Информационно-консультационное обеспечение как фактор развития предпринимательства в АПК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 21:14, доклад

Описание работы

Развитие конкурентоспособного агропромышленного производства, социальное обновление села объективно предполагают сложную организационно-экономическую систему управления этими процессами.

Файлы: 1 файл

доклад препринимат в АПК.doc

— 58.50 Кб (Скачать файл)


2

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

« Информационно-консультационное обеспечение как фактор развития предпринимательства в АПК »

 

 

 

 

 

Оренбург –  2012

Информационно-консультационное обеспечение как фактор развития предпринимательства в АПК

 

Развитие конкурентоспособного агропромышленного производства, социальное обновление села объективно предполагают сложную организационно-экономическую систему управления этими процессами.

Информационно-консультационная служба (ИКС) АПК является проводником аграрной политики региона и рассматривается как один из приоритетных механизмов внедрения научных разработок, новых технологий, передового опыта в практику сельхозтоваропроизводителей, доведения рыночной информации до потребителей.

На первом этапе была осуществлена реорганизация колхозов и совхозов на основе частной собственности на землю и другие средства производства, а в результате этого - реформирование земельных отношений и организационно-правовых форм хозяйствования.

Второй этап - это кооперирование и интеграция производства по горизонтали и вертикали, объединение сельскохозяйственных товаропроизводителей с перерабатывающими и обслуживающими отраслями, формирование принципиально новых структур - агрофирм и агрохолдингов.

Основу третьего этапа составляют научно-технический прогресс и привлечение в аграрный комплекс инвестиций для реализации задач по структурной перестройке экономики и обеспечению стабильного развития аграрного сектора и социальной сферы на длительный период. Перспективой дальнейшего развития является активизация инновационных и инвестиционных процессов.

Анализ показывает, что в развитых странах длительное время действуют системы освоения результатов НИОКР в сельскохозяйственное производство, в основном, через сельские консультационные службы, которые являются связующим звеном между наукой и производство. Специалисты-консультанты в США, Англии и других странах трансформируют сложные научные разработки в простые рекомендации, формируют региональные центры по распространению сельскохозяйственных знаний, укомплектованные исследователями и специалистами по распространению знаний. Широкое распространение получили и частные консультационные службы, например, фирмы-изготовители с.-х. техники. Такие фирмы выступают проводниками новых технических идей и способствуют освоению новой техники.

Таким образом, существующие информационно-консультационные центры можно рассматривать как необходимые элементы доведения, в первую очередь, информации по приоритетным и инновационным направлениям развития отрасли.

На сегодняшний день в системе информационно-консультационного обеспечения сельского хозяйства в той или иной степени задействованы 209 научно-исследовательских института Россельхозакадемии, 59 ВУЗов, аграрной направленности, 47 ИТК Минсельхоза РФ, 64 региональных ИКС, более 700 предприятий технического сервиса, регионального машиностроения и других бизнес-структур.

Ими в совокупности отработана функция формирования информационных ре­сурсов, информационного мониторинга развития АПК. Основу этой работы составляют подготовка аналитических материалов для руководства Минсельхоза России, содержащих тенденции развития механизации и электрификации сельского хозяйства, сельских территорий, переработки сельскохозяйственной продукции. Ежегодно подготавливается свыше 200 аналитических обзоров, справок, сообщений, фактографических информации по новой технике. Подготовка аналитических материалов нацелена на выявление инноваций, их сопоставительный анализ с зарубежными достижениями, активное информирование о них научных и руководящих работников сельского хозяйства. Это позволяет своевременно инициировать новые разработки и проекты, направленные на развитие и повышение эффективности сельского хозяйства.

Отметим, что современное состояние востребованности сельскохозяйственными товаропроизводителями всех форм собственности в информационно-консультационной помощи и освоении инноваций примерно в следующем соотношении:

- эффективно работающие предприятия – 2-5%

- предприятия, работающие устойчиво, но нуждающиеся в поддержке – 25-35%

- предприятия работающие неэффективно, требующие внешнего воздействия – 60-70%.

К перечню услуг информационно-консультационной помощи относятся:

- Информация о технологических и технических инновациях

- Аналитическая оценка тенденций развития отраслей АПК с учётом зональных особенностей

- Консультации по развитию производства, использованию инноваций

- Подготовка инновационных проектов

- Разработка бизнес-планов

- Оказание помощи в получении кредита

- Оформление лизинга, субсидий

- Содействие в подготовке инвестиционного проекта и подборе инвестора

- Подбор партнёров по производству и сбыту продукции и др.

Отметим, что указанное выше в равной степени касается и Республики Башкортостан. Становление и развитие сельского хозяйства здесь также существенным образом зависит от информационного обеспечения системы поддержки субъектов сельскохозяйственного предпринимательства, под которым понимается их включение в информационную среду республики, в том числе в глобальные и локальные базы данных о рынках товаров и услуг, производственных площадях и производственных мощностях, трудовых ресурсах и т.д.

В частности, информационное обеспечение предполагает широкое использование семинарских занятий, бизнес - тренингов и возможностей научно - практических конференций. Целью информационного обеспечения системы поддержки предпринимательства является расширение спектра предоставляемых субъектам сельского предпринимательства информационных услуг.

Для информационного обеспечения системы поддержки сельского предпринимательства на государственном уровне в республике намечен ряд мероприятий:

1. Формирование региональной информационно - аналитической базы предпринимательства с предоставлением субъектам сельского предпринимательства различного рода информационно - справочного материала; статистических данных; сравнительных анализов и прогнозов, осуществляемых аналитическими центрами, социологическими службами, Госкомстатом Республики Башкортостан и другими специализированными организациями;

2. Издание специальной и справочной литературы для сельских предпринимателей:

- словарей, справочников по основам предпринимательской деятельности;

- научно - методической литературы и учебных пособий, учебников по методике организации и осуществления предпринимательской деятельности; по проблемам, возникающим на стадии создания и функционирования, способам их решения; по формам и методам руководства малыми предприятиями и управлению персоналом; по личным и профессиональным качествам руководителя предприятия, предпринимателя и работников фирм и т.д.;

- информационных бюллетеней и т.п.

3. Организация различных информационных мероприятий: конференций, семинаров, лекций, встреч, носящих информационно - обучающий, просветительский и развивающий характер;

4. Создание электронного сайта с обновляемой базой данных по федеральному и республиканскому законодательству для субъектов сельского предпринимательства.

Необходимо отметить, что в Республике Башкортостан предусмотрена целевая программа государственной поддержки и развития малого предпринимательства (МП) в системе АПК по РБ. Она включает финансовое обеспечение мероприятий по оказанию информационной поддержки субъектам малого предпринимательства.

Основные направления и мероприятия программы

Социально-экономические результаты

1. Информационная поддержка субъектов сельского предпринимательства:

- создание новых и актуализация существующих баз данных и каталогов по различным аспектам ведения бизнеса;

- создание электронного реестра субъектов сельского предпринимательства;

- создание сайта или новых разделов на сайте «Малый бизнес в сельском хозяйстве РБ» в сети Интернет;

- издание методических пособий и информационных бюллетеней для субъектов МП и органов местного самоуправления;

- организация сплошного статистического наблюдения за деятельностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в отраслевом и территориальном разрезе

 

1. Бизнес-воспитание населения

2. Снижение трансакционных издержек

3. Развитие Интернет-экономики

2. Подготовка и переподготовка кадров для МП:

- формирование научно-информационной и методической базы программы «Обеспечение субъектов МП квалифицированными кадрами»;

- совершенствование процесса и методов переподготовки и повышения квалификации кадров МП, создание тренинг-предприятий на базе действующих учебных заведений;

- создание условий для деятельности молодежных бизнес-инкубаторов, школ бизнес-образования;

- обучение основам предпринимательской деятельности безработных граждан, незанятого населения, инвалидов

1. Повышение уровня занятости населения

2. Расширение сферы МП3.

Рост уровня экономической культуры

4. Рост производительности труда и фондоотдачи

3. Развитие семейного предпринимательства в сфере АПК:

- выделение грантов субъектам семейного предпринимательства и общественным организациям предпринимателей;

- разработка и реализация специальных проектов создания и расширения данного вида деятельности в сфере МП;

- активизация выпуска новых видов продукции и оказание услуг;

- изучение опыта зарубежных стран в сфере развития семейного предпринимательства

- проведение лекций, семинаров, встреч с возможными специалистами по экономике, менеджменту, юриспруденции, способствующие активизации деятельности данных субъектов МП в АПК

1. Создание новых рабочих мест

2. Рост масштабов предпринимательской деятельности

3. Обеспечение социальной защищенности и безопасности субъектов МП

4. Активизация интеграционных процессов в сфере МП

- создание банка данных о региональных, межрегиональных и зарубежных программах, инвесторах, потенциальных заказчиках для участия в сфере МП;

- установление контактов с международными организациями, занимающимися поддержкой МП;

- организация координационных семинаров для представителей зарубежных и международных организаций, оказывающих содействие МП;

- формирование информационных баз данных, содержащих бизнес-планы и инвестиционные проекты местных субъектов МП с целью привлечения для их реализации иностранных инвесторов;

- организация системы международных деловых связей;

- участие в выставках и ярмарках в других регионах страны.

1. Обеспечение роста уровня деловой и организационной культуры

2. Рост рентабельности продаж и капитала
3. Бизнес-воспитание населения

4. Рост устойчивости бизнеса на основе предоставления гарантий и поручительств

 

Реализация данных мероприятий позволит, на наш взгляд, создать единую систему информационного обеспечения сельского предпринимательства и обеспечить доступность информации о его деятельности.


Список использованной литературы:

 

1) Управление экономическими системами: электронный научный журнал  [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.uecs.ru/logistika/item

 

 



Информация о работе Информационно-консультационное обеспечение как фактор развития предпринимательства в АПК