Франчайзинг в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 07:35, курсовая работа

Описание работы

Цель – исследовать договор коммерческой концессии в Российской Федерации. Задачи:
Раскрыть понятие и содержание договора коммерческой концессии.
Рассмотреть способы изменения и прекращения договора.
Выявить недостатки договора франчайзинга.
Исследовать зарубежный опыт.
Предложить меры по усовершенствованию законодательства.

Содержание работы

Введение 3
Понятие и содержание договора коммерческой концессии 5
Понятие договора коммерческой концессии 5
Основные права и обязанности сторон договора коммерческой концессии 9
Коммерческая субконцессия 11
Ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии 13
Исполнение и прекращение договора коммерческой концессии 15
Исполнение договора коммерческой концессии 15
Изменение и прекращение договора коммерческой концессии 17
Совершенствование франчайзинговой системы 20
К вопросу о правах и обязанностях франшизодателя 20
К вопросу о правах и обязанностях франшизополучателя 21
К вопросу о необходимости раскрытия информации 21
Заключение 23
Список используемой литературы 25

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 53.37 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

    1. Понятие и содержание договора коммерческой концессии 5
    1. Понятие договора коммерческой концессии 5
    1. Основные права и обязанности сторон договора коммерческой концессии 9
    2. Коммерческая субконцессия 11
    3. Ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии  13
    1. Исполнение и прекращение договора коммерческой концессии 15
    1. Исполнение договора коммерческой концессии 15
    1. Изменение и прекращение договора коммерческой концессии 17
    1. Совершенствование франчайзинговой системы 20
    1. К вопросу о правах и обязанностях франшизодателя 20
    1. К вопросу о правах и обязанностях франшизополучателя 21
    2. К вопросу о необходимости раскрытия информации 21

Заключение 23

Список используемой литературы 25

 

Введение

Коммерческая концессия  представляет собой систему организации  предпринимательской деятельности. Данный вид отношений появился во второй половине XIX века в США. Если совсем точно - 1863 г., когда фирма "Зингер", названная по имени изобретателя, ставших всемирно известными швейных машинок, стала взимать плату с розничных продавцов этих машинок, взамен на право работать на определенной территории и осуществлять послепродажное обслуживание1.

В настоящее время коммерческая концессия распространена во многих развитых странах и играет большую роль в международной торговле.

Смысл коммерческой концессии  состоит в том, что один предприниматель (пользователь) как бы включается в  систему деловой активности, организуемую другим предпринимателем (правообладателем). Правообладатель предоставляет  пользователю свои секреты, метод производства, свое реноме (имидж), свои методы сбыта, накопленные знания и опыт, ноу-хау, товарные знаки, знаки обслуживания и т.п. Тем самым происходит унификация хозяйственной деятельности всех пользователей, состоящих в деловых отношениях с одним правообладателем, что  и является целью данной системы. При этом почти каждый аспект деловой  активности контролируется правообладателем.

Исходя из зарубежного  и международного опыта можно  выделить три группы отношений, называемых в нашем законодательстве коммерческой концессией. Это промышленная коммерческая концессия, предусматривающая производство товаров, сбытовая коммерческая концессия, предусматривающая продажу товаров, и коммерческая концессия на обслуживание, предусматривающая оказание услуг.

Для правообладателя данный вид отношений является очень  удобным способом расширения своего бизнеса, в том числе и в  международном масштабе, так как он избавляется от необходимости открывать огромное количество филиалов и создавать предприятия на удаленных от него территориях. Вместе с тем предприятия, созданные пользователями, вливаются в интегрированную систему правообладателя, который осуществляет над ними необходимый контроль.

Для пользователя коммерческая концессия значительно снижает  предпринимательский риск и ускоряет окупаемость капиталовложений. Оставаясь  хозяином своего предприятия, он получает возможность работать под хорошо известной, "раскрученной" вывеской и выходит на рынок с определенным преимуществом перед конкурентами, лишенными такой возможности.

Особенностью правового  регулирования данного договора является то, что к договору коммерческой концессии соответственно применяются  правила раздела VII ГК о лицензионном договоре, если это не противоречит положениям гл. 54 и существу договора коммерческой концессии2.

Цель – исследовать договор коммерческой концессии в Российской Федерации.

Задачи:

    1. Раскрыть понятие и содержание договора коммерческой концессии.
    2. Рассмотреть способы изменения и прекращения договора.
    3. Выявить недостатки договора франчайзинга.
    4. Исследовать зарубежный опыт.
    5. Предложить меры по усовершенствованию законодательства.
    1. Понятие и содержание договора коммерческой концессии
    1. Понятие договора коммерческой концессии

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право  использовать в предпринимательской  деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю (п. 1 ст. 1027 ГК).

По своей юридической  природе данный договор является консенсуальным, возмездным, двусторонним.

Необходимо подчеркнуть, что данный договор может использоваться исключительно в сфере предпринимательской  деятельности, в связи с чем  его сторонами могут быть лишь коммерческие организации и индивидуальные предприниматели (п. 3 ст. 1027 ГК). Это - один из немногих сугубо предпринимательских  договоров. Поэтому к отношениям между его участниками применимы  специальные правила ГК об обязательствах при осуществлении предпринимательской  деятельности3.

Предмет договора коммерческой концессии составляет, во-первых, комплекс исключительных прав, закрепленных за правообладателем и индивидуализирующих  либо его (право на фирменное наименование или коммерческое обозначение), либо также производимые им товары, выполняемые  работы или оказываемые услуги (право  на товарный знак или знак обслуживания). Договором может быть предусмотрено  предоставление пользователю прав на использование других объектов "интеллектуальной собственности" - изобретений, промышленных образцов, программ для ЭВМ и т.д. Во-вторых, предметом договора является возможность использования принадлежащей  правообладателю и охраняемой им коммерческой информации (ноу-хау), не подлежащей какой-либо специальной  государственной регистрации (ст. 139 ГК), а также его деловой репутации  и коммерческого опыта, в том числе в виде различной документации по организации и ведению предпринимательской деятельности.

В-третьих, франчайзинг предполагает постоянное техническое и консультационное содействие пользователю со стороны  правообладателя с целью обеспечения  необходимого качества производимых им по договору (т.е. под маской правообладателя) товаров, выполняемых работ или  оказываемых услуг. Наш закон, однако, не считает это условие обязательным, ставя его в зависимость от усмотрения сторон (п. 2 ст. 1031 ГК). Обязательной составной частью предмета концессионного договора в соответствии с п. 1 ст. 1031 ГК является инструктаж пользователя и его работников по всем вопросам, связанным с осуществлением переданных ему правообладателем прав.

Таким образом, в концессионном  договоре можно обнаружить элементы лицензионного договора (термин «франчайзинг» часто используется параллельно с термином «лицензирование»: разрешение на использование объектов исключительных прав)4, договора об оказании возмездных услуг (консультативное и техническое содействие), договора простого товарищества (сотрудничество при исполнении договора для достижения общих предпринимательских целей) и даже договора купли-продажи (приобретение необходимой технической и деловой документации). Вместе с тем такой договор не содержит элементов представительства, комиссии или агентского договора, так как пользователь всегда действует не только от своего имени и за свой счет, но и в своих интересах, осуществляя самостоятельную предпринимательскую деятельность. Однако договор коммерческой концессии (франчайзинга) не относится к числу смешанных (комплексных) договоров в смысле п. 3 ст. 421 ГК. Не является он и разновидностью известных гражданскому праву договоров, на базе которых он развивался. В соответствии с ГК договор коммерческой концессии представляет собой вполне самостоятельный вид гражданско-правового договора (что исключает субсидиарное применение к регулируемым им отношениям каких-либо правил о перечисленных договорах).

Один из подходов к природе договора коммерческой концессии — рассмотрение его в качестве договора лицензионного типа. Этот взгляд проистекает из необходимости предоставления правообладателем лицензий на использование исключительных прав. В теории  самый  распространенный  аргумент против причисления  коммерческой концессии к лицензионным договорам состоит в том, что в договоре концессии передается не отдельное право, а комплекс исключительных прав, другой аргумент — цель договора коммерческой концессии". Поэтому уместно согласиться с теми исследователями, которые расценивали заключение лицензионных договоров как необходимый, но вспомогательный элемент договора франчайзинга. С 1 января 2008 года требование о выдаче лицензий (абз. 2 п. 1 ст. 1031 ГК РФ) исключено как излишнее, то есть дублировавшее обязанность регистрации договора в   Роспатенте   (ст. 25   Федерального  закона  от  18  декабря  2006   года   № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Договор коммерческой концессии, в отличие от лицензионного, всегда является возмездным; это сугубо предпринимательский  договор, в то время как лицензиарами могут быть и некоммерческие организации, и граждане, обладающие соответствующими исключительными правами. Но главное, что права и обязанности сторон по лицензионному договору по объему не идут ни в какое сравнение с правами и обязанностями франчайзера и франчайзи5.

Концессионный договор должен быть заключен в письменной форме  под страхом ничтожности (п. 1 ст. 1028 ГК). Кроме того, он подлежит государственной  регистрации в органе, осуществившем  регистрацию правообладателя (как  юридического лица или в качестве индивидуального предпринимателя). Если же правообладатель зарегистрирован  в иностранном государстве, то концессионный договор, предполагаемый к исполнению в России, необходимо зарегистрировать в органе, осуществившем регистрацию пользователя (регистрации договора в органе, осуществившем регистрацию правообладателя, в этом случае не требуется). Необходимость такой регистрации вызывается использованием зарегистрированных ранее средств индивидуализации предпринимателей или производимых ими товаров и услуг, что затрагивает интересы других участников имущественного оборота, прежде всего потребителей.

При отсутствии такой регистрации  заключенный в письменной форме  концессионный договор не приобретает  силы в отношениях с третьими лицами (абз. 3 п. 2 ст. 1028 ГК), но связывает заключивших  его участников (ср. п. 3 ст. 433 ГК). С  одной стороны, такое положение  в интересах потребителей лишает пользователя возможности начать использование  предоставленного ему комплекса  исключительных прав, а с другой - позволяет участникам еще до регистрации  договора начать проведение необходимой  подготовительной работы (передачу документации, инструктаж работников и т.д.) уже  на основе признанного заключенным  договора.

 

 

    1.  Основные права и обязанности сторон договора

коммерческой  концессии

 

Концессионный договор как  предпринимательский всегда является возмездным. При этом он должен содержать  конкретные условия определения  и выплаты вознаграждения правообладателю. Закон допускает различные формы  такого вознаграждения: разовые (паушальные) или периодические (роялти) платежи, отчисления (проценты) от выручки на оптовую цену товаров и т.п. (ст. 1030 ГК). Возможно и сочетание этих способов, обычно состоящее в единовременной выплате после заключения договора и в периодических выплатах оговоренной  части прибыли (отчислений от выручки). Вместе с тем вознаграждение в рассматриваемом договоре не может устанавливаться в соответствии с общим правилом п. 3 ст. 424 ГК, а является его существенным условием, которое стороны обязаны согласовать.

Существенными условиями  концессионного договора являются императивно  сформулированные законом обязанности  правообладателя (п. 1 ст. 1031 ГК). К ним  относятся:

- обязанность передать  пользователю документацию и  иную информацию, необходимую для  осуществления предоставленных  ему прав;

- обязанность проинструктировать  пользователя и его работников  по вопросам, связанным с осуществлением  этих прав;

- обязанность обеспечить  оформление необходимых лицензий (т.е. регистрацию договора в  Патентном ведомстве) и передачу  их пользователю.

На правообладателя возлагаются  и другие обязанности, если, однако, иное прямо не предусмотрено соглашением  сторон (п. 2 ст. 1031 ГК). В их число включены:

- обязанность обеспечить  регистрацию договора (в органе, осуществляющем регистрацию юридических  лиц);

- обязанность оказывать  постоянное техническое и консультативное  содействие пользователю;

- обязанность контролировать  качество товаров и услуг, производимых  или оказываемых пользователем  на основании договора.

Перечисленные обязанности  сформулированы диспозитивным правилом закона и не относятся к числу  существенных условий договора. Они, следовательно, могут и отсутствовать  в конкретном договоре, а регистрация  договора (например, с иностранным  правообладателем) может даже стать  обязанностью пользователя

Императивно сформулированные законом обязанности пользователя также являются существенными условиями  концессионного договора. В соответствии со ст. 1032 ГК к ним относятся:

Информация о работе Франчайзинг в России