Проектирование изданий учебной литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 14:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является разработка проекта полиграфического книжного издания на примере учебного издания. Учебник — книга для систематической работы, для изучения материала, а не просто для чтения. Этим и определяются основные свойства учебной книги, проявляющиеся в изложении материала и характере его полиграфического оформления. В данной курсовой работе рассматриваются особенности оформления учебных изданий, правила вёрстки, а также необходимое для допечатной подготовки оборудование и программное обеспечение.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….6
1.Общие сведения о книге
1.1.Издание книги………………………………………………………………8
1.2.Книга и ее элементы………………………………………………………10
1.3.Требования к верстке книжного издания………………………………..13
2.Проектирование учебного издания
2.1.Общие сведения. Типы учебных изданий………………………………17
2.2.Требования к языку и стилю произведений……………………………..19
2.3.Иллюстративный материал учебного издания………………………….21
2.4.Макет учебного издания………………………………………………….22
3.Разработка проекта полиграфического издания
3.1.Допечатная подготовка…………………………………………………...27
3.2.Выбор оборудования……………………………………………………...30
3.3.Выбор программного обеспечения………………………………………32
3.4.Автоматизированное рабочее место……………………………………..33
3.5.Расчет объема издания……………………………………………………35
Заключение……………………………………………………………………...37
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

 

 

1.3.Требования  к верстке книжного издания

 

 Набор и верстка должны выполняться в строгом соответствии с разметкой оригинала, макетом верстки (если таковой представлен издательством) и указаниями издательской спецификации. Оригиналы должны точно соответствовать требованиям ДСТУ 7.3–77 «Оригиналы текстовые авторские и издательские».

К общим правилам набора и верстки относятся:

Нормальный  размер пробела между словами  во время набора равен одному символу.

В наборе не должно быть коридоров, т.е. совмещения пробелов между словами по вертикали (или  наклонной линии) в трех и больше смежных строках.

Абзацные отступы  должны быть одинаковыми во всем тексте.

Последняя строка абзаца должна быть длиннее абзацного  выступа не менее, чем в 1,5 раза.

Если набор  выполняется без абзацного выступа, то последняя строка должна быть неполной.

Длина строки должна быть не больше 60 – 65 символов.

На странице должно быть 30 – 40 строк.

Нижняя граница  текста на предыдущей странице должна быть ниже, чем начало текста на следующей  или не менее 5 строк.

Последняя страница главы (если главы начинаются с новой страницы) должна выглядеть заполненной хотя бы наполовину. 

К правилам переносов  относятся:

Не допускаются  переносы, которые искажают смысл  слова.

Нельзя переносить аббревиатуры, которые пишутся большими буквами типа УНР, КПИ, МФО.

Нельзя разрывать переносом такие сокращения, как и т.д., и т.п. и подобные.

Нельзя разрывать  переносом цифры, которые составляют одно число. При необходимости можно  разрывать числа, соединенные знаком тире, но тире остается в предыдущей строке: 1985  - 1990, X – XI ст.

Нежелательно  отделять инициалы от фамилий.

Не желательно отделять сокращенные слова от имен и фамилий:

проф. Петренко, т. Иванов.

Нельзя отделять цифру со скобкой или точкой от следующего слова.

Не желательно отделять цифры от следующих сокращенных слов и названий единиц измерения.

Нельзя отделять для переноса знаковые обозначения  от следующих или предыдущих цифр: 50%, $ 10, № 25.

Не желательно, чтобы знаки переноса были более  чем в двух смежных строках.

Нельзя, чтобы  между знаком переноса и частью слова был пробел.

Нельзя, чтобы  знаком переноса начиналась строка.

Нельзя переносить знаки препинания.

Знаки и цифры  набираются по следующим правилам:

Нельзя, чтобы  между разделительными знаками, кроме тире, и словом был пробел.

Тире точки  перед словом нельзя отделять пробелом.

Тире между  цифрами нельзя отделять пробелами: 20 – 30.

Тире между  словами отделяется пробелом. В комбинациях  типа, - или - пробел отсутствует.

В прямой речи тире справа отделяется пробелом.

Дефис не должен отделяться пробелами.

Кавычки нельзя отделять пробелам от слов.

Кавычки набираются тем же шрифтом, что и текст.

Между знаком номера и параграфа и цифрами обязателен пробел: № 10, § 2.

Знаки градусов, процентов, минут, секунд нельзя отделять пробелом от цифры: 6%. Сокращения, идущие за знаком градуса, отделяются пробелом: 20° С. Два знака номера или параграфа пишутся вместе: №№, §§.

Между цифрами, которые обозначают разные единицы  – сотни и тысячи, тысячи и  миллионы делается пробел: 4 655 210. Обозначение номера и дроби нужно набирать без пробела: №125, 3.456.

Знаки + и - не отбиваются от цифры: +10.

Дроби записываются без пробела: 4/7.

Для обозначения  десятых и тысячных дробей используется точка: 6.35.

Слово после  порядкового номера отделяется пробелом.

Набор заголовков:

В многостраничных заголовках каждая строка должна иметь определенный смысл.

Не рекомендуется  заканчивать заголовок служебными частями речи.

Переносы в  заголовках не допускаются, за исключением  многострочных заголовков.

Набор таблиц:

Таблицы набирают шрифтом следующих кеглей: текст 12 – таблица 8, 10; текст 10 – таблица 6, 8; текст 8 – таблица 6, 8.

Строки в  заголовках граф должны быть расположены  горизонтально и выключены по центру.

Если ширина заголовка меньше высоты графы заголовка, то строка набирается вертикально.

Если таблица занимает две и больше страниц, то графы нумеруются, и на следующей странице заголовков граф включает только порядковые номера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проектирование учебных изданий

 

2.1. Общие сведения. Типы учебных изданий

 

Учебник — книга для систематической работы, для изучения материала, Цель учебной литературы — объяснить научный материал в сжатой форме, в четкой системе. Цель оформления — максимально способствовать усвоению материала, сделать книгу удобной, отвечающей педагогическим и утилитарным требованиям. Этот комплекс требований согласно назначению и целям обуславливает ряд свойств и типовых особенностей учебной книги, которые в общих чертах едины для разных изданий этого типа. Все учебные издания соответственно квалификации и подготовленности читателей, а также их возрасту можно разделить на три основные группы:

I – учебники для высших учебных заведений;

II – учебники для техникумов и училищ;

III – учебники для средней и начальной школы

Данный учебник относится  к III группе.

Процесс создания учебной литературы отличается от создания произведений другого любого вида литературы тем, что автор и редактор должны определенным образом конструировать учебный материал. При конструировании необходимо исходить из двух положений:

1) учебное издание — одно из основных средств обучения и является элементом учебного процесса;

2) учебное издание  — отражает определенную область  знания или сферу деятельности.

Принадлежность того или иного издания к группе учебных изданий определяется, прежде всего, тем, предназначено ли оно специально для обеспечения работы учебного заведения или нет.

Учебник - основное учебное  издание по дисциплине. Содержит, прежде всего, базовые знания предмета. Включает апробированные данные и сведения, раскрывает методические аспекты получения знаний в той или иной области, дает характеристику важнейших процессов и явлений, составляющих «школу» данной дисциплины.

Материал организован  таким образом, чтобы обучаемый  имел возможность самостоятельно освоить  смысл изложения.

Изложение должно быть последовательно, системно, логически обосновано, причем характеристики процессов и явлений должны быть целостны, ориентироваться на конкретные категории обучаемых.

Учебник создается с  учетом специфики уровня знаний и  возможности восприятия информации обучаемым. Данное издание дает полное представление об учебной дисциплине.

Объем и структура  учебника определяются соответствующей  учебной программой, которую учебник  охватывает целиком.

Содержание учебника отражает определенную систему знаний, составляющих основное ядро сведений по данной науке, сфере деятельности, отрасли или их разделу (направлению). Кроме того, учебник включает характеристику методов получения и использования знаний в данной области, а также методологические основания, определяющие базовые законы и закономерности функционирования и развития отраженной в учебнике деятельности или области знания, ключевые проблемы и важнейшие тенденции развития данной науки, сферы деятельности или их раздела (направления). Теоретические и технические вопросы рассматриваются во взаимосвязи, характеристики знаний и их использования представляются последовательно, во взаимодействии.

По содержанию различают  общие и специальные учебники. Общие учебники содержат фундаментальные знания гуманитарного, естественнонаучного, технического характера, составляющие основу информационной культуры. Специальные учебники содержат профессиональные знания по профилю каждой специальности.

Учебник для высших учебных  заведений  по характеру информации сближается с научной монографией, так как логика учебного предмета соответствует, как правило, логике науки, методы изложения и система терминов соответствуют традициям науки. В то же время отбор информации отличает учебник от монографии: в него включается не оригинальный, а уже апробированный материал.

Методика изложения  материала и методический аппарат дают возможность самостоятельно овладевать содержанием учебника. Комплекс учебников вуза по общим и специальным дисциплинам дает необходимый объем знаний, нужных специалисту соответствующего профиля деятельности.

  

 

2.2.Требования  к языку и стилю произведения

 

Язык учебного издания  — основное средство передачи информации, реализации основных функций.

Язык учебного издания  должен быть ясным и четким, понятным для соответствующей категории учащихся.

Язык учебной книги  должен быть связан со специфическим  языком соответствующей науки или  сферы деятельности. Автору необходимо полно и корректно использовать основной терминологический фонд данной сферы деятельности, стандартизованную лексику и фразеологию.

При изложении материала  необходимо добиться единообразия в  постановке сходных проблем, в использовании  терминов и понятий, в развертывании  рассуждений, в составлении формулировок, выводов.

Язык и стиль должны соответствовать принятым литературным нормам, подчиняться обучающим и общеобразовательным задачам.

Особое значение имеет  работа редактора над терминами  и понятиями. Главное требование: все термины должны раскрываться и объясняться по ходу развития темы.

Анализ терминов и  понятий является важной составной частью редакторской работы.

Термин — это слово (или сочетание слов), являющееся точным обозначением определенного  понятия какой-либо области науки, техники, искусства, общественной жизни  и т.п. Надо сказать, что в каждой области сложилась своя терминосистема, которая постоянно развивается.

Понятие — логически  расчлененная мысль, отображающая общие  и существенные признаки предметов  и явлений.

Не все понятия обозначаются терминами, однако при употреблении понятий в учебном тексте необходимо обеспечивать обозначение одним и тем же понятием одного и того же явления.

Надо сказать, что термины  раскрывают профессиональную основу дисциплины — то особенное, что характеризует  данный предмет, выделяя его из общеупотребительной  бытовой лексики.

Термины и понятия, вводимые в учебную книгу, выполняют функцию  системообразующего элемента в структуре  учебного материала, причем они акцентируют  внимание обучаемого на отдельных фрагментах текста.

Искусство введения термина  в учебный текст приобретает большое значение для овладения материалом, усвоения его содержания, так как термины и понятия концентрируют внимание обучаемого на основных процессах и явлениях отрасли промышленности, культуры или области знания, структурируют материал, дают возможность познать методы и аспекты характеристики объектов и явлений. Анализируя терминологию учебных изданий, редактор должен ориентироваться на основные требования к употреблению терминов и понятий, включаемых в произведение.

 

 

2.3.Иллюстративный  материал учебного издания

 

Под иллюстративным материалом следует понимать комплекс изображений и элементов, непосредственно связанных с изображением. Иллюстративный материал следует рассматривать как включающий собственно изображение, словесное сопровождение, входящее непосредственно в изображение, и подпись к изображению. Кроме того, можно считать особо тесно связанной с иллюстративным материалом всю систему ссылок на изображение в основном словесном тексте.

Иллюстрация в учебном  издании - явление очень сложное  и многозначное, поэтому не существует какой-либо одной классификации, пригодной для анализа всего этого многообразия. По этой причине будет изложено несколько классификаций. Каждая из них должна раскрыть одну из сторон иллюстраций в этом виде изданий.

 Если систематизировать доступные для изображения объекты, то можно будет выделить наиболее часто используемые в учебниках «предметы изображения», т.е. бессюжетные.

 Предлагаемая классификация  дает возможность анализировать  изображения в готовом учебном  издании, сопоставляя их с тем, что является предметом изложения и предметом познания, и, таким образом, определять, как именно то или иное изображение реализует определенные научно-педагогические принципы. Но, что еще важнее, предлагаемая классификация в руках автора, редактора и художника может стать инструментом для создания списка иллюстраций, может помочь отобрать такие темы для них, которые будут в учебнике «работать» на реализацию педагогических принципов.

Сюжетное изображение, не включенное в данную классификацию, всегда будет комплексным, т.е. оно будет, раскрывая сюжет, показывать и внешний облик, и устройство, и динамику. Сюжетные изображения встречаются в учебниках по языкам, по литературе (чтению), по математике (в начальных классах), по истории. Они представлены либо рисунками, либо фотографиями. В учебниках по другим дисциплинам сюжетные иллюстрации встречаются очень редко и не являются ведущими.

Информация о работе Проектирование изданий учебной литературы