Оппозиция в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 13:52, дипломная работа

Описание работы

Выделяются два основных типа оппозиции – внесистемная (структурная) и системная. К первому типу принадлежит партии, которые сотрудничают с правительством на условиях последнего и представлены в различных органах власти (Государственная Дума, региональных органах власти и т. д.), «внепарламентскую системную оппозицию», в которую входят зарегистрированные Министерством юстиции РФ партии, но не вошедшие в парламент (партия «Яблоко») и «внесистемную оппозицию» (или «несистемную оппозицию») состоящая из незарегистрированных партий и движений.

Файлы: 1 файл

Дашин.docx

— 57.72 Кб (Скачать файл)

1.2 Виды и действия политической  оппозиции

 

Выделяются два основных типа оппозиции – внесистемная (структурная) и системная. К первому типу принадлежит  партии, которые сотрудничают с правительством на условиях последнего и представлены в различных органах власти (Государственная  Дума, региональных органах власти и т. д.), «внепарламентскую системную  оппозицию», в которую входят зарегистрированные Министерством юстиции РФ партии, но не вошедшие в парламент (партия «Яблоко») и «внесистемную оппозицию» (или «несистемную оппозицию») состоящая  из незарегистрированных партий и движений.

Все зарегистрированные партии России: Всероссийская политическая партия «Единая Россия», Политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации», Политическая партия «Либерально-демократическая партия России», Политическая партия «Патриоты России», Политическая партия «Российская объединенная демократическая партия «Яблоко», Политическая партия «Справедливая Россия», Всероссийская политическая партия «Правое дело».

Просмотрев уставы политических партий РФ, можно сделать вывод, что  по ним невозможно провести четкую границу в мировоззрении этих организаций. Цели партий, которые должны показывать основную ее направленность и специфику, до боли схожи и не могут дать избирателю ясное представление о будущих действиях этой группы единомышленников.

Краткий обзор пространства публичной политики современной  России позволяет выделить следующие  представления о том, какие именно политические структуры могут считаться  оппозиционными1.

1) Официальное представление  – это поддерживаемая телевидением  и кругом лояльных правительству  экспертов и политологов точка  зрения, в соответствии с которой  в России есть: «системная оппозиция», представленная в нижней палате  парламента фракциями Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ), Либерально-демократической партии России (ЛДПР) и партии «Справедливая Россия»;  внепарламентская системная оппозиция, в которую входят зарегистрированные Министерством юстиции РФ партии, но не вошедшие в парламент (партия «Яблоко»); внесистемная оппозиция, состоящая из незарегистрированных партий и движений (Национальная Ассамблея, Объединенный гражданский фронт, Солидарность, Российский народно-демократический союз, Левый фронт и т.д.).

2) Неофициальное представление  – это такое представление,  в рамках которого ни одна  из партий, прошедших через процедуру  официальной регистрации, не может  быть оппозиционной. Все общественные  объединения, у которых имеются  реальные признаки оппозиционности,  отсеиваются на этапе регистрации  и по закону не могут быть  допущены к выборам в федеральный  парламент и региональные представительные  органы власти.

В первую очередь, необходимо определиться с тем, можно ли объективно считать «системную оппозицию» реальной. Для этого потребуется проанализировать действия существующих парламентских  партий.

КПРФ была создана в  феврале 1993 года как восстановленная  Коммунистическая партия Российской Советской  Федеративной Социалистической Республики. Политическая деятельность КПРФ всегда характеризовалась отсутствием  каких-либо решительных действий, принципиально  противоречащих позиции власти. При  этом не скрывалась готовность к торгу  с властью при решении каких-либо важных для правящей группы вопросов2. Со временем стало очевидно, что для КПРФ во главе с Зюгановым важнее сохранить ранее достигнутые позиции, чем приобретать новые. Следствием этого пассивного курса стала утрата партией статуса ведущей парламентской фракции после выборов 1999 года и дальнейшее скатывание в парламентское меньшинство. Потенциал КПРФ неуклонно слабел от года к году, что подтверждалось итогами выборов в региональные органы власти. На протяжении всех этих лет руководство КПРФ систематически пресекало любые попытки ротации руководящих кадров, модернизации организационной структуры, идеологии и методов деятельности, поскольку обоснованно опасалось утратить свой статус. Партию начали сотрясать внутрипартийные скандалы, и многие видные члены ЦК КПРФ, несогласные с Зюгановым, были исключены из партии либо вышли из нее сами. Разгромные поражения КПРФ на парламентских выборах 2007 года и на выборах президента России в 2004 и 2008 годах логически продолжали процесс разложения КПРФ. Теперь КПРФ (точнее, то, что от неёеосталось), продолжая громогласно заявлять об оппозиции правящему режиму, имеет внушительное финансирование согласно закону со стороны этого самого «антинародного» режима. В 2009 году касса партии была сформирована за счет федерального бюджета чуть ли не наполовину: 160 млн. руб. из 378 млн. руб. (что на 20 млн. руб. больше, чем в 2008 г.).

 Таким образом, КПРФ  не является реально оппозиционной  партией.

ЛДПР была создана в  феврале 1989 года как Либерально-демократическая  партия Советского Союза. Реальная идеологическая программа партии явно не соответствует  ни принципам либерализма, ни основам  либеральной демократии. Сложно найти  политолога или другого эксперта, который бы искренне полагал, что  ЛДПР является оппозиционной партией, хотя все время своего существования эта партия позиционировала себя именно в качестве непримиримой оппозиции. Действительная же роль, которая была отведена ей со стороны правящей группы, заключалась в нейтрализации влияния на выборах наиболее маргинального и протестного электората. В связи с этим неуместно даже ставить вопрос о том, является ли ЛДПР реальной оппозицией в современной России.

Партия «Справедливая  Россия» была создана в октябре 2006 года путем слияния трех прокремлевских партий – «Родины», Российской партии пенсионеров и Российской партии жизни. Учитывая, что прямое участие в создании объединённой партии принимала администрация президента России, вопрос об оппозиционности этой партии, хотя и она тоже позиционирует себя в качестве оппозиции (несмотря на то, что её лидер является спикером верхней палаты федерального парламента), также неуместен.

Партия «Правое дело»  была создана в ноябре 2008 года по тому же методу, как и «Справедливая Россия» – объединением трех прокремлевских партий («Союза правых сил», Демократической партии России и «Гражданской Силы»). Контроль над процессом со стороны администрации президента России даже не скрывался.

Наиболее последовательно  на демократическом фланге работала партия «Яблоко». С 1993 года эта партия позиционировала себя как «принципиальная» оппозиция. Ее лидер Григорий Явлинский неоднократно выступал с критикой правительственного курса и, в целом, политического режима. В 1993-2004 годах фракция «Яблока» было представлена в нижней палате парламента, однако «Яблоко» всегда оставалось небольшой партией, чьи ресурсы были недостаточны для изменения статус-кво. Проблемой также оказалась давно ставшая притчей во языцех неспособность к политическому объединению, присущая, в том числе, руководству этой партии, из-за чего ей не удалось объединиться даже с такой, казалось бы, идеологически близкой структурой, как партия «Союз правых сил».

 «Яблоко» никогда не  имело возможности оказывать  влияние на принятие каких-либо  стратегических, важных решений  в стране. Поэтому единственным  вариантом для него оставалась  позиция демонстративного выражения  несогласия с правящей группой  по любому вопросу, но такие  действия имели своей целью  лишь привлечение общественного  внимания, и то неудачно. Трата  большая история про партию  нам не нужна. Окончательный упадок партии был ускорен ее собственным руководством, избравшим пассивную тактику; там же, где «Яблоко» проявляло активность, обладало авторитетом и влиянием (Санкт-Петербург, Карелия), региональные организации исключались из участия в выборах. По этой причине численность активистов партии неуклонно сокращалась, присутствие в информационном пространстве минимизировалось, а финансовые ресурсы иссякали3. К 2009 году процесс медленного разложения «Яблока» приобрел необратимый характер, и его не остановила даже отставка лидера партии Григория Явлинского. Всё это означает отсутствие шансов на приход к власти и фактическую бессмысленность дальнейшего существования партии как оппозиционной организации.

Что касается внесистемной оппозиции, то здесь дело обстоит  сложнее. В феврале 2005 года бывший премьер-министр  России Михаил Касьянов выступил с  публичной критикой Кремля и объявил  о своём переходе в оппозицию  правящей группе. Он обвинил действующую  власть в демонтаже демократических  основ конституционного строя (отмена выборов губернаторов регионов и  глав муниципальных образований; запрет на выдвижение в нижнюю палату парламента любых общественных объединений, кроме  партий; повышение до 7 % «проходного» барьера на выборах в Думу) и  заявил, что в России нет ни разделения властей, ни независимой судебной системы, ни свободы СМИ, ни защиты частной  собственности. Конечно, Касьянова  начали во всём обвинять. Также во время  поездок по стране и встреч с избирателями экс-премьер начал подвергаться постоянным преследованиям со стороны активистов прокремлевских молодежных движений - «Наши», «Молодая гвардия Единой России» и «Россия молодая». Кроме того, ему был полностью перекрыт доступ к государственным и аффилированным с государством СМИ.

Тем не менее, в апреле 2006 года Касьянов все же создал и возглавил общественное движение «Народно-демократический союз» (НДС), которым он руководит и в настоящее время. Кадровые проблемы возникли практически с самого начала деятельности НДС. В первую очередь, в движение стали вступать политические конъюнктурщики, полагавшие, что американцы решили организовать «оранжевую революцию» во главе с Касьяновым. Среди участников движения практически отсутствовали профессионалы, способные обеспечить полноценное проведение избирательной кампании. Уровень юридической подготовки и организаторских способностей активистов НДС не шел ни в какое сравнение с уровнем оппозиционных активистов, которые победили в ходе «бархатных революций» в Грузии и, тем более, на Украине.4

В июле 2006 года НДС (переименованный  в Российский народно-демократический союз – РНДС) вошел в коалицию «Другая Россия» вместе с правыми внесистемными оппозиционерами - Объединенным гражданским фронтом Гарри Каспарова, молодежным движением «Оборона», движением «За права человека» Льва Пономарева, малоизвестной молодежной организацией «Смена», а также и с ультралевыми радикалами - «Трудовой Россией» Виктора Анпилова и «Авангардом красной молодежи (АКМ). Коалиция провела три крупных публичных акции протеста, именуемых «Маршами несогласных», которые были жестоко разогнаны отрядами милиции особого назначения (ОМОН) в Петербурге и Москве. Однако попытки разработки общей идеологической платформы и согласования единого кандидата на президентских выборах 2008 года потерпели неудачу. В июле 2007 года Касьянов заявил о прекращении существования «Другой России» как оппозиционной коалиции, и, тем самым, о выходе РНДС из нее. Это произошло, когда переговоры между ним и Гарри Каспаровым о выдвижении Касьянова как единого кандидата окончательно зашли в тупик, хотя Эдуард Лимонов уже публично поддержал кандидатуру Касьянова. В итоге внесистемная российская оппозиция в очередной раз доказала свою неспособность к объединению, и единый кандидат в президенты так и не был выдвинут.

Оставшиеся оппозиционеры  также продолжают неравную борьбу с режимом. Из них наиболее заметна активность многочисленных организаций, подконтрольных Гарри Каспарову.

В 2005 году он создал и возглавил  «Объединенный гражданский фронт», который позиционировался в качестве резко оппозиционного движения. В 2006 году ОГФ вошел в коалицию «Другая Россия», отметившись участием в организации «Маршей несогласных».

В 2008 году ОГФ также выступил одним из инициаторов создания очередного общественного движения под названием  «Солидарность».

«Солидарность» позиционируется  как наконец-то свершившееся объединение  всех остатков демократической оппозиции. Это вызвало резко негативную реакцию «Яблока», которое даже в  названии партии имеет словосочетание «Объединенная демократическая» (что, по мнению руководства «Яблока», значит, будто именно оно является объединением всей демократической оппозиции). По этой причине «Яблоко» сделало ряд  заявлений, в частности, о том, что  «Солидарность»5:

1. основана на взглядах  идеологов и исполнителей политики, проводившейся в 1990-х годах;

2. не имеет четко выраженного  отрицательного отношения к результатам  политики руководства страны  в течение 1990-х годов;

3. создана вместе с  политическими деятелями, причастными  к коррупции в 1990-х годах,  когда они были у власти;

4. имеет непрозрачное  финансирование.

Однако до тех пор, пока оппозиция в России не предложит  программы, которые учитывали бы интересы не только среднего и крупного бизнеса, но и более широких слоев  общества, никто не пойдет за их лидерами, многие из которых скомпрометировали  себя в 1990-е годы. Сильно воздействовать на население «Солидарность» не способна по одной простой причине: все  ключевые фигуры все равно из прошлого. И у населения это четко  ассоциируется с разочарованием в том, что произошло в стране в 1990-х годах. Поэтому у «Солидарности» остается очень узкая, ограниченная ниша либерального уличного движения, которую оно и занимает.

Что касается ультралевых  радикалов, то они представлены на сегодня  Национал-большевистской партией Лимонова, одновременно входящей в «Другую  Россию», и так называемым «Левым фронтом», в который входят активисты  АКМ (Авангарда красной молодёжи) и еще более мелких малоизвестных организаций. Ресурсов у этих организаций (как вместе, так и по отдельности) мало, и в настоящий период они вряд ли способны предложить обществу нечто большее, чем громкие акции протеста на грани хулиганства из нескольких десятков человек под популистскими лозунгами. Их позиционирование вполне укладывается в рамки маргинальной ниши, далекой от любых крупных побед на политическом фронте.

Информация о работе Оппозиция в России