«Летописи и хроники»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 22:21, реферат

Описание работы

Летопись – разновидность письменных источников XI-XVII вв., в которых повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: “в лето” — отсюда название — летопись. Летописи — важнейшие исторические источники, самые значительные памятники общественной мысли и культуры. Обычно в летописи излагалась история от ее начала, иногда летописи открывались библейской историей и продолжались античной, византийской и русской. Летописи играли важную роль в идеологическом обосновании княжеской власти и пропаганде единства русских земель. Летописи содержат значительный материал о происхождении восточных славян, о их государственной власти, о политических взаимоотношениях восточных славян между собой и с др. народами и странами.

Содержание работы

Летописи и хроники………………..………………….3
Летописи, как исторический источник. Характеристика………………………………………..
Этапы летописи на территории Белоруссии………
«Повесть временных лет»…………………………….
Хроники. Общая характеристика……………………
Список использованной литературы………………..

Файлы: 1 файл

Летописи и хроники.docx

— 31.07 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь 
 

Контрольная работа пре по теме

«Летописи и хроники» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск

2011г. 

Содержание 

Летописи  и хроники………………..………………….3

Летописи, как исторический источник. Характеристика………………………………………..3

Этапы летописи на территории Белоруссии………4

«Повесть  временных лет»…………………………….5

Хроники. Общая характеристика……………………6

Список  использованной литературы………………..9

 

Летописи и хроники 

Летописи  как исторических источик. Общая характеристика.

Летопись  – разновидность письменных источников XI-XVII вв., в которых повествование  велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: “в лето” — отсюда название — летопись. Летописи — важнейшие исторические источники, самые значительные памятники общественной мысли и культуры. Обычно в летописи излагалась история от ее начала, иногда летописи открывались библейской историей и продолжались античной, византийской и русской. Летописи играли важную роль в идеологическом обосновании княжеской власти  и пропаганде единства русских земель. Летописи содержат значительный материал о происхождении восточных славян, о их государственной власти, о политических взаимоотношениях восточных славян между собой и с др. народами и странами.

 К  сожалению первые летописи, или, как их еще называют протографы, не сохранились до наших времен и ученые вынуждены работать не с самими летописями, а с летописными сводами, которые создавались в более поздние времена на  основе летописей. Так как переписывались они по несколько раз то зачастую сведения из более ранних источников терялись или даже заменялись другими.

Повествование в летописи было двух типов: собственно погодные записи – сообщения о  событиях, и летописные рассказы - описания событий, с конкретными деталями, диалогами. Вторые, в свою очередь  представлены двумя типами: одни рассказы повествуют о событиях современных  летописцу, они обычно литературно  обработаны и более реалистичны; другие о событиях давно прошедших: обычно это эпические предания, легенды, лишь впоследствии внесенные в летописи; их отличают эпическая лаконичность описания, обобщенность образов героев, сюжетная занимательность и эффект неожиданности.

Летописи  относятся к числу "объединяющих жанров" (термин Д.С. Лихачева), подчиняющих  себе жанры своих компонентов: исторической, преимущественно, воинской повести, жития  святого, поучения, похвального слова, различных документов. В составе летописей дошли до нас многие произведения древнерусской литературы: "Поучения"  Владимира Мономаха, "Хождение за три моря" Афанасия Никитина и др. Новые летописи составлялись обычно как своды и компиляции предшествующих летописей и заключались записями о современных событиях. Продолжая труды своих предшественников, летописцы дополняли или сокращали их, стремясь создать единое повествование, подчиняя его определенной исторической концепции и политическим установкам.

Летописи  исторических событий начали вестись  в Киеве, по-видимому, уже в конце Х века. Однако летопись как жанр возникла в годы княжения Ярослава Мудрого (1019 - 1054) ; по мнению Д.С. Лихачева. в первой половине 1040-х годов мог быть составлен свод преданий о возникновении христианства на Руси, продиктованный стремлением утвердить мысль, что история России подобна истории других христианских государств, и тем самым поднять авторитет русской церкви и молодого славянского государства.

 

Этапы летописи на территории Белоруссии

Различают несколько этапов развития летописи:

  1. ХII- XIV зарождения летописания. Период когда летописи отражали историю отдельных княжеств. Наиболее выразительными примероми этого периода может служить Полоцкая летопись 12в. И Навгородская 13в.
  2. XV-XVI в . Это период расцвета летописи на территории современной Белоруссии. На развитие летописи в это время повлияла борьба между ВКЛ и Московским государством.
  3. XVII -  начало XIX. Этап упадка летописания.  Начиная со 2й половины 16 в, когда ВКЛ начало терять свою независимость, можно отследить смену жанров. Летописи стали сплетаться с мемуарной литературой. В 18вю пытались возродить старую форму летописаний (городские хроники), однако эти попытки не получили дальнейшего развития.
 
 
 
 
 

«Повесть  временных лет»

Главным летописным памятником Руси является «Повесть временных лет», сохранившая  нам многие местные легенды, свидетельствует  и о других формах устной исторической памяти.

Истоки  «Повести временных лет» в значительной степени определили и направление  ее изложения. Мощное логически стройное, проникнутое патриотическим подъемом повествование в своем неуклонном движении от прошлого к настоящему несло в себе широкое осмысление политической действительности своего времени. «Повесть временных лет» сама стала «исходишем мудрости» для последующих летописцев. С нее они начинали свое изложение, ее идеи продолжали, в ее содержании видели в пору феодальной раздробленности и «злой татарщины» живое свидетельство единства Русской земли.

«Повесть  временных лет» - произведение родное для всякого русского человека. Она  повествует о начале Русской земли, о начале русского народа голосом  далеких и вместе с тем близких  нам русских людей XI - начала XII в. К ее спокойному изложению мы не раз возвращаемся и всегда находим в нем новые и новые, не замеченные нами прежде глубины содержания.

Высокие достоинства «Повести временных  лет» возникли на плодотворной почве  русской культуры начала XII в., когда она была создана. Эти высокие достоинства были связаны с повышенным интересом к родной истории во всех слоях общества Киевской Руси и с высокими качествами русского литературного языка, оказавшегося способным выразить и тонкость отвлеченной мысли, и многочисленные реальные понятия чрезвычайно усложнившейся в XI в. исторической действительности.

В самом  деле, «Повесть временных лет» принадлежит  эпохе, в которой ясно определились характерные черты феодализма, но еще живы были и старые традиции эпохи древнерусского государства. Уже отчетливо деление общества на господствующую феодальную верхушку и закабаленные низы городского и  сельского населения, но еще живо воспоминание о патриархально-общинных отношениях в рассказах о пирах  Владимира, равно открытых для всех. Уже утрачено политическое единство Русской земли, втянутой в процесс  феодализации, уже обособились Новгород, Полоцк, Галицко-Волынская земля, Смоленское и Владимиро-Суздальское княжества, но еще действенно сознание единства Руси. Крепнут новые феодальные полугосударства-княжества, но еще сохраняются традиции единой Киевской державы. Русская культура уже развивается в областных границах, но еще не замкнута в них.

Феодальная  раздробленность была неизбежным этапом исторического развития Руси. Начинавшийся с конца XI в. распад Киевского государства был связан с ростом его отдельных частей, с развитием производительных сил на местах, с образованием новых областных центров, городов, с подъемом активности городских масс населения. Этот процесс политического дробления Киевского государства и роста областных центров имел первостепенное значение в интенсивном культурном развитии Руси XII века.

Сознание  единства Руси и общерусский размах идей, может быть, еще интенсивнее  давали себя чувствовать именно теперь, когда реальная социально-экономическая  и политическая почва для этого  единства уходила из-под ног, когда  могущественная держава Владимира  отошла уже в прошлое, хотя еще  и сохранялось живое ощущение Русской земли как единого  целого. В этом соединении стремительного движения вперед с сохранением лучших традиций прошлого - основа творческой мощи этого периода.

Оптимизм  и патриотизм "Повести временных  лет" были проявлениями силы нового общественного уклада, в котором  еще не успели в полной мере сказаться  печальные политические последствия  раздробленности Руси. 
 

Хроники. Общая характеристика.

Термин  «Хроника» (от греч. Χρόνος — время) имеет несколько значений:

1. Запись  исторических событий в хронологической  последовательности, один из основных  видов средневековых исторических  сочинений (русские летописи; «Хроники»  Р. Холиншеда).

2. Литературный жанр — повествовательного или драматического произведения, излагающего исторически достопримечательные события в их временной последовательности, а также повести о частной жизни, использующие приёмы хроникального повествования («Семейная хроника» С. Т. Аксакова).

Хроника, как историческое произведение, впервые  была создана в Византии. Историческая концепция таких произведений была самым тесным образом связана  с церковным мировоззрением и  делала византийские политические грёзы  о едином мировом государстве  частью их церковного учения. Как правило, хроники начинают своё повествование  с основания мира. Переводы хронографов  в основном производились в Болгарии. Следует отметить, что переводы не всегда адекватны оригиналу, часто  имеют место быть сокращения текста.

На Руси в XI—XII веках переводные хроники получили широчайшее распространение, самые известные из них: «Хроника Георгия Амартла», «Хроника Георгия Синкелла», «Хроника Иоана Малалы». Сохранились лишь в компилятивных памятниках, так, например, «Ельницкий летописец» является компиляцией «Хроники Георгия Амартла», «Хроники Иоана Малалы» и оригинальных исторических произведений житийного характера (о княгине Ольге, о варягах-мучениках и др).

Хроники, создававшиеся на Руси, назывались хронографами.

С конца  XII века в Ливонии хроники являются важнейшими историческими источниками по истории стран Восточной Прибалтики вплоть до начала XVIII века. Самые известные: «Хроника Ливонии» Генриха Латвийского (1-я половина XIII в.), «Рифмованная хроника» (конец XIII в.), «Новая рифмованная хроника» Б. Гёнеке (середина XIV в.).

На белорусской  земле один из самых значимых памятников является «Хроника» Матея Стрыйковского, которая была опубликован в 1582 г. в Крулевце (Кенигсберге).

Хроника Стрыйковского состоит из 25 книг, каждая из которых посвящена описанию определенной этнополитической общности или определенного исторического периода. Помимо восточных славян и поляков, в сочинении Стрыйковского представлено описание истории их соседей по региону - литовцев, пруссов, жмуди, лифляндцев и др. По сложившейся традиции, первая книга посвящена описанию древнейшей истории человечества, где Стрыйковский находит место и восточным славянам. Очерк русской истории, до момента поглощения русских княжеств Литвой, занимает три книги хроники - четвертую, пятую и, частично, шестую, - которые дают исчерпывающе полное представление о прошлом русских земель и взаимоотношениях русских княжеств с Польшей и другими соседними государствами. Московскому государству ни один раздел хроники не посвящен, информация о нем представлена в описании истории Великого княжества Литовского, начиная с 21-й книги, описывающей события XVI в.

Не менее  значимыми историческими памятниками  на белорусской земле также являются и белорусско-литовские своды, существующие в двух редакциях: «Краткой», начинающейся со смерти Гедимина или, скорее, Ольгерда и оканчивающейся 1446 г. и «Подробной», от баснословных времен до 1505 г. Источник летописи «Краткой» — сказания современников. Так, по случаю смерти Скиргайлы автор говорит от себя: «аз того не вем занеже бых тогда мал». Местом записи известий можно считать Киев и Смоленск; в изложении их не заметно тенденциозности. «Подробная» летопись (так называемая Л. Быховца) представляет в начале ряд баснословных сказаний, затем повторяет «Краткую» и, наконец, заключается мемуарами начала XVI в. В текст её вставлено много тенденциозных рассказов о разных знатных литовских фамилиях.

Хроника Быховца или летопись Быховца  — третий свод литовско-белорусских  летописей, возник в 1550—1570-е гг. в  Западной или Юго-Западной Белоруссии (записи обрываются на 1507 году).

Рукопись  обнаружена в библиотеке помещика Александра Быховца (имение Мотялевцы, Волковысского уезда Гродненской губернии) учителем Виленской гимназии Ипполитом Климашевским. В 1834 г. Быховец передал рукопись известному историку Литвы Теодору Нарбуту. В 1846 г. Нарбут издал Хронику, но несколько листов в ней не доставало. Тот же Нарбут дал название — Хроника Быховца. После публикации рукопись исчезла. Наличие некоторых писем и сверка данной рукописи с некоторыми аналогами подтверждают подлинность существования рукописи. 

  
 
 
 

Информация о работе «Летописи и хроники»