Государственное предпринимательство: понятие, цели, способы реализации, критерии эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Экономическая реальность состоит в том, что государство выступает активным участником рыночных отношений. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено было брать на себя содержание больших экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т.д. В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, капитало- и энергоемкостью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутреннем и внешнем рынках.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...…………..3
Глава 1. Теоретические подходы к необходимости хозяйственной деятельности государства в рыночной экономике ………………………………..…………………..…4
1.1. Государство как субъект экономики. Функции государства в рыночной экономике………………………………………..…………………………….…………..6
1.2. Государство как предприниматель. Государственный сектор в рыночной экономике.….……………………………………………………………………………...7
1.3. Роль государства в экономике…………………………………………………..…8
Глава 2. Социально-экономическое содержание и формы государственной собственности……………………………………………………………………....................12
2.1.Сущность собственности как экономической категории…………………........12
2.2. Разновидности собственности в рыночной экономике……..…………………16
Глава 3. Государственное предпринимательство: понятие, цели, способы реализации, критерии эффективности……………………………………………………………………..27
3.1. Сущность и функции предпринимательства……………………………………..27
3.2. Экономическая характеристика предпринимательства…………………………28
3.3. Государственное предпринимательство в условиях рыночной экономики……29
3.4. Формы государственного предпринимательства в России……………………...37
Заключение……………………………………………………………………………...43
Список литературы………………………….…………………

Файлы: 1 файл

Курсовая 111.docx

— 91.09 Кб (Скачать файл)

Распоряжение - это принятие решений владельцем или другим лицом по поводу функционирования объекта собственности, основанное на праве предпринимателя передавать в пользование имущество в пределах, дозволенных собственником.

В связи с этим важно  отметить, что предприниматель в  рыночной экономике может не быть собственником, но обязательно должен обладать правами владения, пользования  и распоряжения - триадой полномочий собственности. В российском законодательстве это положение зафиксировано  следующим образом: собственник  не имеет права вмешиваться в  деятельность предприятия после  заключения договора с управляющим, за исключением случаев, предусмотренных  договором, Уставом предприятия  и действующим законодательством.

Итак, собственность - это целое, а ее элементами (частями целого) являются владение, пользование и распоряжение. Связь между этими элементами такова: распоряжение определяется пользованием, пользование определяется владением, владение определяется формами собственности.

Согласно  экономической теории прав собственности, не ресурс (средства производства или рабочая сила) сам по себе является собственностью, а пучок или доля прав по использованию ресурса.

У истоков теории прав собственности  стояли два известных американских экономиста - Р.Коуз и А.Алчиан. В дальнейшей разработке этой теории принимали участие И.Барцель, Г.Беккер, Д.Норт, Н.С.Ченг, Р.Познер и др.

Полный "пучок прав" состоит из 11 элементов:

1) право владения, т.е.  право исключительного физического  контроля над благами;

2) право использования,  т.е. право применения полезных  свойств благ для себя;

3) право управления, т.е.  право решать, кто и как будет  обеспечивать использование благ;

4) право на доход, т.е.  право обладать результатами  от использования благ;

5) право суверена, т.е.  право на отчуждение, потребление,  изменение или уничтожение блага;

6) право на безопасность, т.е. право на защиту от экспроприации  благ и от вреда со стороны  внешней среды;

7) право на передачу  благ в наследство;

8) право на бессрочность  обладания благом;

9) запрет на пользование  способом, наносящим вред внешней  среде;

10) право на ответственность  в виде взыскания, т.е. возможность  взыскания блага в уплату долга;

11) право на остаточный  характер, т.е. право на существование  процедур и институтов, обеспечивающих  восстановление нарушенных правомочий.

Права собственности понимаются как санкционированные обществом (законами государства, традициями, обычаями, распоряжениями администрации и  т.д.) поведенческие отношения между  людьми, которые возникают в связи  с существованием благ и касаются их использования.

Отношения собственности  в этой теории выводятся из ограниченности ресурсов: без какой-либо предпосылки  редкости бессмысленно говорить о собственности. Поэтому отношения собственности - это система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Если отсутствуют исключения из доступа к ресурсам, следовательно, они ничьи, никому не принадлежат или - что одно и то же - принадлежат всем, ибо имеется свободный доступ к ним. Согласно данной теории, такие ресурсы не составляют объекта собственности.

Исключить других из свободного доступа к ресурсам означает специфицировать  права собственности на них. Термин "специфицировать" дословно означает перечисление подробностей, на которые необходимо обратить особое внимание. Смысл и цель спецификации - создать условия для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, кто способен извлечь из них большую пользу.

Формы собственности находятся  в постоянном развитии. По мере развития цивилизации менялись и отношения собственности, принимая самые разнообразные формы. Это дает основание для утверждения, что собственность есть историческая категория.

 

 

 

2.2. Разновидности собственности  в рыночной экономике 

Нередко утверждается, что  основой рыночных отношений может  быть лишь частная собственность, под которой понимается собственность отдельных лиц или индивидуальная частная собственность. Мировой опыт свидетельствует о том, что развитая рыночная экономика, цивилизованный рынок опираются на полиморфизм собственности. И объясняется это тем, что душой рынка является конкуренция, которая требует большого количества рыночных субъектов. Последние функционируют на основе различных форм

собственности, существование  которых обусловлено уровнем  развития производительных сил, степенью обобществления производства. Сам рынок  безразличен к формам собственности. Он не безразличен к тому, насколько  самостоятельны рыночные субъекты и  насколько они свободны в своей  хозяйственной деятельности (в рамках закона), не безразличен к условиям конкуренции.

Истории человеческого общества известны самые разнообразные формы  собственности, из которых наибольшее значение имеют государственная  и частная собственность.

Государственная собственность

В современном мире нет  ни одной страны, где бы государство  активно не занималось хозяйственной  деятельностью. В странах с развитой рыночной экономикой с помощью налогов  централизуется и перераспределяется государством от 1/3 (США, Япония) до 50% с  лишним (Швеция) валового национального  продукта. В западных странах доля государства в основных фондах составляет от 7 до 30 и более процентов.

Базой применения государственной  формы собственности являются те формы экономики, в которых объективно велика потребность в прямом централизованном управлении, осуществлении государственных  инвестиций, в которых ориентация на прибыльность не является критерием, достаточным для функционирования в общественных интересах. Сюда относятся такие виды деятельности, возникшие в процессе развития общественных производительных сил, которые могут функционировать только как общие (как единое целое), благодаря чему объективно складывается государственная форма управления ими и их материальной основой (средства информации, социальная и производственная структура, экологическая защита, фундаментальная наука и наукоемкое производство, такое, как космос, его освоение и т.д.). Государственная форма собственности возникает и при необходимости государственной помощи для санации терпящих банкротство негосударственных предприятий. Происходит это на основе национализации фактически убыточных предприятий, их санации с помощью государственных средств и последующей реприватизации.

В России до недавнего времени  в экономической практике преобладало  стремление к "единой фабрике" укрупнению производства в 10 и более раз на основе развития государственной собственности. Последняя объявлялась ведущей и общенародной, что сегодня правомерно оспаривается многими экономистами. Общенародная собственность по существу не состоялась, потому что не имела объективных условий. Она не соответствовала не только доиндустриальному этапу развития, но в качестве единственной, всеохватывающей не соответствовала потребностям состоявшейся индустриализации, современному этапу НТР, т. е. уровню развития постиндустриального общества. Отсюда были неизбежны деформация общенародной собственности, ее перерождение в условиях административно-командной системы. Это, в свою очередь, привело к таким социально-экономическим последствиям, как во многом технически отсталая промышленность, полуразрушенное сельское хозяйство, постоянный дефицит товаров и услуг, дефицит госбюджета, огромное число безработных - скрытых и явных, переселенцев, бомжей, экономическая изолированность от мирового хозяйства.

В результате деформации общественной собственности возникают новые  виды эксплуатации: "лагерный", где  ежегодно эксплуатировалось 10-15 млн. "врагов народа" и членов их семей; "казарменный", эксплуатировавший 35 млн. крестьян и 3 млн. спецпоселенцев; "государственный" - в форме плутократического присвоения (теневая экономика, коррупция, тотальная бесхозяйственность и другие виды хозяйственных преступлений).

Опыт мировой практики показывает, что государственная  собственность может быть и эффективной, так как имеет определенные преимущества по сравнению с другими формами  собственности, обусловленные ее функциями: способностью осуществлять макрорегулирование, формировать стратегию экономического развития общества в целом, оптимизировать структуру национальной экономики по критерию достижения наивысшей эффективности, ориентированной в конечном счете на человека.

В то же время вне зависимости  от экономического и социального  строя государственная собственность  в большинстве случаев функционирует  с меньшей эффективностью, чем  другие формы. С одной стороны, это  связано с развитием государственной  собственности в сферах, где возможности  рынка ограничены и снижается  мотивация к труду. С другой - эффективность  государственной собственности  может снижаться и в отраслях с нормально функционирующим  рынком из-за обезличенности собственника и утраты предприятием рыночной ориентации.

Преобладание же государственной  формы собственности в экономике  страны (в России 90% основных производственных фондов находилось до недавнего времени  в госсобственности) ведет к возникновению  государственной монополии, которая  пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и  чрезвычайно выгодна производителю. Государственное предприятие выступает  в качестве монополиста. В результате такого положения мы имеем: "вымывание  дешевого ассортимента", навязывание  потребителю выгодного для производителя  ассортимента, занижение качества товара, нарушение сроков и объемов поставок, отказ от заключения договоров поставок, сокращение производства, возникновение  дефицита продукции, неудовлетворенный  массовый спрос.

Таким образом, речь может  идти об устранении не государственной  собственности, а ее монопольного положения. Резко сократившись (в России более  чем в 2 раза), государственная собственность  в виде общенациональной, республиканской  и муниципальной будет играть существенную роль в экономике.

Частная собственность

Исторический термин "частная  собственность" возник тогда, когда  появилась необходимость отделить государственное (казенное) имущество  от всех других имуществ. Поэтому считалось, что все негосударственное есть частное. Сегодня при огромном разнообразии форм собственности "неказенной" является собственность не только отдельных  граждан, но и кооперативов, ассоциаций, народных предприятий. В соответствии с этим в западной экономической  теории и практике утвердилось представление, согласно которому под частной собственностью понимается всякая негосударственная форма собственности. В таком понимании есть своя логика. Государство выступает в качестве представителя всего общества, а остальные субъекты собственности олицетворяют лишь часть общества и поэтому правомерно считать их представителями частной собственности.

Многие сегодня считают, что частная собственность - это  безраздельная, ничем не ограниченная (кроме воли своего хозяина) собственность. В действительности частный собственник имеет полное право производить над объектом своей собственности все операции, которые сочтет нужными, лишь бы эти операции не вторгались в сферу частной собственности других людей. В цивилизованном обществе выработаны определенные правила поведения собственников.

К частной собственности  можно отнести:

1) домашние хозяйства как экономические единицы, осуществляющие производство продукции и оказание услуг для собственных нужд;

2) легальные частные предприятия, действующие в соответствии с законодательством. Сюда относятся предприятия любого размера от индивидуального, кустарного производства до крупных предприятий;

3) нелегальные частные предприятия в составе "теневой экономики". Сюда относится вся деятельность в сфере производства товаров и оказания услуг, которые частные лица осуществляют без специального разрешения властей;

4) любой вид использования частного хозяйства или личных сбережений - от сдачи внаем квартир до денежных операций между частными лицами.

Частный сектор развивается  спонтанно, без каких-либо инструкций из центра, что свидетельствует о жизнеспособности частной собственности.

Одним из основных условий  развития частного сектора является полная свобода учреждения предприятия и начала любой производственной деятельности. Частный сектор не должен сталкиваться ни с какими запретами и может иметь неограниченное право сдавать в аренду имущество, находящееся в частной собственности, на основе свободного договора между арендодателем и арендатором, а также накапливать, продавать и покупать любые высокоценные предметы. Свободные цены, основанные на свободном договоре покупателя и продавца, свободная внешнеторговая деятельность, свобода купли-продажи жилья или имущества, находящегося в частной собственности, свобода кредитования с уплатой процента, найма рабочей силы, финансовых инвестиций в любые частные предприятия - вот та атмосфера, которая необходима для развития частного сектора.

Второе условие развития частного сектора требует гарантии закона для выполнения частных договорных обязательств. В случае любого нарушения частного договора пострадавший гражданин должен иметь право обратиться в суд, чтобы принудить нарушителя к выполнению взятых им на себя обязательств.

Третье условие - абсолютная безопасность частной собственности. Гарантии ее неприкосновенности должны предусматриваться законами, программами партий и заявлениями ведущих государственных деятелей. Нужны гарантии, что конфискаций не будет никогда.

Четвертое условие требует, чтобы кредитная политика стимулировала частные капиталовложения. Для развития всех форм собственности идеальным можно считать наличие равных возможностей для всех форм собственности. Но в реальной действительности государственным сектором накоплен колоссальный капитал, произошло сращивание бюрократического аппарата, государственной банковской системы и государственных предприятий. Это обусловило несомненные стартовые преимущества государственного сектора. Но несмотря на это, эффективность частного сектора возрастает именно потому, что над ним постоянно висит угроза разорения в случае финансовых трудностей, какие бы при этом ни были условия кредитования.

Информация о работе Государственное предпринимательство: понятие, цели, способы реализации, критерии эффективности