1 Понятие коммерческой и предпринимательской тайны.................5
1.2 История развития коммерческой тайны...........................................7
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ................................9
2.1 Сведения, не относящиеся к коммерческой тайне….....................14
2.2 Основные элементы механизма защиты коммерческой тайны.....17
2.3 Проблемы сохранения коммерческой тайны...................................18
3 РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ..........................................................................................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................27

Файлы: 1 файл

ККП 2012.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

В группе должны быть руководящие  специалисты, обладающие полным объемом  данных, которые могут быть отнесены к коммерческой тайне. Не следует обязательно знакомить всех привлекаемых экспертов с конкретными сведениями, могущими представлять коммерческую тайну, если ранее они эти сведения не знали. В большинстве случаев достаточно, если хотя бы один из них осведомлен в деталях по отдельному рассматриваемому вопросу, а остальные представляют себе общий характер. Такой подход сделает работу группы более рациональной и исключит уже на первом этапе возможные предпосылки к необоснованному распространению коммерческой тайны. [12]

Кстати, в зарубежной экономической литературе предпринимательская  информация рассматривается не в  качестве средства достижения положительного результата (прибыли), а, прежде всего  условия, способствующего или препятствующего  его наступлению. Особо подчеркивается наличие стоимостного фактора предпринимательской информации, т.е. выступать в качестве предмета купли-продажи. Например, отдельные ведомства командно-административной системы достаточно профессионально учитывали и использовали фактор стоимости информации в своих интересах. [14]

Перед группой экспертов  необходимо поставить комплекс вопросов в следующей последовательности:

а) выделить все виды деятельности предприятия, приносящие прибыль на данный момент;

б) исходя из имеющихся данных о рынке сбыта, оценить, превышает ли уровень прибыли для данного вида деятельности аналогичные показатели у других предприятий;

в) определить вероятную перспективу рентабельности этой деятельности.

Для сведений научного характера  коммерческую тайну, как правило, составляют:

- идеи, изобретения, открытия;

- отдельные формулы;

- новые технические проекты;

- новые методы организации труда и производства;

- программное обеспечение ЭВМ;

- результаты научных исследований.

Для сведений технологического характера:

- конструкторская документация, чертежи, схемы, записи;

- описания технологических испытаний;

- “ноу-хау”;

- точные знания конструкционных характеристик создаваемых изделий и оптимальные параметры разрабатываемых технологических процессов (размеры, объемы, конфигурация, процентное содержание компонентов, температура, давление, время и др.);

- сведения о материалах, из которых изготовлены отдельные детали, условиях экспериментов и оборудовании, на котором они проводились и т.д.;

- используемые предприятием отдельные новые, либо уникальные измерительные комплексы и приборы, станки, оборудование.

Для сведений делового характера:

- сведения о заключенных или планируемых контрактах;

- данные о поставщиках и клиентах;

- обзоры рынка, маркетинговые исследования;

- информация о конфиденциальных переговорах;

- калькуляция издержек производства предприятия, структуры цен, уровень прибыли;

  • планы развития предприятия и его инвестиций. [14]

Следует учесть и другие факторы. Например, предприятие может  применять широко известные методы организации производства, технологические приемы, оборудование и т.п. и при этом достигать высокой прибыли. Несмотря на общедоступность таких данных, сам факт их применения может являться коммерческой тайной. По мере изменения характера деятельности фирмы перечень сведений, составляющих предпринимательскую тайну, должен изменяться. Данный перечень должен быть в установленном порядке доведен до сотрудников. При этом необходимо установить меры заинтересованности ответственных исполнителей за сохранение предпринимательской тайны, а также ответственности при ее утечке по вине отдельных работников. Некоторые предприятия получают прибыль за счет монопольного положения на рынке, т.е. отсутствия производителей такого же вида товара в данном регионе. Не следует в этом случае пренебрегать своевременными мерами по защите коммерческой тайне, т.к., используя свободный доступ к необходимым данным, даже небольшое предприятие способно быстро организовать аналогичное производство и составить конкуренцию. Нельзя использовать отнесение каких-либо сведений к категории коммерческой тайны в целях уклонения от уплаты налогов, сокрытия фактов нанесения ущерба здоровью людей, а также других противозаконных действий.

Результатом работы экспертов  должен стать перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия. По мере необходимости этот перечень должен пересматриваться, изменяться и дополняться. В Перечне желательно указать  конкретный срок, на который те или иные сведения отнесены к коммерческой тайне. Перечень доводится до структурных подразделений и соисполнителей в части их касающейся, для руководства в работе и приведения в соответствие с ним грифа работ (целесообразно применять гриф “коммерческая тайна”), документов и изделий.

Исполнитель и руководитель, подписывающий  документ, оценивают при его подготовке содержащиеся в нем сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия. При  наличии таких сведений на первом, титульном листе в правом верхнем  углу должен быть поставлен гриф. Например, “коммерческая тайна”. Исключение сведений из категории составляющих коммерческую тайну предприятия производится по окончании контрольного срока, на который она устанавливалась или ранее, в связи с наступлением определенных обстоятельств (появление нового образца, утечка информации к конкуренту и т.п.).

Решение о досрочном  исключении сведений из категории составляющих коммерческую тайну предприятия  производится по окончании контрольного срока, на который она устанавливалась или ранее, в связи с наступлением определенных обстоятельств составляющих коммерческую тайну, принимаются теми же лицами, которые утвердили Перечень. При открытом опубликовании сведений рекомендуется уделять больше внимания рекламной привлекательности ее результатов, чтобы заинтересовать в их использовании потенциальных потребителей внутри страны и за рубежом. Вместе с тем объем публикуемых данных не должен быть достаточным для самостоятельного внедрения без дополнительной информации разработчика, которая, имея лицо, пожелавшее заняться предпринимательством, как правило, уже имеет определенные познания в избранной области, а в случае недостаточности может их получить из обширного ассортимента отечественной и зарубежной литературы.

 

2.1 Сведения, не относящиеся к коммерческой тайне

 

Коммерческую тайну  предприятия и предпринимателя  не могут составлять:

  1. учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и Устав;
  2. документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (документы, подтверждающие факт внесения записей о юридических лицах в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, лицензии, патенты);
  3. сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РФ;
  4. документы о платежеспособности;
  5. сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;
  6. документы об уплате налогов и обязательных платежах;
  7. законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства РФ и размерах причиненного при этом ущерба;
  8. сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью. [9]

Вышеизложенный перечень документов не является исчерпывающим. Эта группа сведений характеризуется тем, что ее невыгодно скрывать от окружения самому предпринимателю. Это касается, прежде всего, рекламной информации. Без рекламы в хозяйственной деятельности трудно добиться эффективного результата, особенно в условиях жесткой конкуренции. Практически реклама широко начинает входить в нашу жизнь. Однако пропаганда и широкое распространение рекламы имеют не только положительную, но и отрицательную сторону для предпринимателя. Суть в том, что рекламная информация становится достоянием не только законопослушных граждан (на которых она и рассчитана), но и преступных элементов. Предпринимательская информация, рекламируемая в газетах, в журналах, по телевидению, радио помогает преступникам выйти на объект будущего посягательства, изучить его слабые (уязвимые, например, для закона отдельные виды деятельности, различного рода махинации) стороны, а затем принять решение, каким способом получить для себя от него выгоду.

Запрещено государственным  и муниципальным предприятиям до и в процессе их приватизации относить к коммерческой тайне данные:

- о размерах имущества предприятия и его денежных средствах;

- о вложении средств в доходные активы (ценные бумаги) других предприятий, в процентные облигации и займы, в уставные фонды совместных предприятий;

- о кредитных, торговых и иных обязательствах предприятия, вытекающих из законодательства РФ и заключенных им договоров;

- о договорах с кооперативами, иными негосударственными предприятиями, творческими и временными трудовыми коллективами, а также отдельными гражданами.

Предприятия и лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, руководители государственных и муниципальных предприятий обязаны представлять эти сведения, по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, других юридических лиц, имеющих на это право в соответствии с законодательством РФ, а также трудового коллектива предприятия. Вот несколько примеров физических и юридических лиц, органов власти, контролирующих органов, имеющих право на истребование вышеперечисленных сведений у предприятий и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью:

  • прокурор в порядке надзора и в других случаях, предоставленных ему законом;
  • правоохранительные органы по возбужденному уголовному делу;
  • налоговые службы (управления);
  • аудиторские фирмы (по просьбе самого владельца);
  • государственные предприятия (учреждения);
  • санэпидемстанции;
  • экологические организации;
  • предпринимательские предприятия и частные лица, вступающие с ним в сделку.

 

2.2 Основные элементы механизма защиты коммерческой тайны

 

            В зависимости от вида предпринимательской деятельности, размеров фирмы и других критериев функционирования фирмы набор элементов механизма защиты предпринимательской тайны может кардинально изменяться. Конечно, важную роль играют и финансово-материальные возможности, необходимые для организации защиты экономической безопасности.

Как правило, для комплексного решения всех вопросов, связанных  с защитой предпринимательской  тайны, на фирме создается собственная  служба безопасности, начальник которой  является и заместителем руководителя фирмы. Однако отдельными вопросами защиты экономической безопасности могут заниматься специализированные охранные предприятия, выполняющие свои функции по договору с фирмой. Важное значение имеет подбор высококвалифицированных специалистов службы безопасности фирмы, нормативное установление обязанностей сотрудников и следующих функций службы безопасности:

- организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режима в зданиях и помещениях, несение их охраны, контроль за соблюдением установленного режима на фирме сотрудниками, посетителями;

- проведение мероприятий по правовому и организационному регулированию отношений на фирме по защите предпринимательской тайны и экономической безопасности;

- участие в разработке основных нормативных документов (инструкций, положений), устанавливающих порядок и принципы защиты предпринимательской тайны;

- участие в разработке должностных инструкций, обязанностей руководителей подразделений, специалистов, всех категорий работников;

- обеспечение сохранности документов, содержащих сведения, являющиеся коммерческой тайной, прекращения их хищения или передачи сведений заинтересованным лицам иными способами;

- организация проведения служебных расследований по фактам разглашения сведений, составляющих предпринимательскую тайну, потерь документов и других нарушений безопасности фирмы, а также и другие функции, которые должны быть установлены в положении о службе безопасности, утвержденном руководителем фирмы.

В состав механизма защиты предпринимательской тайны и безопасности фирмы входят следующие подсистемы: правовое обеспечение тайны, правоведение организационной защиты, осуществление инженерно-технической защиты, мотивация в первую очередь тех сотрудников, от поведения которых зависит утечка сведений, составляющих предпринимательскую тайну; усиление различных форм ответственности за разглашение сведений, наносящих экономический ущерб фирме и другие.

Особое значение имеет  организация инженерно-технической  защиты, которая представляет собой  совокупность специальных инженерно-технических средств, применение которых обеспечивает безопасность фирмы, ее имущества, ресурсов, а также сведений о деятельности фирмы.

 

2.3 Проблемы сохранения коммерческой тайны

 

Кража или разглашение  коммерческой информации компании может нанести серьезный ущерб бизнесу, повлечь за собой утечку производственно-технологиче 
ской информации и ноу-хау, привести к корпоративным конфликтам, перехвату третьими лицами контроля над компанией, понижению рыночной стоимости акций, иных ценных бумаг или стоимости самой компании, даже к банкротству. Например, в результате утечки информации предприятие может стать мишенью рейдерских атак. Общеизвестно, что первый этап недружественного захвата заключается именно в сборе и анализе информации о предприятии-мишени, структуре его капитала, активах, собственниках, управленцах, аффилированных лицах, проблемных или «серых» моментах бизнеса этого предприятия, инсайдерской информации. При этом в зависимости от объема и качества полученных сведений принимается то или иное решение, в том числе и об отказе рейдера от захвата. Недоступность компании для такого рода захватов во многом зависит от защитной стратегии компании, степени управляемости, предварительно проведенных защитных мероприятий.

Информация о работе Коммерческая и предпринимательская тайна