Анализ основных показателей развития предпринимательства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – провести анализ основных показателей развития предпринимательства в Российской Федерации.
Задачи исследования:
Определить понятие и характеристики предпринимательства.
Рассмотреть тенденции развития предпринимательства в России.
Проанализировать основные проблемы развития предпринимательства в России.
Обосновать стратегии развития предпринимательства и конкуренции.

Файлы: 1 файл

Развитие предпринимательства в РФ.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

В последние годы изменился отечественный  бизнесмен, но, к сожалению, не меняется его образ. Несмотря на то, что в  российский бизнес пришло новое поколение  людей с высоким образовательным  и культурным уровнем (многие из них  получили образование за рубежом), с иными принципами ведения дел - обобщенный портрет предпринимателя изображает зачастую всё того же пресловутого «нового русского».

Очевидно, что всё еще трудно изжить внедренное в начале ХХ столетия в общественное сознание понятие, что  первоначальное накопление капитала неизбежно сопровождается преступлениями и насилием. В свое время имидж дореволюционного предпринимателя, следующего понятиям деловой чести, заменил имидж вороватой, нечистой личности. Когда-то министру финансов Витте приходилось решать государственные и финансовые дела на сотни миллионов рублей, полагаясь только на слово. И за всю его практику не было случая, чтобы банкиры отступили от своего слова. А прославившиеся своей честностью сделки московских купцов: «такой если уж сказал - кончено, то больше тебе ничего и не надо, потому что купец это было - слово. А слово - это был купец». Теперь же зачастую предпринимателей воспринимают не как основу благополучия общества, основу, прежде всего нравственную, а как источник коррупции.

Понятно, что конструктивная критика служит косвенным призывом к началу диалога. Однако процесс сближения бизнеса и общества, бизнеса и государства должен быть обоюдным.

Сегодня, когда происходит постепенное общественное признание  частного предпринимательства как важного социального института, потребитель совершенно обоснованно предъявляет принципиально иные требования не только к качеству товаров и услуг, предлагаемых на рынке, но и к ценностным установкам морали представителей российского бизнеса. С другой стороны, лучшие представители бизнеса, его элита, рассматривают общественное признание не как отвлеченную ценность, а как эффективное капиталовложение. Формирующемуся предпринимательскому классу, молодому «третьему сословию» новой России позитивное отношение общества становится объективно выгодным, поскольку уже сейчас определяет конкурентоспособность компании или фирмы13.

Таким образом, общественное признание наполняет деятельность отечественных предпринимателей конкретным смыслом, создает систему мотивации их экономической активности, формирует представление о социальной значимости и востребованности. Если в очередной раз обратиться к истории России, то государственная поддержка бизнеса, отношение к нему власти в огромной мере способствовали формированию особого самосознания предпринимательского сообщества - традиционно государственнического или лояльного по отношению к государству. Присвоение Почетного гражданства, званий коммерц- и мануфактур-советников, награждение орденами и медалями «за полезные обществу труды» культивировало чувство ответственности русских предпринимателей за судьбу страны. Наиболее прогрессивные из них не только честно торговали и производили качественные товары, но и руководствуясь этическими и религиозными ценностями, вкладывали значительные средства в различные социальные программы. За что заслуженно пользовались общественным признанием и уважением. Русские предприниматели чрезвычайно дорожили своей деловой и личной репутацией - своим имиджем. Определенное положение в обществе, общественное признание побуждали купца или фабриканта стремиться к тому, чтобы их дети продолжали семейный бизнес, занимались благотворительностью.

В современном же российском обществе, к сожалению, критерии оценки общественной значимости и деятельности пока практически отсутствуют.

А между тем такие  ориентиры - этические, нравственные - несомненно способствовали бы более эффективному развитию производственных сил, сформировали бы более социально ответственный климат в предпринимательской среде и, вследствие этого, привели к консолидации общества и бизнеса, ко взаимному признанию обоюдных потребностей и интересов14.

2.2 Стратегия  развития предпринимательства и  конкуренции

 

Вышеприведенный анализ выявил несколько главных первоочередных задач развития предпринимательства  и конкуренции в России. Они  прямо вытекают из отмеченного недостаточного количества новых частных предприятий в России и ограничений, с которыми они сталкиваются, из определения факторов, которые сдерживают качественную работу российских предприятий, а также из оценки промышленной структуры и организации в России. Основные элементы стратегии в поддержку предпринимательства и конкуренции направлены на обеспечение равных возможностей для всех предприятий, на такое повышение конкуренции, давление которой с течением времени может стать устойчивым, и на улучшение качества условий хозяйственной деятельности.

В число ключевых приоритетных задач входит:

Сокращение мягкой поддержки предприятий при одновременном стимулировании их реорганизации на рыночных принципах.

Создание равных условий  для всех предприятий путем реформирования налоговой системы и устранения других обусловленных экономической  политикой барьеров на пути новых предприятий, проведения реформ государственного управления и судебной системы на национальном и региональном уровнях.

Снижение препятствий  для прямых иностранных инвестиций, в том числе количества и сферы  действия существующих ограничений  на прямые иностранные инвестиции, охватывающих не только промышленность, но также и инфраструктурные монополии и сектор услуг15.

Ускорение либерализации  торговли, в том числе скорейшее  вступление в ВТО.

Уменьшение международной  и региональной сегментации рынков путем коммерциализации и повышения конкуренции в ключевых секторах инфраструктуры, в частности в отрасли связи и в транспортной отрасли.

Создание режима внедрения  здоровой конкуренции, чтобы устранить  имеющиеся у промышленных предприятий  структурные недостатки по горизонтали и по вертикали.

Увеличить доступ малых  предприятий к инфраструктуре, финансам и услугам материально-технического снабжения.

По каждой приоритетной задаче по очереди вырабатываются конкретные рекомендации, связанные с экономической  политикой.

Сокращение мягкой поддержки  предприятий, которая позволяет  нежизнеспособным предприятиям оставаться на рынке и создает серьезные препятствия для образования и роста новых частных предприятий. Это потребует принятия комплексных мер, которые, с одной стороны, сократят просроченные задолженности и снизят проблему бартера, а с другой стороны, будут стимулировать реорганизацию нежизнеспособных предприятий.

Мягкая поддержка предприятий  в России сохраняется благодаря  сложному переплетению неплатежей и неденежных операций, в которых активно участвуют федеральные и региональные органы управления и главные коммунальные организации (дополнительный документ о “Бартере и неплатежах в России: принципы стратегии решения проблем”). Первым шагом на пути сокращения мягкой помощи был бы отказ от косвенной поддержки этой помощи со стороны государственных органов разных уровней в виде требования денежных расчетов по налоговым обязательствам, путем ликвидации бюджетных долгов и отмены налоговых взаимозачетов, применения санкций за накопленные новые задолженности по налогам, проведения работы по возврату накопленных долгов. От коммунальных служб надо потребовать повышения уровня сбора денежной платы и снижения объемов бартерных соглашений16.

Одновременно необходимо приступить к осуществлению комплексного стратегического плана реорганизации крупных промышленных предприятий, чтобы решить некоторые проблемы, которые лежат в основе широко распространенной практики мягкой поддержки предприятий. В него должна входить реформа сети социальной защиты, снятие с предприятий ответственности за предоставление пособий и переход к денежным пособиям безработным, которые предоставляет государство. Что касается предприятий, которые путем реорганизации могут добиться коммерческой жизнеспособности, то основной упор надо делать на создании условий для их приобретения стратегическими инвесторами. Сюда может входить приватизация остающихся в собственности государства акций, приватизация активов и защита совместных предприятий, а также предприватизационная реструктуризация. Такой комплекс мер потребует также поддержки со стороны федеральных и региональных органов управления, особенно в тех случаях, когда имеются тесные связи между существующими владельцами/управляющими и правительством17.

Создание равных условий для всех предприятий, в том числе малых, путем реформирования системы налогообложения и регулирования, борьбы с коррупцией и бюрократическим произволом и укрепления судебной системы.

На федеральном уровне главным органом, отвечающим за поддержку  малого предпринимательства, с конца 1998 года является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательству (МАППП). Был достигнут некоторый прогресс в устранении обусловленных экономической политикой барьеров на пути новых предприятий, в том числе в сентябре 1998 года был принят новый федеральный закон для снижения лицензионного бремени, и Антимонопольным комитетом были приняты принудительные меры против антиконкурентной практики исполнительных органов на региональном и местном уровнях18.

Учитывая широкое распространение  и глубину проблем, нужны более  сильные централизованные действия. В частности, чрезвычайно важно  оптимизировать государственную политику и регулирование в целях исправления невыгодного с точки зрения конкуренции положения малых предприятий. Кроме того отмена чрезмерных и дискреционных административных правил позволяет уменьшить возможности и стимулы для произвольного бюрократического вмешательства и злоупотребления властью (дополнительный документ о качестве управления, коррупции и правопорядке в России). Реформа административных норм должна предусматривать резкое сокращение и рационализацию видов деятельности, для которых могут требоваться лицензии, путем создания положительного списка, установление лимита на общую налоговую нагрузку и количество налогов, отмену всех прав налоговых инспекторов по своему усмотрению договариваться с налогоплательщиками об индивидуальных сделках и ограничение числа контролирующих органов и частоты возможных проверок. Эти правила, принимаемые в связи с проведением реформы, должны быть точными, а их исполнение подлежит постоянной проверке. Например, ставки индивидуальных налогов не должны превышать какого-то конкретного уровня, а за должностными лицами необходимо установить контроль, чтобы предотвратить повторные посещения одного и того же предприятия чаще одного раза в определенный период. После упрощения все остальные правила, которые относятся к предприятиям на местном и национальном уровне, следует опубликовать. Необходимо обратить основное внимание на систему управления информацией, которая должна быть недорогой, реализуемой и широко доступной19.

Нельзя допускать, чтобы  региональные и местные требования противоречили федеральным правилам, а любые требования, которые превышают разрешенное число, нужно отменять. Контроль должен быть возложен на центральное Управление по дерегулированию, пользующееся прямой поддержкой Президента, чтобы отбирать центральные привилегии у любого региона, который отказывается подчиняться. Информацию о лимитах в нормирующих требованиях следует широко распространить, и создать каналы обратной связи для широкой массы предприятий для сообщения о нарушениях. С течением времени все правила, которые могут потенциально оказывать большое влияние на экономику, необходимо подвергнуть более тщательному анализу, в том числе проверить их целесообразность, прямые и косвенные затраты на их выполнение и дать оценку других альтернатив20.

Устранить препятствия  на пути прямых иностранных инвестиций путем отмены преград в тех  отраслях, где ПИИ либо запрещены, либо ограничены, но также путем усиления защиты прав собственности и неукоснительного исполнения контрактов, обеспечив одинаковое обращение с иностранными и отечественными предприятиями21.

Объем иностранных инвестиций является чрезвычайно низким в сравнении с численностью населения, размером рынка и обеспеченностью факторами производства. Для стимулирования конкуренции и нововведений чрезвычайно важно: предоставить недискриминационный режим иностранным инвесторам на национальном уровне как в отношении права создавать предприятия, так и в отношении операций после их создания; запретить введение новых мер, касающихся торговых аспектов инвестиционных правил, и поэтапно отменить существующие правила (например, меры местного назначения и меры, связанные с торговым балансом, в том числе такие, которые запрещены ВТО в отношении ПИИ); дать свободу проектам ПИИ с учетом всех связанных с инвестициями трансфертов, включая прибыли, роялти, право компенсации за конфискацию, реквизиции и прочие гарантии; предусмотреть обязательный к исполнению международный арбитраж в случае разногласий между инвестором и государством и подчиняться нормам международного права в отношении экспроприации, т.е. экспроприация только в государственных целях и при наличии быстрой, адекватной и действенной компенсации. Эти меры применяются в дополнение к снижению неопределенности в отношении долгосрочной макроэкономической стабильности и, в более широком плане, к укреплению защиты прав собственности и контрактов22.

Учитывая, что инвестиции идут следом за торговлей, правительство должно активно создавать условия для развития внешнеторговых отношений между местными и иностранными фирмами путем укрепления организаций, которые предоставляют информацию о рынке, услуги по контролю качества и сертификации, особенно небольшим предприятиям с ограниченным опытом экспорта или с сильным потенциалом. В целях стимулирования обмена знаниями одновременно с притоком капитала правительству необходимо рассмотреть вопрос о выполняемой под руководством профессионалов программе содействия инвестициям, включая программу обратной увязки инвестиций с другими вопросами для привлечения крупных иностранных и местных корпораций с самой лучшей практикой работы к обучению и использованию более мелких местных поставщиков производственных ресурсов и компонентов23.

Ускорение либерализации  торгового режима, включая снижение временных протекционистских мер и скорейшее вступление в ВТО.

Информация о работе Анализ основных показателей развития предпринимательства в Российской Федерации