Хроника российской приватизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 16:09, доклад

Описание работы

Необходимость глубоких преобразований в сфере отношений собственности была осознана в СССР во второй половине 1980-х гг. В результате острых дискуссий были поколеблены позиции сторонников безраздельного господства государственной собственности в социалистической экономике и признано необходимым трансформировать ее в многоукладную. Доминирующее положение в ней по-прежнему должен был занимать государственный сектор, однако рядом с ним допускалось существование альтернативных форм собственности.

Файлы: 1 файл

Хроника российской приватизации.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

 

Тем самым зависимость  доходной части бюджета от результатов  приватизации сохранялась. Поэтому  некоторые исследователи считают  нужным «продлить» денежный этап приватизации вплоть до августовского дефолта 1998 г. Третий же этап, по их мнению, наступает лишь в конце 1998 г., когда приватизация утрачивает значение важнейшего элемента экономических реформ, и на передний план выдвигаются проблемы корпоративного управления и реструктурирования приватизированных предприятий, рационального использования и повышения эффективности управления собственностью[8]. Продажа остающейся у государства собственности теряет прежние масштабы и темпы. Так, если в 1991–1993 гг. было приватизировано около 89 тыс. предприятий (то есть до 30 тыс. в год), в 1994 г. — 23,8 тыс., то в 1995 г. — 10,2 тыс., в 1996 г. — менее 5 тыс., в 1997 г. — менее 2,5 тыс.[9]

К 2001 г. в собственности  РФ по всему народному хозяйству  насчитывалось 13 786 государственных унитарных предприятий и 23 099 учреждений. Государство также являлось акционером 3 316 хозяйственных обществ с разной долей своего участия. Оно составляло 100% для 382 из этих обществ, свыше 50% — для 470, от 25 до 50% — для 1601, менее 25% — для 863. Также в федеральной собственности находились объекты нежилого фонда общей площадью 337 млн м2: часть из них (214 млн м2) была передана в коммерческое пользование, а другая (123 млн м2) — в некоммерческое[10].

Это внушительное хозяйство оказывалось по существу безнадзорным. Исправить положение была призвана принятая 9 сентября 1999 г. постановлением правительства «Концепция управления государственным имуществом и приватизации в РФ». Деятельность государственных унитарных предприятий, равно как и система управления ими, оценены в этом документе как совершенно неэффективные. Основная идея Концепции — переход к основательной регламентации деятельности названных предприятий и надзирающих за ними «представителей государственных интересов» (избираемых по конкурсу). При этом основная тяжесть такой работы возлагалась на отраслевые органы исполнительной власти, ответственных и за подбор «представителей».

Развил и  конкретизировал основные положения  Концепции принятый в декабре 2001 г. федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» (вступивший в силу 26 апреля 2002 г.). Законом проведено строгое разграничение полномочий между законодательным собранием, правительством и президентом в вопросах управления и распоряжения государственной собственностью. Госдума получила контроль над естественными монополиями — Газпромом, РАО «ЕЭС России», транспортными системами МПС, приватизация которых теперь становилась возможной только с ее ведения. Правительству оставлено планирование и общее руководство процессом приватизации. Президенту предоставлено право формировать и утверждать перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определять возможность их приватизации.

В соответствии с новым законом назначение директоров государственных унитарных предприятий (ГУПов) осуществляется на основе заключенных с ними контрактов. Устанавливается процедура ежегодной аттестации этих руководителей и система их ежеквартальной отчетности перед отраслевыми ведомствами. В целях пресечения действий менеджеров, противоречащих интересам собственников, вводятся плановые задания на прибыль, выручку от реализации товаров и услуг и на отчисления в госбюджет.

Тогда же, в декабре 2001 г., Министерство государственного имущества (МГИ) утвердило регламент действий государственных представителей на тех предприятиях, где государству принадлежит блокирующий пакет акций. Регламент касается вопросов подготовки к собраниям акционеров, формирования бюджетной и дивидендной политики предприятия, выработки приоритетных направлений его развития.

Закон о приватизации 2001 г., по мнению ряда экспертов, имеет  и существенные недостатки. В частности, в нем отсутствуют нормы, предписывающие включение в план приватизации сведений о стоимости федерального имущества (прогноз начальной цены пакетов акций), которое предполагается приватизировать. Поэтому такой план не может дать представление о стоимости федеральной собственности, подлежащей приватизации, и, следовательно, не позволяет оценить эффективность приватизационных сделок. Кроме того, в законе не определен порядок рассмотрения Государственной думой утвержденного правительством РФ прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и отчета правительства о результатах приватизации[11]. По мнению директора Института проблем глобализации М. Г. Делягина, новый закон дает правительству еще больше свободы, чем прежде, позволяя определять формы Справка № 1 2005 и методы приватизации вплоть до их непосредственного индивидуального назначения для отдельных предприятий, а также отменять существовавшие до принятия закона указы бывшего и нынешнего президентов[12].

В 2002 г. правительство  РФ приняло ряд нормативных актов, конкретизирующих методы и процедуры  приватизации, предусмотренные законом 2001г .: постановление от 31июля «Об утверждении правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества» (т. е. правил определения минимальной цены, по которой возможно отчуждение государственного или муниципального имущества); «Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества» от 9 июля (в них определяются подлежащий приватизации состав имущества, способ его приватизации и нормативная цена); «Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества» от 19 августа года.

Наконец, 11 октября 2002 года был принят федеральный закон  «О государственных и муниципальных  унитарных предприятиях», который  детально определяет права и обязанности  этих предприятий, способы их реорганизации и ликвидации.

В ближайшие  годы нет никаких оснований ожидать  нового всплеска массовой приватизации. По мнению экспертов, предполагаемая продажа 8 000–9 000 государственных унитарных  предприятий потребует продолжительного времени. Более того, в последние годы явно обнаруживается тенденция к деприватизации. Начиная с 1998 г. в собственность государства вернулось 8 тыс. предприятий. В муниципальном секторе этот процесс протекал еще более активно. В собственность муниципалитетов из частного владения «возвратилось» 39 тыс. организаций и предприятий.


Информация о работе Хроника российской приватизации