Франчайзинг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 07:35, курсовая работа

Описание работы

Цель – исследовать договор коммерческой концессии в Российской Федерации. Задачи:
Раскрыть понятие и содержание договора коммерческой концессии.
Рассмотреть способы изменения и прекращения договора.
Выявить недостатки договора франчайзинга.
Исследовать зарубежный опыт.
Предложить меры по усовершенствованию законодательства.

Содержание работы

Введение 3
Понятие и содержание договора коммерческой концессии 5
Понятие договора коммерческой концессии 5
Основные права и обязанности сторон договора коммерческой концессии 9
Коммерческая субконцессия 11
Ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии 13
Исполнение и прекращение договора коммерческой концессии 15
Исполнение договора коммерческой концессии 15
Изменение и прекращение договора коммерческой концессии 17
Совершенствование франчайзинговой системы 20
К вопросу о правах и обязанностях франшизодателя 20
К вопросу о правах и обязанностях франшизополучателя 21
К вопросу о необходимости раскрытия информации 21
Заключение 23
Список используемой литературы 25

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 53.37 Кб (Скачать файл)

Кроме того, договор коммерческой концессии прекращается:

- при прекращении принадлежащих  правообладателю прав на фирменное  наименование или коммерческое  обозначение без замены их  новыми аналогичными правами  (в том числе в случаях ликвидации  или реорганизации юридического  лица либо неиспользования коммерческого  обозначения в течение длительного  срока) (п. 3 ст. 1037 ГК);

- при изменении правообладателем  своего фирменного наименования  или коммерческого обозначения  и отсутствии согласия пользователя  на продолжение действия договора  в измененном виде (ст. 1039 ГК);

- при объявлении одного  из участников договора банкротом  (поскольку при этом такой участник  лишается статуса предпринимателя) (п. 4 ст. 1037 ГК);

- в случае смерти правообладателя  - физического лица при отказе  его наследников от наследства  или неполучении ими регистрации  в качестве предпринимателя в  течение срока для принятия  наследства (абз. 1 п. 2 ст. 1038 ГК).

Добросовестный пользователь вправе добиваться заключения договора франчайзинга на новый срок на тех  же условиях (п. 1 ст. 1035 ГК). Это правило  защищает интересы пользователя как  более слабой стороны договора, оказывающейся  после его расторжения в весьма невыгодном положении: ему необходимо продолжать предпринимательскую деятельность, не имея более возможности пользоваться фирмой и коммерческим опытом правообладателя. Между тем место пользователя в коммерческой системе правообладателя  сможет занять новый предприниматель, который получит необоснованные выгоды от созданного прежним пользователем  положения, не говоря уже о том, что, по существу, за счет последнего и сам  правообладатель расширил сферу  свой деятельности. Кроме того, возобновление договора франчайзинга может служить интересам потребителей на устоявшемся рынке товаров или услуг.

С другой стороны, такое право  пользователя не может быть безусловным, ибо это вредило бы законным интересам  правообладателя, который, например, может  утратить интерес к рынку, где  работал пользователь. Поэтому возможность  понуждения правообладателя к возобновлению  договорных отношений с пользователем  ограничивается законом. Разумеется, правообладатель  может отказать в возобновлении  договора пользователю, ненадлежащим образом исполнявшему свои обязанности  по ранее действовавшему договору (п. 1 ст. 1035 ГК). Добросовестному пользователю правообладатель может отказать в заключении договора и без объяснения причин, если в течение трех лет  он не будет заключать аналогичные  договоры с другими пользователями (или соглашаться на заключение аналогичных  договоров субконцессии) на территории, где действовал прежний договор (п. 2 ст. 1035 ГК).

В ином случае правообладатель  обязан либо заключить такой договор  с прежним пользователем (причем на не менее благоприятных для  пользователя условиях, чем содержал прекратившийся договор), либо возместить ему все убытки, включая упущенную  выгоду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Совершенствование франчайзинговой системы
    1. К вопросу о правах и обязанностях франшизодателя

Соблюдение владельцами  франшиз соответствующего качества товаров и услуг, производимых или  выполняемых под торговым знаком франшидотеля, несомненно, отвечает интересам  последнего. Однако за рубежом контроль за качеством в системе франчайзинга является правом франшизодателя, а  не его обязанностью, как это представлено в российском законодательстве (п.2 ст.1031 ГК РФ).

Учитывая возможное количество франшизных предприятий, разбросанных в различных регионах, повсеместный контроль франшизодателя просто нереален и вряд ли отвечает потребностям сторон.

В зарубежной практике гарантией  поддержания должного качества франшизных товаров и услуг является постоянная поддержка франшизодателя и его  участие в деятельности франшизного  предприятия.

Однако в российском законодательстве техническое и консультативное  содействие франшизодателя, в том  числе обучение и повышение квалификации работников, квалифицировано как  диспозитивная норма, поставленная в зависимость от условий договора (п.2 ст. 1031 ГК РФ). Это означает, что франшизодатель, являясь фактическим инициатором договора франчайзинга, может свести свои обязанности до минимума, сняв с себя ответственность за дальнейшую судьбу франшизного предприятия.

Таким образом, возникает  несоответствие: с одной стороны, необходимость жесткого контроля отвечает интересам российских потребителей, а с другой – закон не регламентирует оптимальный способ решения этой проблемы.

Положения, устанавливающие  субсидиарную или солидарную ответственность  франшизодателя по требованиям, предъявляемым  к франшизополучателю (ст.1034 ГК РФ), нарушают основной принцип системы  франчайзинга – независимость сторон договора. Наличие такой ответственности в значительной мере уменьшает преимущества развития бизнеса в форме франчайзинга по сравнению с традиционным путем создания собственных филиалов и дочерних предприятий.

 

    1. К вопросу о правах и обязанностях франшизополучателя

Необходимость информировать  потребителей о присутствии отношений франчайзинга, вменяемая франшизополучателям, заставляет задуматься о неразвитости сектора франчайзинга на российском рынке.

В США или странах Западной Европы подобное требование вряд ли уместно. Идентичность с франшизодателем  является неотъемлемой чертой франчайзинга и непременным условием успешной деятельности владельца любой франшизы. Поэтому зачастую франшизным предприятиям свойственна даже большая степень  схожести с франшизодателем, чем  филиалам или дочерним фирмам родительской компании-правообладателя.

Формальная грань между  собственными и франшизными предприятиями  проходит только в части отношений  собственности.

Право франшизополучателя на заключение нового договора с франшизодателем  по истечении срока предыдущего  на тех же условиях противоречит здравому смыслу; договоры франчайзинга, как  правило, заключаются на длительный срок, но ведь через 5-25 лет  ситуация на рынке, а следовательно, и условия  договора могут существенно измениться.

Также, недостатком является то, что будущее франчайзи неразрывно связано с успехом франчайзераЕсли франчайзер объявит о банкротстве, к примеру, в связи с невозможностью отвечать по обязательствам перед партнерами или по другим причинам, то бизнесу франчайзи также не выжить9.

 

    1. К вопросу о необходимости раскрытия информации

Поскольку в гл. 54 ГК РФ «Коммерческая  концессия» отсутствует механизм раскрытия  информации о франшизе, предлагаем восполнить этот пробел и обратиться к мировому опыту, который накоплен в Международном институте унификации частного права (УНИДРУА).

Модельный (типовой) закон  о раскрытии информации о франшизе был разработан экспертами УНДРУА и принят в сентябре 202 г. в Италии.

Еще раз заметим, что российские законодатели вполне могут использовать эту модель при принятии соответствующего закона. Также было бы полезным создать  на базе Российской ассоциации развития франчайзинга (www.rarf.ru). Реестр информационных документов о франшихах (РИДОФ), в который франчайзинговыми компаниями один раз в год будут сдаваться (и затем корректироваться) документы об их франшизах, выполненные в формате нового закона с открытым доступом для потенциальных покупателей франшиз и заинтересованных инвесторов.

Несомненно, также полезно  изучить американский опыт хранения базы данных о франшизах (собрана  на сайте www.ufocs.com)10.

Правовое регулирование франчайзинга в нашей стране относится к одному из самых дискуссионных вопросов современного гражданского права. Появившись в России относительно недавно, в период перехода от одной экономической системы к другой, данный правовой институт оказался недостаточно урегулированным отечественным законодательством.11 Целесообразно будет принять закон, регулирующий франчайзинговые отношения. В странах СНГ уже существует специальный закон о франчайзинге (например, Республика Казахстан и Республика Молдова). Их наличие позволяет детализировать различные аспекты отношений, общие нормы которых изложены в гражданских кодексах12.

Заключение

Сегодня франчайзинг стал одной из самых важных и актуальных тем для обсуждения профессиональным сообществом. Мировой финансовый кризис оказался роковым не только для малого бизнеса, но и для компаний - лидеров  рынка в своем секторе.

Преимущества франчайзингового бизнеса по сравнению с предпринимателями-одиночками очевидны: условия и результаты работы более понятны, прозрачны и предсказуемы. Успешная практика франчайзинга подтверждается стабильностью и высокой доходностью  среди существующих обладателей  конкретной франшизы, а также устойчивым растущим интересом к использованию  известного бренда для создания собственного бизнеса.

В России развитие франчайзинга происходит неравномерно. К сожалению, сегодня лишь региональные центры используют франчайзинговую систему достаточно широко. Основными из них являются: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород и Омск. В нашей  стране наблюдаются быстрые темпы  роста в мировых сетевых компаниях, что нельзя сказать об отечественных. Главные причины - многолетняя история, огромный опыт, безукоризненная репутация  и, конечно же, известность13.

Для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие  возможности. Но для реализации этих возможностей необходимо создать определенные условия. 

  1. Нужна законодательная инициатива по разработке закона о франчайзинге и внесения соответствующих изменений в связанные с ним законы и нормативные акты. 
  2. Необходимо включение в правительственную программу поддержки малого предпринимательства системы развития франчайзинга. 
  3. Очень важно создание системы налоговых льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинговой системы. 
  4. Целесообразно предоставить возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета. 
  5. Требуется создание сети учебно-консультационных центров по франчайзингу, не только в центре, но и по всей России14.

Франчайзинг - эффективная  система, позволяющая малому бизнесу  в кратчайшие сроки повысить свою репутацию и статус, а более крупным компаниям подтвердить свою значимость на рынке и приумножить капитал. Все это подчеркивает значимость франчайзинговой системы, которую можно рассматривать как один из инструментов развития экономики России15.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года// Текст Конституции опубликован в "Российской газете" от 25 декабря 1993 г. N 237
  2. Гражданский кодекс Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ. Принята Государственной Думой 22 декабря 1995 г. Часть вторая настоящего Кодекса вводится в действие с 1 марта 1996 г. // Текст части второй опубликован в "Российской газете" от 6, 7, 8 февраля 1996 г. N 23, 24, 25, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5 ст. 410
  3. Абдалова Е. Франчайзинг //Е. Абдалова/ Финансовая газета. Региональный выпуск - № 1 – 2009 – С.7
  4. Агаркова Л. С чего начать свой бизнес//Л.Агаркова/ 2009 – С.332-334
  5. Воробьев П.Ю. Проблема правового регулирования франчайзинга в России – в неправильном подходе к предмету договора. П.Ю.Воробьев // Закон   и   право № 12 2009 с 79-81
  6. Колесников В. Построение франчайзингового бизнеса// В.Колесников – 2008 г. – С.255-262
  7. Кротин А. Франчайзинг: в лучах чужой бизнес-славы //А. Кротин/ Предприниматель без образования юридического лица – № 9 – 2009 – С.26
  8. Куликова М. Кто вы, Mr. Франчайзинг? // М.Куликова/ Хозяйство и право – 2009 - №11 – С.42-51
  9. Лозовская С.О. Договор коммерческой концессии//С.О. Лозовская/ Законы России: опыт, анализ, практика – 2009 - №5 – С.13-15
  10. Мальцева Ю. Модель франчайзинговых отношений в российском гражданском праве и праве государств – участников СНГ: сравнительно-првовой анализ/ Ю. Мальцева// Хозяйство и право, 2010 №8. С 100-105
  11. Панюкова В. Модифицированный франчайзинг // В.Панюкова/ Российская торговля – 2009 - №3/4 – С.19
  12. Панюкова В. Прилетит к Вам бизес-ангел// В.Панюкова/ Российская торговля - №10 – 2009 – С.21-24
  13. Сергеев А.П. Гражданское право//  А.П. Сергеев/ - 2008 – С. 749
  14. Стажкова М.М. Договор франчайзинга: правовые основы, учет и налоги// М.М. Стажкова – 2007 – С.3
  15. Суханов Е.А. Гражданское право//Е.А.Суханов/ 2009 – С.632-635
  16. Франчайзинг как способ организации своего бизнеса// Современная торговля - №3 – 2009 – С.44-51
  17. http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1224731
  18. www.rarf.ru

Информация о работе Франчайзинг в России