Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 16:25, контрольная работа

Описание работы

ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ОРГАНЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВЭД В РФ
ОРГАНИЗАЦИИ, СОДЕЙСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ВЭД
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЕ ВЭД
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ ВЭД
КВОТИРОВАНИЕ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СДЕЛОК
СЕРТИФИКАЦИЯ ИМПОРТНЫХ ТОВАРОВ

Файлы: 1 файл

региональная экономика.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности

  1. ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 
  2. ОРГАНЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВЭД В РФ
  3. ОРГАНИЗАЦИИ, СОДЕЙСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ВЭД
  4. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЕ ВЭД
  5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ ВЭД
  6. КВОТИРОВАНИЕ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СДЕЛОК
  7. СЕРТИФИКАЦИЯ ИМПОРТНЫХ ТОВАРОВ
  8. РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСПОРТНЫХ КОНТРАКТОВ НА ВЫВОЗ СТРАТЕГИЧЕСКИ ВАЖНЫХ СЫРЬЕВЫХ ТОВАРОВ
  9. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА КОЛИЧЕСТВА, КАЧЕСТВА И ЦЕНЫ ЭКСПОРТИРУЕМЫХ ТОВАРОВ
  10. Литература 20

 

 

Система государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности (ВЭД) предприятий включает:

• законодательно-правовую базу регулирования;

• институционно-организационную структуру регулирования;

• государственное  программирование ВЭД;

• квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок;

• сертификацию импортных товаров;

• регистрацию  некоторых экспортных контрактов;

• обязательную экспортную оценку количества, качества и цены

экспортируемых  товаров;

• таможенное регулирование;

• валютное и  кредитно-денежное регулирование ВЭД.

 

 

  1. Государственное регулирование.

1.1Цели и задачи.

 

Основные цели госрегулирования ВЭД состоят в  следующем:  
• использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в  
России рыночной экономики;  
• содействие повышению производительности труда и качества  
национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок  
новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения  
российских предприятий в мировую конкуренцию;  
• создание условий доступа российских предпринимателей на мировые  
рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового,  
информационного содействия;  
• защита национальных внешнеэкономических интересов, защита  
внутреннего рынка;  
• создание и поддержание благоприятного международного режима во  
взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.  
Государственное регулирование ВЭД в России в условиях переходной  
экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными  
принципами:  
• единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней)  
экономической политики;  
• единство системы государственного регулирования и контроля за его  
реализацией;  
• перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на  
экономические методы;  
• четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов  
в области управления ВЭД;  
• обеспечение равенства всех участников ВЭД.  
Особое значение сегодня имеет четкое разграничение компетенции  
Федерации и ее субъектов в сфере ВЭД. В компетенции федеральных органов  
должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:  
• определение основных принципов осуществления ВЭД и  
внешнеэкономической политики России в целом;  
• разработка соответствующих федеральных программ;  
• защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных  
субъектов и граждан в частности;  
• разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;  
• подготовка и заключение международных договоров и государственных  
соглашений, контроль за их исполнением;  
• организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;  
• определение и реализация валютной политики страны;  
• формирование и использование золотовалютных резервов РФ;  
• контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных) товарных  
групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);  
• разработка платежного баланса РФ и т.д. Субъекты РФ в условиях  
формирующейся рыночной экономики правомочны:  
• осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;  
• контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках  
своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные  
программы;  
• предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и  
гарантии, не противоречащие законам РФ (по ним Федерация не отвечает);  
• заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей  
компетенции (то есть с субъектами зарубежных федеративных государств);  
• иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом,  
которые содержатся за счет субъектов Федерации. Определенные вопросы  
находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. В их числе:  
• координация действий участников ВЭД;  
• выполнение договоров РФ с зарубежными странами (если их выполнение  
касается интересов регионов);  
• разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД;  
• регулирование приграничной торговли;  
• информационное обеспечение ВЭД.  
 
2. ОРГАНЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВЭД В РФ  
 
В соответствии с законодательством Президент РФ наделен следующими  
функциями:  
• осуществлять общее руководство государственной внешнеэкономической  
политикой (в частности, подписывать законы и издавать указы по ключевым ее  
направлениям);  
• подписывать международные соглашения, представлять Россию на  
соответствующих международных форумах;  
• регулировать военно-техническое сотрудничество;  
• определять условия экспорта драгоценных камней, металлов,  
расщепляющихся материалов.  
Государственная Дума и Совет Федерации разрабатывают и принимают  
законы, регламентирующие ВЭД, через соответствующие комитеты и комиссии  
участвуют в руководстве ВЭД на государственном уровне, заслушивают отчеты  
руководителей ведомств.  
Правительство РФ выполняет следующие функции:  
• проводит в стране единую внешнеэкономическую политику, осуществляет  
разработку соответствующих программ;  
• участвует в организации и проведении международных переговоров;  
• участвует в формировании экспортного и импортного режимов;  
• осуществляет управление федеральной российской собственностью за  
рубежом;  
• регулирует величины ставок таможенного тарифа;  
• принимает конкретные меры по защите внутреннего рынка от  
массированного импорта;  
• разрабатывает и осуществляет мероприятия по реализации указов  
Президента РФ.  
Специальным государственным органом регулирования ВЭД является  
Министерство внешних экономических связей (МВЭС) РФ. В его функции входят:  
• государственное регулирование ВЭД (разработка рекомендаций по  
совершенствованию нормативно-правовой базы ВЭД; тарифное и нетарифное  
регулирование деятельности участников ВЭД; защита внутреннего рынка и  
интересов отечественных экспортеров; участие в валютном и экспортном  
контроле РФ; организация импортных поставок для федеральных государственных  
нужд; контроль за обеспечением государственных интересов и т.д.);  
• координация действий российских участников ВЭД (разработка мер по  
совершенствованию внешнеэкономической политики; координация действий  
федеральных властей и регионов в сфере ВЭД; совершенствование  
институциональной организационной структуры управления ВЭД; координация  
действий российских экспортеров и т.д.);  
• оценка перспектив и текущего состояния внешнеэкономических связей РФ  
(анализ и прогноз мировой экономической конъюнктуры; участие в разработке  
платежного баланса, ведение внешнеэкономической статистики; анализ  
эффективности ВЭД и разработка мер по повышению ее уровня);  
• кадровое и информационное обеспечение ВЭД (подготовка и повышение  
квалификации специалистов по ВЭД; формирование единой информационной  
системы, выпуск соответствующих специальных изданий; консультирование  
участников ВЭД; содействие проведению выставок, ярмарок, презентаций);  
• создание благоприятного режима внешнеэкономического сотрудничества с  
иностранными государствами (подписание двусторонних межправительственных  
договоров и протоколов; участие в деятельности соответствующих  
международных организаций; борьба против дискриминации российских  
экспортеров, обеспечение равноправной интеграции РФ в мировое хозяйство,  
участие в разрешении спорных ситуаций на межправительственном уровне и  
т.д.);  
• участие в экспортно-импортных операциях по ряду товарных групп через  
внешнеэкономические объединения, входящие в систему МВЭС («Продинторг»,  
«Росвнешторг» и др.);  
• руководство деятельностью торговых представительств РФ и аппаратов  
торгового советника при посольствах РФ за рубежом, аппаратов уполномоченных  
МВЭС в субъектах РФ.  
В систему МВЭС входят:  
1. Центральный аппарат (департаменты: поддержки промышленного  
экспорта; координации ВЭД; многостороннего экономического сотрудничества;  
регулирования ВЭД; экономики и информации; валютно-финансовый и др.  
Центральный аппарат имеет также ряд отделов и управлений).  
2. Внешнеэкономические объединения, осуществляющие внешнеторговую  
деятельность по определенной номенклатуре товаров.  
3. Всероссийская академия внешней торговли, осуществляющая подготовку  
руководящих работников и специалистов в сфере ВЭД для работы в  
международных экономических организациях. На обучение принимаются, как  
правило, лица с высшим образованием, имеющие практический опыт работы в  
народном хозяйстве. При Академии имеется аспирантура, ее преподаватели  
активно занимаются консультационной деятельностью.  
4. Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт  
(ВНИКИ). Его сотрудники изучают общие проблемы мирохозяйственных связей,  
конкретные конъюнктурные вопросы основных товарных рынков. Предоставляются  
платные информационно-консультационные услуги участникам ВЭД. Выполняются  
соответствующие заказные работы, издается Бюллетень иностранной  
коммерческой информации (БИКИ), содержащий актуальную коммерческую  
информацию зарубежных информационных агентств.  
5. Объединение информационного обеспечения и автоматизированной  
обработки данных (ИнформВЭС). Оно является генеральным подрядчиком при  
разработке и внедрении информационных систем, обеспечивающих выполнение  
функций регулирования, координации ВЭД, внедрении автоматизированной  
системы валютного и экспортного контроля. Оно обеспечивает информационное  
обслуживание центрального аппарата МВЭС и его уполномоченных на местах,  
снабжает информацией торгпредства РФ за рубежом, а также собственно  
участников ВЭД. ИнформВЭС имеет доступ к глобальным компьютерным сетям,  
располагает сервисным центром.  
6. В условиях децентрализации управления ВЭД особую роль играет  
институт уполномоченных МВЭС в регионах. К их важнейшим функциям относятся:  
• проведение общегосударственной политики в сфере ВЭД на всей  
территории России, общий государственный надзор;  
• обеспечение разграничения прав и ответственности в сфере ВЭД между  
федерацией и регионами;  
• оказание возможного содействия региональным участникам ВЭД в  
налаживании деловых контактов и выходе на внешние рынки;  
• помощь региональным властям в подготовке и осуществлении  
государственных и региональных программ международного сотрудничества;  
• регистрация экспортных контрактов для стратегически важных сырьевых  
товаров.  
7. В структуре МВЭС важное место занимают торговые представительства  
РФ за рубежом. Их задачи:  
• защита и представительство интересов российских участников ВЭД в  
стране пребывания, снабжение их необходимой информацией, оказание  
консультационных услуг;  
• контроль за соблюдением резидентами страны размещения торгпредств и  
российских участников ВЭД межгосударственных соглашений;  
• содействие в установлении и расширении деловых контактов между  
фирмами соответствующих государств;  
• сбор и анализ конъюнктурной информации в стране пребывания.  
Министерство экономики, помимо разработки и проведения единой  
государственной социально-экономической политики в целом, также играет  
важную роль в управлении ВЭД России. Согласно утвержденному 26 августа 1995  
г. Положению о Министерстве экономики Российской Федерации оно участвует в  
разработке предложений по экономической политике в сфере международного  
сотрудничества, совершенствованию механизма государственного регулирования  
внешнеэкономических связей, осуществлению совместных проектов и программ,  
участвует в составлении платежного баланса страны. Министерством  
разрабатываются и осуществляются меры по привлечению иностранных  
инвестиций, размещению российского капитала за рубежом. Оно координирует  
взаимодействие с международными финансовыми институтами. Этими вопросами  
заняты: департаменты международного инвестиционного сотрудничества;  
внешнеэкономической деятельности; экономического сотрудничества с  
государствами — участниками СНГ; инвестиционной политики.  
Министерство финансов регулирует кредитно-денежную сферу, по  
соглашению с другими ведомствами вносит в правительство предложения об  
изменении ставок импортных и экспортных таможенных пошлин. Оно регулирует  
систему налогообложения, в том числе при осуществлении ВЭД, определяет  
методические основы разработки платежного баланса.  
Центральный банк России определяет совместно с Министерством финансов  
условия и порядок финансирования ВЭД, активно участвует в совершенствовании  
соответствующего законодательства, регулирует валютные операции и курс  
рубля по отношению к валютам другим государств, вывоз российского капитала,  
выдает лицензии коммерческим банкам на осуществление валютных операций.  
Центральный банк участвует в осуществлении валютного контроля по экспорту и  
импорту.  
Государственный комитет РФ по науке и технологиям призван  
контролировать и координировать международное научно-техническое  
сотрудничество, финансирование международных проектов, принимать участие в  
подготовке и подписании соответствующих межправительственных соглашений, в  
совершенствовании законодательной базы международных научно-технических  
связей.  
Государственный таможенный комитет (ГТК) непосредственно подчинен  
Президенту РФ и выполняет следующие функции:  
• осуществляет контроль за пересечением государственной границы РФ  
гражданами и грузами, декларированием соответствующих грузов и имущества;  
• принимает участие в изменениях ставок таможенных пошлин и размеров  
таможенных сборов;  
• участвует в формировании доходной части федерального бюджета РФ  
посредством взимания таможенных пошлин, сборов, штрафов, конфискации  
грузов, финансовых средств имущества граждан;  
• осуществляет защиту экономических и иных интересов России через  
борьбу с незаконным вывозом грузов, ценностей и т.д. из России и путем  
предотвращения незаконного ввоза в страну оружия, отходов и т.д.;  
• ведет таможенную статистику;  
• принимает участие в валютном и экспортном контроле;  
• принимает участие в разработке таможенного законодательства и  
таможенной политики РФ в обеспечении реализации последней.  
 
3. ОРГАНИЗАЦИИ, СОДЕЙСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ВЭД  
 
Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ является негосударственной  
некоммерческой общественной организацией. Она призвана содействовать всем  
формам предпринимательства в России, а также содействовать развитию  
разнообразного международного сотрудничества. Она состоит из региональных  
палат, объединяющих несколько тысяч предприятий и организаций, различных их  
союзов и объединений. Ее деятельность регулируется Федеральным законом «О  
торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», подписанным  
Президентом РФ 7 июля 1993 г.  
Задачами ТПП в сфере ВЭД являются:  
• содействие развитию экспорта российской продукции;  
• оказание помощи российским участникам ВЭД в их внешнеторговых  
операциях, освоении новых форм международного экономического и научно-  
технического сотрудничества;  
• организация мероприятий по обучению и повышению квалификации  
российских предпринимателей в сфере ВЭД;  
• помощь зарубежным предпринимателям в нахождении надежных  
российских партнеров.  
ТПП имеет 18 представительств за рубежом и участвует в деятельности 8  
смешанных международных палат. При ТПП РФ действуют: Между  
народный коммерческий арбитражный суд, Морская арбитражная комиссия,  
Третейский суд для разрешения экономических споров.  
В систему ТПП входят следующие внешнеэкономические предприятия:  
АО «Совинцентр» — центр международной торговли и научно-технических  
связей с зарубежными фирмами. Он оказывает более 200 видов услуг  
коммерческого, делового и бытового, характера. Центр имеет собственную  
гостиницу, коммерческий банк, помещение под офисы, вычислительный центр,  
развитую систему современных связей.  
ЗАО «Экспоцентр» регулярно организует представительные международные  
выставки по самой широкой номенклатуре товаров, которые содействуют  
развитию прямых контактов между российскими участниками ВЭД и зарубежными  
предпринимателями.  
ВО «Союзэкспертиза» — специализированное независимое агентство,  
осуществляющее по заявкам предприятий экспертизу экспортных и импортных  
товаров как за рубежом, так и в России.  
«Союзпатент» занимается патентованием изобретений, промышленных  
образцов, регистрацией наименований фирм, товарных знаков.  
ВЭ рекламное агентство «Северо» — крупнейшая рекламная организация,  
располагающая штатом высококвалифицированных специалистов, выполняющая  
комплекс услуг по подготовке и проведению рекламных компаний по заказу  
заинтересованных фирм.  
Внешнеэкономическое предприятие «Внешэкономсервис», деятельность  
которого направлена на:  
• оказание услуг по поиску покупателей и продавцов;  
• предоставление агентских и посреднических услуг, осуществление  
экспортно-импортных операций с различными товарами;  
• осуществление поставок технологического оборудования. В целях  
повышения степени надежности выбора деловых партнеров ТПП ведет «Реестр  
надежности российских предприятий и предпринимателей» для совместной  
экономической деятельности. На его базе создано Российское агентство  
экономических рисков. В сферу его задач входит:  
• прогнозирование рисков (рисков национализации, экспроприации или  
конфискации, риска ограничения доступа к производственным и финансовым  
ресурсам);  
• экспертиза степени надежности потенциальных партнеров для  
предпринимательской и внешнеэкономической деятельности с учетом репутации,  
хозяйственного и финансового положения партнера;  
• всесторонний анализ потенциальных объектов инвестирования, оценка их  
уязвимости с учетом возможных рисков.  
Отраслевые объединения производителей и экспортеров (свыше 15),  
включая «Союз нефтеэкспортеров России», «Всероссийскую ассоциацию  
рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров»,  
«Международный союз машиностроителей», «Совет производителей и экспортеров  
черных металлов» и др. Их основные задачи:  
• координация ценовой политики российских экспортеров;  
• представительство и защита общих интересов на мировых рынках;  
• создание системы контроля количества, качества и цены экспортных  
товаров;  
• участие в разработке российской внешнеэкономической политики по  
основным товарным группам;  
• сотрудничество в продвижении российской продукции на зарубежные  
рынки.  
В целях выработки согласованных позиций в сфере ВЭД, осуществления  
согласованной внешнеэкономической политики, повышения ее эффективности,  
улучшения отраслевой и региональной структуры внешнеторгового оборота  
создан Совет отраслевых объединений производителей и экспортеров при МВЭС.  
К его важнейшим задачам относятся:  
• взаимодействие отраслевых объединений производителей и экспортеров с  
МВЭС;  
• разработка рекомендаций по совершенствованию экспортной политики;  
• координация ценовой политики российских участников ВЭД;  
• подготовка предложений по совершенствованию таможенного режима;  
• участие в защите интересов российских экспортеров;  
• содействие экспортоориентированному производству;  
• участие в формировании системы учета ВЭД;  
• участие в создании системы контроля качества, количества и цен  
экспортируемых товаров и др.  
Банк внешней торговли России осуществляет все виды операций по  
внешнеторговым расчетам внутри страны и за рубежом: экспортно-импортные  
расчеты, кредитование, операции с ценными бумагами, открытие и ведение  
счетов как в валюте, так и в рублях, гарантийные операции, а также  
предоставление консультационных услуг.  
Экспортно-импортный банк РФ призван предоставлять долгосрочные кредиты  
российским экспортерам, кредитовать предприятия, способные выпускать  
экспортную продукцию, страховать кредиты.  
Российский банк реконструкции и развития финансирует и кредитует  
инвестиционные проекты, обеспечивающие совершенствование отраслевой  
структуры экономики, в том числе путем стимулирования российского экспорта  
и развития импортозаменяющего производства.  
Для стимулирования двусторонних и многосторонних международных  
экономических связей созданы разнообразные ассоциации делового  
сотрудничества, в том числе и двусторонние: России с США, ФРГ, Францией и  
т.д. Существуют и другие организации, в том числе и иностранные  
(консультативные, контактные и др.), призванные, с одной стороны,  
содействовать выходу российских участников ВЭД на мировой рынок, с другой —  
информировать потенциальных зарубежных партнеров о перспективах российского  
рынка.  
 
4. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЕ ВЭД  
 
Общую правовую базу регулирования ВЭД в России составляют законы РФ,  
указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, различные нормативные  
акты соответствующих министерств и ведомств.  
Из числа действующих ныне законов, регулирующих ВЭД в России, прежде  
всего следует назвать: Закон «О государственном регулировании  
внешнеторговой деятельности» (от 13 октября 1995 г.). Закон «Об иностранных  
инвестициях в РСФСР» (от 4 июля 1991 г.), Закон «О валютном регулировании и  
валютном контроле» (от 9 октября 1992 г.), «Патентный закон РФ» (от 2  
сентября 1992 г.), Закон «О таможенном тарифе» (от 21 мая 1993 г.),  
«Таможенный кодекс Российской Федерации» (от 10 июня 1993 г.), Закон «О  
международном коммерческом арбитраже» (от 7 мая 1993 г.) и др. Законы  
определяют общие условия и принципы осуществления ВЭД в России.  
13 октября 1995 г. Президентом РФ подписан Федеральный закон «О  
государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В нем  
определены принципы государственного регулирования внешнеэкономической  
деятельности; четко разграничены сферы компетенции Федерации и ее субъектов  
во ВЭД; перечислены важнейшие функции федеральных исполнительных органов,  
ответственных за регулирование ВЭД; дана краткая характеристика важнейших  
методов государственного регулирования внешнеэкономических связей:  
таможенно-тарифное регулирование; количественные ограничения экспорта и  
импорта; экспортный и импортный валютный контроль и т.д. Особое внимание  
уделено системе мер по содействию и стимулированию деятельности российских  
участников ВЭД.  
Конкретные меры и направления развития ВЭД определяются и указами  
Президента РФ. Одним из важнейших явился Указ «О либерализации  
внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» (от 15 ноября 1991  
г.). Право на осуществление ВЭД, в том числе и посреднической, было  
предоставлено всем зарегистрированным на территории РФ предприятиям и их  
объединениям независимо от их форм собственности. Ключевая предпосылка —  
наличие конкурентоспособной на мировом рынке продукции.  
Система лицензирования и квотирования уже успела пройти два этапа:  
первый — внедрения, второй — отмены. Так, с 1 января 1992 г. было введено в  
действие Положение о системе лицензирования и квотирования товаров, услуг и  
работ на 1992 г. с использованием конкурсной или аукционной системы продажи  
квот и лицензий. Банкам, уполномоченным на ведение валютных операций на  
территории России, разрешалось открыть валютные счета всем юридическим  
лицам и гражданам. С этого времени была установлена и обязательная продажа  
части валютной выручки предприятиями, расположенными (либо  
зарегистрированными) на территории России, Центральному банку РФ для  
формирования валютного резерва страны.  
23 мая 1994 г. был подписан Указ Президента «Об отмене квотирования и  
лицензирования поставок товаров и услуг на экспорт», направленный на  
дальнейшую либерализацию ВЭД. Согласно этому указу с 1 июля 1994 г. была  
отменена система квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг (за  
исключением продукции, экспортируемой в соответствии с международными  
обязательствами). Были также ликвидированы все льготы по налогообложению  
импортных товаров. В развитие этого указа 1 июля 1994 г. Правительством  
России было принято Постановление «О мерах по совершенствованию  
государственного регулирования экспорта товаров и услуг», в соответствии с  
которым для стратегически важных сырьевых товаров введена обязательная  
регистрация экспортных контрактов в МВЭС или в его уполномоченных конторах  
в регионах. Номенклатура товаров, для которых эта регистрация обязательна,  
определяется правительством. Она подтверждается сертификатом регистрации  
контракта.  
6 марта 1995 г. были подписаны президентские указы: «Об основных  
принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации»  
и «О признании утратившими силу и об отмене решений Президента Российской  
Федерации в части предоставления таможенных льгот». Тем самым отменены  
льготы в сфере ВЭД и количественные ограничения экспорта и импорта товаров  
(за исключением товаров, связанных с международными обязательствами  
России), не допускаются ограничения экспорта товаров путем установления  
обязательного объема поставок на внутренний рынок.  
С 25 марта 1995 г. вывоз стратегически важных сырьевых товаров  
проводится без регистрации соответствующих предприятий-экспортеров в МВЭС.  
Была поставлена задача принять решение о введении единой государственной  
системы внешнеторгового и валютного учета.  
В интересах обеспечения правовой основы развития системы валютного  
контроля и уменьшения утечки валюты за рубеж 21 ноября 1995 г. издан Указ  
«О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской  
Федерации». Его задача — усиление учета и контроля за импортными операциями  
российских участников ВЭД. Расчеты по внешнеторговым операциям, по которым  
оформлены паспорта им  
портных сделок, осуществляются исключительно через уполномоченные  
банки, их подписавшие.  
Импортный товар должен быть ввезен в Россию в течение 180 календарных  
дней с даты его оплаты. Если же по каким-то причинам поставка не будет  
осуществлена, валюта должна быть возвращена в пределах того же срока. В  
случае нарушения этих условий импортер должен заплатить штраф в размере  
100% суммы сделки. Штраф не налагается, если при наличии соответствующих  
документов произошло уничтожение или безвозвратная потеря товаров  
вследствие аварии, действия обстоятельств непреодолимой силы, недостачи,  
происшедшей в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях  
транспортировки и хранения. Не платится штраф, если товары выбыли из  
владения российского участника ВЭД вследствие неправомерных действий  
органов или должностных лиц иностранного государства. Контроль за  
реализацией Указа возложен на Государственный таможенный комитет РФ.  
4 июня 1992 г. был подписан Указ «О некоторых мерах по развитию  
свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации»,  
призванный дать толчок созданию в пределах отдельных регионов льготных  
условий для предпринимательства, в том числе для инвестирования зарубежного  
капитала. Однако реализация этого указа была затруднена отсутствием общего  
Закона о СЭЗ и Закона о соглашениях о разделе продукции.  
22 января 1996 г. пописан Закон «Об особой экономической зоне в  
Калининградской области», определяющий правовые, организационные и  
экономические основы и условия образования и функционирования экономической  
зоны «Янтарь». Определены инвестиционный режим, система налогообложения,  
таможенного, валютного регулирования. Закон должен благодаря созданию  
преимущественных условий для предпринимательской деятельности дать новые  
импульсы для ускоренного социально-экономического развития региона с  
привлечением иностранных инвестиций, интеграции всей российской экономики  
через этот анклав в мировую экономику.  
Создание первой в России оффшорной зоны должен обеспечить Закон «О  
центре международного бизнеса "Ингушетия"» (подписан 30 января 1996 г.).  
Закон рассчитан исключительно на компании международного бизнеса —  
нерезидентов РФ. Зарегистрированным в Центре фирмам предоставляются  
существенные налоговые, таможенные льготы. Их операции выводятся из сферы  
валютного и экспортного контроля РФ. Упрощены регистрация и контроль за их  
деятельностью. Центр создается на территории г. Назрань.  
С 30 декабря 1995 г. действует Закон «О соглашениях о разделе  
продукции», которым установлены правовые основы отношений между  
государством и инвесторами — субъектами предпринимательской деятельности по  
поводу поиска, разведки, добычи минерального сырья на российской  
территории. Он призван гарантировать как российским, так и зарубежным  
инвесторам налоговую стабильность. Определены порядок заключения соглашений  
и условия выполнения работ. В отдельных статьях сформулированы принципы  
раздела продукции, распределения и реализации государственной доли  
произведенной продукции. Особое внимание уделено налогам и платежам за  
пользование недрами. Условия соглашения сохраняют свою силу на протяжении  
времени его действия. Изменения допустимы лишь по согласованию сторон, а  
также по требованию одной из сторон в случае радикального изменения  
обстоятельств его осуществления в соответствии с Гражданским кодексом РФ.  
 
5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ ВЭД  
 
Государственные программы в сфере ВЭД рассчитаны на оказание помощи  
российским участникам внешнеэкономических отношений с тем, чтобы лучше  
ориентироваться в государственной внешнеэкономической политике, становиться  
объектами этой политики. Программы создают возможность для участия  
субъектов ВЭД в разнообразных, финансируемых из государственного бюджета  
проектах, для получения ими выгоды от государственных мер по  
субсидированию, страхованию, кредитованию внешнеторговых операций. Таким  
образом, государственное программирование при надлежащем его финансово-  
организационном обеспечении может в качестве косвенного рычага существенно  
содействовать повышению эффективности ВЭД в целом и действенности  
деятельности российских участников ВЭД в частности.  
13 октября 1995 г. Правительство РФ утвердило «Комплексную программу  
стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику  
Российской Федерации». Особое место в Программе уделено привлечению  
иностранных инвестиций. Предполагается, что их доля в общем объеме  
капитальных вложений вырастет с 3,3% в 1995 г. до 5,2% в 1997 г. Они должны  
содействовать прежде всего решению следующих основных проблем:  
• освоению невостребованного научно-технического потенциала РФ;  
• продвижению российских технологий и продукции на внешние рынки;  
• расширению и диверсификации экспортного потенциала, организации  
импортозамещающих производств;  
• созданию новых рабочих мест и освоению передовых методов управления  
производством;  
• формированию современной рыночной инфраструктуры;  
• притоку инвестиций в регионы с избытком рабочей силы и с богатыми  
природными ресурсами.  
Тем самым планируется создать благоприятный для инвестирования климат.  
В этих целях предусмотрены налоговые льготы, «налоговые каникулы»,  
ускоренная амортизация, государственные заказы и иные стимулы. К  
иностранным инвесторам будет применяться национальный режим налогообложения  
и меры экономического содействия. Новым является переход от  
административного распределения бюджетных средств на капитальное  
строительство к избирательному (долевому) финансированию конкретных  
объектов за счет государственных средств на возвратной основе и  
формированию списка таких избранных объектов на конкурсной основе.  
8 февраля 1996 г. Правительством РФ одобрена федеральная программа  
развития экспорта. Она разработана в развитие Указа Президента РФ (от 30  
ноября 1995 г.) «О первоочередных мерах по поддержке экспортеров» и  
Постановления Правительства РФ «О дополнительной поддержке отечественного  
экспорта товаров и услуг» (от 20 января 1996 г.). Ее стратегическая цель —  
совершенствование структуры экспорта на основе расширения ассортимента за  
счет готовой и машинотехнической продукции, повышение качества российских  
товаров, совершенствование географической и товарной структур российского  
экспорта. Важно, что программа рассчитана не только на собственно  
экспортеров, но и на предприятия, выпускающие экспортозначимую продукцию.  
Предусмотрены меры экономического, организационно-правового и специального  
содействия. Важнейшими организационно-правовыми и специальными мерами  
являются:  
• совершенствование законодательства в сфере ВЭД;  
• совершенствование сертификации экспортной продукции;  
• содействие в продвижении продукции российских экспортеров на внешние  
рынки, в том числе через рекламу;  
• совершенствование информационного, консультационного обеспечения  
ВЭД;  
• создание благоприятного для российского экспорта климата в  
зарубежных странах на основе межправительственных соглашений, участие РФ в  
работе соответствующих международных экономических организаций.  
На первом этапе осуществления программы (1996—1997 гг.) основное  
внимание уделяется совершенствованию законодательных основ ВЭД;  
формированию государственных служб, содействующих экспорту, созданию  
информационно-консультационного обеспечения и механизмов государственной  
поддержки кредитования оборотных средств предприятий-экспортеров;  
страхованию экспортных операций и кредитованию экспор-тоориентированных  
проектов.  
В результате этих и других мероприятий ежегодный объем экспорта должен  
стабилизироваться на уровне 70—75 млрд. долл. без существенных изменений  
его структуры. На втором этапе (1998—2000 гг.) начнется переход к активной  
экспортной политике. Для этого увеличатся бюджетные средства для  
кредитования и страхования экспорта; расширяются программы кредитования  
экспортоориентированных производств; будет оказана государственная  
поддержка экспорту предприятий мелкого бизнеса; расширяется система  
страхования экспортных сделок; усилится зарубежная рекламная деятельность,  
прежде всего посредством участия в международных ярмарках и выставках. Это  
приведет хотя и к незначительному, но зато устойчивому росту экспорта,  
расширению его ассортимента, некоторому улучшению его структуры в пользу  
готовой продукции. Увеличится доля экспорта в страны ближнего зарубежья и  
развивающиеся страны.  
На третьем этапе (2001—2005 гг.) усилится диверсификация российского  
экспорта в пользу наукоемкой продукции. В этих целях государственная  
финансовая поддержка экспорта будет доведена до уровня промышленно развитых  
стран; будет создана широко разветвленная сеть сбыта и обслуживания  
машинотехнической продукции за рубежом; активизируется участие РФ в  
деятельности соответствующих международных экономических организаций и  
союзов; активизируется роль финансово-промышленных групп в продвижении  
российской продукции на мировой рынок.  
Это приведет к значительному увеличению в структуре экспорта  
наукоемкой продукции, доля машин и оборудования вырастет до 20—25% при  
сокращении доли топлива и сырья до 60—65%. Доля экспорта в страны ближнего  
зарубежья вырастет до 33%, в развивающиеся государства — до 25%.  
Программа предусматривает комплекс рекламных, выставочно-ярмарочных  
мероприятий по освоению зарубежных рынков. Начиная с 1997 г. формируется  
перечень наиболее важных для стимулирования экспорта мероприятий,  
пользующихся поддержкой государства. Для содействия российским  
производственным предприятиям в получении заказов от зарубежных фирм на  
изготовление и поставку за рубеж комплектующих, деталей, узлов создается  
Российский международный центр субконтрактации.  
21 марта 1996 г. утверждена Федеральная целевая программа «Развитие  
туризма в Российской Федерации». Иностранный туризм не только обеспечивает  
получение валютной выручки, но и содействует развитию многих сопряженных  
сфер экономики: транспорта, общественного питания, строительства и т.д.  
Главная цель программы — формирование в стране эффективного и  
конкурентоспособного туристического комплекса. К важнейшим ее задачам  
относятся:  
• создание и совершенствование нормативно-правовой базы туризма в  
России;  
• приоритетное развитие внутреннего, социального и въездного  
туризма;  
• содействие развитию материальной базы туризма;  
• обеспечение обучения и повышения квалификации работников  
туристического бизнеса.  
Программа рассчитана на 2 этапа:  
1995—1997 гг.: формирование нормативно-правовой базы, механизма  
государственного регулирования туризма, совершенствование и расширение его  
материальной базы, формирование рекламно-информационного, научно-  
методического и кадрового обеспечения;  
1998—2005 гг.: завершение процесса создания современного  
туристического комплекса, расширение его инфраструктуры, реклама за рубежом  
российских туристических услуг.  
Расчеты показывают, что после завершения первого этапа ежегодный  
прирост валютной выручки от въездного туризма составит 1 млрд. долл.  
 
6. КВОТИРОВАНИЕ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ СДЕЛОК  
 
Выдача лицензий на экспорт и импорт товаров в России регламентируется  
«Положением о порядке лицензирования и квотирования экспорта и импорта  
товаров (работ, услуг) в Российской Федерации», утвержденным 6 ноября 1992  
г.  
Квота — максимальный объем (в стоимостном или натуральном выражении)  
поставок определенного товара в пределах оговоренного режима. Квоты можно  
классифицировать следующим образом:  
• общие (для государственных нужд, региональные, аукционные) —  
определяются Министерством экономики;  
• естественные, связанные с ограниченностью пропускных способностей  
нефтепроводов, нефтетерминалов в портах. Режим их функционирования  
определяется Постановлением Правительства «О вывозе нефти и нефтепродуктов  
за пределы таможенной территории Российской Федерации с 1 января 1995 г.».  
Нефтедобывающие и перерабатывающие предприятия получают доступ к  
нефтепроводам пропорционально объемам добычи или переработки нефти;  
• исключительные квоты, вводимые Правительством в исключительных  
случаях, связанные с обеспечением национальной безопасности России, защитой  
внутреннего рынка, выполнением международных обязательств.  
Лицензия — выдаваемое компетентными государственными органами  
разрешение на осуществление конкретных экспортных и импортных операций.  
Лицензии бывают двух видов:  
генеральная — выдается на один календарный год, причем внешнеторговые  
операции осуществляются по одной или нескольким сделкам;  
разовая — оформляется по каждой отдельной сделке.  
Лицензии выдаются компетентными федеральными органами исполнительной  
власти, уполномоченными Правительством РФ:  
1. МВЭС лицензирует товары двойного применения: отдельные виды  
оборудования, сырья, материалов, технологий, которые могут быть  
использованы как для производства гражданской продукции, так и для  
производства вооружений; химикаты, оборудование, имеющие мирное назначение,  
но пригодные и для создания химического оружия; оборудование, технологии и  
материалы, используемые для создания ракетной техники; наркотические  
средства, яды и психотропные средства; ядерные материалы и технологии,  
соответствующее оборудование; изделия с содержанием драгоценных металлов и  
камней, янтаря.  
2. Министерство здравоохранения РФ выдает лицензии на лекарственные  
препараты, фармацевтические продукты и материалы, дикорастущие растения,  
диких животных, кости ископаемых животных.  
3. Главное управление государственного надзора за связью в России  
выдает лицензии на радиоэлектронные средства, высокочастотные устройства.  
Механизм выдачи лицензии можно рассмотреть на примере поставок  
некоторых изделий из стали в рамках «Соглашения между РФ и Европейским  
объединением угля и стали о торговле некоторыми изделиями из стали».  
Основанием для выдачи экспортных лицензий являются: документ,  
подтверждающий выделение квоты; подписанный или парафированный контракт с  
иностранным партнером; оригинал или заверенная копия договора комиссии.  
Отказ в выдаче экспортной лицензии может быть следствием:  
• неправильного оформления заявления на получение лицензии;  
• несоответствия сведений, указанных в заявлении, данным, содержащимся  
в контракте;  
• отсутствия у предприятия-изготовителя или организации-заявителя  
квоты экспорта данной группы товара на дату подачи заявления;  
• неиспользования по вине экспортера ранее выданных экспортных  
лицензий в течение срока их действия.  
За выдачу лицензии взимается сбор. При решении вопроса о выделении  
квоты и выдаче лицензии учитываются факторы:  
• соблюдение экспортером всех требований законодательства;  
• степень реализации экспортером ранее выданных лицензий;  
• принадлежность заявителя к традиционным поставщикам товара в страны  
ЕС.  
С 1 июля 1994 г. лицензирование экспорта осуществляется лишь для  
товаров и услуг, экспортируемых в соответствии с международными  
обязательствами. Важнейшие из них: ткани, нити и пряжа, некоторые виды  
готовой одежды. Например, согласно соглашению с ЕС Россия ограничила в  
стоимостном выражении поставки текстильной продукции в Сообщество. На  
экспорт российского текстиля нужна лицензия.  
Лицензирование импорта существует лишь в отношении специфических  
товаров: вооружений, продукции двойного назначения, химических средств  
защиты растений, шифровальных средств, промышленных отходов.  
 
7. СЕРТИФИКАЦИЯ ИМПОРТНЫХ ТОВАРОВ  
 
Импортируемая продукция, ввозимая на российскую территорию, должна  
отвечать требованиям безопасности, установленным российским ГОСТом. Это  
соответствие должны подтверждать сертификаты, выданные по правилам системы  
сертификации. Они могут также свидетельствовать о признании зарубежных  
сертификатов. Сертификация зарубежных товаров может проводиться органами по  
сертификации, аккредитованными в международной системе сертификации или в  
соответствии с положениями межгосударственного соглашения по  
стандартизации, метрологии и сертификации.  
Протоколы, полученные зарубежным продавцом или производителем товара  
за пределами РФ, недостаточны для таможенного оформления ввоза товара на  
территорию России. Требуется еще сертификат соответствия. Для этого надо  
обратиться в один из органов сертификации, аккредитованных в системе ГОСТ  
либо в зарубежной национальной системе сертификации (при условии  
прохождения им проверки Государственного комитета РФ по стандартизации,  
метрологии и сертификации).  
В качестве органов по обязательной сертификации и испытательных  
лабораторий могут быть аккредитованы зарегистрированные некоммерческие  
объединения и организации любых форм собственности, обладающие  
соответствующей компетенцией. Деятельность по аккредитации организуют и  
осуществляют: Госстандарт РФ и Госсанэпидемнадзор.  
Орган по сертификации не только выдает сертификаты и лицензии на  
применение знака соответствия, но и занимается инспекционным контролем  
сертифицированной продукции. Аккредитованные испытательные лаборатории  
проводят испытания конкретной продукции и выдают соответствующие протоколы.  
При сертификации отдельных товаров к ним могут предъявляться  
дополнительные требования. Так, на ввозимые в РФ измерительные приборы  
должен оформляться сертификат об утверждении типа средств испытаний. Для  
этого они проверяются на соответствие метрологическим нормам и требованиям  
безопасности.  
Для продуктов растительного и животного происхождения, к которым  
предъявляются повышенные требования безопасности, помимо обычной  
сертификации необходимо соблюдение ветеринарных, гигиенических норм.  
Поэтому Минздрав РФ дополнительно выдает гигиенический сертификат.  
Продукция, не прошедшая предварительного гигиенического контроля и не  
получившая положительного заключения Госсанэпидемслужбы, не допускается к  
сертификации.  
Для реализации импортной продукции требуется отметка в сертификате  
соответствия реквизитов гигиенического сертификата на данный продукт. Если  
они указаны, то не требуется оригинал или копия гигиенического сертификата.  
Гигиеническая оценка продукции осуществляется исключительно органами  
Минздрава РФ. Ведомственные санитарные службы их выдавать неправомочны. Для  
детского питания, оборудования, упаковочных материалов, контактирующих с  
пищевыми продуктами и продовольственным сырьем, табачных изделий обязателен  
гигиенический сертификат, выдаваемый Минздравом РФ. В основу гигиенической  
оценки импортной продукции должны быть поставлены сертификаты фирмы-  
производителя и официальной соответствующей инстанции, подтверждающие  
качество и безопасность продукции. Могут быть учтены также результаты  
исследований, осуществленных испытательными лабораториями, аккредитованными  
Госкомэпиднадзором. Гигиенические сертификаты оформляются не на каждую  
поставку (партию) товара, а на вид продукции. Срок действия сертификата  
соответствия не может превышать срока действия гигиенического сертификата,  
определяемого в зависимости от вида продукции и условий его производства.  
Перечень подлежащих обязательной сертификации товаров разрабатывается  
Государственным комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации.  
Подтверждение безопасности не обязательно при ввозе товаров физическими  
лицами для собственных (не коммерческих) нужд, а также ввозе для  
официального пользования представительств иностранных государств и  
международных межправительственных организаций.  
 
8. РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСПОРТНЫХ КОНТРАКТОВ НА ВЫВОЗ СТРАТЕГИЧЕСКИ ВАЖНЫХ СЫРЬЕВЫХ  
ТОВАРОВ  
 
Вместо института спецэкспортеров, которые регистрировались в МВЭС,  
Постановлением Правительства РФ «О мерах по совершенствованию  
государственного регулирования экспорта товаров и услуг» с 1 июля  
1994 г. введена система обязательной регистрации контрактов на экспорт  
стратегически важных сырьевых товаров. На его основе были разработаны  
«Порядок регистрации контрактов на экспорт товаров в Российской Федерации»  
и «Инструкция о порядке оформления сертификата регистрации контрактов на  
экспорт товаров в Российской Федерации» (Опубликованы в журнале «Внешняя  
торговля», 1995 г., № 1).  
Регистрация осуществляется регистрационной комиссией МВЭС РФ. Для  
получения сертификата следует обращаться в адрес Уполномоченного МВЭС в  
регионе по месту регистрации заявителя как юридического лица или в регионе  
по месту регистрации организации — изготовителя или владельца товара. МВЭС  
ведет Федеральный банк данных сертификатов на экспорт стратегически важных  
сырьевых товаров.  
Для регистрации требуются следующие документы:  
• заявление на получение сертификата;  
• проект сертификата с заполненными соответствующими реквизитами;  
• оригинал подписанного экспортного контракта и его копия, заверенная  
продавцом;  
• документ, подтверждающий получение копии заявления о регистрации  
контракта с заверенными продавцом копиями приложений к нему территориальным  
управлением отраслевого министерства (ведомства), имеющего региональные  
представительства по месту расположения организации-экспортера;  
• справка ГВЦ Госкомстата РФ.  
Ответственность за достоверность и правильность оформления документов  
несет продавец. Отказ в регистрации контракта может быть обусловлен:  
• отсутствием в заявлении сведений, необходимых для оформления  
сертификата;  
• несоответствием сведений, указанных в заявлении, данным,  
содержащимся в контракте;  
• несоответствием указанного в контракте номера расчетного рублевого  
счета или текущего валютного счета номеру счета экспортера,  
зарегистрированного Центральным банком России;  
• отсутствием документа, подтверждающего получение копии и заявления о  
регистрации контракта, с копиями приложений, заверенными территориальным  
управлением Минсельхозпрода и Рослеспрома о закрепленной за продавцом  
номенклатуре товара. Сертификат или мотивированный отказ в регистрации  
контракта направляется заявителю Уполномоченным МВЭС не позднее 21 дня с  
даты регистрации Уполномоченным заявления на выдачу сертификата. В случае  
обстоятельств, ведущих к угрозе экономическим интересам РФ или срыву  
международных обязательств РФ, МВЭС правомочно аннулировать или  
приостанавливать действие выданного сертификата. При неисполнении указаний  
МВЭС о прекращении поставок по контракту продавец может быть лишен права на  
экспорт стратегически важных сырьевых товаров. Срок действия сертификата  
определяется сроком действия контракта.  
При вывозе продуктов по контрактам, предусматривающим срок поступления  
валютной выручки или встречных поставок товаров, превышающий 180 дней,  
требуется наличие у продавца лицензии Центрального банка России на  
совершение валютной сделки, связанной с движением капитала. Сроки  
поступления валютной выручки от экспорта товаров определяются самим  
экспортером на основе расчетов времени движения товаров по территории  
России, с учетом времени пробега банковской документации и формы расчетов  
по контракту. Если Уполномоченный МВЭС считает, что цены контракта ниже,  
чем мировые, а также некоторые условия контракта вредят интересам России,  
он обязан рекомендовать экспортеру внести соответствующие коррективы в  
текст контракта.  
 
9. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА КОЛИЧЕСТВА, КАЧЕСТВА И ЦЕНЫ  
ЭКСПОРТИРУЕМЫХ ТОВАРОВ  
 
26 декабря 1995 г. Правительство РФ приняло Постановление «О введении  
единой системы обязательной экспертной оценки количества, качества и цены  
экспортируемых товаров». Система введена с 1 января 1996 г. для всех  
участников ВЭД независимо от их организационно-правовых форм. Ее цели:  
осуществление единой государственной внешнеторговой политики; повышение  
эффективности ВЭД, а также усиление контроля за своевременным и полным  
поступлением валютных средств от экспорта. Российские и зарубежные  
экспертные организации допускаются к проведению экспертной оценки решением  
Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам экспертной оценки  
количества, качества и цены экспортируемых товаров.  
Решение о допуске к экспертизе или мотивированном отказе принимается в  
течение 30 дней с даты получения документов.  
Разрешение действительно в течение трех лет и может быть продлено на  
тот же срок. Комиссия утверждает Перечень экспортируемых товаров, по  
которым проводится экспертная оценка количества, качества и цены.  
На рассмотрение независимых экспертных организаций должны быть  
представлены:  
• инспекционный отчет о проверке экспортных грузов;  
• инспекционный отчет о прибытии экспортных грузов. Задачи Комиссии:  
• решение о разрешении российским и зарубежным организациям  
осуществлять экспертную оценку количества, качества и цен;  
• определение сроков ввода независимой экспертной оценки по конкретным  
видам экспортируемых товаров;  
• контроль за деятельностью независимых экспертных организаций;  
• разработка предложений по развитию на территории России системы  
обязательной оценки количества, качества и цены;  
• анализ предложений заинтересованных федеральных ведомств по  
изменению форм отчетности и информационному обеспечению системы  
обязательной оценки количества, качества и цены.  
Комиссия имеет право:  
• запрашивать от федеральных органов исполнительной власти,  
государственных учреждений, предприятий всех форм собственности необходимые  
информацию и материалы;  
• привлекать при необходимости экспертов и консультантов для  
проработки вопросов, входящих в пределы ее компетенции.  
Организация, желающая получить допуск к проведению экспертной оценки,  
должна представить контролю следующие документы:  
• письменное заявление;  
• заверенные копии учредительных документов (устава, учредительного  
договора, протокола учредительного собрания), а также свидетельства о  
государственной регистрации организации;  
• финансовый отчет организации за последние два финансовых года,  
аудиторское заключение по нему;  
• справку, содержащую информацию о наличии подразделений и филиалов,  
занимающихся экспертной оценкой товаров в России и за рубежом, состоянии их  
технической и организационной готовности к экспертной деятельности, о  
наличии опыта и ресурсов, позволяющих создать современную информационную  
автоматизированную систему, а также о характере предоставляемых услуг, их  
стоимости, сроках осуществления и условиях расчетов, гарантий и отчетности.  
 
Литература  
 
1. Под ред. д.э.н., проф. Э.Э. Батизи “Управление внешнеэкономической  
деятельностью хозяйствующих субъектов в России” – М., 1998.  
2. С.Г. Попов “ВЭД фирмы. Особенности менеджмента и маркетинга” – М.,  
1999.  
3. Е.Ф. Авдокушкин “Международные экономические отношения” – М., 1998.  
4. К.А. Семенов “Международные экономические отношения” – М., 1998.



Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности